Римское право и современная юриспруденция
Возникновение и развитие римского права
Римское право зародилось в далеком прошлом (VIII в. до н. э.) — тогда Рим представлял собой маленькую общину среди многих других подобных общин средней Италии. Как и весь примитивный уклад жизни этой общины, римское право было тогда несложной, во многом архаической системой, проникнутой патриархальным и узконациональным характером. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая соседние общины; расширяется ее территория, захватывается вся Италия, а затем и все Средиземноморье. Рим превращается в гигантскую империю (рис. 1).
Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями, социальные перегородки стираются. Римское право меняет свой характер, перестраиваясь на основе индивидуализма: свобода личности, свобода договоров и завещаний делаются его базовыми принципами (рис. 1).
Римское право отличается высочайшей разработкой ряда правовых институтов, ясностью аргументации, точностью формулировок, высокой юридической техникой. Все эти качества в равной мере относятся и к праву частной собственности, и к обязательственным отношениям, и к наследственному праву. Главное же состоит в том, что римские юристы сумели выделить в массе конкретных отношений, возникавших между людьми, самые общие, самые абстрактные формы. В своем развитии римское право прошло ряд этапов, от простейших форм к более сложным, классическим (рис. 2).
Рим неизбежно втягивался в международный торговый оборот, и по мере того, как он становился центром политической жизни мира, он становился также центром мировой торговли. Старое римское национальное право для этой цели не годилось. И оно трансформируется в универсальное; впитывает в себя обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных отношениях; оно придает им юридическую ясность и четкость.
Так возникло то римское право, которое стало общим правом всего античного мира. По существу, создателем этого права был весь тогдашний мир; Рим же явился лишь тем центром, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое целое. Универсализм и индивидуальность — основные начала этого права.
Рецепция римского права
После Великого переселения народов в V–VI вв. новые народы начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и еще через несколько столетий наступает момент, когда все, что было продумано и создано античным гением, становится понятным и необходимым его наследникам. Начинается возрождение античного права, античной культуры, античного искусства.
Экономическое развитие новых народов ведет к расширению торговли. Снова, как и в старом мире, на основе международного обмена сходятся друг с другом представители разных национальностей, и снова для регулирования этого обмена возникает необходимость в едином общем праве, праве универсальном. Снова экономический прогресс требует освобождения личности от всех феодальных, общинных и патриархальных пут, требует предоставления индивиду свободы собственности и частнохозяйственной инициативы.
Римское право становится предметом изучения; оно начинает применяться в судах; переходит в местное и национальное законодательство — происходит рецепция римского права (рис. 3, 4, 5 и 6). Во многих местах Corpus Juris Civilis Юстиниа на становится законом. Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права.
Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права и римской юридической литературы формировало юридическое мышление Европы и создавало класс профессиональных юристов. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических разработках. Римское право — это основа теории современного права. Недаром в прежнее время оно считалось “писаным разумом” (ratio scripta). Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение немецкого юриста Рудольфа фон Иеринга — “через римское право, но вперед, дальше его”.