Правовое государство и гражданское общество
- Правовое государство
- организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (с помощью права) государственной власти в целях недопущения злоупотреблений со стороны самого государства.
- Гражданское общество
- совокупность национальных, социально-экономических, нравственных, религиозных, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Данные статистических исследований, проводимых в последние два десятилетия, свидетельствуют о противоречивых тенденциях и процессах в развитии гражданского общества в России.
Так, Фонд "Общественное мнение" в 2001 г. в рамках тематики по гражданскому обществу взялся за работы, связанные с изучением представлений граждан РФ о результатах развития гражданского общества в России. Согласно полученным данным понятие "гражданское общество" у большинства наших граждан (55%) вызвало реакцию "слышу впервые", в той или иной степени было знакомо это выражение 44% респондентам.
Всероссийский центр изучения общественного мнения также обращался к теме гражданского общества. По данным 2003 г., для утверждения в России демократии и гражданского общества было необходимо, чтобы люди были избавлены от материальной нужды (44%), власть считалась с интересами граждан, шире привлекала их к решению важных общественных проблем (30%), сами граждане активнее принимали участие в общественной и политической жизни, боролись за свои права (19%), люди чувствовали свою причастность и ответственность за то, что происходит в стране (17%). Лишь 5-8% респондентов считали важным для утверждения демократии и гражданского общества, чтобы в России эффективно действовали институты гражданского общества (партии, профсоюзы, общественные организации и др.), россияне имели высокий уровень политической культуры. Каждый 12-й респондент полагал, что в России наших дней нет никаких условий для утверждения подлинной демократии и гражданского общества.
Социологические исследования в рамках мониторинга состояния гражданского общества, проведенные ГУ-ВШЭ в 2007 г., показали: 15% россиян полагали, что в России уже сформировалось гражданское общество, но при этом существовали заметные различия в понимании гражданского общества. Считавшие, что гражданское общество еще не сформировано, как правило, более четко интерпретировали само понятие. Для них гражданское общество чаще ассоциировалось с соблюдением принципа равенства всех перед законом, с готовностью граждан к взаимопомощи и совместным взаимовыгодным действиям, с признанием индивидуальных различий, с уважением к другому человеку, с противостоянием граждан коррумпированности чиновников, а также с противодействием политике государства.
В то же время 65% респондентов полагали, что сегодня в России трудно быть общественно активным человеком. Среди них 48% считали, что к общественно активным людям у нас в стране относятся неодобрительно, и лишь 35% характеризовали это отношение как одобрительное. Почти каждый второй россиянин (51%) не имел опыта общественной работы. Другая половина россиян чаще всего получала его по месту своей работы (32%) и во время учебы (18%).
По данным опросов населения, проведенных в 2009-2011 гг. НИУ ВШЭ в сотрудничестве с Фондом "Общественное мнение", практически две трети россиян (60%) ответили, что за последний год им не приходилось участвовать в каких-либо мероприятиях, организованных самими гражданами по месту жительства. При этом треть (31%) вспомнили о своем посещении субботников, мероприятий по уборке двора, каждый шестой (16%) - о посещении собраний жильцов дома или подъезда.
Наименее активны в общественной жизни самые молодые и самые "взрослые" респонденты (18-30 лет и старше 60 лет). Им реже других приходилось участвовать в подобных мероприятиях.
Жители Москвы и городов-миллионников также не столь активны по сравнению с остальными. Так, не участвовали в мероприятиях, организованных самими гражданами по месту жительства, 67% москвичей и 69% жителей других городов-миллионников против 60% среди остального населения.
Те, кто все же заявил об опыте участия в мероприятиях по месту жительства за последний год, не склонны в большинстве своем считать их результативными (35%). По мнению трети опрошенных (35%), наиболее полезным в современных условиях является совместное решение проблем, возникающих по месту жительства. Так чаще всего считают люди в возрасте 46-60 лет (41%).
В современных условиях наблюдается тенденция к определенному сужению возможностей развития демократических институтов и представительной демократии (пример - избирательная кампания 2011 г. по выборам в Государственную Думу). Гражданское участие в России трансформируется, приобретает иные организационные формы: многие появляющиеся гражданские объединения отказываются от статуса юридического лица, некоторые "старые" и ранее зарегистрированные общественные объединения переходят в статус неформальных и продолжают действовать.
Одним из основных факторов, подталкивающим гражданские объединения к неформальному организационному статусу, является ужесточение правовых условий существования общественных структур. Подобное заключение подтверждается и рядом статистических показателей. Так, в период с 1996 по 2001 г. регистрация общественных структур носила массовый характер. Официальная статистика зафиксировала на 1 января 2000 г. 275 тыс. неправительственных организаций в России, из них 70 тыс. вели активную работу, в которой участвовали 2,5 млн. человек, включая штатных сотрудников и добровольцев. В 2001 г. зарегистрированных организаций насчитывалось уже 350 тыс., а к 2004 г. это число выросло на 34% по сравнению с 2001 г. Однако в конце 2000-х гг. прирост числа неправительственных объединений существенно сократился. По данным Федеральной службы государственной статистики, общая численность некоммерческих организаций в Российской Федерации за период с 1 января 2008 г. по 1 января 2009 г. увеличилась с 655,9 тыс. до 669,9 тыс., или на 2,1%. Во многом этот незначительный прирост обеспечен за счет дачных и садоводческих товариществ, потребительских кооперативов и товариществ собственников жилья.
Данные о такой категории, как общественные организации, свидетельствуют об их сокращении почти на 8,5 тыс., или на 5,5%. Процедура регистрации вновь создаваемых общественных организаций усложнилась, стала отнимать значительно больше времени и финансовых ресурсов. По данным газеты "Ведомости", зарегистрировать новую некоммерческую организацию сейчас на 40% дороже, чем коммерческую фирму, а по времени регистрация занимает не менее двух месяцев.
Возникновение и развитие идеи правового государства. Человечество с глубокой древности искало идеал общества, которое соответствовало бы представлениям людей о справедливом устройстве государственной жизни. Первые попытки связывались с поисками противовеса деспотизму монархов, а в республиках - с размышлениями о более совершенных и справедливых формах организации общества. Государство должно быть ограничено правом, и тогда его можно назвать справедливым - так считали Аристотель (384-322 до н. э.) и Цицерон (106-43 до н. э.). В Средневековье к идее справедливости добавляется требование равенства. Эти исходные категории человеческого существования, как предполагалось, в целом позволяли обеспечивать права и свободы человека.
Государственно-правовые взгляды и идеи передовых мыслителей того времени стали первоосновой последующего развития гуманистических взглядов и идей, составивших фундамент теории правового государства. Очень многое для развития теории правового государства было сделано мыслителями XVII-XX вв. Г. Гроцием, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескьё, Б. Спинозой, а также нашими соотечественниками Б.Н. Чичериным, Б.А. Кистяковским, П.И. Новгородцевым и др.
Голландский юрист, социолог и государственный деятель Г. Гроций (1583-1645) в труде "О праве войны и мира" заложил теоретические основы формирования международных отношений на основе права и справедливости, а не силы, что для того времени было ошеломляюще новой и смелой идеей. Английские философы Т. Гоббс (1588-1679) и Дж. Локк (1632-1704), французский правовед и философ Ш. Монтескьё (1689-1775) обосновали концепцию разделения властей, успешно реализованную при образовании США. Французские философы Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеций (1715-1771), Ж.-Ж. Руссо (1721-1778) разработали теорию естественных прав (люди рождаются свободными и равноправными, государство создается путем общественного договора и должно защищать людей, делегировавших ему часть своих правомочий). Ж.-Ж. Руссо по этому поводу заметил: если есть какое-либо средство искоренить зло в обществе, то оно состоит в том, чтобы заменить человека законом.
Философские основы теории правового государства развивались в XIX в. в Германии. И. Кант (1724-1804) обосновал исходный нравственный принцип, получивший название "категорический императив": поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства. Он неоднократно указывал на необходимость для государства опираться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, что сам народ не может решить относительно самого себя.
Г. Гегель (1770-1831) разработал критерии различения гражданского общества и государства, где гражданское общество понималось как сфера социально-экономическая (семья, отдельные группы и слои людей, их саморегулирующиеся отношения), а государство - как сфера политическая.
Этот подход является основным и в настоящее время.
Кант и Гегель разработали идею правового государства, хотя сами его так еще не называли.
Термин "правовое государство" заимствован из трудов немецких юристов начала XIX в. К.Т. Велькера и Р. Моля. В англоязычной литературе подобный термин не используется, вместо этого говорят о "правлении права".
Впоследствии идея правового государства была развита в произведениях современных зарубежных и отечественных юристов, политологов и социологов. В прямой или косвенной форме она закрепляется в конституциях или текущем законодательстве целого ряда государств.
Идея правового государства прямо закреплена, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1, что Испания - "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм".
В Основном законе ФРГ 1949 г. в ст. 20 и 28 прокламируется, что "Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством" и "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона".
Конституция РФ в ст. 1 утверждает в России "демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".
Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств.
Таким образом, теория правового государства всегда отражала общечеловеческие идеалы, являясь не только одной из высших социальных ценностей, утверждающей гуманистические начала в общественной и государственной жизни, но и политико-правовым средством, призванным практически обеспечить защиту прав и свобод, чести и достоинства личности.
Понятие и признаки правового государства. Правовое государство отличают не только господство права и законов (нормативный правовой аспект), но и определенная форма организации системы государственных органов, характер их взаимосвязей, способы формирования и т.п. (организационный аспект).
Правовое государство - это организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с помощью законов не допускает злоупотребления со стороны самого государства (см. интеллектуальную карту 18-01).
Чем отличается правовое государство от неправового? Какие признаки и черты отличают его? По этому вопросу существуют многочисленные подходы. Например, Итоговый документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990 г. содержит следующие принципы правового государства: представительная форма правления, независимый суд, верховенство конституционных и обычных законов. Эти и другие принципы названы в качестве необходимых признаков правового государства.
Среди признаков правового государства следует особо выделить верховенство закона, в соответствии с которым ни государственные и общественные учреждения, ни должностные или частные лица не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Формирование и развитие правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения.
Между тем, как свидетельствуют факты, во многих государствах закон, будучи формально главенствующим, на практике "растворяется" в системе разного рода подзаконных актов. Советский период истории нашего государства может служить ярким тому примером.
Согласно научным источникам в СССР с 1936 по 1988 г. высшими органами государственной власти было принято всего 79 законов, но в то же время действовали десятки тысяч разного рода постановлений, решений и распоряжений, принятых Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР, исполнительно-распорядительными и иными государственными органами. Так, только в 1988 г. Совет Министров СССР принял около 1,6 тыс. постановлений и 2 тыс. распоряжений. Ситуация в современной России и в большинстве других союзных республик, ныне независимых государств, во многом напоминает нормотворческую практику прежнего СССР, где подзаконные акты имели подавляющее преобладание в системе нормативных правовых актов.
Таким образом, в России и других странах, ставящих своей целью формирование правового государства, необходимо изменить удельный вес нормативных правовых актов в пользу законов, иначе призывы к созданию правового государства неизбежно останутся нереализованными. При этом, разумеется, речь не идет о том, должны или нет существовать подзаконные акты наряду с законами: их существование неизбежно и необходимо. Речь идет прежде всего о следующем: развивая и детализируя положения законов, подзаконные акты не должны искажать суть и содержание законов.
Важными признаками правового государства являются гарантированность прав и свобод граждан, а также закрепление принципа взаимной ответственности гражданина и государства. В правовом государстве провозглашение прав и свобод человека и гражданина подкреплено созданием фактических условий и юридических механизмов для их реализации (формирование действенных институтов гражданского общества; эффективная работа государственных учреждений; жизнеспособный рыночный уклад, обеспечивающий достойный уровень жизни людей; наличие правовых механизмов восстановления нарушенных прав и свобод, обеспечения безопасности личности, ее имущества, собственности и т.д.). Принципиальное значение имеет конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина.
Так, по Конституции РФ "в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией" (п. 1 ст. 17). Конституция провозглашает, что "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств" (ст. 19).
Такой принцип правового государства, как взаимная ответственность гражданина и государства, проявляется в том, что:
- государство гарантирует реализацию прав человека (личности, гражданина) всеми юридическими и идеологическими средствами; оно вправе требовать от граждан и находящихся на его территории иностранцев соблюдения законов страны; может (и должно) устанавливать меры принуждения за нарушение правовых норм, при применении которых исключается административный произвол;
- при привлечении гражданина к ответственности государство должно всесторонне учитывать обстоятельства дела и строго индивидуализировать ответственность;
- личность имеет право требовать от государства обеспечения реализации своих прав и может обращаться за помощью для их защиты или восстановления;
- в случае несоблюдения прав или невыполнения обязанностей любой из сторон другая сторона имеет реальную возможность привлечь к ответственности нарушителя.
Правовой характер взаимоотношений личности и государства заключается в следующем:
- государство и личность должны выступать не противниками, а партнерами, имеющими взаимные права и обязанности, нести обоюдную юридическую ответственность;
- в государстве должен быть юридически определен порядок деятельности и поведения гражданина и властных структур; деятельность государственных органов должна строго подчиняться принципу "разрешено то, что прямо предусмотрено законом" или "запрещено все, что не дозволено", а деятельность граждан - принципу "разрешено все, что прямо не запрещено законом";
- должны быть законодательно закреплены и социально приняты начала политической и экономической основы общества: суверенитет народа, разделение властей, многообразие форм собственности и т.д.
Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. Суть данного принципа заключается в том, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власть. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду. Наличие особого механизма сдержек и противовесов должно не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними социальными группами людей во вред другим.
Идеи теории разделения властей, известные с древности и получившие значительное развитие в период Нового времени, оказали огромное воздействие на умы людей, их политическое мировоззрение.
Они были отражены, например, в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции. В этом документе провозглашалось: "Любое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции" (п. 16).
В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в нашей стране "осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10). Таким образом, в Российской Федерации совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов должна находиться друг с другом в состоянии гармоничного уравновешивания своих полномочий.
В нашей стране с момента начала политики перестройки в 1985 г. в сфере теории государства и права произошла значительная смена политических и научных ориентиров. Теория разделения властей, которая до этого отрицалась, получила признание юридического сообщества и конституционное закрепление. Однако в практической политико-правовой жизни, касающейся правового государства и разделения властей, еще сохраняется множество проблем, свидетельствующих о непростом движении российского общества и государства по пути не декларированной, а реальной демократии. Важнейшее значение имеет поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.
Кроме названных, есть другие принципы (признаки) и черты, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового. Они многочисленны и весьма разнообразны. Наряду с представлением о сущности правового государства, его целью и назначением они определяют условия его формирования и функционирования. Что же представляют собой эти условия или предпосылки? Выделим несколько основных групп условий (предпосылок) правовой государственности:
- экономические: многоукладность экономики (многообразие видов собственности); равенство участников экономических отношений; рост благосостояния народа;
- социальные: наличие саморегулирующегося гражданского общества со свободными гражданами; социальная защита населения;
- правовые: высокий уровень политического и правового сознания людей; исключение насилия и произвола над личностью; справедливость правосудия; приоритет прав и свобод личности; прочный правопорядок в обществе; демократия и законность; гибкий баланс между государственным, народным и национальным суверенитетом; применение принуждения только в крайних случаях и исключительно на основе права;
- нравственные: прочные основы в обществе начал гуманизма, справедливости, равноправия и свободы.
Среди существенных условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует особо выделить наличие в стране гражданского общества. В настоящее время гражданское общество рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития современной цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства.
Гражданское общество: понятие и развитие концепции. Термин "гражданское общество" имеет глубокие исторические корни. Он появился уже в работах Аристотеля и Цицерона, которые использовали его как синоним "политического общества" и античного полиса, так как для них общественная жизнь человека была неотделима от жизни полиса. Возникнув как идея еще в античные времена, понятие гражданского общества стало оформляться только в XVII-XIX вв., прежде всего в работах Дж. Локка и Дж. Харрингтона, получило развитие в трудах шотландских моралистов, в частности А. Фергюсона, А. Смита, а также Ж.-Ж. Руссо и Г. Гегеля и особенно активно использовалось А. де Токвилем.
Для большинства этих мыслителей понятие "гражданское общество" относилось к совокупности самых разнообразных отношений и институтов, общим отличительным признаком которых является их нахождение вне государства. Такое разделение понятий "гражданское общество" и "государство" было связано с развитием либеральных идей и процессом политической модернизации в странах Западной Европы в XVII-XIX вв., постепенного расширения прав личности как в политическом, так и в социальном смысле. В соответствии с новыми взглядами должно существовать некое незанятое государством пространство, в котором могла бы происходить общественная жизнь человека. Это пространство - совокупность межличностных отношений и развивающихся вне рамок государства и без его вмешательства взаимодействий (семейных, групповых, экономических, культурных, религиозных и т.п.). Сюда относятся и капиталистический рынок со всеми его институтами, а также различные вероисповедания, частные и публичные ассоциации и организации, все формы кооперативных социальных отношений, в которых возникают доверительные межчеловеческие отношения, общественное мнение, правовые отношения и институты, а также политические партии. При этом гражданское общество рассматривалось как идеальная модель общественного развития, в которой равно представлены интересы всех его членов.
Так, в качестве основополагающих принципов, на которых функционирует гражданское общество, Гегель называл наряду с принципами частной собственности и личной свободы публичность и всеобщую осведомленность, свободно формирующееся общественное мнение, а также справедливые и строго соблюдаемые законы. Огромное значение, придававшееся Гегелем правовой основе, правосудию и средствам их эффективного функционирования, подтверждается и тем фактом, что он рассматривал их как аспекты самого гражданского общества. Как считал Гегель, развитие гражданского общества предполагает наличие государства как его основания: "...государство есть всеобщее первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента".
К. Маркс рассматривал гражданское общество в качестве общественного слоя, определенной организации семьи, сословий или классов либо как совокупность производственных отношений. В последнем случае он утверждал, что основания гражданского общества необходимо искать в политической экономии. В.И. Ленин, следуя логике К. Маркса, отказался даже от самого термина "гражданское общество", а общественную формацию трактовал как совокупность производственных отношений. В полном виде этот подход проявился уже в рамках марксистско-ленинской философии, отказавшей такому гражданскому обществу в праве на дальнейшее сосуществование вместе с классовым государством. Фактически же на смену комплексу "государство - гражданское общество" в России пришло государство, полностью подмявшее под себя независимые общественные структуры, взявшее под контроль все стороны общественной, а также личной жизни человека.
Соответственно, и в общественной науке советского периода исследования гражданского общества практически отсутствовали, возродившись лишь в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. вместе с возрождением проблемы правового государства.
В западной политической науке очередной этап развития концепции гражданского общества начинается в конце 1920-х и завершается в начале 1990-х гг. Постепенно появляются идейные предпосылки для трансформации дихотомии "гражданское общество - государство" в более сложные конструкции, в которых гражданское общество занимает либо промежуточное, либо центральное положение. Среди ученых, внесших вклад в развитие концепции гражданского общества на этом этапе, можно назвать Т. Парсонса, А. Грамши, Х. Арендт, К. Шмидта, М. Фуко, Н. Лумана и др. Во многом благодаря их работам идея гражданского общества получает свое практическое воплощение в форме гражданской рациональности - системе устойчивых, общепринятых представлений об этом обществе, которые однозначно понимаются и разделяются большинством его членов. На этом этапе идея гражданского общества становится элементом массового сознания и практического мышления большинства жителей западной цивилизации.
В последние десятилетия ХХ в. наметилась также тенденция постепенного отказа некоторых исследователей от сугубо рационалистической интерпретации гражданского общества. Так, Ю. Хабермас и другие представители франкфуртской школы, а также сторонники экзистенциальной и феноменологической традиций в социальной философии и социологии стали рассматривать гражданское общество в более широком контексте - как взаимодействие личности и официальных структур государства. В связи с этим они затрагивали проблему отчуждения человека, "колонизации" жизненного пространства людей со стороны государства и других институтов.
В настоящее время не существует единого, общепринятого определения гражданского общества. Одни исследователи характеризуют его как общественную систему, как сообщество, достигшее определенного уровня социально-экономического, культурного развития и обладающее всеми признаками цивилизованности (рыночная экономика, демократия, соблюдение прав человека и т.д.). Другие рассматривают гражданское общество как особую сферу социума, противостоящую государству и иным общественным структурам. Второй подход в настоящее время является более распространенным.
Довольно часто гражданское общество отождествляется с внегосударственной сферой социума, обладающей особыми признаками и характеристиками: демократичностью, открытостью, плюрализмом, свободой выбора, личностной автономией и т.д.
Иногда гражданское общество трактуется как частная сфера социума, независимая и от государства, и от общественных структур (например, социальных движений). Столь широкое понимание гражданского общества не получило широкого признания в научной литературе.
Более распространена точка зрения, согласно которой гражданское общество рассматривается как общественная сфера, занимающая промежуточное место между личностью и государством, как коммуникативный процесс между гражданином и государством (Э. Гидденс, Ю. Хабермас). Весьма продуктивной, на наш взгляд, является дефиниция американских профессоров Колумбийского университета Дж. Л. Коэна и Э. Арато, определяющих гражданское общество как "сферу социальной интеракции между экономикой и государством, состоящую в первую очередь из сфер наиболее близкого общения, объединений, социальных движений и различных форм публичной коммуникации".
Подводя итог краткому обзору подходов к понятию гражданского общества, можно заключить, что гражданское общество - это совокупность добровольных, негосударственных институтов и отношений в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, выражающих и защищающих плюралистические интересы, потребности и ценности различных групп людей; это сфера самодеятельности и самореализации граждан в целях решения жизненно важных для них вопросов и проблем, защиты своих неотъемлемых прав и свобод.
Признаки и структура гражданского общества. Любое гражданское общество независимо от специфических условий конкретного государства обладает рядом общих признаков. К ним относятся:
- равноправие членов общества в политических, правовых, экономических и иных отношениях;
- экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения, свободный труд и выбор профессии, места жительства;
- признание и закрепление прав человека и гражданина; наличие механизмов, обеспечивающих правовую защищенность личности;
- наличие институтов непосредственной и представительной демократии;
- политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
- свобода слова, печати, независимость СМИ;
- легитимность и демократический характер власти;
- невмешательство государства в частную жизнь граждан, присутствие четкого механизма реализации взаимной ответственности государства и личности;
- наличие в обществе множества различных социальных групп (страт) и объединений по самым разным основаниям и интересам;
- автономная от государства и защищенная законом от его произвольного вмешательства система местного самоуправления.
Современное государство и гражданское общество тесно взаимодействуют, что обусловлено наличием сходных и отличительных характеристик этих социальных институтов. Выделим наиболее существенные из этих характеристик:
- гражданское общество, как и государство, возникает в процессе достаточно длительного и сложного периода развития человечества;
- в государстве преобладает вертикальная система управления и подчинения (иерархия государственных органов), а в гражданском обществе - горизонтальная (в современных условиях - сетевая) система связей и отношений граждан и их объединений. Если деятельность государственных органов основана на законе, то жизнедеятельность гражданского общества - на соглашениях и договорах, а также на неписаных правилах равенства, охраняющих общую свободу (например, на так называемом золотом правиле: "Поступай так, как бы ты хотел, чтобы по отношению к тебе поступали другие");
- государство регулирует сферу публичных интересов, гражданское общество - сферу частных свобод, частных интересов.
Государство является организацией публичной власти, обеспечивающей гармоничное и стабильное развитие сообщества людей. Для этого самим обществом оно наделено правом создания общих для всех его членов правил поведения - норм права, реализация которых гарантируется силой государственного принуждения. Государство должно брать на себя только важнейшие заботы, от которых зависит существование общества: бороться с преступностью, создавать условия для реализации субъектами своих прав и свобод, представлять общество в международных отношениях и др.
Примером конструктивного взаимодействия государства и гражданского общества может быть сотрудничество между добровольными объединениями и государством в Великобритании, благодаря которому множество услуг коммунального хозяйства, бывших прежде прерогативой государственных служб, перешли в руки добровольных объединений, действующих под государственным контролем. Таким образом, государство постепенно освободилось от части функций, которые оно выполняло в конце XIX и начале XX в.
Аналогичные процессы имели место в сфере социального обеспечения в США и Австралии.
Гражданское общество воздействует на государство через демократические институты (представительные и непосредственные) - общественное мнение, политический плюрализм и др.; оно заставляет государство создавать законодательство, основанное на признании прав и свобод человека, быть открытым в своей деятельности (отчетность и ответственность должностных лиц, гласное судопроизводство и т.п.).
Сущностью гражданского общества является наиболее гармоничная реализация материальных и духовных потребностей человека как личности, его прав, интересов и ценностей.
Для этого человек действует самостоятельно и (или) объединяется с другими людьми.
Структура гражданского общества - это его внутреннее строение, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Структуру современного гражданского общества образуют его главные элементы: личность; семья; школа; церковь; общественные объединения; политические партии; профсоюзы; независимые СМИ; институты представительной и непосредственной демократии; системы образования и воспитания; социальные группы, слои; все негосударственные (неправительственные) структуры, учреждения, связи, отношения (см. интеллектуальную карту 18-03).
Однако этот перечень слагаемых гражданского общества далеко не исчерпывающий. В настоящее время в каждом развитом демократическом государстве официально зарегистрированы сотни тысяч различных неполитических, некоммерческих, негосударственных организаций, объединений, фондов, центров, клубов по интересам, профессиям и т.д. Они представляют звенья гражданского общества, особую роль в котором призван играть средний класс, представляющий фундамент гражданского общества.
Особое значение в структуре гражданского общества принадлежит различным общественным объединениям. Такие объединения могут быть местными, региональными, включать в сферу своей деятельности всю страну или функционировать на международном уровне. При этом они могут сотрудничать с официальной властью на любом из данных уровней либо на всех перечисленных уровнях. Некоторые из этих объединений действуют настолько активно на международной арене, что могут оказывать серьезное влияние на действия правительств многих стран и международных организаций. Примерами таких организаций могут служить
Международный комитет Красного Креста, Международная комиссия по помилованию или Международный олимпийский комитет. Существуют и местные объединения общественно активных граждан, ставящие своей целью решение отдельно взятой проблемы (например, строительство дорог или школ).
Таким образом, гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон жизнедеятельности. Государство должно отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключив основное внимание на сферы, в которых оно обязано четко выполнять публичные функции: охрана правопорядка, оборона, законотворчество, судопроизводство, внешняя политика, бюджет и др.
Гражданское общество в России: проблемы и перспективы развития. Формирование основ гражданского общества в России имеет ряд специфических особенностей, обусловленных промежуточным положением ее культуры между западными и восточными типами. По характеру доминирующей роли государства Россия ближе к восточному типу. Государство в нашей стране выступало и по-прежнему выступает основным инициатором формирования общественных институтов. Любой институт в России тесно привязан к государству и зависим от него.
Применить международный опыт к особым условиям России, по многим параметрам весьма далекой от современного Запада, не всегда возможно. Однако объективные потребности и постепенно формирующиеся субъективные запросы россиян отводят гражданскому обществу в России те же функции (задачи), которые изначально характеризуют его на Западе:
- продуцирование ценностей и норм, которые государство затем скрепляет своей санкцией;
- интегрирование общества, в частности, путем придания цивилизованного вида социальным конфликтам и тем самым гашения их;
- образование среды, в которой формируется социальный индивид.
Необходимо также учитывать, что в настоящую эпоху, когда благодаря современным средствам массовой коммуникации как никогда быстро распространяются не только идеи, но и стили жизни, модели поведения, системы целеполагания, стандарты потребления и т.п., с ними на новую почву падают и семена ценностей гражданского общества.
В условиях российской действительности процесс формирования гражданского общества имеет ряд особенностей, без учета которых невозможно его успешное продолжение. Одна из особенностей российского общества состоит в ограниченности инициативной координации, интегрирующих горизонтальных связей, что характерно для общества на Западе. Поэтому, вполне вероятно, процесс формирования гражданского общества в России пройдет в исторически сжатые сроки и при значительно большей роли государства, чем на Западе. Формирование новых рыночных, политических, правовых и социально-культурных связей будет стимулировать процесс формирования гражданского общества.
На Западе социальную основу гражданского общества составляет средний класс, который состоит из высококвалифицированных работников с достаточно высоким уровнем доходов. В России тоже идет процесс его формирования, но он далек от завершения. Важную роль в ускорении формирования среднего класса должны сыграть последовательная политика государства и общественные инициативы, направленные на противодействие "размыванию" среднего класса в России.
Существование гражданского общества невозможно без формирования гражданского правосознания и гражданской культуры. В России их уровень традиционно невысок. Отражая зрелость общественных отношений, гражданская культура способствует консолидации граждан, является важным фактором социальной стабильности общества. Необходимо дальнейшее развитие гражданской инициативы, повышение роли граждан в социально-политической жизни общества, расширение сфер деятельности различных общественных формирований, повышение уровня предприимчивости и ответственности граждан.
У России один путь - последовательная работа по созданию предпосылок и условий для формирования гражданского общества с максимальным учетом как мирового опыта, так и российских традиций. Первые итоги посткоммунистического этапа развития России (складывание основ рыночной экономики, политического плюрализма, расширение сети различных общественных организаций, конституционное закрепление института прав и свобод человека и др.) при всех противоречиях и неоднозначных оценках происходящих процессов дают основание взглянуть на перспективы становления российского гражданского общества с долей оптимизма.