Права на чужие вещи
Наряду с правом собственности и владением римское право выделяло специальные вещные права, которые в отличие от права собственности имели своим предметом не вещь как таковую, а ее отдельную функцию. Специфика осуществления этих прав заключается в том, что они не конкурируют с правом собственности другого лица на ту же вещь, поэтому и называются правами на чужие вещи (iura in res aliena).
Сервитуты, их виды и хозяйственное значение
Самой важной категорией прав на чужую вещь являлись так называемые сервитутные права или сервитуты (servitus). Сервитут представляет право одного лица пользоваться вещью, принадлежащей другому лицу в одном (или) нескольких отношениях.
Установление на вещь сервитутного права не означает непременно отстранение собственника от пользования вещью. Однако в тех случаях, когда одновременное пользование и собственника и субъекта сервитутного права невозможно, преимущественное право принадлежит субъекту сервитутного права.
При коллизии сервитутного права с правом собственности последнее уступает сервитуту, поскольку собственник установил сервитут на свою собственность, и тем самым себя ограничил. Например, если собственник предоставил соседу право выпаса на своем участке, он также может пасти свой скот. Но если данный участок может прокормить только такое количество животных, которое пасет сосед, как пользователь сервитута, то преимущественное право использования участка остается за ним, а не за собственником.
Особенностью сервитутного права является то, что собственник вещи не должен совершать каких-либо положительных действий. Он должен лишь терпеть совершение субъектом сервитутного права тех или иных действий, не мешать ему в осуществлении пользования. Если по характеру отношения от собственника требовались какие-либо положительные действия, то такое отношение рассматривалось как обязательственное.
Кодификация Юстиниана закрепила деление сервитутов на две категории: вещные (или земельные) и личные. Это различие проводилось по субъекту права: личный сервитут принадлежал определенному лицу персонально; земельный сервитут принадлежал лицу как собственнику земельного участка.
Земельные сервитуты еще называют предиальными, от слова praedium — имение. Назначение предиального сервитута — восполнять недостающие данному участку блага или свойства и удобства. С этой точки зрения римский юрист Цельз ставил предиальные сервитуты в параллель с плодородием участка, его размерами и другими его качествами и свойствами. Предиальный сервитут не обслуживает собственника земельного участка, а улучшает положение самого земельного участка. Важным критерием сервитута была его полезность для участка, которая должна обеспечивать длительное удовлетворение потребности, необходимое для хозяйственной полноценности участка.
По общему правилу, господствующий и служащий земельные участки должны быть соседними, в поздний период римского права иногда допускалось, чтобы пользование одним участком в интересах другого было фактически возможно.
Критерием допустимости сервитута была экономическая целесообразность в целом: господствующий участок должен удовлетворять свои потребности, не лишая служащее имение хозяйственной самостоятельности.
В зависимости от хозяйственного назначения сервитуты подразделялись на сельские и городские, независимо от действительного местоположения участков. Сервитуты, установленные в пользу полевых участков, назывались сельскими, в пользу застроенных — городскими. К городским сервитутам традиционно относят право опирать постройку на чужую опору, отводить дождевую воду через соседний участок, проводить канализацию, а также отсутствие права надстраивать здание выше определенной высоты и тем самым загораживать вид соседа, застраивать окна соседа и т.д.
Из числа сельских сервитутов известны право прохода (iter) и проезда через соседний участок, право перевозить тяжести через соседний участок (via), право прогона скота (actus), право пасти скот на соседнем участке, право черпать воду на соседнем участке (aquaehausus) и проводить воду е соседнего участка (aquae ductus) и др.
Личные сервитуты отличает от предиальных строго персональный характер права.
Важнейшим личным сервитутом является узуфрукт, который представляет собой право пользования чужой вещью и получение от нее плодов с сохранением в целостности субстанции (т.е. сущности вещи). Узуфрукт устанавливается в пользу конкретного липа и не может быть ни отчужден, ни передан по наследству. Он является срочным правом и его продолжительность во времени ограничена, по крайней мере, жизнью выгодополучателя.
Объектом узуфрукта может быть только плодоносящая и непотребляемая в процессе ее хозяйственного использования вещь. Плоды от вещи поступали в собственность узуфруктария с момента фактического обладания ими.
Выгодополучатель (узуфруктарий) обязан пользоваться вещью как хороший хозяин и в соответствии с хозяйственным назначением; за нанесение ущерба вещи он должен был возместить собственнику вещи нанесенный ущерб. Использование вещи не по назначению квалифицируется как злоупотребление собственностью. Однако по римским воззрениям ответственность выгодополучателя устанавливалась специальным соглашением при передаче вещи в узуфрукт. Если вещь претерпевала существенные изменения в силу естественных причин без вины выгодополучателя, он не нес ответственности, но его право прекращалось.
Другой личный сервитут, узус (usus), представлял право пользования вещью, но без права пользования ее плодами. Так же как узуфрукт узус невозможно было передать другому лицу. Субъект узуса мог в пределах личных потребностей пользоваться и плодами, но не мог препятствовать собственнику эксплуатировать свою вещь.
В форме специального личного сервитута можно было предоставить право жить в доме (habitatio). Субъект этого права не мог передавать жилье другим лицам, подселять к себе кого-либо, за исключением супругов. Расходы на ремонт дома в данном случае нее собственник.
В праве Юстиниана сходным образом выделяется и право пользования рабочей силой чужого раба или животного (орегае servorum vel animalium).
Приобретение (установление) сервитута происходило по воле собственника служащей вещи. Это мог быть односторонний акт воли, например.
установление в завещании, в качестве дарения или приданого права пожизненного пользования земельным участком, домом определенным лицом. Возможен был договор между собственником вещи и субъектом сервитута. Возможно было установление сервитута судебным решением или же в силу закона, например, узуфрукт домовладыки на имущество подвластного сына.
В императорский период было установлено, что если владение сервитутным правом продолжается более 20 лет, при том по отношению к собственнику служащей вещи не тайно, не насильно, не прекарно, то такое пользование вещью считается сервитутом по давности.
К прекращению сервитута приводила гибель вещи как физическая, так и юридическая, т. е. превращение ее во внеоборотную вещь. Личный сервитут прекращался и с гибелью субъекта сервитутного права. Сервитутное право прекращалось также при отказе от него субъекта права, не осуществлении этого права в течение определенного периода времени (10 или 20 лет), при отчуждении вещи собственником субъекту сервитутного права.
Сервитутное право носило абсолютный характер и было направлено против любого третьего лица. Защита права пользования чужой вещью осуществлялась с помощью иска actio conffessoria, в том числе и от собственника вещи. Проигравшую сторону претор принуждал дать обещание более не беспокоить победителя.
Эмфитевзис и суперфиций
К числу прав на чужие вещи принадлежали также отчуждаемые и передаваемые по наследству права долгосрочного пользования чужой землей: сельскохозяйственной, для ее обработки — эмфитевзис (emphyteusis) и городской, для возведения на ней строения — суперфиций (superficies). Как и сервитуты, эти права являются правом пользования чужой вещью, но отличаются от них широтой содержания и долгосрочностью действия.
Установление этих прав на земельный участок делает право собственности почти номинальным, и лишь после прекращения эмфитевзиса или суперфиция право собственности на данный участок получает реальное выражение.
В Древнем Риме институту эмфитевзиса предшествовал специальный институт наследственной долгосрочной аренды земель, принадлежащих государству или публичным корпорациям (муниципиям); он испытал влияние аналогичных институтов Древней Греции, Египта и Карфагена. При императоре Юстиниане они были окончательно слиты. Эмфитевзис устанавливался при заключении аренды на срок от 100 и более лет. В содержание эмфитевзиса входит право пользования земельным участком, в том числе е изменением его характера, но без ухудшения, сбора урожая, право закладывать, отчуждать и передавать по наследству. При отчуждении эмфитевзиса пользователь обязан был предупредить собственника о предполагаемом отчуждении, причем в течение двух следующих месяцев последний имел право преимущественной покупки. При отчуждении эмфитевзиса третьему лицу собственник имел право на 2% от покупной цены. Кроме того пользователь должен был ежегодно вносить арендную плату и государственный земельный налог В случае неоплаты ренты в течение 3-х лет он лишался права на участок.
Суперфиций представлял собой аналогичное с эмфитевзисом вещное, отчуждаемое, передаваемое по наследству право возведения строения на чужом городском участке и право пользования этим строением. Право собственности на строение, по правилу «superficies solo cedit», т.е. строение следует за землей, принадлежало собственнику земельного участка. Содержание суперфиция было аналогично содержанию эмфитевзиса. Для защиты этих прав применялись те же иски, что и для защиты собственности, но в форме исков по аналогии (actiones utiles). Они носили абсолютный характер и были направлены против любого лица, в том числе и собственника, нарушающего права владельцев эмфитевзиса и суперфиция.
Залог и его формы
Особую разновидность прав на чужие вещи представляет собой залоговое право. Его назначение состоит в обеспечении исполнения обязательств. Залоговое право предполагало, что в случае невыполнения обязательств обращение взыскания на заранее определенную вещь предпочтительно перед всеми другими требованиями и независимо от того, продолжает ли она принадлежать должнику или нет. В развитом римском праве залогодержатель мог истребовать заложенную вещь в случае неисполнения обязательств у любого третьего лица, продать ее и из вырученной суммы получить первоочередное удовлетворение. Это право залогодержателя пользовалось абсолютной защитой. Но поскольку залоговое право было предназначено для обеспечения исполнения обязательства, то оно являлось правом придаточным (акцессорным) и существовало поскольку существовало обеспечиваемое залогом обязательство.
Первоначальной формой залога была сделка fiducia cum creditore, по которой должник передавал в собственность кредитору определенную вещь с оговоркой, что по исполнении обязательства, обеспеченного залогом, данная вещь должна быть передана обратно в собственность должника. Первоначально эта оговорка имела только моральный характер. Позднее должнику, исполнившему обязательство, стали предоставлять возможность предъявить иск к кредитору (actio fiduciae) о возврате вещи. В случае неисполнения обязательства вещь оставалась в собственности кредитора, хотя она могла быть дороже, чем сумма долга.
Другой формой залога был «ручной заклад» (pignus). В этом случае вещь передавалась не в собственность, а во владение, точнее держание, пользующееся владельческой защитой. По исполнении обязательств вещь передавалась обратно должнику.
В классический период римского права складывается наиболее развитая форма залога — ипотека (hypotheca). При ипотеке предмет залога оставался и в собственности и во владении должника, а кредитору давалось право при неисполнении обязательства истребовать заложенную вещь, продать ее и из вырученной суммы покрыть свое требование должнику. В случае если одна и та же вещь была заложена в обеспечении нескольких обязательств, право продажи принадлежало первому кредитору, а остальные получали удовлетворение претензий из вырученной суммы в порядке очередности возникновения обязательств.