Заключение и прекращение брака. Конкубинат
Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii (право вступать в законный римский брак) у лица, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории иностранцев (лица, не обладающие правами римского гражданства). По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства между лицами, желающими вступить в брак.
Собственно заключение брака распадается на два раздельных по своему правовому значению события: обручение и последующую брачную церемонию. В древнейшее время обручение подвластных лиц (alieni iuris) совершалось их paterfamilias без участия врачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В поздний период односторонний отказ от заключения брака после совершения обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба.
Основным моментом собственно заключения брака, создававшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей.
С развитием права в Древнем Риме шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно этому происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения между мужчиной и женщиной о совместном проживании.
Процедура прекращения браковsine тапи и сит тапи была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке сит тапи мог произойти лишь по инициативе мужа.
От брака следует отличать конкубинат, т.е. дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, не отвечающее, однако, требованиям законного брака. Конкубин не разделял социального положения мужа, а дети от такого сожительства не подпадали под его patria potestas (отцовская власть). Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.