Происхождение государства и права
Власть и социальные нормы в первобытных обществах
В современной литературе по археологии, антропологии и этнографии отмечается, что около 2-1,5 миллионов лет назад человек, выделившись из мира животных, жил в условиях первобытного стада. Позднее люди объединялись по родственным связям в родовые общины, что явилось основной организации первобытного общества. Последнее характеризовалось общественной собственностью на орудия и средства производства, равномерным распределением общественного продукта между членами рода, низким уровнем развития производительных сил, отсутствием прибавочного продукта в каждой родовой общине. Позднее рода объединялись в племена и возникали племенные объединения или союзы.
Власть при первобытном строе носила сугубо общественный характер и была основана на личном авторитете старейшин, военных вождей, жрецов, которых избирали на общем собрании всех членов рода. Кроме того, власть основывалась на личных достоинствах и уважении каждого члена к месту старших. Вместе с тем, в силу практической необходимости и для регулирования общественных отношений между членами рода в первобытном обществе стали складываться относительно устойчивые правила поведения, т.е. исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате их многократного повторения вошли в привычку и стали жизненной потребностью людей 1) обычаями регламентировались все сферы деятельности всех членов первобытного общества и действовали они в комплексе с нормами, мерами религиозных обрядов и ритуалов.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в догосударственном обществе общественная власть и социальные нормы (правила поведения) полностью соответствовали его экономическому, социальному и духовному развитию каждого члена родового общества.
Общие закономерности и причины возникновения государства
Дальнейшее развитие племенных объединений родов послужило основанием для начала разложения первобытнообщинного строя. Данный период характеризуется переходом от присваивающей экономики к производящей, который получил название неолитической революции, имевшая место 10-15 тысяч лет тому назад.
В её основе лежала три крупных общественных труда. Первое - было связано с отделением скотоводства от земледелия, что привело к излишкам продуктов и последующему ох обмену; второе – отделение ремесла от земледелия и скотоводства, что привело к производству большого количества продуктов (излишков), которые, как правило, сосредотачивались в руках старейшин и вождей. Третье – было связано с развитием обмена, появлением рынка и купцов, как отдельного социального слоя. Кроме того, возможность создания запасов продуктов приводит к появлению частной собственности отдельных семей.
Таким образом, переход от присваивающей экономики к производящей, а также имущественное и социальное расслоение общества на классы с неизбежностью требовало новых форм. Организации и управления обществом. В этой связи, Ф. Энгельс в своей работе отмечал: «Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствиями – расколом общества на классы». 1) В этой связи, указанные выше обстоятельства послужили основанием для формирования особой организации публичной власти каковым явилось государство.
Следует также заметить, что именно в этот период, который у разных народов не совпадал по времени, произошло «разделение» путей развития человечества на «восточный» и «западный».
Восточный путь возникновения государства характерен для самых древних государств, которые возникли 5 тысяч лет назад в долинах таких крупных рек, как, Нил, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило резко повысить производительность труда. Поливное земледелие требовало огромных по объёму работ – устройства каналов, дамб и других ирригационных сооружений. Всё это определяло, прежде всего. Необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления. Вместе с тем, сохранились сельскохозяйственные общины, а следовательно, и общественная форма собственности на основное средство производство – землю. Таким образом, одной из главных предпосылок образования государства и классов по восточному типу было использование властвующими слоями и группа сложившегося аппарата управления различных форм контроля над экономическими, политическими и военными функциями.
Таким образом, Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.
Западный (европейский) путь возникновения государства характеризуется тем, что ведущим государство образующим фактором на территории Европы, явилось классовое разделение общества, формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства – скот и др. Кроме того, по идее развития частной собственности растёт влияние экономически сильной группы. Которая стремиться ослабить роль народного собрания, базировка (выступавшего военноначальником, верховным жрецом, верховным судьёй) с целью передачи власти своим представителем. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов и др. факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организационная форма общества – государство.
Говоря об особенностях образования права, следует отметить, что процесс возникновения государства и права протекал одновременно, в их тесной взаимосвязи.
При этом на Востоке, где право возникло и развивалось под воздействием религии и нравственности, где основными источниками являлись различные религиозные положения, Законы и поучения. В Европейских же странах наряду с обычным правом развивалось и прецедентное право.
Основные теории происхождения государства и права
Говоря об основных нормах происхождения государства, следует отметить, что они стали возникать вместе с последним, отражая определенный уровень развития экономического строя и общественного сознания.
В юридической литературе учеными-юристами рассматриваются следующие основания норм происхождения государства:
1. Теологическая или божественная теория (Аквинский, Маритен, Мерсье и др.) выходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что государство есть продукт божественной воли, в связи с чем государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.
Таким образом, основной смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от Бога».
Следует также отметить что официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что бог, создав государство и право, не указал, ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы правления, ни методы властвования. Поэтому данная позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию и политической реальности нашего времени.
2. Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.). Они считали, что государство происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. В этой связи государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. При этом государственная власть, по мнению сторонников данной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти государя, монарха есть патриархальная власть главы семьи.
3. Договорная (естественно-правовая) теория (Гоббс, Руссо, Радищев и др.). Объясняют происхождение государства заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Кроме того, основой данной нормы является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. При этом Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы; Локк, говоря о естественном состоянии человека отмечал, что оно выражается в его неограниченной свободе. Таким образом, основатели и продолжатели данной теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, отмечал Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор. Кроме того, положительной стороной данной теории является признание приоритета естественного права над позитивным.
4. Теория насилия (Гумилович, Дюринг, Каутский и др.). Представители данной теории считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания, а поэтому возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия.
В этой связи государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические насилия между победителями и побежденными. Классическую форму выражения сущности данной теории высказал Л. Гумилович. Оно считал, что исходя из примеров образования ряда государств Европы и Азии, государство возникает в ходе «естественного отбора» (т.е. борьбы с соседними племенами), вследствие завоевания сильными племенами слабых, при этом победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные – «класс рабочих и служащих». В этой связи вследствие подчинения одного класса людей другому, а также для управлениями завоеванными народами и территориями нужен был аппарат принуждения каковым и стало государство.
5. Психологическая теория (Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.). Ее сторонники считали, что государство и общество есть сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений. Сущность данной теории состояла в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Иными словами суть данной теории заключалась в попытке объяснить возникновение государственно-правовых явлений и осуществление власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
6. Расовая теория (Гобино, Ницше и др.). Содержание данной теории составляли: постоянно развивающие тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас; положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй; Деление людей на высшую расу (ее представители являлись создатели цивилизации и призваны были осуществлять господство в обществе и государстве) и низшую расу (т.е. такую, которая была не способна ни только к созданию, но и к усвоению сформированной цивилизации). В этой связи высшие расы с помощью государства и права должны были господствовать над низшей, т.е. слепое и беспрекословное повиновение.
7. Органическая теория (Платон, Спенсер, Вормс, Прейс и др.). Ее представители представление о государстве сравнивали с человеческим организмом. Например, Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой сущности. Спенсер считал, что «государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому как живой организм состоит из клеток. В этой связи государство образуется одновременно со своими составными частями – людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. При этом если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально, и наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма».
8. Материалистическая (классовая) теория (Маркс, Энгельс, Ленин). Ее сторонники считали, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.
Такими образом, суть данной теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право – обычаям. В ней государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с расположением родового строя, появление частной собственности и социальном расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы которых стали противоречить друг другу. В этих новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Поэтому появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Таким образом, общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, каковой стало государство.
По утверждению представителей данной теории оно является исторически переходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.
9. Учение о государстве Гегеля. Представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея». В этой связи Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. В этой связи «государство есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит, а господствует, оно не средство, а высшая их всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности – быть достойным членом государства».
Таким образом в данном учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, полностью подчиняет ему человека.
10. Ирригационная (гидравлическая) теория (К.А. Виттерогель). В своей работе «Восточный деспотизм» возникновение государства, их первые деспотические формы он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально – бюрократического класса» порабощающего общество.
Следует также отметить, что процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем тесно были связаны с формированием многочисленного класса управленцев – чиновников, служб, защищавших каналы от заливания, обеспечивающие по ним судоходство и т.п. Указанные выше виды работ диктовали необходимость жестокого, централизованного управления, распределение, учеба, подчинение и т п.
11. Патримониальная теория происхождения государства (Гаммер). Он считал, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). В этой связи из права владения землей власть автоматически распространяется на всех людей, проживающих на данной земле.
12. демографическая теория. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.
13. Кризисная теория происхождения государства. В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов - государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности.
Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)
14. Теория «инцеста» (К. Левистросс). Он разработал и основал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновение государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.
Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли оправдано в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.
15. Социально-экономическая теория происхождения государства. У истоков этой теории – взгляды Платона, обосновывающего причины происхождения государства обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в XIX в. Завершенный характер.
Говоря об основных теориях возникновения права, следует отметить, что основные учения о происхождении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя в содержании немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Кратко рассмотрим некоторые теории происхождения права:
1. Теологическая теория – исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явлений. Вместе с тем она не отрицает наличие в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связана правом с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Эта теория опирается не на научные доказательства, а на веру.
2. Теория естественного права – отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существует позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественного права. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права были иные. Естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право рождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человека. Однако такой вывод нельзя назвать научно обоснованным.
3.Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.
4. Психологическая теория права (Л. Петражицкий) усматривает причины правообразования в психике людей. Право – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Отрицать влияние психологического фактора на воздействие и функционирования права нет оснований, однако еще меньше нет оснований считать психические переживания людей его первопричиной.
5. Марксистская концепция происхождения права является последовательно материалистической. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики. В этом и заключается несомненное достоинство данной теории.