Римское право (Кудинов О.А., 2013)

Наследственное право Древнего Рима

Понятие и содержание наследства

Римское наследственное право было тесно связано с понятием римской семьи и институтами семейного права.

“Наследство (hereditas) — это преемство всех прав наследодателя в частноправовой сфере. Не подразумевается под понятием наследства преемство в сфере публичных прав и публично-правового статуса”. В неполном объеме наследование означало восприятие прав и обязанностей наследодателя в лично-семейной сфере: так, наследник не обязывался к выполнению прав наследодателя как мужа, брата, сына и т. д. Однако вместе с наследством переходили обязанности по опеке и попечительству, которые могли иметь и лично-семейные основания: “Благо наследства влечет обременение опекой”.

Вместе с тем наследство включало в себя не только выгоды и возможные обогащения имущественного характера; с наследством неразрывно связывались лежащие на наследодателе обязательства, в том числе и те, о которых он не имел точного представления или даже вовсе не знал. Наследство могло быть полностью обременительным, когда в его содержание входили только имущественные долги и иные неисполненные обязательства. Иначе говоря, наследство непременно подразумевало совокупность всех выгод, льгот и обременений, прав и обязанностей в целом и неразрывно; наследник по римскому праву как бы занимал то же правовое положение, что было у наследодателя к моменту его кончины, и воспринимал всю сложившуюся ситуацию в целом — в этом заключался принцип универсальности наследства, который был главным элементом, определявшим содержание наследства с точки зрения права.

Дополнительным элементом, определявшим содержание наследства по римскому праву, был принцип нематериальности наследства. Наследство не считалось чисто материальным, имущественным понятием. “Наследство — это юридическое понятие, допускающее увеличение и уменьшение; увеличивается оно главным образом за счет доходов”. Наследство было реальным, имело юридическое содержание, даже если не было предмета материального обладания, который бы переходил по наследству. В случае материальности наследство не обладало строгой и неизменной имущественной массой: оно могло увеличиваться или уменьшаться вне зависимости от чьих-то вредных действий или причиняемого ему ущерба (в наследственную массу могли поступить выплаты третьих лиц по обязательствам, сад — принести плоды, стадо — потерять в весе и т. п.). Но наследство охватывало своим понятием и содержанием все такие возможные приобретения правового характера, утраты (в том числе неправовые), иски и т. д.

Открытием наследства считался момент смерти наследодателя — физической или гражданской (вследствие уменьшения правоспособности); второй случай не создавал бесповоротности наследопреемства: если наследодатель претерпевал обратное увеличение правоспособности (выкупался или бежал из рабства, возвращал права гражданства и т. п.), наследство возвращалось обратно наследодателю. В момент открытия наследство рассматривалось как бесхозное имущество — до момента принятия наследства или вступления в действие гарантирующих мер по его сохранению. Присвоение наследства третьим лицом (не имевшим на него права ни по закону, ни по завещанию либо совершающим это присвоение неправовым способом) расценивалось не как похищение имущества (кража), а как особое преступление чисто уголовного характера, которым наносился вред публичным интересам и которое преследовалось в порядке частных уголовных обвинений любым заинтересованным лицом.

Наследование по закону

Поскольку наследование означало прежде всего принятие правового статуса со всеми предполагаемыми правами и обязанностями наследодателя (что определялось законной регламентацией), то предпочтение в определении круга возможных наследников, порядка его перехода и др. в римском праве получило наследование по закону, т. е. переход наследства не в соответствии с усмотрением наследодателя, а по предписаниям закона в отношении круга лиц, признаваемых наследниками по факту своих кровных, родственных или иных форм связей с наследодателем. Наследование по закону было предопределено римским пониманием семьи (рис. 51 и 52).

Наследование по Законам XII Таблиц

Круг наследников по закону (период Римской Империи)

В интересах законного перехода наследства выделялись два типа родства: агнатическое и когнатическое.

Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, но и все пребывавшие под властью домовладыки как их наследодателя в составе большой семьи. Исторически агнатическое родство сформировалось первым, и им определялось наследование в ранние периоды римского права.

В рамках агнатического родства возможные наследники разделялись на четыре условные степени.

Первая степень — прямые близкие (sui heredes), в число которых входили все находившиеся под властью домовладыки его кровные родственники и другие близкие, в том числе усыновленные и находившиеся in mancipii; к этой же степени относились и освобожденные дети при условии внесения ими имущественного вклада в общую массу семейного имущества; все наследники этой степени наследовали поколенно, поэтому наследственная масса разделялась на доли не соответственно общему числу наследников, а по “коленам” — условным степеням родственной общности.

Вторая степень — близкие родственники (agnati proximi), к числу которых относились братья, сестры, мать (если она состояла в браке, заключенном в форме cum manu); все наследники этой степени разделяли достававшееся им наследство поголовно, по равным долям.

Третью степень составляли все другие родственники; в более позднем римском праве круг родственников ограничивался 6—7 степенями родства (до детей троюродных братьев и сестер включительно); к этой же степени наследников относились и незаконные дети допускаемых степеней родства; наследование шло также поколенно.

Четвертую степень составлял переживший супруг (прежде всего жена), призывавшийся к наследству в случае, если не было других наследников предыдущих степеней или они не выразили желания принять наследство.

Когнатическое родство в интересах наследования устанавливалось в силу кровной семейной связи с наследодателем: наследниками (cognati) считались все непосредственные родственники без различия пола с соблюдением последовательности степеней и порядка рождения. В рамках когнатического родства возможные наследники разделялись на четыре условных класса.

Первый класс составляли прямые нисходящие родственники наследодателя: сыновья, дочери от правильного брака, а также внуки от умерших ранее детей, которым предоставлялось право наследовать вместо их родителей и в тех же долях; наследственная масса разделялась в этом случае по законным частям (первоначально все наследство в любом случае делилось на условные доли — унции: 1/12, 2/12, 1/3 и т. д.), каждая часть приходилась на одного прямого нисходящего родственника первого поколения.

Второй класс составляли восходящие и полнородные родственники: отец, мать, деды, бабки, полнородные братья и сестры, племянники по полнородным братьям и сестрам, которым предоставлялось право наследовать вместо их родителей; наследственная масса распределялась по линиям родства, причем одна линия устраняла от наследования другие.

Третий класс составляли неполнородные родственники: единокровные и единоутробные братья и сестры; они наследовали по частям, соответственно первому классу.

Четвертый класс наследников составили все остальные боковые родственники любой степени отдаленности родства и неполнокровия “до бесконечности” (ad infinitum); все они наследовали поголовно в равных долях.

Таким образом, основными принципами наследования по закону в римском праве были следующие: ближайшая степень родства полностью устраняет от наследства отдаленную, деление наследственной массы главным образом происходит по так называемым степеням и линиям, а внутри степени и линии в равных долях в зависимости от числа наследников одного уровня или степени; последнее обстоятельство сформировало особое право представления в наследовании по закону — право наследовать долю, пришедшуюся бы твоему родителю, если бы он был жив.

Наследование по завещанию

3.1. Общая характеристика наследования по завещанию

Римское право признавало законным распоряжение полноправного лица относительно остающегося после него наследства в виде индивидуального акта — завещания (testamentum).

Завещание, как правило, охватывало имущественную часть наследства, и в этом смысле оно было выражением собственнических прав, продолжением права частной собственности.

Право на завещание, или завещательная способность (testamenti factio), было важным элементом общей гражданской правоспособности римлянина. Подразумевалось, что не все лица могут делать завещательные распоряжения, т. е. обладать активной завещательной способностью, и не все лица могут принимать наследство по завещанию, т. e. иметь пассивную завещательную способность.

3.2. Завещательная правоспособность

Активной завещательной способностью обладали только совершеннолетние полноправные римские граждане, признававшиеся лицами sui juris, а также не подвергшиеся ограничению в правах; не могли делать завещаний расточители, безумные (т. е. находившиеся или те, которые должны были находиться под опекой или попечительством, причем римское право допускало и признание такой необходимости post factum, что давало возможность объявить уже данное завещание недействительным), лишенные права быть свидетелем (в качестве публичного ограничения в правах).

Ограниченной завещательной способностью обладали женщины (требовалось согласие опекуна; в более позднем римском праве женщина стала обладать почти полной свободой завещания в отношении лично ей принадлежавшего имущества, но никаких других прав и обязательств наследство по женской линии не передавало), сыновья в римской семье — сословно неполноправные лица. Подразумевалось, что лишаются права делать завещания лица, обвиненные в преступлениях “оскорбления величия” народа или монарха, состоящие в браке запрещенных степеней родства, клеветники, осужденные на политическую смерть. Активной завещательной способностью необходимо было обладать непрерывно в течение всей жизни, в противном случае обладание ею на момент смерти требовало специального удостоверения.

Пассивной завещательной способностью, т. е. правом получить что-либо по завещанию, равно как и право вообще быть назначенным наследником в завещании (даже если потом ничего не будет получено реально), в римском праве обладал более широкий круг лиц. С некоторыми ограничениями ею обладали и женщины, и сословно неполноправные субъекты (в отношении последних право быть наследником подразумевало наличие требования об обретении свободного состояния на момент принятия наследства). Сохранялись все ограничения на принятие по завещанию для лиц, обвиненных в государственных или религиозных преступлениях. Пассивной завещательной способности были лишены так называемые лица неопределенные (personae incertae) — нельзя было завещать не только лицу, не обладавшему определенным гражданским статусом, но также лицу с неподобающими половыми, возрастными и т. п. характеристиками.

Допускалось делать завещания в пользу еще не родившихся детей (postumii) наследодателя, но их завещательная способность была, во-первых, краткосрочной (не более 10 месяцев со дня смерти отца), во-вторых, обставлялась целым рядом условий о качестве брака и т. п. Преемниками наследства по завещанию могли быть и юридические лица — но только публичного права. Обладание пассивной завещательной способностью должно было быть неизменным и на момент составления завещания, и на момент смерти наследодателя, и на момент принятия наследства.

3.3. Форма завещания

Требования к активной и пассивной завещательной способности лица предопределяли довольно строгие требования и к форме завещания.

Наследник в завещании должен быть назначен персонально и поименно (за исключением строго оговоренных случаев наследства postumii). Возможно было подназначение наследника, но также персональное и поименное (на случай, если первый наследник умрет, обезумеет, совершит преступление и т. д.) — так называемое substitutio.

Завещание могло быть сделано в устной и в письменной форме. Устное завещание (testamentum per nuncupationem) развилось из семейных распоряжений древнейшей эпохи и главенствовало в римском праве классической эпохи. Устное завещание предписывалось делать в виде торжественной процедуры, сходной с процедурой отчуждения-манципации, либо с участием народа (в куриатных комициях), либо перед 7 свидетелями, которые в древнейший период свидетельствовали содержание завещания, а позднее — только факт завещательного распоряжения.

Письменное завещание (testamentum per scripturam) должно было представлять определенным образом составленный документ с подписью завещателя. Участие свидетелей требовалось для удостоверения подлинности акта; они прикладывали свои печати и подписи к документу или к ковчежцу (ящику) с завещанием, не обязательно зная о содержании распоряжений. Если завещатель был слеп, нем, глух, то в процедуре составления письменного завещания должен был участвовать нотариус; за неграмотного завещателя мог подписаться еще один свидетель.

Завещание обязательно должно было заключать дату составления и упоминать об обстоятельствах его составления; процедура составления завещания (равно в устной или письменной форме) должна быть одномоментной: перерывы, замена одних свидетелей на других не допускались. Если завещательное распоряжение сводилось только к “штучному” разделу наследства между наследниками по закону, то его составление могло проходить без свидетелей. Соблюдение требований наследования по закону во многом упрощало процедуру составления завещания.

В связи с распространением письменной формы завещания в эпоху рецепции римского права хранение и вскрытие завещаний стало особо регулируемой процедурой. Завещания хранились либо в государственной казне, либо — позднее — у нотариуса. Вскрытие завещания должно было произойти не позднее 5 дней со дня открытия наследства (или смерти завещателя); правовые гарантии оплачивались 5%-ными пошлинами.

3.4. Обязательная доля

Право завещания не было абсолютным, ни с чем ни считающимся волеизъявлением наследодателя. В интересах семьи и общества (в чем отразилось и предпочтение законного порядка наследопреемства в римском праве) завещатель в своих распоряжениях ограничивался, во-первых, необходимостью предоставить обязательные доли своим родственникам, во-вторых, наличием широких возможностей объявить завещание недействительным.

Требование обязательной доли (portio debita) заключалось в том, что нельзя было обходить молчанием в завещании наследников по закону. Они либо должны были получить причитающиеся им по закону доли наследства, либо гарантированные правом специально установленные минимальные доли; в противном случае они имели право предъявить иски по поводу неправильно составленного завещания. Право на обязательную долю имели все прямые нисходящие и восходящие родственники когнатического родства, они должны были быть названы в завещании поименно, и каждому определена его доля.

Для исключения кого-либо из завещания требовались веские причины: правом устанавливались только строго определенные 14 видов проступков против публичного порядка и против завещателя при его жизни, по которым, с приведением необходимых свидетельств, можно было законно лишить наследника его обязательной доли. При отсутствии такой мотивировки родственники имели право предъявить иск о нарушении завещателем нравственной обязанности, причем это могло быть сделано еще при жизни завещателя.

3.5. Недействительность завещания

Завещание могло быть признано недействительным по целому ряду оснований. Завещание могло быть ничтожным по своим распоряжениям (t. nullum), если оно составлялось в нарушение всех предписанных правил или же неспособным в правовом смысле завещателем. Незаконным завещанием (t. injustum) признавалось такое, которое было составлено не по законному обряду. Завещание прерванное (t. ruptum) свидетельствовало о недостаточном праве завещателя в силу его семейного положения на завещательные распоряжения; оно могло быть возобновлено полномочным завещателем или при изменении семейного статуса. Претор допускал возможность получения наследства и по прерванному завещанию. Завещание могло быть неутвержденным (t. irritum), если к моменту открытия наследства правоспособность завещателя претерпела изменения. Тщетным (t. deslitum) считалось такое распоряжение, которое было адресовано несуществующему в действительности наследнику. Завещание, наконец, могло быть отме* ненным (t. rescissum) судом в силу исковых требований, в первую очередь при жалобе законных наследников на беспричинность лишения их полностью или частично причитающейся им по закону доли наследства либо же обязательной доли.

Принятие наследства

Принятие наследства не было механической процедурой: требовалось соблюдение особых правил принятия наследства, которые бы выразили прямо и недвусмысленно волю наследника вступить в права наследства и принять все связанные с ним обязательства. При непринятии наследства ни одним из указанных в завещании наследников, при незаявлении требования со стороны наследников по закону наследство считалось выморочным и переходило в распоряжение казны или церкви; наследство считалось таким, если в течение 30 лет не последовало законно заявленных притязаний на него.

С точки зрения требовательности в принятии наследства наследники подразделялись на две условные категории. Свои домашние (sui heredes), или наследники по закону, считались вступившими в права наследства ipso hire, помимо их воли; сюда же, к числу необходимых наследников, относился и сословно неполноправный субъект, принадлежавший к числу подвластных. Для них требовалось особое заявление об отказе от наследства, если они не желали его принять или не желали связывать себя вытекающими из наследства обязательствами. Все прочие имели “право на размышление” и должны были выразить, напротив, свое желание о принятии наследства специальным актом или подразумевающими его действиями (торжественное объявление о принятии, действительное вступление в управление, использование, совершение сделок с наследственным имуществом и т. п.).

Точно установленного срока для принятия наследства (помимо общей исковой давности) не было. По преторскому праву для домашних, восходящих и нисходящих родственников устанавливался один год для объявления о принятии завещанного. Однако отсутствие таких действий или заявлений только подразумевало, что право на принятие наследства переходит к следующему из числа наследников по завещанию или по закону.

Принятие наследства было регламентированной процедурой. Наследник (безразлично, по закону или по завещанию) должен составить опись наследственного имущества (ее составление следовало начать в течение одного месяца со дня открытия наследства, а закончить в течение 3 месяцев) с участием кредиторов, нотариуса и других заинтересованных лиц. Моментом принятия наследства определялся общий переход всех прав и обязанностей наследодателя, невзирая на составление описи и факт ее окончания. Принятие наследства было бесповоротным актом, т. е., приняв его, нельзя было в дальнейшем отказаться от наследства по тем или иным соображениям (хотя предусматривалось, что наследник может оказаться несоответствующим по тем или иным правовым требованиям).

Другим важнейшим элементом римского наследственного права было признание того, что принятие наследства может происходить единственным в правовом отношении путем — или по завещанию, или по закону: “Nemo pro parte testatur, pro parte intestatur decedere potest”.

Особые наследственные права

Совершенствование завещательных прав, стремление обойти требования права в отношении законного наследования, обязательных долей и т. п. сформировали несколько специальных институтов, связанных с завещанием. Самыми важными из них стали легаты и фидеикомиссы.

Легат (legatum) — специально установленный завещателем в определенной форме дар, предназначенный конкретному лицу в качестве вычета из общей наследственной массы. Это лицо (легатарий) могло получить легат после уплаты из наследства всех лежащих на нем долгов, поэтому легат не был безусловным завещательным распоряжением. Легат можно было установить как в устном завещании, так и в письменном. Легат мог предусматривать передачу в пользу легатария какой-либо вещи или какого-либо вещного права (сервитута), предоставления ему обязательств, вытекающих из наследства, а также мог заключать обязательство не препятствовать осуществлению других наследственных прав другими наследниками, принимая во внимание те или иные условия. Для получения легата необходимо было обладать совершенной пассивной завещательной способностью.

Попытки с помощью легатов обойти наследников по закону, требование обязательных долей и т. п. вызвали правовые ограничения размеров легатов. Согласно Закону Фальцидия классической эпохи (I в. до н. э.) размеры общей массы легатов ограничивались 3/4 всей наследственной массы, так чтобы законный наследник (или назначенный в завещании) получил не менее четвертой части. Позднее этот принцип безусловного ограничения выдачи по легату расширился: из числа возможных легатов исключались имущества, представляющие особую ценность для семьи или наследников, особой значимости и т. п.

Фидеикомисс (fideicommissum), или поручение на вере, являлся другим видом завещательного распоряжения. Посредством его завещатель поручал наследнику по завещанию (или по закону) выполнить те или иные действия в пользу третьего лица, как правило, не имевшего пассивной завещательной способности. Фидеикомисс был неформальным отказом, не связанным никакими ограничениями, которые предусматривались для легатов. При соблюдении интересов других наследников по закону можно было поручить передать в качестве фидеикомисса и все наследство полностью третьему лицу (универсальный fideicommissum).

Завещательные поручения были действительны и для третьих лиц, не связанных наследственными правами, но только обязанностями по отношению к любому возможному наследнику: например, завещатель мог предписать своему должнику возвратить долг не наследнику, а постороннему третьему лицу.

Возлагаемые в качестве фидеикомисса поручения должны были носить только подзаконный и нравственный характер: нельзя было поручить совершить преступление и т. п. В классическую эпоху нередки были случаи поручений в отношении отпуска на волю рабов, которые не могли быть сделаны и гарантированы другими завещательными распоряжениями.

Институт фидеикомисса снял практически все ограничения с завещания по его содержанию и предоставил завещателю почти полную волю следовать только собственным желаниям и намерениям в распоряжении наследством в части связанных с ним как имущественных, так и неимущественных прав.