Права и свободы человека: структура и виды классификации
Права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.
Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным, и при этом находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится.
Характерной особенностью прав и свобод также является и то, что они равны и едины для всех без исключения. Так возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству любого государства.
Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством.
Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.
Правам человека присущи следующие признаки:
- они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
- складываются объективно и не зависят от государственного признания;
- принадлежат индивиду от рождения;
- являются непосредственно действующими;
- имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);
- признаются высшей социальной ценностью;
- выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
- представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;
- их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Каждый индивид вправе требовать от государства выполнения им взятых на себя международных обязательств. В этих целях он может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты прав человека. Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.
Права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.
Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.
В ходе развития общественных отношении, усложнения связей между гражданином и государством появляются все новые и новые права в сферах политической, социальной, экономической жизни социума. Их признание со стороны государства является одной из главных задач общества.
Возникновение и становление различных групп прав происходило хронологически неоднородно, соответствовало различным периодам развития человеческой цивилизации, исторической обстановке, особенностям социальных и политических отношении в различных государствах. Длительное историческое становление прав человека обеспечило определенную преемственность их развития. Каждая последующая группа прав вытекала из предыдущей, развивала и обеспечивала ее.
Классификацию прав человека в соответствии с этапами их становления, взаимосвязанностью между собой в современной теории конституционного права принято называть поколением прав.
Выделяется несколько поколений прав и свобод человека и гражданина.
К первому поколению принято относить личные и политические права, оформившиеся в конституциях европейских стран в ходе буржуазных революций XVII– XVIII вв., произошедших в Европе и Америке. В их основе лежат идеи естественного права и либеральные ценности, провозглашенные в научных трудах видных мыслителей Нового времени – Т.Гоббса, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка. Эти права на законодательном уровне утверждали статус человека и гражданина как самостоятельного субъекта отношениий с государством, олицетворяли его индивидуализм, низводили роль государства до функциий «ночного сторожа», обеспечивающего данные права. Первому поколению прав корреспондировалась обязанность государства воздерживаться от посягательств на индивидуальность и создавать условия полноценного участия граждан в политической жизни. Лаконично эту мысль высказал Н. М. Коркунов: «Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное».
Личные (гражданские) и политические права первого поколения интерпретируются международными и национальными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению какимлибо образом и по каким-либо основаниям. На международном уровне эти права закреплены в
Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Многие ученые полагают, что именно эти права следует рассматривать в качестве непосредственных прав человека, поскольку права последующих поколениий являются лишь притязаниями на социальные блага, предоставляемыми и перераспределяемыми государством в интересах социально незащищенных групп населения.
Второе поколение прав человека возникло и закрепилось в XIX–XX вв. в процессе острейшей борьбы классов в капиталистических государствах за улучшение своего экономического положения.
Результатом этой борьбы стало появление идеий социального равенства в обществе, которые формировались учениями, призывающими государство обеспечить достойное существование граждан в условиях рыночной экономики. Основу прав второго поколения составляют социальные, экономические и культурные права. Заметную роль в становлении этих прав сыграло социалистическое учение, появившееся в XIX в., поэтому дальнейшее развитие второе поколение прав получило после Октябрьской революции и Второй мировой войны вследствие формирования биполярного мира, и развязывания «холодной войны».
Активную роль в становлении прав второго поколения сыграл Советский Союз. В Конституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав, относящихся ко второму поколению: права на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь. Даже, несмотря на то, что реальная социально-экономическая защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и этим оказывала заметное воздействие на западное правосознание. Прежде всего, это нашло свое отражение во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.
Вместе с тем права второго поколения имеют более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное право не устанавливает каких-либо жестких требованиий обеспечения этих прав. Например, в п. 1 ст. 2 части II Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. закреплено, что «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».
Признание второго поколения прав человека подразумевало существенные изменения в понимании их сущности касательно взаимосвязи человека и государства. В основе этих прав лежит их «позитивное» понимание, т. е. понимание, зависящее от реальных возможностей государства в их реализации. Обладание правами второго поколения означает не только их формальное закрепление в законодательстве государства, но и наличие у государства определенных возможностей, прежде всего материальных ресурсов. В противном случае человек не сможет воспользоваться своим правом.
Третье поколение зародилось в 70–80-х гг. XX в. Права третьего поколения предполагают защиту интересов отдельного человека, включенного не просто в социальную общность отдельного государства, а в человеческую общность в целом. При этом незыблемым остается принцип: права общности не должны ущемлять права отдельного ее индивида.
Однако природа прав третьего поколения на настоящий момент остается спорной, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться только общностью, ассоциацией.
Права третьего поколения – это коллективные права, а не какие-либо «новые» права индивида. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности.
Вместе с тем данная точка зрения также вызывает споры. По мнению некоторых ученых, не могут рассматриваться в качестве коллективных права человека, реализация которых предполагает совместные действия ряда лиц (свобода собраниий и объединениий, право на забастовку и т. п.), поскольку каждый человек самостоятельно принимает решение об участии в объединении или акции, т. е. осуществляет данное право непосредственно и индивидуально. Как замечает Ф. Люшер, «свободными являются не столько эти объединения, собрания граждан, культовые организации, сколько сами граждане, которые располагают по своему выбору правом объединяться, проводить собрания или поклоняться культу».
К числу прав третьего поколения относятся общечеловеческие права: право на мир, всеобщую безопасность, чистую окружающую среду, чистый космос и т. д. Вторую часть прав третьего поколения составляют права, возникшие в результате научнотехнического прогресса, прежде всего в сфере информационных и коммуникационных технологиий.
Становление прав четвертого поколения происходит в настоящее время и связано с дальнейшим технологическим развитием человечества, но уже в аспекте самого индивида.
Прежде всего, речь идет о правах в сфере биомедицинских технологиий и генетических исследованиий: клонирование, трансплантация, эвтаназия. Эти права должны защищать человека от угроз, связанных с генетическими экспериментами, клонированием и другими открытиями в области биологии.
Следуя тенденции глобализации при переходе от поколения к поколению прав человека, права четвертого поколения, как правило, именуются правами человечества. К ним он относит права на мир, ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др. Исследователи отмечают: «Четвертое поколение – это правовой ответ вызову XXI в., когда речь пойдёт уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одноий из вех в нравственном развитии общества».
Тенденция к расширению круга признаваемых прав будет прослеживаться и далее, направленность на усиление правовой защищенности личности будет сохранена. Но каждое следующее поколение прав приносит с собой расширение меры свободы человека, тем самым ограничивая свободу другого. Каждое поколение приносит с собой новую логику узаконивания притязаниий, именуемых правами человека, и неизбежны конфликты «новых» прав со «старыми», в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться.
Одна из наиболее распространенных классификаций по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
- гражданские (личные);
- политические;
- экономические;
- социальные;
- культурные.
Гражданские (личные) права - это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права - права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений. Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет - участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 - избираться на пост Президента РФ. Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
Экономические и социальные права - это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
Культурные права - это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.
По происхождению права и свободы человека и гражданина классифицируют на:
- догосударственные, фундаментом которых служат идеи христианского естественного права; эта категория прав действует, даже если позитивное право не обеспечивает их явную констатацию: защита человеческого достоинства, свобода личности, свобода совести и вероисповедания;
- надгосударственные, которые также не нуждаются в формальном признании государством:
- равноправие перед законом, охрана семьи и брака, гарантия собственности и права наследования;
- установленные государством основные права.
Еще одной из основных классификаций является - по возможности временного ограничения:
Абсолютные - это такие права, носителям которых противостоит неопределенное число обязанных лиц. Обязанность, соответствующая абсолютным правам, всегда состоит в воздержании от совершения действий, ущемляющих абсолютные права. Так как нарушителем абсолютных прав может оказаться любое лицо, закон защищает абсолютные права против всех и каждого, т. е. против неопределенного круга лиц.
Относительные - это права, носителям которых противостоят определенные обязанные лица (лицо), т. е. права, принадлежащие лицу по отношению к другому обязанному лицу (лицам). Иными словами, относительными можно назвать права, реализуемые через правоприменение. Чтобы такое право осуществилось, необходим индивидуальный акт применения права, конкретизирующий, признающий или предоставляющий его. А субъект власти - правоприменитель - либо жестко связан законом и фактическими обстоятельствами, либо обладает определенной свободой усмотрения. Относительные права могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения и в других случаях, установленных законом
Немало важной является классификация прав по роли государства в обеспечении прав и свобод:
Негативные – свобода понимается как отсутствие ограничений, принуждений по отношению к личности, возможность действовать по своему усмотрению. Негативные права накладывают на государство определенные обязательства воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих её свободу ограничений. Эти права считаются основополагающими и абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства и уровня его социально-экономического развития. Всё содержание направлено на ограничение личности от всякого рода посягательств на его права со стороны государства.
Позитивные – свобода выбора и главное – способность человека к достижению поставленных целей, проявление способностей и индивидуальное развитие в целом. Позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага осуществлять определенные действия. К ним можно отнести все социальные права. Их осуществление труднее, так как государству требуются определенные ресурсы – богатство и демократичность политической системы.
Помимо основных классификаций, указанных ранее, можно выделить еще несколько классификаций прав:
По степени персонификации субъекта:
- Индивидуальные – права отдельного человека;
- Коллективные – права социальных общностей.
По специальному субъекту-носителю прав:
- права беженцев;
- права женщин;
- права ребенка;
- права инвалидов;
- права апатридов;
- права лиц в вооруженных конфликтах;
- права заключенных;
- права трудящихся-мигрантов и др.
По универсальности и закреплению в конституциях и международных нормах:
- Основные (конституционные) права человека;
- Производные (неосновные) права.