Кодификация римского права
Первые попытки кодификации римского права
Изобилие и разнохарактерность нормативного материала объективно требовали его систематизации и объединения. Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами, составляющими сборники императорских конституций.
В конце III в. н. э. (295 г.) был создан Кодекс Грегориана (Codex Gregorianus), объединивший все императорские конституции начиная от Адриана и до конца III в. н. э. Кодекс состоял из 19 книг, книги делились на титулы с предметными рубриками. Оригинальной системы составители Кодекса не выработали, и в 13 книгах Кодекс следовал системе преторского эдикта последней редакции. В 14-й и последующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.
Дополнением к первому собранию после 295 г. стал Кодекс
Гермогениана (Codex Hermogenianus), названный так по имени составителя. Он трижды пересматривался составителем, большинство конституций были подвергнуты редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Он дополнял предыдущий кодекс конституциями до Императора Константина (IV в.)
Первым официальным собранием конституций был Кодекс Феодосия (Codex Theodоsianus). Восточно-римский Император Феодосий II (402–450 гг.) имел большие планы — опубликовать сборник императорских конституций с включением произведений юристов-классиков (jus). Но обширность программы замедлила работу, и в результате были собраны только императорские конституции. Кодекс был переслан в Рим и принят Валентинианом III, соправителем Феодосия II. Несмотря на то, что Кодекс был составлен на востоке, в западной части он имел большее влияние и продолжал применяться там, даже когда был отменен на востоке Кодексом Юстиниана. Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделенных по предметным титулам.
После разделения в конце IV в. н. э. Римской Империи на восточную и западную западная часть оказалась завоеванной германскими племенами. Там образовались королевства: Вестготское, Остготское, Бургундское, на территории которых продолжало действовать римское право; причем короли издавали в помощь судам сборники, содержащие извлечения из кодексов (leges), из сочинений наиболее известных юристов (jus) — Гая, Павла, Папиниана. Таковыми являются сборники для Вестготского королевства — Lex Romana Wisigothorum, для Остготского королевства — Edictum Theodorici, для Бургундского — Lex Romana Burgundionum.
В этот же период появляются и частные сборники. Среди тех, что дошли до нас, можно выделить сборник Fragmenta Vaticana, названный так, поскольку был обнаружен в библиотеке Ватикана. Этот сборник относится к концу IV или началу V в. н. э. и содержит отрывки из сочинений Папиниана, Павла, Ульпиана в соответствии с императорскими конституциями.
Сборник Collatio legum Romanarum et Mosaicarum относится к началу V в. н. э. и включает сопоставление текстов сочинений Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и императорских конституций с законодательством еврейского пророка Моисея.
Кодификация Юстиниана
Император Юстиниан (527–565 гг.) поставил задачу привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, очистить от устаревшего накопившийся огромный правовой материал, притом не только императорские законы (leges), как в более ранних кодификациях, но и сочинения классиков (jus) (рис. 22). Для выполнения работы 13 февраля 528 г. Юстиниан учредил особую комиссию из 10 человек, в которую вошли выдающиеся юристы того времени: Трибониан — начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов, Теофил — профессор Константинопольской школы права и др. Работа началась с императорских законов. Комиссии было поручено составить новый сборник, причем ей были даны широкие полномочия: сокращать и изменять, где нужно, старые конституции по форме и содержанию, выбрасывать устаревшие и сочинять новые конституции, размещая их в соответствующие титулы. Расположение конституций в пределах каждого титула должно было сохранять хронологический порядок.
В начале конституции должно быть указано имя издавшего ее императора, а в конце — цель издания и имя консула. Через год кодекс был готов и в апреле 529 г. должен был вступить в действие. С этого же времени теряли силу все прежние конституции. Этот сборник получил свое наименование по имени императора — Codex Gustinianus. Но до нас эта редакция кодекса не дошла.
Дигесты, их система и содержание. Систематизация сочинений юристов была поручена комиссии под руководством Трибониана. Трибониан подобрал себе в сотрудники чиновников, адвокатов из высшего суда и профессоров права из Константинопольской и Беритской (Бейрутской) школ: Теофила, Дорофея, Анатолия и др. Инструкция предписывала комиссии извлечь из сочинений юристов, наделенных jus respondendi, все, что имело практическое значение, а все ненужное и устаревшее опустить, параллельно устранив противоречия.
Комиссия была разделена на три секции, каждая из которых обрабатывала сочинения определенного характера. В первой секции изучались труды по цивильному праву, во второй — по преторскому, в третьей — сочинения Папиниана казуистического характера. Затем выдержки сводились воедино по определенной системе. Комиссией было обработано 2 тысячи книг 39-ти авторов, содержащих 3 миллиона строк, из которых отобрали 150 тысяч строк. Вся эта огромная работа была выполнена необычайно быстро — всего за 3 года, и 16 декабря 533 года
Сенату был представлен сборник “Digecta seu Pandectae”. Модестин30 декабря 533 года Дигесты стали законом.
Дигесты (Digestia — упорядоченное) — вторая часть Свода цивильного права. Одну треть всего объема Дигест составляли труды Ульпиниана, одну шестую — Павла. Сборник был разделен на 50 книг. Книги состояли из титулов, а титулы — из фрагментов. Позднее ряд фрагментов был разделен на параграфы.
Первая из 50 книг Дигест кратко освещает все вопросы истории права, источники права, описывает государственные (административные) учреждения и их задачи. Здесь говорится о субъектах права, т. е. о лицах, участвующих в обороте, их правоспособности и дееспособности. Вторая, третья и четвертая книги содержат нормы, относящиеся главным образом к суду и судебному процессу, в том числе к искам. В книгах с 5-й по 11-ю помещены нормы, регулирующие наследственные и имущественные отношения; книги с 12-й по 19-ю посвящены договорам купли-продажи, 20-я книга — залоговому праву. В книгах с 23-й по 25-ю изложены нормы, регулирующие вопросы брака и имущественные отношения между супругами. Книги 26-я и 27-я посвящены опеке и попечительству, а с 28-й по 38-ю — завещаниям, праву требования по завещанию и наследованию по закону; 40-я книга регулировала вопросы рабства и освобождения от рабского состояния, книги 45-я и 46-я — вербальные контракты. Книги 47-я и 48-я, которые сам Юстиниан назвал “страшными”, и 49-я посвящены уголовному праву и процессу.
В 50-й книге большое внимание было уделено характеристике терминов и общих понятий.
При составлении Дигест комиссии допускали изменения подлинного текста классических произведений, делали вставки — “интерполяции”, устаревшие термины и институты заменялись современными.
Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил делать к ним поправки и комментарии. Во всех сомнительных случаях право толкования закона принадлежало только императору, к которому и должен был обращаться судья за разъяснениями.
Институции. Когда работы по составлению Дигест были уже завершены, но сам сборник еще не вступил в силу, Юстиниан назначил новую комиссию. В нее вошли профессора права Теофил и Дорофей под председательством Трибониана. Перед комиссией была поставлена задача составить учебник права наподобие Институций Гая. Уже 21 ноября 533 года
Институции Юстиниана (Institutiones Gustiniani) были опубликованы. Они получили силу закона, как и Дигесты.
В основу учебника были положены Институции Гая, выдержки из Институций Флорентина, Ульпиана и некоторых других сочинений, а также ряд выдержек и извлечений из ряда позднейших институций.
Институции (Institutiones) — первая структурная часть
Свода. Институции являлись, с одной стороны, официальным источником права, с другой стороны — элементарным учебником. В сборнике излагались основные положения о лицах, вещах, юридических действиях и исках. Он состоял из 4 книг, которые делились на титулы, титулы впоследствии были разделены на параграфы. Книга первая была посвящена праву в целом, правовому положению лиц, брачно-семейному праву; вторая — вещам и вещному праву; третья — наследованию, обязательствам и договорам; четвертая — деликтам и искам.
Кодекс. Параллельно с кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием “50 решений”, были использованы в целях пересмотра уже изданного кодекса. И в 534 г. появляется новая редакция Кодекса Юстиниана (Codex repititae praelectionis), которая дошла до нас целиком. Кодекс состоит из 12 книг, тексты делятся на титулы с соответствующими названиями. В пределах каждого титула помещены те части конституций начиная с императора Адриана до года составления новой редакции, которые непосредственно содержали предписания.
Кодекс — собрание императорских конституций являлся третьей частью Свода. Книги 1, 9–12 были посвящены различным вопросам публичного права (церковного, административного, уголовного); книги 2–8 включали вопросы частного права.
Новеллы. В таком виде была осуществлена идея Юстиниана о кодификации всего римского права. Но и после кодификации правотворческая деятельность Юстиниана не прекращалась. До конца правления (565 г. н. э.) было принято еще множество конституций, реформировавших целые отрасли права. Эти конституции известны под названием Новеллы (Noveliae constitutiones).
В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы подучили в своей совокупности наименование Corpus Iuris Civilis, т. е. Свод гражданского права.
Составленные в ходе кодификации Юстиниана сборники еще пять веков служили базой научной и практической работы в Византийской Империи.
Помимо работ по кодификации Император Юстиниан в особой конституции определил и порядок преподавания в юридических школах. Материалом для преподавания могли служить только вышеуказанные сборники. Преподавание должно было продолжаться 5 лет. В первый год ученики должны усвоить
Институции и первую часть Дигест (7 книг), во второй, третий и четвертый — разные части Дигест в точно определенном порядке, в пятый год — собственно Кодекс Юстиниана. Преподавание права было дозволено только в двух школах — в Константинополе и Берите (Бейруте). Существовавшие юридические школы в Александрии и других местах были закрыты.