Права человека (Исакова Ю.И., 2021)

Содержание и принципы закрепления прав и свобод человека

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, исторически правовой статус человека и гражданина складывался на протяжении длительного времени.

Достаточно сказать, что еще в Древней Греции и Риме свободные от рабства люди обладали статусом либо гражданина - полноправного члена античного полиса и Римской империи или свободного (метека, плебея), который не обладал политическими правами и был отлучен от решения полисных(государственных) дел, не мог быть избран, как не мог в равной степени и избирать.

Гражданство в древности было определяющим элементом положения индивида в государстве. В результате длительной эволюции в общественнополитической мысли утвердилась идея о необходимости признания не только прав политического субъекта, но и прав человека как такового, независимо от его государственно-правовой принадлежности. Великая Французская революция зафиксировала эту идею в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года. Таким образом, было положено историческое начало признанию прав человека в качестве более широкой категории, чем права и свободы гражданина.

Основополагающие международные документы, в т.ч. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, а также международные пакты о правах и свободах человека, принятые ООН в 1966 году - не ставят правовой статус человека в зависимость от политической принадлежности индивида к какомулибо государству.

Они не употребляют термин «гражданин», а говорят о человеке, о его правах и свободах как универсальной высшей ценности.

Права человека являются одной из основ конституционализма, так как конституции создаются, прежде всего, для того, чтобы обеспечить права, свободы и безопасность человека от произвола государственной власти.

В конституциях права человека, рассматриваемые как неотчуждаемые (естественные), облекаются в юридические нормы и становятся важнейшим институтом конституционного права.

Известные правозащитники, опираясь на историческую традицию, заложенную идеологами гуманизма, также отрицают необходимость различения двух групп прав (человека и гражданина).

Современное общество, тем не менее, продолжает оставаться дуалистическим. Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, государственно организованного общества он имеет равные права лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству. Таким образом, институт гражданства продолжает играть важнейшую роль в установлении политико-правовой связи отдельного государства и индивида. В большинстве конституций проводится определенная грань между правами человека и правами гражданина. Это касается даже самих формулировок соответствующих статей.

Для обозначения субъекта прав человека употребляются следующие формулы: «все», «каждый», «каждый человек», «никто», «ни один человек» или безличные формулы: «признается право», «гарантируется свобода» и тому подобное.

Имеется в виду, что все эти формулы относятся к каждому человеку. Когда речь идет о правах гражданина, то в текстах конституций прямо говорится: «гражданин имеет право», «гражданин может».

Иногда вместо слова «гражданин» в конституциях, прежде всего западноевропейских стран, указывается на принадлежность к нации: «все немцы», «каждый испанец». В этих случаях имеется в виду не этническая, а политико-государственная общность (например, по конституционному праву ФРГ немцем считается каждый, кто обладает германским гражданством). В Японии принято права гражданина формулировать как права народа. Например, «народ обладает неотъемлемым правом...».

Принадлежность к гражданству обеспечивает обладание и пользование всеми без исключения конституционными правами и свободами. Гражданин может рассчитывать на защиту со стороны государства внутри страны, а также на его покровительство за рубежом.

В конституциях различных государств вопрос о правах и правомочиях человека и гражданина разрешается по-разному, зависит от традиций, идеологических установок или субъективного выбора составителей. Одно и то же право в конституции одной страны может формулироваться как право человека, а в конституции другой - как право гражданина.

Например, Конституция Греции 1975 года свободу передвижения и свободу выбора места жительства в стране рассматривает как право человека, в то время как в Испании это право принадлежит гражданину.

Безусловно, что существуют такие права, к характеристике которых все демократические государства подходят одинаково (в частности, право на жизнь, свобода совести и т.д.).

В конституциях социалистических государств понятие «человек» полностью поглощалось понятием «гражданин» или «трудящийся». Само понятие «права человека» долгое время связывалось с жестко критикуемой с марксистско-ленинских позиций буржуазной идеологией; борьба за права человека считалась проявлением «абстрактного гуманизма», противопоставляемого реальному социалистическому гуманизму. Любые формы правозащитного движения рассматривались как действия, враждебные существующему общественному строю. «Абстрактным» с точки зрения властей правам человека (имелись в виду, прежде всего, личные права и свободы) противопоставлялись коллективные и социальные права. Лишь в конце 70-х - 80-х годов прошлого века под давлением мирового сообщества началось постепенное признание самой проблематики прав человека в советском государстве. Следует отметить, что взаимная полемика о правах человека была полезна обеим дискутирующим сторонам. Именно под влиянием «социалистических стран» и социалистических движений в странах западной демократии в целом пришли к признанию того, что ценность имеют не только личные права и свободы, но и коллективные, социальные. А современное цивилизованное государство стремится быть не только правовым, соблюдая личные права человека, но и социальным, обеспечивая людей важнейшими социальными гарантиями.

Таким образом, понятия «человек как субъект правомочий» и «гражданин как субъект правомочий» различны по своему объему. Парадоксально, но более широкое по своему смыслу понятие «человек» оказывается уже понятие «гражданин», который, как правило, в рамках своего государства имеет значительно более широкий круг прав, чаще всего политических (избирательное право), социальных и экономических.

Желая преодолеть противоречивость ситуации по крайней мере на понятийном уровне, такой авторитетный ученый-юрист, как Л.Д. Воеводин, предлагал использовать более универсальный, с его точки зрения, термин «личность», который к тому же кратко выражает самую суть двух терминов - «человек» и «гражданин», соединяя их в одно целое.

В государстве, писал он, права и свободы человека являются вместе с тем и в первую очередь правами и свободами гражданина. Политико-правовая связь между государством и личностью возникает по двум главным и решающим основаниям. Во-первых, индивид, находящийся на территории государства, подпадает под действие его суверенитета, на него распространяется его юрисдикция и, во-вторых, человек является гражданином данного государства.

В действующей Конституции России термин «человек» несет двоякую нагрузку. Во-первых, он приводит в соответствие Основной закон с текстом упомянутых международных документов; во-вторых, обеспечивает признание за каждым находящимся на территории России лицом, независимо от его политико-правовой принадлежности, декларируемых международным сообществом прав и свобод человека.

Принципы прав и свобод человека являются исходными, важнейшими идеями и положениями, которые выражают сущность прав и свобод человека и гражданина в современном мире.

Все принципы прав и свобод человека и гражданина представляют собой единую систему, элементы которой направлены на достижение общей цели по гарантированию основных прав и свобод человека и гражданина. Применение каждого из них по отдельности, без учета остальных принципов, представляется проблематичным, в связи с чем реализация каждого из принципов по отдельности будет зависеть не только от его собственного содержания, но и от степени и эффективности взаимодействия с остальными принципами. Принципы прав человека - это основополагающие начала, обеспечивающие единство самого понятия «права человека» и способствующие единому восприятию прав человека через призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, солидарности и справедливости.

Принципы прав человека в своей совокупности образуют структурно упорядоченную систему, посредством которой во взаимодействии с внешней средой осуществляется регулирование социально значимых отношений в области обеспечения, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

На национальном уровне принципы носят универсальный характер и применяются во всех безисключения отраслях права, они дополняются частными принципами, разработанными в рамках конкретной правовой науки. Число принципов прав и свобод человека и гражданина, рассматривающийся различными авторами, не одинаково. Это связано как с тем, что их точного перечня нет в Конституции России, так и с тем, что данные принципы развиваются и дополняются в текущем законодательстве.

Л.Д. Воеводин отмечает, что «принципы правового статуса - идеологические категории». В силу этого, их перечень, содержание и значение могут меняться, даже если не изменяется закрепившая их Конституция. Поэтому принципы правового статуса, во-первых, составляют его основу, на которую опирается все правовое регулирование правового статуса человека и гражданина, а во-вторых, имеют достаточно гибкое содержание, развивающееся вместе с развитием государства.

На сегодняшний день не в международноправовой, не в российской государственной практике не сложилось единого подхода к классификации основных принципов прав и свобод человека и гражданина. Также не создан универсальный или региональный международный нормативный акт, либо внутригосударственный регулятор, вобравший в себя все или хотя бы большинство принципов.

В связи с этим на основе толкования норм международного права, дополненных анализом конституционных положений, рассмотрим основные, присущие современности, принципы прав и свобод человека и гражданина.

Международно-правовые принципы прав человека устанавливают для государств единые стандарты, реализация которых должна осуществляться главным образом на внутригосударственном уровне. В основных законах государств, как правило, не только устанавливается приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, но и предусматриваются собственные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Принцип гуманизма. Этот принцип является исходным. От него производны все остальные принципы, опирающиеся на такие его ценности, как добро, справедливость, человечность.

Гуманизм как принцип права означает закрепление идеи человека как высшей ценности, уважительное отношение к человеку вне зависимости от его социального и любого иного положения.

Гуманизм как правовой принцип заключается в «способности путем предоставления гражданам прав или освобождения их от обязанностей, а также путем возложения обязанностей на других субъектов общественных отношений формировать поведение людей, соответствующее интересам человеческой личности».

Принцип достоинства личности. Достоинство является внутренней самооценкой личности, проявляющейся в осознании ею своих способностей, личных качеств, мировоззрения и своего места в обществе. Достоинство, являясь нематериальным благом, принадлежащим каждому человеку от рождения в равной степени. Запрещаются любые действия со стороны государства, иных лиц, связанные с пытками, насилием, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство обращением или наказанием. Кроме того, никто не может без добровольного согласия быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Государство обязано защищать достоинство личности от рождения и до смерти вне зависимости от каких-либо обстоятельств. При этом личность в ее взаимоотношениях с государством является равноправным субъектом, который может защищать свои права всеми незапрещенными способами, в том числе оспаривая решения и действия государства в лице его органов.

Признание достоинства личности утверждает значимость, социальную ценность, неповторимость каждого индивида вне зависимости от занимаемого им положения в обществе.

Принцип свободы. В четвертой статье французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. свобода определяется «как возможность делать все, что не приносит вреда другому».

Только в условиях свободы человек может реализовать свои интересы. Свобода превращает зависимого человека в гражданина. Статус гражданина закрепляет новый характер взаимоотношений человека с государством. Свобода - это возможность и способность индивида действовать в соответствии со своими целями и интересами.

Принцип универсальности прав человека означает, что они принадлежат всем людям, вне зависимости от конкретных жизненных обстоятельств, в том числе организации публичной власти в государстве, его формы правления и территориального устройства, политического режима, а также роли на международно-правовой арене. Общепризнанные права и свободы должны соблюдаться на территории любого государства. Исключением в данном случае выступают некоторые политические права, реализация которых связана с наличием гражданства или подданства конкретного государства (право избирать и быть избранным, право на участие в отправлении правосудия, право на участие в управлении делами государства и т.д.), а также возможные ограничения прав в ситуациях, связанных с необходимостью поддержания государственной безопасности, общественного порядка, обеспечения здоровья или нравственности населения, прав и свобод других лиц.

Принцип единства и неделимости прав выражается в том, что они представляют собой единое целое, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Принципы представляют собой единую систему, элементы которой направлены на достижение общей цели по гарантированию основных прав и свобод человека и гражданина. Применение каждого из них по отдельности, без учета остальных принципов, является усеченным, в связи с чем реализация каждого из принципов по отдельности будет зависеть не только от его собственного содержания, но и от степени и эффективности взаимодействия с остальными принципами. Неделимость прав человека выступает препятствием на пути его дискриминации по любым основаниям.

Принцип уважения прав и свобод составляет нравственно-этическую предпосылку осуществления субъектами правоотношений своих прав и обязанностей, выражается в чутком, внимательном, почтительном отношении друг к другу. Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой Организация объединенных наций содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. В соответствии со ст. 56 Устава все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55. Поскольку вышеуказанные обязательства государств изложены в самой общей форме, с момента принятия Устава и до настоящего времени государства стремятся конкретизировать нормативное содержание принципа уважения прав и свобод человека и гражданина.

В Конституции Российской Федерации дополнительно к вышеуказанным международноправовым постулатам закреплены принципы непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, их гарантированности государством и судебной защиты, единства прав, свобод и обязанностей, недопустимости осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц и др.

Принцип равноправия. Содержание этого принципа сводится не к фактическому равенству людей, а к равенству всех в правовом смысле.

Юридическое равноправие означает, что субъекты обладают одинаковым набором прав и свобод, а также одинаковым арсеналом их гарантирования.

Понимание равенства, по словам Ф. Энгельса, «состоит в том, что из этого общего свойства людей, что они люди, оно выводит право на равное политическое и, соответственно, социальное значение всех людей или, по крайней мере, всех граждан данного государства или всех членов данного общества».

В.С. Нерсесянц придерживается той точки зрения, что «люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры, словом, так называемая «свобода» без равенства - это идеология элитарных привилегий, а так называемое «равенство» без свободы - идеология рабов и угнетенных масс (с требованиями иллюзорного «фактического равенства», подменой равенства уравниловкой). Или свобода (в правовой форме), или произвол (в тех или иных проявлениях). Третьего здесь не дано: не право (и не свобода) - всегда произвол».

Статья 19 Конституции РФ провозглашает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Прежде всего, это конституционный уровень закрепления принципа равноправия, который предполагает универсальность рассматриваемого принципа для всей правовой системы, его обязательную конкретизацию в отраслевом законодательстве: уголовном (ст. 14 УПК РФ), гражданском (ст. 5 ГПК РФ), налоговом, трудовом, административном и др.

Принцип равенства получает закрепление на различных уровнях конституционных норм, в том числе - институтов народовластия (ст. 3), социального государства (ст. 7), форм собственности (ст. 8), политического плюрализма (ст. 13), светского государства (ст. 14).

Принцип равноправия сторон проводится в жизнь и в судопроизводстве. Исключение из правила о равенстве всех перед законом и судом предусмотрено закреплено в Конституции России (ст. 91, 98, ч. 2 ст. 122). Оно относится к неприкосновенности Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей.

Принцип всеобщности и не отчуждаемости.

Данный принцип подразумевает наличие у всех людей основных прав и свобод без каких-либо дискриминационных ограничений. Не отчуждаемость прав и свобод подтверждает их объективность, а не формирование их по воле государства. В основе этого принципа лежит теория естественного права, исходящая из постулата о том, что каждый человек рождается свободным и, в силу этого, обладает от рождения комплексом неотъемлемо присущих ему прав и свобод. Ограничения со стороны органов государственной власти допускается лишь в исключительных случаях на основе законодательных актов (военное положение, чрезвычайное положение и т. д).

Все права и свободы универсальны с точки зрения признания их содержания. Общепризнанные права человека, такие как право на жизнь, свобода совести, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений, - это общие права и свободы всех людей вне зависимости от национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей, общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит.

Всеобщность прав и свобод человека выражается и в пространственном, территориальном аспекте, везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переместился, - в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами, вне зависимости от того, является ли эта территория безлюдным островом, суверенным независимым государством либо подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

В ст.55 Конституции закрепляется, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина. Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод Конституция устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими.

В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Эта общая норма конкретизирована в ст. 56, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.

В гарантировании прав и свобод человека и гражданина значима конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего ведения (ст.15 ч.3 Конституции РФ).

В ст. 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Часть 3 статьи 17 Конституции РФ следует толковать в контексте последующих статей главы 2 Конституции, которые воплощают этот принцип применительно к отдельным правам и свободам. Установление в законодательстве пределов и ограничений конкретных прав и свобод призвано конкретизировать вышеназванный конституционный принцип и исключать произвол при их осуществлении, предотвратить социальную деятельность, которая нарушает права и свободы других лиц.

Принцип единства прав, свобод и обязанностей, означающий практическую возможность реализации субъективных прав человека и гражданина только через обязанности иных участников правоотношений, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения.

Обязанности - составная часть правового статуса личности, тесно связанная с правами и свободами человека и гражданина. Подтверждает их неразрывную связь закрепление в одной главе - в главе 2 Конституции России («Права и свободы человека и гражданина»).

В Конституции РФ зафиксированы следующие обязанности:

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод других лиц;
  • соблюдение Конституции и законов;
  • забота о детях и нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия;
  • плата законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение природы и окружающей среды;
  • защита Отечества.

Принцип непосредственного действия прав и свобод. Содержание данного принципа проявляется в принадлежности прав и свобод конкретному человеку в независимости от того, конкретизированы они в текущем законодательстве или нет. И второй стороной данного принципа выступает возможность защиты своих прав всеми способами, не запрещенными законом. Независимо от существования нормативных правовых актов, конкретизирующих основные права человека, государственные органы обязаны их соблюдать. На основании статьи 17 Конституции РФ неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими предполагает возможность реализации и защиты прав и свобод в случае их нарушения в соответствии с Конституцией РФ, которая обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории нашей страны (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Под этим понимают верховенство прав и свобод человека и гражданина в правовой системе, так как «они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Данные конституционные нормы развивают положения о признании Российской Федерации правовым государством и закреплении прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности.

Прямое действие конституционных норм, устанавливающих права и свободы человека и гражданина, обеспечивает, прежде всего, судебная система: Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. На это, в частности, ориентирует постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина».

Принцип гарантированности государственной защиты прав и свобод. Статья 45 Конституции Российской Федерации прямо формулирует гарантирование государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. В этой защите принимают участие в рамках своей компетенции органы всех ветвей государственной власти в России.

Помимо этого, огромную роль в сфере защиты прав и свобод играет Президент России. Согласно Конституции РФ, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ), что дает ему исключительные полномочия по защите прав и свобод граждан. Ряд полномочий Президента непосредственно связан с осуществлением прав человека и гражданина (решение вопросов российского гражданства, помилования, разрешение жалоб, обращений и др.). Впервые в Конституции РФ предусмотрен новой для России институт - Уполномоченный по правам человека.

Защита прав и свобод граждан в России осуществляется не только на федеральном уровне, но и соответствующими государственными органами ее субъектов, а также органами местного самоуправления в тех случаях, когда на них возлагается соответствующая обязанность на основании конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации.

В то же время, государственная защита не исключает права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Это положение установлено в части 2 ст. 45 Конституции РФ.

Наиболее обстоятельно и конкретно в (ст.46-54) Конституции РФ закреплены гарантии прав человека в тех случаях, если речь идет о привлечении его к уголовной ответственности, о применении к нему мер принудительного воздействия, о лишении его свободы.

Закрепленная в Конституции система такого рода гарантий определяет соответствующую направленность уголовно-процессуального, уголовного законодательства.

Конституционное закрепление принципа гарантированности прав и свобод человека и гражданина имеет свое развитие в текущем законодательстве, относящемся ко всем отраслям права, в частности и к конституционному праву.

Значительно расширило правовые гарантии прав и свобод обновленное гражданское, уголовное, административное, процессуальное и другое законодательство.

При всей значимости правового закрепления гарантий прав и свобод для их воплощения в жизнь требуются многие условия, в том числе лежащие за рамками права: экономические, политические и другие.

Достаточно сложно переоценить значение принципов прав человека для выстраивания эффективной системы реализации и защиты прав и свобод, как на межгосударственном, так и на национальном уровне. Именно в принципах формулируются сущностные характеристики системы прав и свобод, актуальные векторы развития и совершенствования законодательства в данной сфере, что способствует имплементации наиболее эффективных норм в национальное законодательство, устранению противоречий и пробелов в правовом регулировании.