Римское право (Вологдин А.А., 2015)

Семейно-правовые отношения

Римская семья

Первичную ячейку римского общества составляла семья (familia). Принадлежность к римской семье считалась прерогативой римских граждан, а положение, которое занимал в семье римский гражданин, определяло наряду со свободой и гражданством его правосубъектность.

Семья в Древнем Риме строилась на сугубо патриархальных началах, полностью подчинялась власти одного лица — главы семьи (pater familias) и только им была представлена вовне. Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (manus) над женой, детьми, рабами и вещами. Всех их, включая и жену, и детей, и имущество, домовладыка мог истребовать с помощью виндикационного иска. Но постепенно эта власть дифференцировалась, получив разные наименования: manus mariti (власть над женой), patria potestas (власть над детьми) и т.д.

Агнатское и когнатское родство

Первоначально в Древнем Риме подчинением paterfamilias определялось и родство. Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз, считались родственниками. Такое родство называлось агнатским (adgnatio), а родственники — агнатами. Поэтому дочь, выщедщая замуж и поступившая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д., и наоборот, лицо постороннее, например, усыновленное домовладыкой, становилось его агнатом. Выход из-под власти paterfamilias прекращал все правовые связи соответствующего лица с его бывшей семьей, поскольку в древнейшую эпоху факт кровного происхождения никакого юридического значения не имел, если не сочетался с нахождением под властью отца.

По мере развития хозяйственных отношений и ослабления патриархальных устоев все большее значение получает так называемое когнатское родство (eognatio) — кровное родство, основанное на общности происхождения. В конце концов оно полностью вытеснило агнатское родство.

Применительно к когнатскому родству выделяются линии и степени. Прямая линия родства связывает лиц, происходящих последовательно друг от друга, например, отец, сын, внук. Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник). Прямая линия могла быть восходящей и нисходящей в зависимости от того, проводилась она от потомков к предку или от предка к потомкам. Степень родства определялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят друг от друга. Отсчет рождений велся от общего предка. Например, брат и сестра состоят между собой во второй степени родства. В то же время среди братьев и сестер различаются полнородные, т.е. происходящие от общих родителей, и неполнородные, которые могли иметь общего отца (единокровные) или общую мать (единоутробные).

От родства отличали свойство как отношение между мужем и родственниками жены, между женой и родственниками мужа или же между родственниками обоих супругов. Свойство, как и родство, дифференцировалось по степеням, соответствующим степени родства между супругом и его родственником, степень свойства с которым определялась. Степени родства имели значение при наследовании и вступлении в брак, поскольку заключение брака между близкими родственниками не допускалось. Этот запрет распространился и на близкие степени свойства.

Институт брака

Брак (matrimonium) являлся юридическим фактом союза между мужчиной и женщиной, определяющим правовое положение детей, рожденных в этом союзе, имущественные отношения между супругами и их наследственные права.

Вплоть до правления Юстиниана римское право различало законный римский брак (matrimonium iuris eiviles), т.е. брак между лицами, имевшими ius eonubii, и брак между лицами, не имевшими ius eonubii (права вступать в римский брак). Он определялся как matrimonium iuris gentium.

От брака отличался конкубинат, т.е. дозволенное законом, а не случайное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, мужчина в республиканскую.эпоху мог наряду с законным римским браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. Но всякое сожительство женщины с другим мужчиной давало мужу право убить жену.

Формы брака. В Древнем Риме, вплоть до правления Юстиниана, различали две формы брака. Брак cum man и mariti характеризовался установлением власти мужа, в силу чего жена поступала под власть мужа или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом. Брак sine manu оставлял жену подвластной прежнему домовладыке либо делал ее самостоятельным лицом. Со временем брак sine manu полностью вытеснил форму брака cum manu mariti.

Как уже говорилось, последняя форма брака была характерна лишь для древнейшего периода римской истории. Первоначально власть мужа была неограниченной, правосубъектность жены постоянно поглощалась правосубъектностью мужа. Ее юридический статус был аналогичен статусу детей: по отношению к мужу она находилась в правовом отношении на положении дочери, будучи абсолютно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как личного, так и имущественного статуса жены. В личном смысле от мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой он обладал правом жизни и смерти (ius vitae ас necis). Он мог продать жену в рабство, если она без его ведома покидала дом, истребовать ее от любого лица по иску, обеспечивающему возврат имущества из чужого незаконного владения. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже ее родителям, так как выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей с ее кровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьей мужа.

Идея безграничной власти мужа пронизывала и имущественные отношения супругов. В семье был лишь один субъект имущественных прав — муж, которому принадлежало не только имущество, нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, если до брака она была самостоятельным лицом (persona sui iuris), а также имущество, подаренное ей отцом по случаю выхода замуж. Причиной имущественного бесправия жены было то, что по вступлению в брак она становилась лицом подвластным (persona alieni iuris) и в этом качестве своего имущества иметь не могла. Даже если муж выделял ей что-либо для самостоятельного распоряжения, это считалось пекулием. Только после смерти мужа имущество могло перейти жене и детям.

Брак sine manu был полной противоположностью браку cum manu mariti. Вступление в такой брак не влекло изменение правосубьектности женщины. Кровные родственные связи с ее семьей не прерывались, не возникало агнатского родства между ней и семьей мужа. Муж уже не обладал прежней властью над личностью жены. Тем не менее главенство мужа проявлялось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство мужа было обязательным и для жены, последствия нарушения супружеской верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. При любой форме брака только муж обладал властью над детьми.

Имущество супругов при браке sine manu оставалось раздельным. Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежащее ей до брака, но и приобретенное ею в период семейной жизни (наследование, дарение и т.д.). Даже простое управление имуществом жены муж мог осуществлять только в тех случаях, когда жена сама передавала ему имущество для этой цели.  При этом отношения между супругами определялись на основании договора поручения. Во избежании узурпации одним супругом прав на имущество другого, дарение между супругами было запрещено. Однако любые другие договоры заключать между мужем и женой дозволялось, как и предъявлять друг другу иски в случае возникновения имущественных споров. В случае спора между супругами относительно каких-либо вещей применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу до тех пор, пока жена не докажет свое право собственности на указанную вещь.

Правовой режим приданого (dos) развивался также в сторону усиления гарантий имущественных интересов жены. Приданое (dos) охватывало вещи или иные части имущества, предоставленные мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В раннереспубликанский период, когда почти все браки были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, и полностью поступало в собственность мужа. Но в случае развода по инициативе супруга считалось справедливым вернуть это имущество женщине, которая его принесла. Так формула развода по закону XII таблиц звучала: «Res tuas tibi habeto» — «забери с собой свои вещи».

Когда в практику вошли браки sine manu, для приданого был установлен особый правовой режим. Приблизительно на рубеже III-II в. до и. э. устанавливается правило заключения с мужем устного соглашения, по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака. При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых традиций муж считал себя обязанным передать его по завещанию в пользу жены. При необоснованном разводе жене стал предоставляться преторский иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа.

В классический период приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако он не мог без согласия жены отчуждать земельные участки, принесенные в приданое. В случае прекращения брака из-за развода или же смерти мужа приданое возвращалось в полном объеме. В случае смерти жены приданое оставалось за мужем. Возвращая приданое, муж имел право удержать известную долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие издержек, понесенных на поддержание имущества, входившего в dos, в качестве штрафа, если развод наступал по вине жены.

При Юстиниане право на возвращение приданого получает как сама жена, так и ее наследники. Приданое возвращалось полностью, за вычетом издержек, понесенных мужем.

Еще в императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака, так как дарение между супругами было запрещено, и называлось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака. По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа. В случае развода по вине мужа оно переходило жене. При наличии специального договора жена не могла требовать выдачи этого имущества и в случае смерти мужа.

В Древнем Риме существовало три формы заключения брака с установлением власти мужа: посредством длительного пребывания в браке (usus); посредством религиозного брачного обряда (conferratio) и посредством мнимой покупки невесты (coemptio).

Жена попадала под власть мужа, если супруги непрерывно находились в браке в течение одного года. Законы XII таблиц содержали положение, в соответствии с которым супруга, не желающая перехода во власть мужа, должна ежегодно покидать его дом на три ночи подряд.

Религиозная форма заключения брака имела значение в древнейшую эпоху Рима, поскольку только лица, рожденные в этом браке, могли стать высшими жрецами Юпитера, Марса и Квирина. Ряд историков считает ее привилегией патрицианских родов. Символическая же покупка жены была по преимуществу плебейской формой брака. Она совершалась посредством манципации, после чего жена становилась членом семейства.

Условия для вступления в брак. Заключению брака предшествовала помолвка (sponsaliae). В древности и в начале классического периода стороны заключали договор в форме клятвенного обещания вступить в брак. Затем помолвка превратилась лишь в моральное обязательство, принцип свободы брака считался первостепенным. Однако под влиянием христианства помолвка снова приобретает обязательственное значение и сопровождается внесением задатка, который терялся женихом в случае отказа вступить в брак. Отец невесты отвечал в случае отказа в четырехкратном, а с 472 г. н. э. в двукратном размере полученного задатка. Заключение двух помолвок, как и многобрачие, не допускалось.

Заключение брака предварялось наличием определенных условий. Во-первых, достижением брачного возраста. Для юношей он составлял 14 лет, для девочек — 12 лет. Необходимо было согласие жениха и невесты, а если они находились и под властью домовладыки, то и его согласие. Если домовладыка не давал согласия на брак без достаточного основания, оно могло быть получено принуждением со стороны магистрата. Не допускался брак лица, состоявшего в непрекращенном браке. Кроме того, жених и невеста не должны были состоять между собой в близких степенях родства или свойства и должны были обладать ius conubii, т. е. правом на вступление в законный римский брак. Так, заключение «правильного» брака не допускалось между кровными родственниками по прямой линии независимо от степени родства; между родственниками по боковой линии в пределах четвертой степени родства. Не допускался брак между опекуном или его сыном и подопечной. Брак между родственниками считался уголовным правонарушением, причем само преступление считалось обоюдным.

Брак расторгался в случае смерти, утраты свободы или гражданства одним из супругов. Брак прекращался также по воле супругов посредством развода (devortium) или же по одностороннему заявлению об отказе от брачной жизни (repudium). Долгое время принципом римского права было признание свободы развода. Однако в правление императора Августа были предприняты серьезные ограничения зтой свободы, а при императоре Юстиниане был запрещен развод по обоюдному согласию супругов. Односторонние заявления о разводе допускались в случае нарушения одним из супругов верности или покушения на жизнь другого супруга. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине, например, неспособность к половой жизни или желание уйти в монастырь. Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа, но брак все же считался расторгнутым.

Отцовская власть

Патриархальный характер римской семьи проявлялся также во власти домовладыки (patria potestas) по отношению к детям. Самостоятельным лицом в семье был только отец; дочери и сыновья были лицами чужого права (personae alieni iiiris). Подвластный сын обладал статусом свободы и гражданства. В области публичного права по достижении 25 лет он стоит рядом с отцом, может занимать публичные должности, кроме сенаторской. Но в семье он был всецело подчинен отцовской власти независимо от возраста, даже когда состоял в браке и сам имел детей. Причем власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.

Основанием для возникновения отцовской власти (patria potestas) было рождение детей от данных родителей, состоящих в законном браке, узаконение детей, рожденных вне брака, и усыновление чужих детей.

Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано иное.

Узаконение являлось признанием законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака, например, детей конкубины. Узаконение могло быть проведено путем заключения законного брака родителями внебрачного ребенка, путем получения соответствующего императорского рескрипта или же путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери путем выдачи замуж за члена муниципального сената.

Усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью (persona sui iuris), то это называлось arrogatio; если же усыновление проводилось в отношений лица, находящегося под отцовской властью, то оно называлось adoptio.

В результате аррогации самостоятельное лицо поступало под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе и взаимным правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти одного домовладыки и установление власти усыновителя.

При усыновлении должны были соблюдаться следующие условия:

  • усыновлять мог только мужчина, женщина — лишь в исключительных случаях:
  • усыновитель не должен быть подвластным, т. е. должен быть persona sui iuris;
  • усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее, чем на 18 лет; римские юристы говорили: «adoptio naturam imitatur» — «усыновление подражает природе».

В отношении arrogatio требовалось еще, чтобы магистрат произвел расследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли отрицательно усыновление на интересах усыновляемого.

В разные исторические периоды конкретные формы arrogatio и adoptio были различны. При Юстиниане было установлено, что arrogatio совершается путем получения императорского рескрипта, а adoptio — путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии самого усыновляемого. Основаниями для прекращения отцовской власти были:

  • смерть домовладыки или подвластного;
  • утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;
  • лишение домовладыки прав отцовской власти;
  • приобретение подвластным некоторых почетных званий.

Эмансипация. Отцовская власть прекращалась также эмансипацией (emancipatio) подвластного, т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В начале она выражалась в фиктивной троекратной продаже сына или однократной продаже дочери покупателю, который тотчас освобождал подвластного. В результате последний становился самостоятельным лицом (persona sui iuris), а отец утрачивал над ним patria poteslas, будучи вправе пользоваться половиной его имущества.

В праве Юстиниана эмансипаиия совершалась:

  • получением императорского рескрипта с занесением его в протокол суда;
  • заявлением домовладыки, зафиксированным в протоколе суда;
  • фактическим предоставлением подвластному самостоятельного положения в течение длительного времени.

В ряде случаев, например, при нанесении тяжких обид и т. п., эмансипация могла быть отменена.

Правовое положение детей

Первоначально отец распоряжался жизнью и смертью своих детей, будучи вправе выбросить новорожденного, вне зависимости от возраста продать в рабство или лишить жизни. Однако со временем эти правомочия стали ограничиваться. К концу существования Римской империи отцовская власть свелась к праву применять домашние наказания, причем детям дозволялось жаловаться магистрату на чрезмерную строгость отца, и если жалоба подтверждалась, отца обязывали освободить детей от своей власти.

Подвластный сын имел право на совершение сделок с имуществом (commercium), но все, что он приобретал, автоматически поступало в имущество отца, поскольку подвластное лицо не имело ничего своего. В случае совершения подвластным частного правонарушения, деликта, потерпевший имел право на особый иск actio noxalis. А отец должен был либо уплатить потерпевшему сумму понесенного ущерба, либо передать подвластного в кабалу на срок, необходимый для отработки суммы ущерба.

С развитием торговли и хозяйственных отношений происходило расширение имущественной правоспособности подвластного. Еще в республиканский период в Риме сложилась практика выделять подвластному сыну часть имущества в самостоятельное управление. Такое имущество называлось пекулий (peculium). На этой почве складывались такие же отношения, как и по поводу рабского пекулия.

В связи с развитием института пекулия произошли и некоторые другие изменения в семейно-имущественных отношениях. Если в древнеримском праве общим принципом была недопустимость сделок между домовладыкой и подвластными, а также между подвластными одного и того же домовладыки, то в связи с практикой выделения подвластному пекулия было признано возможным установление обязательственных отношений между членами одной и той же семьи, однако они не были снабжены исковой защитой, а были лишь «натуральными».

С течением времени количество видов пекулия расширяется, увеличивается имущественная самостоятельность подвластных лиц и их участие в гражданском обороте.

В начале принципата появляется так называемый военный пекулий (peculium castrense), т.е. имущество, приобретаемое на военной службе или в связи с военной службой (жалованье, военная добыча, подарки, полученные при поступлении на военную службу и т.д.). Военный пекулий состоял в фактическом управлении подвластного и принадлежал ему на правах собственности, но с одним ограничением: сели подвластный умирал, не оставив завещательного распоряжения относительно военного пекулия, то имущество поступало к домовладыке на тех же основаниях, что и обыкновенный пекулий. С начала IV в. н. э. правовое положение военного пекулия распространяется на все приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве адвоката. Оформляется так называемый квазивоенный пекулий. В период абсолютной монархии за подвластными признали право собственности на имущество, получаемое в наследство от матери и вообще приобретаемое с материнской стороны.

Право собственности сына на имущество матери ограничивалось лишь тем, что отцу принадлежало пожизненное право пользования и управления этим имуществом.

При Юстиниане устанавливается правило, по которому сыну принадлежало все приобретенное им имущество, за исключением купленного на средства отца. Последнее становилось собственностью pater familias, а в отношении имущества детей он имел лишь право пользования.