Международное право прав человека (Насер А.А., 2021)

Понятие международного права прав человека

Понятие и предмет международного права прав человека

В доктрине международного права отсутствует единое мнение относительно названия данной отрасли. В литературе можно встретить следующие варианты наименования этой отрасли: «международная защита прав человека», «международное гуманитарное право», «международное право прав человека». В нашем пособии используется термин «международное право прав человека» (далее — МППЧ), такое название следует признать более удачным и приемлемым, поскольку оно является общим, охватывающим весь предмет и объект правого регулирования отрасли. На английском языке звучит так — International Human Rights Law. При этом международное гуманитарное право и международное право прав человека рассматриваются как две самостоятельные отрасли международного права. Такое обозначение принимается многими учеными и международными организациями.

Итак, наиболее приемлемым наименованием можно признать «международное право прав человека», как наиболее полно отражающее объект регулирования отрасли и общий характер ее норм, по сравнению с нормами других отраслей международного права, затрагивающими права человека.

В. А. Карташкин справедливо отмечает, что международная защита прав человека — устоявшееся и привычное словосочетание, не лишенное, однако, недостатков. Термин «защита», используемый в этом варианте наименования, более применим к защите уже нарушенных свобод и прав. Группа норм, именуемая «международная защита прав человека», скорее является нормами процессуального характера, регулирующими вопросы процедуры и порядка привлечения нарушителей к международной ответственности за нарушение прав человека, следовательно, такое наименование представляется не вполне убедительным и удачным, поскольку оно сужает объект правого регулирования отрасли.

Использование варианта наименования отрасли как «международное гуманитарное право» приводит к включению в объект правового регулирования этой отрасли отношения между воюющими сторонами в период вооруженных конфликтов в целях ограничения применения жестоких методов и средств ведения войны, защиты ее жертв, а также ответственность установленную за их нарушение. Такое положение поднимает проблему соотношения не только самой отрасли международного гуманитарного права с международным правом прав человека, но и ее института, регулирующего собственно вопросы защиты жертв войны. В связи с этим некоторые авторы рассматривают международное гуманитарное право и международное право прав человека в широком и узком смыслах. Например, С. В. Черниченко отмечает, что: «гуманитарное право в широком смысле включает в себя две категории норм, так называемые подотрасли: международное право прав человека (international law of human rights) и международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов».

Международное право прав человека в широком смысле включает в себя как нормы о правах человека, так и нормы о защите жертв войны. Так, В. А. Карташкин отмечает, что: «Гуманитарное право является частью системы норм, касающихся прав человека в целом».

О. И. Тиунов выделяет такую отрасль современного международного права, как международное гуманитарное право, которая «рядом общепризнанных норм смыкается с новой отраслью — международным правом прав человека», наряду с которыми «функционирует группа норм, объединяемых отраслью, нередко называемой «правом вооруженных конфликтов (театр войны, объявление войны и т.п.)».

Международное право прав человека — это самостоятельная отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих отношения, связанные с обеспечением и защитой прав и свобод человека.

В. А. Карташкин определяет МППЧ как, «совокупность принципов и норм, определяющих обязанность государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод человека без всякой дискриминации как в мирное время и в период вооруженных конфликтов, а также устанавливающих ответственность за преступное нарушение прав». В. А. Карташкин в своем определении делает вывод, что международное гуманитарное право и МППЧ взаимодействуют друг с другом, постепенно интегрируясь в одну отрасль права — международное право прав человека.

История формирования и развития международного права прав человека

Формирование МППЧ является результатом длительного исторического развития.

Зарождение идеи прав человека относят к V—IV вв. до н.э., например, в древних Афинах появляется институт гражданства, сочетавший полноправие граждан и абсолютное бесправие рабов. Архонт

Солон разработал конституцию, закрепившую идеи о началах естественного права человека, например, привлечение к ответственности чиновников, нарушивших естественные права человека. Античные философы связывали природу происхождения прав человека с божественными началами. В их рассуждениях прослеживаются идеи гуманизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона. Позднее была предложена формула: «мера всех вещей — человек», ставшая основой для развития идеи о равенстве и равноправии людей.

Ученые античной эпохи внесли большой вклад в развитие представлений о правах человека. Еще древнегреческие мыслители, создавая концепции идеальных государств и обществ, прежде всего, выделяли соотношение государства, общества и личности. Именно благодаря государству и обществу человек вообще становится личностью. В начале жизни человек осваивает базовые знания, затем постепенно получает профессиональные навыки и впоследствии приобретает совокупность статусов в экономике, культуре, политике. При этом личность характеризуется: совокупностью осваиваемых социальных связей; через объем знаний, опыта, профессиональных ориентаций, индивидуальных особенностей, сквозь мировоззренческий потенциал и т.п. Таким образом, если понятие «человек» — биологическое, то «личность» — безусловно, социальное явление.

Равноправие в римской юриспруденции означало, что все люди рождаются свободными, но субъектами права признавались лишь свободные граждане, а рабы относились к объектам права. При этом был установлен принцип всеобщности и единства требований закона, под действие которого подпадали все.

Уже в феодальном обществе появляются акты, которые содержат определенные права и свободы. Например, в Англии в 1215 г. была принята Великая Хартия Вольностей, которая провозгласила неприкосновенность имущества «Ни мы, ни наши чиновники не будем захватывать ни земли, ни дохода с нея за долг, пока движимости должника достаточно для уплаты долга….», назначение наказания только по приговору суда согласно п. 39: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны». Хартия закрепила право покидать страну и свободно возвращаться обратно согласно п. 42: «Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности, по суше и по воде, лишь сохраняя верность нам» и др.

В 1679 г. в Англии был принят Хабеас корпус акт (Наbеаs Соrpus Асt) — один из основных конституционных актов, установивший гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности согласно ст. 1 «Ни один свободный человек не может быть арестован или задержан в тюрьме или иначе как-нибудь ограничен в своей свободе по приказанию короля или Тайного совета.., если не будет указана какая-нибудь законная причина ареста, задержания или ограничения в свободе», сроки давности и другие гарантии защиты прав личности.

Значительным шагом развития прав человека явилось принятие Билля о правах в Англии в 1689 г., этот документ установил свободу слова в парламенте, свободу выборов в парламент, согласно ему наказания выносятся только по решению суда, устанавливаются некоторые правила участия присяжных в судебном заседании, право обращения с петицией к королю, Билль запрещает жесткие наказания и др.

Дальнейшее развитие идеи о правах человека происходит в США.

Так, в Декларации независимости штата США 1776 г. впервые был провозглашен естественный характер прав человека: «все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых».

В 1787 г. в США был принят Билль о правах, ратифицированный в 1791 г., он содержался в 10 первых поправках к Конституции. Поправка 1 закрепляет свободу вероисповедания, свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб. Поправка IV предусматривает право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Поправка V устанавливает презумпцию невиновности (никто не должен за одно и то же правонарушение дважды подвергаться угрозе лишения жизни, никто не может быть лишен жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры, частная собственность не должна изыматься для общественного пользования без справедливого возмещения и др.).

Идея прав человека стала одной из важнейших целей Великой Французской революции. В 1789 г. была принята Французская Декларация прав человека и гражданина. Она провозглашала, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» (ст. 1). В ст. 2 провозглашаются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Статья 3 гласит, что: «Источником суверенной власти является нация». Декларация провозглашает свободу совести, свободу выражения мнений, свободу печати, презумпцию невиновности, гарантии личных и иных прав граждан.

Права человека, провозглашенные в период буржуазных революций, получают широкое признание в Западной Европе и США.

Основные теоретические концепции в международном праве прав человека:

Существует несколько концепций (теорий) прав человека.

1. Естественная теория — права человека имеются у каждого от рождения, от природы, как признак естественного состояния. От государства же можно получить только дополнительные гарантии.

2. Позитивистская теория — человек может иметь лишь те права, которые предусмотрены законом, т.е. права человека — это разрешение государства на тот или иной вид деятельности, поведения человека в обществе.

3. Марксистская концепция прав человека — связь прав с обязанностями и ответственностью личности за свои действия обеспечивает ее подлинную свободу, которую она обретает не в обособлении от общества, а в тесной связи с ним.

4. Теологическая концепция прав человека — права даны человеку высшим создателем — Богом.

Историческое происхождение естественно-правовой концепции осталось еще со времен Древней Греции и Рима. Можно сказать, что формирование и распространение римского права предусматривало существование естественного права и отвечало jus gentium («права народов») — универсальному праву, которое выходило за границы прав гражданства. Например, римский юрист Ульпиан считал, что естественное право — это право, которое дается от природы, а не от государства, и оно предоставляется всем человеческим существам, независимо от того, римские ли они граждане или нет.

Идея естественных прав человека была движущей силой Великой Французской революции, породившей Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Ее сущность актуальна и сегодня: «Люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека, свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению».

Декларация закрепила презумпцию невиновности, свободу совести, печати, гарантии естественных прав человека.

Российским представителем естественно-правовой теории о равноправии людей А. Н. Радищевым развивались представления о договорном происхождении государства, о суверенитете народа и его праве совершенствовать государственный строй. Впервые идеи о правах и свободах были юридически оформлены в августе 1905 г. следующими Указами Императора: «Высочайше утвержденное Учреждение Государственной Думы», «Высочайше утвержденное положение о выборах в Государственную Думу» и Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка». В последнем населению даровались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». А с учетом принятия ряда нормативных актов, регламентирующих осуществление отдельных прав и свобод, можно сказать, что в государственном управлении России наметился поворот к конституционной монархии. Противники естественно-правовой теории прав и свобод продвигали позитивистскую концепцию, согласно которой права человека, их объем и содержание даруются человеку государством. Видный российский государственный деятель и государствовед Б. Н. Чичерин назвал такую концепцию анархическим учением.

Необходимо отметить, что многие государства в своих правовых системах закрепляют позитивистскую теорию в качестве основной.

Сочетание естественно-правовой и позитивистской теорий в позитивном выражении естественных прав приобрело верховенство. Суть подобной формулы заключается в следующем: государство не может не признать права человека на жизнь, на неприкосновенность жилища и личности. Хотя эти права принадлежат человеку от рождения, защищенность им придает юридическая норма, т.е. форма закона, поэтому озвученные права не могут быть противопоставлены государству, которое должно взять на себя не только функцию их защиты и обеспечения, но и законодательного формулирования.

Наряду с естественно-правовой концепцией, развивается позитивистская концепция прав человека. Согласно данной концепции объем прав человека, их содержание и их существование зависит от государства, которое и решает, какие права и свободы предоставить каждому человеку, находящемуся на его территории. Сторонники позитивистской концепции считают, что права человека производны от государства. Позитивистская концепция использовалась во многих социалистических государствах, например, СССР использовал ее для оправдания ограничения прав и свобод на его территории.

Марксистская концепция прав человека. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали новый взгляд на человека — как на социальное, а не природное существо. С точки зрения марксизма определяющим фактором правового положения человека в обществе и гражданина в государстве является его социально-классовое положение, и права, и свободы человека формируются первоначально не в юридической, а в социальной сфере.

Марксистская концепция исходит из строгой детерминированности прав человека экономическим строем общества, его классовой структурой. Каждой ступени развития человечества соответствует определенный уровень развития прав и свобод. Смена одной общественно-экономической формации другой всегда сопровождается предоставлением членам общества определенных возможностей в экономической, социальной, политической, культурной жизни в соответствии с их классовым или сословным положением. Эти возможности фиксируются в законодательстве в виде юридических прав, свобод, обязанностей. Законодатель не может «изобретать» права и свободы, не вытекающие из характера общественных отношений данного экономического строя.

В марксизме дано действительно научное политикоэкономическое и историческое обоснование сущности прав человека.

Эти права не прирожденные, а возникшие историческим путем.

Основоположники марксизма не только раскрывают социально-экономическую основу прав человека, но и характеризуют механизм их юридического признания. Родоначальники научного коммунизма были решительными защитниками личных прав.

В марксистской концепции экономические, социальные и культурные права доминируют над гражданскими и политическими. Она признает важность всех прав человека, однако исходит из того, что только наличие и гарантированность экономических прав создают реальные условия для эффективного использования гражданских и политических прав.

Теологическая концепция прав человека. Согласно ей права даны человеку высшим создателем — Богом.

С точки зрения этой концепции, право и права человека — это продукт божественной воли. «Бог есть причина всего», поэтому право есть божественное установление. Фома Аквинский весьма широко применял категорию «закон» для объяснения различных явлений, свойственных обществу: «закон нечто, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе». Он выделял четыре вида законов:

1. Вечный закон (естественный божественный закон, общие принципы божественного разума). Вечный закон нигде не записан, а существует в устной форме божественного слова.

2. Естественный закон (это отражение божьего закона в человеческом разуме, поскольку человек, как разумное создание, может частично постигать вечный закон). Естественный закон предписывает все то, что соответствует существованию человеческого рода: союз мужчины и женщины, воспитание детей и др.

3. Человеческий позитивный закон (представлял собой феодальное право того времени). Это самый несовершенный закон, который служит человеку в достижении его земных целей.

4. Позитивный божественный закон (содержится в Библии). Только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству. Данный закон необходим по двум причинам: во-первых, человеческий позитивный закон не способен истребить зло; во-вторых, из-за несовершенства человека, люди сами не могут прийти к единому представлению о правде теологической концепции права. Фома Аквинский настойчиво проводил мысль: правовым человеческое установление становится только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. Божественный закон призван устранять несовершенство «положительного» закона, если он расходится с естественным правом.

Универсальная концепция прав человека

Для понимания универсальности прав человека в международном праве необходимо обратить внимание на универсализацию данных прав. До создания ООН и принятия ее Устава права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства — участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся исключительно к их внутренней юрисдикции.

Общепринятые постулаты рассматривали взаимоотношения между государством и его гражданами как внутреннее дело каждого государства, и традиционное международное право не вторгалось в этот процесс. Однако первичные формы международного регулирования отдельных аспектов прав человека, предшествующие современному международному праву, находили свое выражение уже в традиционном международном праве. Это соглашения, касающиеся защиты прав национальных меньшинств, договор по борьбе с рабством и работорговлей и договоры, направленные на защиту прав человека в период вооруженных конфликтов. Целью этих соглашений явилось не создание всесторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности. Универсализация прав человека в международном праве развивалась после создания ООН и принятия ее Устава. Устав ООН стал одним из первых важнейших международно-правовых документов, в котором поставлен вопрос о необходимости универсального обеспечения прав человека, о закреплении принципа всеобщего уважения прав и свобод всех людей и каждого человека. Из этого вытекает, что права человека уже являются универсальными и находятся под эгидой ООН как международной универсальной организации.

Международный Билль о правах человека приобрел широкое мировое признание и авторитет. Всеобщая декларация прав человека явилась первым в истории межгосударственных отношений универсальным документом, установившим стандарт прав человека. В ней предпринята попытка дать юридическое универсальное определение прав и свобод человека. Универсализация Всеобщей декларации прав и свобод человека выражается в том, что ее положения были инкорпорированы в большинство национальных правовых систем; в большинстве национальных конституций содержатся прямые ссылки на положения Декларации. Из этого вытекает, что нормы, которые закреплены в декларации, стали универсальными почти для всех государств и частью их национального законодательства.

Универсализация прав человека развивалась далее путем принятия в 1966 г. двух Пактов о правах человека: Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В отличие от Всеобщей декларации прав человека, принятой в виде резолюции, Пакты о правах человека имеют общеобязательный характер для государствучастников. В ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах отмечается, что каждое участвующее государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в Пакте без какого бы то ни было различия: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка и религии.

Особое значение в универсализации норм прав человека имеет международный механизм защиты прав человека. В настоящее время международные соглашения по правам человека предусматривают целую систему органов с функциями контроля и имплементации, т.е. обеспечения практического осуществления норм прав человека в действительности.

Цель международного контроля в области защиты прав человека заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение государствами своих международных обязательств в этой области. С одной стороны, обязанностью государства является обеспечение соответствия национальных норм, регулирующих правовой статус личности международными стандартами в области прав человека, с другой — в соответствии с международными стандартами государство обязано в конкретных случаях предоставлять индивиду защиту своих прав в случае их нарушения. В ООН сложилась и функционирует разветвленная структура подразделений, занимающихся международной защитой прав человека. Ряд органов осуществляет непосредственную координацию и регламентацию деятельности ООН по правам человека.

Функции и полномочия органов ООН в области прав человека состоят, во-первых, в разработке международных правовых документов по правам человека и принятии общих рекомендаций по этой проблеме, во-вторых, в осуществлении ими контроля за правами человека, реализации обязательств, взятых на себя государствами. Кроме системы органов ООН существует договорный международный контроль, т.е. органы, которые специально создаются на основе конкретного договора по правам человека. Типичным договорным органом универсального характера является Комитет ООН по правам человека, созданный на основе международного Пакта о гражданских и политических правах.

Одной из особенностей современного международного права является появление в нем совокупности норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в области прав человека.

Современное международное право содержит общепризнанные, и, следовательно, обязательные для всех государств определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола, языка и религии. Кроме этих общепризнанных норм имеется также большое количество соглашений по специальным вопросам прав человека.

Универсальность норм прав человека была подтверждена и закреплена в Венской декларации и Программе действия, принятой на Конференции по правам человека в Вене 25 июня 1993 г. «Универсальность этих прав и свобод носит бесспорный характер» (ст. 1).

«Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значения национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы» (ст. 5).

Однако Генеральная Ассамблея ООН и Совет ООН по правам человека в ряде своих резолюций подчеркивают, что все культуры и цивилизации в своих обычаях, религиях и верованиях имеют общий набор ценностей, принадлежащих всему человечеству. К ним они относят свободу, достоинство, равенство, уважение прав человека, ответственность и другие, которые разделяет все человечество и которые способствуют универсализации прав человека.

Необходимо отметить, что ценность прав человека в современном мире практически признается всеми государствами вне зависимости от их конкретного политического экономического и социального развития. Право международного сообщества вмешиваться в ситуации массового нарушения прав человека в тех или иных странах или в различных частях мира, а также обращение индивида в разные международные инстанции для защиты своих прав становиться реальным фактом. На современном этапе уже создана система защиты прав человека не только на национальном, но и на региональном и универсальном уровнях. На государства сегодня возлагается обязанность защищать права человека не только на своей территории, но и на любой территории исходя из концепции «ответственности по защите», о чем неоднократно говорилось на разнообразных международных форумах, и данная концепция уже закреплена в различных международных актах.

Концепция прав человека построена на ряде принципов, таких как независимость от государства, универсальность, недискриминация, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность прав человека, допустимость исключений и др.

Концепция прав человека оказала огромное влияние на различные направления международного сотрудничества. Уважение и поощрение прав человека рассматривается как существенный фактор стабильности, мира и благополучия, необходимых для обеспечения устойчивого развития и сотрудничества между государствами, она также оказала влияние на многие институты и отрасли современного международного права.

Все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и подкрепляют друг друга, и ко всем правам человека надо подходить справедливо, равным образом, одинаково, с одной и той же степенью внимания. По крайней мере, необходимо учитывать значение национальных и региональных особенностей и различного исторического, культурного и религиозного фона. Все государства, независимо от своих политических, экономических и культурных систем, обязаны поощрять и защищать все права человека и основные свободы.

В универсальной концепции права человека едины и представляют собой общие для всех ценности, которые в одинаковой степени применимы ко всем людям на земле. Это позиция развитых демократических стран.

Данная концепция прав человека стала формироваться после окончания Второй мировой войны и создания ООН. Процесс ее становления и развития прошел долгий путь. Суть универсальной концепции заключается в формировании всеобщих стандартов по правам человека для всех государств и народов.

Сущность этой концепции заключается в следующем:

  • признание человеческого достоинства как высшей ценности личности;
  • права человека являются естественными правами, присущими каждому человеку с рождения, и принадлежат всем людям, независимо от расы, цвета кожи, социального положения;
  • обеспечение системы защиты и гарантий прав человека на национальном и международном уровнях.

Универсальная концепция прав человека должна учитывать национальную и региональную специфику и различные исторические, культурные и религиозные особенности каждого государства и каждого региона.

Для того чтобы данная концепция стала эффективной, она должна строится с учетом общечеловеческих ценностей, интересов различных цивилизаций и пожеланий народов иных культур, приведения национальных правовых актов в соответствие с международными актами и стандартами в области прав человека.

Поколения прав человека и современные тенденции развития международного права прав человека

Концепция «поколений» прав человека возникла в 1970-е гг. Она была представлена чешским юристом Карелом Васаком, Права человека, по его мнению, делятся на три поколения прав человека:

  • гражданские и политические права («права свободы»);
  • экономические, социальные и культурные права («права равенства»);
  • коллективные права («права солидарности»).

Поколение гражданских и политических прав ведет свое начало из идей и концепций таких мыслителей XVII и XVIII вв., как Дж. Локк, Ж.—Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант и др., о государстве, политической власти, правах и свободах человека. Данное поколение связанно с английской, американской и французской революциями. Права человека первого поколения основаны на политической философии либерального индивидуализма и связанной с ней доктрине невмешательства государства в права человека. Поколение гражданских и политических прав сыграло важнейшую роль в возникновении, развитии и реализации на практике принципов правого государства. Эти нормы обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы.

Права первого поколения включают следующие личные права, вытекающие из естественных прав и созданных на основе позитивного права политических прав:

  • право на жизнь, право на свободу, право на личную неприкосновенность человека;
  • право на свободу от рабства или подневольного состояния;
  • право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания;
  • право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
  • право на справедливое и публичное судебное разбирательство;
  • право на свободу от вмешательства в личную и семейную жизнь;
  • право на свободу передвижения и выбора местожительства;
  • право на владение имуществом;
  • право на свободу мысли, совести и религии;
  • право на свободу убеждений и их выражения;
  • право на свободу мирных собраний и ассоциаций;
  • права на равенство перед законом и судом;
  • право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

Данные права нашли свое отражение в универсальных и региональных международных актах по правам человека, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 3—21), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Дополнительных протоколов к ней 1950 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., Арабская хартия прав человека 2004 г., а также в конституциях и законах большинства государств.

Второе поколение экономических, социальных и культурных прав сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня и повышение культурного статуса (конец ХІХ — начало ХХ ст.). Большое влияние на их развитие оказал научнотехнический прогресс ХІХ столетия, переход общества от традиционных к либеральным цивилизациям, которые нуждались в гуманистическом либерализме, обеспечение достойного уровня жизни людей и социальной направленности государства. Эти права были направлены на борьбу народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса.

Исторически сложилось так, что экономические, социальные и культурные права человека противопоставляются первому поколению, гражданским и политическим правам, и воспринимаются преимущественно как система позитивных прав. Если суть первого поколения прав человека состоит в свободе человека от государства, его автономии, в том, что государство принимает на себя обязательство не вмешиваться в определенные сферы жизни человека, то второе поколение прав человека наоборот предполагает активное участие государства в социально-экономической и культурной жизни общества для обеспечения социальной справедливости, справедливого распределения благ и уравнивания возможностей.

К правам второго поколения относятся следующие экономические, социальные и культурные права:

  • право на социальное обеспечение;
  • право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы;
  • право на отдых и досуг;
  • право на определенные стандарты жизни;
  • право на социальное обеспечение;
  • право на образование;
  • право на охрану здоровья;
  • право свободно участвовать в культурной жизни общества;
  • право на творчество;
  • право пользоваться результатами научного прогресса.

Впервые данные права были закреплены в конституциях социалистических стран. Например, в Конституции СССР 1936 г., затем во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 22—27) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в других международных и региональных договорах по правам человека.

Права третьего поколения стали формироваться во второй половине XX в. По мнению Е. А. Лукашевой, «особенность этих прав заключается в том, что они являются коллективными и могут реализовываться общностью». Права третьего поколения основаны на солидарности. К ним относятся:

  • право на политическое, экономическое, социальное и культурное самоопределение;
  • право на развитие;
  • право на мир;
  • право на независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет;
  • право на здоровую окружающую среду;
  • право на общее наследие человечества;
  • право на коммуникацию.

Права третьего поколения закреплены во многих международных актах, например, в Декларации ООН о праве на развитие 1986 г., Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г., Венской декларации и Программе действий 1993 г., Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г., Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. и др.

По мнению К. Васака, три поколения прав человека соотносятся с тремя идеалами Французской революции: свободой, равенством и братством. Они являются взаимосвязанными, взаимозависимыми и неделимыми.

Концепция поколений прав человека является в значительной мере условной, однако она позволяет наглядно продемонстрировать последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области. Все поколения прав человека, дополняя друг друга, образуют целостную систему, обусловленную самой многогранной жизнью человека, дифференцированной на множество сфер, областей и аспектов, в которых каждый из людей в той или иной степени принимает участие.