Основы права (Исаков В.Б., 2017)

Правосознание и правовая культура

Правосознание
совокупность мнений, оценок, взглядов, идей, убеждений, а также настроений и чувств людей в отношении действующего и желаемого права, деятельности правовых институтов, поступков людей в правовой сфере; форма общественного сознания, связанная с отражением правовой действительности.
Правовая культура
часть культуры общества, охватывающая способы правотворчества и реализации права, опосредующая государственно-правовые институты, социально-правовую практику и сложившееся в обществе правосознание; применительно к личности - характерные для данной личности взгляды, убеждения, ориентации, образцы правового поведения, отражающие состояние индивидуального правосознания.

25 июня 2009 г. около 12 часов по местному времени в Дзержинском районе г. Перми было совершено разбойное нападение на инкассаторскую машину Сбербанка России, в которой перевозилась крупная сумма денег. Находившийся в машине инкассатор, угрожая огнестрельным оружием, заставил водителя заехать в глубь лесного массива и остановить там машину. После этого он запер водителя и остальных инкассаторов в бронированной кабине, погрузил мешки с деньгами в поджидавший его автомобиль и скрылся на нем в неизвестном направлении. В результате инцидента жертв не было, однако сумма похищенного составила порядка 250 млн. руб.

Сразу после ограбления в городе был объявлен план "Перехват". В последующие дни были задержаны родственники инкассатора - его жена и тесть, у которых были обнаружены 10 млн. руб., а также водитель, управлявший машиной, на которой грабитель скрылся с деньгами. Поздно вечером 1 июля 2009 г. был найден и сам инкассатор. Он скрывался в лесу в заранее вырытой землянке; украденные деньги находились неподалеку в специально оборудованном тайнике.

Данное преступление привлекло внимание не только крупными размерами похищенного, но и парадоксальной реакцией на него общественного мнения. Как отнеслись к этому событию пермяки? По горячим следам это попыталось выяснить социологическое и маркетинговое агентство "СВОИ", опросив 1014 пермяков. Результаты представлены в табл. 16.1. Количество ответов не ограничивалось, поэтому сумма ответов больше 100%.

Таблица 16.1

На этой неделе в Перми инкассатор похитил 250 млн. руб. из инкассаторской машины Сбербанка России. Какие чувства вы испытываете в отношении этого человека?

Ответ

Количество ответивших, %

Одобрение

2,2

Любопытство

56,8

Сочувствие

34,3

Жалость

41,2

Зависть

5,6

Недовольство

56,6

Негодование

29,3

Самые распространенные чувства, которые испытывают жители краевой столицы к своему оступившемуся соотечественнику (56,8%), - любопытство и недовольство. Более четверти (29,3%) жителей города говорят о негодовании. Но самое интересное, что среди пермяков есть те, кто одобряет и даже завидует главному действующему лицу. Признались в чувстве зависти к похитителю 250 млн. руб. 5,6% горожан, а 2,2% пермяков сообщили, что относятся к нему с одобрением!

Фотография грабителя появилась на всех местных каналах и во всех местных многотиражных газетах, его лицо стало известно всем. Как повели бы себя горожане, встретив этого человека? Могут ли правоохранительные органы рассчитывать на поддержку населения города в поимке подозреваемого? Этот вопрос был также задан пермякам: "Стали бы вы сообщать о грабителе в милицию, если бы его увидели?" Результаты приведены в табл. 16.2. Допускался только один ответ, поэтому сумма ответов равна 100%.

Таблица 16.2

Стали бы вы сообщать о грабителе в милицию, если бы его увидели?

Ответ

Количество ответивших, %

Сообщил бы в любом случае

28,1

Сообщил бы только за вознаграждение

13,7

Сообщать не стал бы, но попросил бы вознаграждение с инкассатора

2,2

Не стал бы сообщать в любом случае

54,0

Помог бы инкассатору спрятаться за вознаграждение с его стороны

2,0

В нашей стране не любят "стукачей", но реальное состояние общественного сознания просто шокирует. Более половины (58,2%) опрошенных жителей Перми не будут выполнять свой гражданский долг даже за вознаграждение и сообщать в милицию, если встретят инкассатора.

Просто проигнорируют встречу с беглым инкассатором 54,0%. А есть и те, кто попробуют воспользоваться ситуацией и "нагреть руки" на такой встрече с грабителем. Так, 2,0% "продвинутых" пермяков признались, что готовы помочь этому миллионеру спрятаться при условии, что будут достойно вознаграждены. Почти такое же число жителей не будут сообщать в милицию о встрече с этим преступником, правда, если он поделится с ними награбленным. В результате только 41,8% жителей города готовы содействовать милиции в поимке инкассатора. Из них существенная часть (13,7%) будут помогать милиции только при условии вознаграждения. Из всех опрошенных законопослушными гражданами оказались только четверть пермяков (28,1%). Так что вероятность того, что законопослушное население сообщит, куда следует, даже при наличии вознаграждения, составляет менее 50%. Аналогичные результаты показал опрос посетителей сайта газеты "Московский комсомолец", проведенный 3 июля 2009 г.

Понятие правового сознания. Правосознание можно определить как систему мнений, оценок, взглядов, идей, убеждений, настроений и чувств людей в отношении права, правовых институтов, поведения людей в правовой сфере, особую форму общественного сознания. Можно указать следующие отличительные признаки правосознания (см. интеллектуальную карту 16-01).

Во-первых, правосознание - одно из проявлений сознания. Сознание - это процесс и результат соотнесения человека (группы людей) с миром, субъекта с объектами. В широком смысле сознание связано с подсознанием и бессознательным, в узком смысле сводится лишь к части психики, которая осознается субъектом, т.е. рефлексируется. На рефлексивном уровне сознания находятся теории, концепции, идеи, взгляды, убеждения, мнения, оценки - конструкты сознания, связанные с пониманием и объяснением, а также отчасти отношением, представлениями, эмоциями. На внерефлексивном уровне, практически вне самосознания, находятся архетипы бессознательного, поведенческие стереотипы, готовность действия, настроения, чувства, частично представления.

Во-вторых, правосознание - это сфера общественного сознания. Субъектом правосознания могут выступать как отдельные люди, так и их группы или общества. Правосознание групповое (коллективное) и массовое несводимы к простой сумме индивидуальных правосознаний, а обладают самостоятельными свойствами и функциями (например, функцией придания правовым представлениям общего характера, на основе которого формируется представление об общеобязательности права).

В-третьих, правовое сознание - это сознание в правовой сфере. Объектом правосознания является правовая действительность во всем ее многообразии - не только нормы права, но и правовые институты, правовые отношения, поведение людей в правовой сфере, как действующее, так и желаемое право и др.

В-четвертых, правовое сознание не просто пассивно отражает правовую действительность, но создает образцы и модели должного поведения, общепринятые в конкретном обществе, лежащие в основе правовой культуры. Правосознанием конструируются правовые ценности, формируются правовые цели и возможные алгоритмы их достижения.

В-пятых, правосознание является частью единой культуры человека и человечества и тысячами нитей связано с иными сферами культуры. Новые правовые явления отражаются правосознанием, неизбежно преломляясь через призму всей человеческой культуры, сформированной за тысячелетия ее существования.

Соотношение права и правосознания носит диалектический характер. С одной стороны, правовые нормы формируются в правосознании своих создателей; с другой стороны, будучи объективированными, например в тексте законов, они выступают одним из факторов дальнейшего развития правосознания.

Структура правосознания. Правосознание - не конструктор "Лего", который можно легко разобрать на части и собрать обратно. Тем не менее внутри правосознания можно выделить различные структурные элементы, которые позволяют понять, как оно устроено (см. интеллектуальную карту 16-02).

С точки зрения социальной структуры правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое и массовое. Физический носитель - субъект имеется только у индивидуального правосознания, а групповое и массовое правосознание представляют собой результат коммуникации между индивидуальными субъектами. Данное деление позволяет разграничивать и изучать особенности правосознания различных социальных групп - руководителей, чиновников, предпринимателей, юристов, артистов, молодежи и др.

С точки зрения социального содержания правосознание подразделяется на научное, профессиональное и обыденное. Каждая из перечисленных форм имеет свои сильные и слабые стороны. Научное правосознание, безусловно, наиболее развито и глубоко проработано, но его развитие порой односторонне, наука и ученые в своих изысканиях нередко отрываются от жизни, от практики. Профессиональное правосознание, напротив, в эту практику погружено, но ему подчас не хватает масштабности, широты взгляда на правовую действительность. В среде юристов можно столкнуться и с таким распространенным дефектом профессионального правосознания, как профессиональный цинизм. Обыденное правосознание свойственно обычному человеку, поэтому страдает поверхностностью, односторонностью, бессистемностью. Но у него есть и своя сильная сторона - непосредственное эмоциональное восприятие правовых явлений, оценка их с позиций здравого смысла.

Традиционным для юридической науки является выделение в правосознании правовой идеологии и правовой психологии (И.Е. Фарбер, 1963 г.). Правовая идеология - упорядоченное, систематизированное знание, нацеленное на выполнение в обществе идеологической и воспитательной функции. Правовая психология - стихия массового сознания, подверженного случайностям, изменчивого и эмоционально неустойчивого.

Наконец, для практических целей внутри правосознания важно видеть различные элементы психологической структуры сознания - правовые знания, эмоции, состояния, оценки, ценности, мотивы, цели и др.

Функции правосознания. Основными функциями правосознания являются познавательная, оценочная, регулятивная и проективная.

Познавательная функция связана с отражением в правовом сознании правовых явлений, т.е. с процессами их описания, объяснения и понимания. При помощи правосознания происходит описание всей совокупности правовых отношений, которые наблюдает человек, затем эта совокупность классифицируется, структурируется, объясняется и на этой основе трансформируется в нормы и стереотипы поведения.

Оценочная функция правосознания заключается в формировании отношения к явлениям правовой действительности. Наличие новых, необычных ситуаций вызывает у человека потребность их понять, "перевести" на привычный язык, оценить и адаптировать к уже имеющимся правовым представлениям. На основе оценочной функции формируется общая позиция человека по отношению к праву и правопорядку - позитивная, негативная или безразличная.

Регулятивная функция правосознания заключается в том, что правосознание управляет правовой активностью человека, определяет ее направления и формы.

Еще одна функция правосознания - проективная. Ее назначение - сформулировать идеи, принципы и нормы, которые могли бы служить развитию правопорядка, формированию на его основе новых, более совершенных правовых отношений. Эта функция правосознания базируется на человеческом качестве, редком даже среди юристов, - проективном мышлении.

Деформации правосознания. Под деформациями правосознания понимаются разнообразные дисфункции - "болезни" правосознания, которые в нем могут существовать: отсутствие элементарных правовых знаний (правовое невежество), искаженные представления о правовых ценностях, ошибочные или откровенно противоправные мотивы и цели поведения личности, антисоциальные установки и формирование в соответствии с ними противоправного поведения.

Выделяют следующие деформации правосознания: правовой инфантилизм, правовой идеализм, правовой нигилизм, перерождение правосознания (см. интеллектуальную карту 16-04).

Правовой инфантилизм характеризуется отсутствием твердых знаний о праве, размытостью правовых целей и установок, неуверенностью в правовом значении своих действий. "Правовой инфантил" - легкая добыча для "сильной личности", стремящейся расширить круг участников своей противоправной деятельности. Инфантильность зачастую приводит к правонарушениям, связанным с незнанием закона.

Правовой идеализм проявляется в иллюзорных, как правило, сильно преувеличенных представлениях о возможностях права, ошибочном впечатлении, что с помощью установления правовых норм можно легко добиться нужного результата. В основе правового идеализма - непонимание механизма действия права, упрощенное представление о сумме факторов и обстоятельств, которые ведут к нужному социальному результату.

Правовой нигилизм заключается в отрицании социальной ценности права, необходимости соблюдения правовых норм. Природа правового нигилизма может быть различна. В самом легком случае это просто правовое невежество, незнание и нежелание знать ничего о праве. Но правовой нигилизм может иметь и более глубинные основания - отрицание ценности личности, общественных идеалов, принципов права, стремление представить себя сверхчеловеком, который выше права и закона.

Перерождение правосознания - крайняя форма правового нигилизма, при которой ценностные ориентации человека в правовой сфере меняются на противоположные: ценностью становится не право, а насилие и произвол, не соблюдение правовых норм, а их вызывающее циничное нарушение.

Понятие правовой культуры. Существует великое множество различных определений культуры. Одно из них утверждает, что правовая культура - это часть культуры общества, охватывающая способы правотворчества и реализации права, опосредующая государственно-правовые институты, социально-правовую практику и сложившееся в обществе правосознание. Применительно к личности под правовой культурой понимают характерные для данной личности взгляды, убеждения, ориентации, образцы правового поведения, отражающие состояние индивидуального правосознания.

Правовая культура общества включает целый ряд элементов, в том числе следующие.

Правовые знания - знания людей о праве, его возможностях и ценности, а также знание правовой истории, которая представляет собой поучительную "кунсткамеру" не только правовых рекордов и достижений, но и прискорбных ошибок и заблуждений, зачастую приводивших к самым тяжким последствиям.

Правовые нормы - закрепленные в законах правила поведения, многие из которых вполне обоснованно считаются "бриллиантами" законотворческого искусства.

Правовые институты - государственные и негосударственные организации и структуры, участвующие в создании и реализации норм права. Одним из таких институтов, известных в России с XIX в., являются, например, офицерские суды чести (суды общества офицеров). Общество и государство должны постоянно работать над развитием своих правовых институтов, вкладывать в них необходимые средства, для того чтобы иметь основание гордиться ими.

Правовые процедуры, по праву считающиеся одной из вершин юридической культуры. Это отшлифованный, продуманный до самых последних мелочей порядок рассмотрения юридических дел, который должен неукоснительно соблюдаться всеми.

Правовые отношения (правовая практика) - "живой" элемент культуры, право в реальной жизни, в отношениях между людьми. Может ли считаться культурным общество, в котором написаны и опубликованы замечательные правила дорожного движения, но на практике редко кто их выполняет? Такое же отношение и к праву в целом.

Правовое образование и воспитание как источник правовой культуры, потому что правосознание личности и позитивное отношение к правовым ценностям формируются именно в этой сфере.

Правовые традиции - исключительно важный элемент правовой культуры, придающий ей целостность, завершенность и эмоциональную окраску. Без закрепления и сохранения правовых традиций невозможно воспитать уважение граждан к праву и закону.

Основные элементы правовой культуры показаны на интеллектуальной карте 16-05.

Правовая культура, как уже отмечалось выше, тесно переплетена с другими формами национальной культуры. Например, художественные произведения, показывающие правовые традиции, отношение людей к праву, причины правовых конфликтов и правовые способы их разрешения, - картины, скульптуры, драматические и литературные произведения, кинофильмы и телесериалы - принадлежат одновременно и к сфере правовой, и к сфере художественной культуры.

Функции правовой культуры. Правовой культуре свойственны несколько основных функций: интегративная, коммуникативная и защитная.

Интегративная функция состоит в обеспечении целостности правовой системы. Ее основой являются базовые правовые ценности, на которых выстраиваются все остальные элементы правовой системы. Признание единой системы правовых ценностей объединяет социальные институты, задает им единые цели развития.

Коммуникативная функция правовой культуры заключается в поддержании информационного обмена как в едином пространстве национального права, так и в международном культурном правовом диалоге.

Защитная функция правовой культуры состоит в охране правовых ценностей общества, государства, коллективов и личности от попыток разрушить правовые ценности как извне, так и изнутри.