Римское право
Роль римского права в истории права и его значение для современной юриспруденции
Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место. Оно пережило создавший его народ и дважды покорило мир.
Зародившись в период, когда Рим представлял собой маленькую общину среди многих подобных в Италии, римское право являлось тогда несложной, архаической системой, во многом проникнутой патриархальным и узконациональным характером. По мере роста римская община (civitas Roma) распространяет свое влияние на территорию всей Италии, а затем и Средиземноморья, превращается в огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашний культурный мир. Вместе с этим Рим меняется и внутренне. Рушится старый патриархальный строй, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями. Новая жизнь требует напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. И в соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь на началах индивидуализма: свобода личности, свобода договоров и завещаний становятся краеугольными камнями римской правовой системы.
Одновременно с расширением территории римского государства происходит втягивание Рима в международный торговый обмен. Греция, Финикия, Египет, Карфаген уже давно вели активную торговлю. По мере того, как Рим превращался в политический центр Средиземноморья, он также становился центром торгового оборота огромной и разнородной территории. В связи с этим возникла потребность в создании правовых норм для разрешения споров, которые можно бьшо бы применять независимо от национальной и территориальной принадлежности субъектов права. Старое римское право для этого не годилось, так как оно не было свободно от местных и национальных особенностей. Под влиянием объективных потребностей римское право впитывает в себя все обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных отношениях, придаст им ясность и прочность, приобретает черты универсальности.
Так возникало римское право, основанное на принципах универсализма и индивидуальности, ставшее общим правом всего античного мира. И в начале нашей эры римское право становится основой правовой системы всей цивилизации Средиземноморья.
При разработке принципов правовой системы римская юриспруденция ориентировалась прежде всего на принципы взаимного признания субъектов гражданского оборота, исключительности контроля лица над своим имуществом, эквивалентности обмена товарами и услугами, свободы волеопределения в соответствии с мерой допущенного поведения, установившейся в обществе. Известный римский юрист Ульпиан сформулировал обобщение, универсальное для любой эпохи: «Предписания права таковы: жить честно, не вредить другому, предоставлять каждому свое» (D. 1., 1, 10, 1).
На ранней стадии развития древнеримской правовой мысли право, согласно господствовавшим религиозным представлениям, выступало как нечто богоданное и обозначалось термином fas. В отличие от fas светское право получило наименование ius. Это право стали понимать как право вообще, охватывающее и право естественное (ius naturalc) и то, что в последующих правовых учениях стали называть позитивным или положительным правом. Характерной чертой римского права было восприятие естественного права как действующего, специфической составной частью права вообще, а не только теоретико-правовой конструкцией.
Это обстоятельство отчетливо проявляется в различных классификациях и определениях права, даваемых римскими юристами. Так, Ульпиан отмечал, что частное право делится на 3 части, ибо оно составлено из естественных предписаний, из предписаний народов и предписаний цивильных. Названные части — это не изолированные и автономные разделы права, а взаимодействующие компоненты, теоретически выделяемые в структуре реально действующего права в целом.
Включение римскими юристами естественного права в совокупный объем права вообще соответствовало их представлениям о праве как справедливом явлении. «Изучающему право, — подчеркивал Ульпиан, — надо прежде всего узнать, откуда происходит слово ius (право); оно получило свое название от iustitia (правда, справедливость)». А римский юрист Цельс утверждал, что право есть ars boni acqui, т.е. искусство добра, равенства и справедливости.
Aequitas, будучи сущностью и выражением естественно-правовой справедливости, служила критерием для корректировки и оценки действовавшего права, руководящим ориентиром в правотворчестве преторов и юристов, высшим принципом при толковании и применении права, «lustitia (правда, справедливость), — отмечал Ульпиан, — есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право». Без соответствия справедливости право дисквалифицируется, предстает как ius iniquum, т.е. не отвечающее требованиям равной справедливости. Согласно воззрениям древнеримских юристов, эти требования распространяются на все источники права, в том числе и закон (lex).
Анализируя казус за казусом с позиций соответствия устойчивым нормам цивильного права (ius civile) и представлениям о добре и справедливости, римские юристы разработали разнообразные формы удовлетворения и согласования индивидуальных интересов, выработали практически все мыслимые правовые институты и создали язык права, способный выразить тончайшие аспекты волеизъявления и правоотношений.
Высшим достижением римского правового развития стала кодификация императора Юстиниана, созданная на востоке империи.
С распадом империи многие варварские вожди (короли), установившие свою власть в западной части римского государства, продолжали применять к романизированному населению своих стран нормы римского права. Но многое из римского правового опыта в этот период остается невостребованным.
Рецепция римского права
В конце XI века, когда в Италии возрождается интерес к античной культуре, тексты кодификации Юстиниана привлекают к себе внимание специалистов. Авторитет имперской идеи, унаследованной от Рима и поддерживаемый католической церковью, делал возможным использование римского права в качестве основы и критерия права в политически раздробленной Европе. Потребность в точном юридическом инструменте особенно остро начинает ощущаться с развитием товарно-денежных отношений, расширением торгового оборота, ростом новых экономических отношений. В этих условиях происходило восприятие и освоение римского права в качестве действующего, получившее название рецеппии римского права.
Основными причинами рецепции было то, что римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства. Короли находили в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, и использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами. Повышение интереса к римскому праву имело место и в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследию. В странах Европы рецепция римского права прошла несколько стадий.
Первыми опытами заимствований стали сборники правовых обычаев и римских законов в варварских королевствах (Бургундская правда 494 г., Бревиарий Алариха 506 г.). Римское правовое наследие использовалось так же в церковном праве. Особенно укоренилось римское право в Южной Франции и Италии.
Следующей стадией стало изучение и комментирование Свода законов Юстиниана. В Северной Италии, в Болонье, в этот период складывается объединение лиц, усердно изучающих римское право. Вскоре они оформили свой союз, дав ему название латинской автономной корпорации — universitas. Постепенно университетское образование и юридическое знание распространились на всю Европу. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов — комментаторов римского права. Болонская школа направила свои усилия на чтение и понимание текстов Дигест и других элементов кодекса Юстиниана. Глоссаторы, творчество которых приходится на XI-XII вв., были заняты толкованием смысла отдельных законов, логическим изложением учений о назначении тех или иных правовых институтов с опорой на знание и пользование источников права. Они составляли краткие пояснения к текстам — глоссы, почему и получили наименование глоссаторов. Итогом деятельности этой школы стало издание в XIII в. приблизительно в 1250 г юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). Многотомная «Большая глосса» (Glossa Magna) стала основой для понимания римских юридических текстов. Постепенно римское право превращается в универсальную правовую систему, действующую наряду с законами монархов и местными обычаями.
Школу глоссаторов сменила школа постглоссаторов, очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени. Именно системная обработка римского права применительно к нормам канонического, городского и обычного права вывела его за рамки академической среды, сделала возможным его восприятие судебной практикой. Постглоссаторы занимались главным образом толкованием правовых понятий и отдельных положений римских кодификаций с целью выведения т.н. общего мнения или общих категорий права. Такой метод, хотя и был схоластическим, способствовал формированию теоретической базы национальных правовых систем. Одним из наиболее известных представителей постглоссаторов был Бартол де Сассоферрато (1313-1357 гг), по имени которого это направление часто называли бартолистами.
К началу XVI столетия схоластические приемы изучения римского права утрачивают общественные симпатии и возвышаются приемы гуманистического направления. Источники права начинают изучать в их связи с живой действительностью, а также с античной литературой, историей, искусством. Центр изучения римского права перемещается во Францию, где комментаторская работа сочетается с изысканиями в области истории права. Донеллус (1527—1591 гг), один из представителей этого периода, стал автором 28 томов «Комментариев к римскому частному праву». Гуманисты, в отличие от глоссаторов и постглоссаторов, рассматривали право с исторической стороны и вместо комментирования фрагмента за фрагментом приступили к систематическому изложению права. В 1583 г французский романист-гуманист Готофред подготовил сводную публикацию всех частей Юстиниановой кодификации под названием «Свод гражданского права» — Corpus iuris civilis.
Вклад гуманистической школы в созидание корпуса юриспруденции был во многом обусловлен успехами в области дальнейшего совершенствования методологии права, в особенности методологии осмысления исторического развития правовых обычаев и законов. Правоведы гуманистической щколы продолжили дело совершенствования и использования латинской юридической терминологии — главного рабочего инструмента юридической техники — в более широком научном, религиозном, политическом и административном обиходе.
Систематизированное и комментированное римское право стало преподаваться в университетах и. начиная с постглоссаторов, все более становилось правом, основанным разуме и предназначенным в силу этого для общего применения. В XVI в. его называли «писаным разумом».
С XVII—XVIII вв. новая школа получает название школы естественного права. В силу расхождения между университетским римским правом и местными источниками права рецепция римских правовых решений происходит либо законодательным путем, либо через правовой обычай.
Новое значение римское правовое наследие получило в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Одним из результатов Французской буржуазной революции стало принятие Гражданского кодекса 1804 г. — кодекса Наполеона, в котором римские правовые формы получили новое содержание. Утверждение кодекса Наполеона в европейских странах, а затем и в их колониях вызвало освоение римского права на новом уровне. Дальнейшее развитие римские правовые институты получили в Гражданском кодексе Германской империи — Германском гражданском уложении 1900 г.
Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, римское право стало фундаментом правового развития народов континентальной Европы. Будучи базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, римское право изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли наиболее свободное от всяких случайных и национальных окрасок выражения.
Изучение римского права важно не только тем, что дает широкую теоретическую подготовку в области права, но и тем, что способствует свободному владению понятийным аппаратом. Многие термины и понятия римского права активно используются современной юриспруденцией, в том числе и российской. В Гражданском кодексе РФ мы видим яркие примеры применения римского наследия: сервитут (ст. 274), виндикация (ст. 301), оферта (ст. 435), акцепт (ст. 438) и другие. Кроме того, римское право, отличающееся точностью и четкостью формулировок, является блестящим образцом при освоении юридической техники.
Предмет римского частного права и его задачи
Говоря о римском праве как предмете изучения, мы понимаем прежде всего право античного Рима, римского государства рабовладельческой формации. Исходя из вышеназванных положений, можно определить предмет курса римского (гражданского) частного права. Им является правовая система, сложившаяся в Древнем Риме и регулировавшая отношения между частными лицами. Основными институтами римского частного права являются право собственности и другие, более ограниченные, права и вещи, договоры и иные обязательства, семейные правоотношения, наследования. Сюда же относятся и вопросы защиты частных прав, в особенности учение об исках, имевших в римском праве исключительно важное значение.