Обеспечение прав человека (Анохин Ю.В., 2017)

Принципы прав человека

Понятие принципов прав человека

Понятие «принцип» может быть рассмотрено с логической, философской, юридической позиции.

В логическом смысле принцип есть центральное понятие как основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления этой области, из которой данный принцип абстрагирован. Другими словами, принцип - это теоретическое обобщение наиболее типичного, фундаментального, что выражает суть явления.

В философии принцип определяется, во-первых, как непосредственное обобщение опыта и фактов, результатом которых может быть какая-то основная мысль, идея, служащая для построения теории, во-вторых, как закон науки, поскольку в нем выражаются существенные и необходимые отношения действительности. В целом же под принципом понимают основное начало, определенную методологическую или нормативную установку, правило и постулат.

Современная юридическая наука исходит из понимания принципа права как основного, исходного начала, положения, идеи, которые выражают сущность права как специфического социального регулятора. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства, пронизывают все правовые нормы, играют роль жизненной силы, обеспечивая единство и согласованность всех элементов правовой системы.

Основными общими признаками принципов права являются абстрактность, высшая степень обобщенности, фундаментальность, универсальность, системность, стабильность, устойчивость, объективный характер и независимость от произвольного усмотрения законодателя.

Принципы права могут закрепляться в различных его источниках или выражаться в устойчивой юридической практике. Их назначением является создание внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также непосредственное регулирование общественных отношений в случае их пробельности и противоречивости. Общеобязательность принципов права проявляется в том, что не только государственное управление должно строиться в четком соответствии с их предписаниями, но и деятельность всех лиц должна быть основана на их требованиях. Уровень реализации требований правовых принципов в повседневной жизни является индикатором гармоничного взаимодействия государства и личности.

Наиболее ярко это взаимодействие проявляется в принципах прав человека, определяющих ценностные приоритеты в пользу индивида, его свободного развития. Принципы прав человека представляют собой идеи о сущности и социальном назначении прав и свобод человека, выступающие в качестве целей и ориентиров для их фактической реализации.

Как самостоятельный, независимый и неотъемлемый институт демократического правового государства права и свободы человека составляют основу юридического статуса личности в ее взаимоотношениях с органами публичной власти. Только они позволяют человеку противостоять незаконному вмешательству государства в частную жизнь и предъявлять к нему требования о выполнении обязательств по их признанию, соблюдению и защите.

Принципы прав человека в их единстве и внутренней согласованности являются компонентами единой системы, направленной на достижение общей цели по обеспечению основных прав и свобод. В изоляции друг от друга их действие по достижению данной цели затруднительно. Поэтому практическое осуществление принципов прав человека зависит не только от собственного содержания, но и от эффективности взаимодействия с другими элементами системы.

Принципы прав человека действуют во всех отраслях права. Отраслевые и межотраслевые принципы, конкретизируя содержание принципов прав человека в зависимости от вида регулируемых общественных отношений, производны от этих принципов, представляя собой проявление общего в особенном. В этой связи принципы прав человека вполне обоснованно могут быть включены в любую систему отраслевых или межотраслевых принципов как подсистема «первого порядка».

В основе всей системы принципов прав человека лежат такие понятия, как «справедливость», «законность», «гуманизм», «социальная свобода», «солидарность», «толерантность» и др.

В справедливости находит отражение имманентно присущее праву начало «соразмерности», «пропорциональности», «юридической меры». Этим критериям справедливости должно соответствовать не только поведение всех участников общественных отношений как объект правового регулирования, но и сами нормы правовых актов, регулирующие эти отношения. Идеи справедливости, воплощаясь в правосознании законодателя, правоприменителя, гражданина, впоследствии выражаются в действующем законодательстве, практике его применения, в правомерном поведении субъектов правоотношений. Справедливость выступает критерием, посредством которого оцениваются взаимоотношения между личностью и властью, поведение всех субъектов в правовом поле. Существенным показателем полноценности правовых установлений с позиции справедливости выступает их строгая согласованность с общепризнанными стандартами прав и свобод человека, с принципами их приоритета и защиты. Только справедливый закон носит правовой характер и является гарантией прав человека в любом государстве.

Законность выражается в требовании реального выражения права в законах государства, в точном и неуклонном их соблюдении. Поведение всех участников общественных отношений должно быть правомерным, т.е. соответствовать предписаниям правовых норм. Обязанность государства - обеспечить надлежащую, соответствующую закону работу всех органов государственной власти и их должностных лиц, и в случае отсутствия такого соответствия принимать соответствующие меры, в том числе направленные на защиту и восстановление нарушенных прав потерпевших, привлечение виновных к ответственности. Правовой закон должен выступать одинаковой, равной мерой свободы для правящих и подвластных.

Социальная свобода проявляется в том, что каждый человек имеет собственную систему ценностей, представления о добре и зле, в соответствии с которыми самостоятельно выбирает направления реализации своих прав. Но в любой ситуации человеческий выбор определяет позицию из ряда возможных, т.е. действия всегда должны совершаться в рамках дозволений правовых норм. Зафиксированные в законе права и свободы призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида, и вместе с тем определяют границы этой свободы. Предоставление безграничной свободы может привести к произволу и анархизму, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных и публичных интересов. Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможные ущемления их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц. Свобода каждого как высшая ценность ограничивается свободой других.

Гуманизм - это система взглядов, признающих человека высшей ценностью, его безусловное право на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманизм должен быть нравственной моделью поведения личности, служить основой или масштабом при оценке поступков, предоставляя каждому человеку возможность осознать, что он равен в правах с другими гражданами и может рассчитывать на уважительное к себе отношение. Основные идеи гуманизма проявляются в человечности, милосердии, справедливости, в стремлении к благу человека как цели общественного развития.

Поддержка, взаимопомощь, единение, сотрудничество характеризуют солидарность прав человека. Она основана на взаимном признании прав, добросовестном исполнении обязанностей, на ответственности за собственные действия. В солидарности воплощается понимание того, что права человека одновременно являются и правами других лиц. Общество, реально стремящееся к устойчивому и стабильному развитию, несет ответственность за социальное благополучие всех своих членов, осуществляя коллективную и солидарную защиту прав каждого.

Важную роль для реализации принципов прав человека играет понятие «толерантность»,, которое означает принятие и правильное понимание различных форм выражения и способов проявления человеческой индивидуальности, уважительное и терпимое к ним отношение. Однако толерантность нельзя отождествлять с отказом от своих убеждений либо снисхождением и попустительством к социальной несправедливости. Толерантность есть не что иное, как готовность принимать людей такими, какие они есть, взаимодействовать с ними на основе взаимного уважения и равноправия, вне зависимости от одобрения или неодобрения их действий и взглядов.

Идеи справедливости, законности, социальной свободы, солидарности и толерантности оказывают фундаментальное влияние на правовую систему любого общества, раскрывая, в том числе, природу и сущность принципов прав человека, способствуя единому пониманию их смысла, назначения и процесса реализации.

Таким образом, принципы прав человека, представляя собой единую систему, проявляются во всех отраслях российского права, влияют на содержание и направленность правовых предписаний. Уровень обеспеченности принципов прав человека является важнейшим показателем качества и результативности взаимодействия государства и личности.

Общая характеристика принципов прав человека

Принципы прав человека в своей совокупности образуют структурно упорядоченную систему, посредством которой во взаимодействии с внешней средой осуществляется регулирование социально значимых отношений в области обеспечения, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В то же время единого подхода к определению перечня принципов прав человека до настоящего времени юридической наукой не выработано. Отсутствует и официальный документ, который бы исчерпывающим образом закреплял данные принципы. Поэтому их наличие и содержание определяется как на основе толкования норм международного права, важнейших международных соглашений в области прав человека, так и путем анализа соответствующих конституционных установлений.

Международно-правовые принципы прав человека представляют собой наиболее общие ориентиры соблюдения и защиты прав и свобод личности, отклонение от которых недопустимо. Они закрепляются в международных конвенциях, декларациях, резолюциях, важнейшими из которых являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Содержание вышеуказанных международных актов позволяет констатировать, что к основным международно-правовым принципам прав человека относятся, в частности: признание достоинства личности, всеобщность, универсальность, единство и неделимость, равенство (равноправие), неотчуждаемость, неотъемлемость, уважение прав и свобод.

Принцип достоинства личности. Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга, собственной значимости в обществе.

Достоинство человека является нематериальным благом, принадлежащим в равной степени каждому с момента рождения. Человек имеет право на меры со стороны государства для поддержания его достоинства, исключающие бесчеловечное и унижающее обращение и наказание. Признание достоинства личности утверждает значимость, социальную ценность, неповторимость каждого индивида вне зависимости от занимаемого им положения в обществе.

Принцип всеобщности и универсальности прав человека означает, что они принадлежат всем людям, вне зависимости от конкретных жизненных обстоятельств, в том числе экономической и политической системы государства, его международного статуса. Основные права и свободы человека должны соблюдаться повсеместно. Исключением выступают некоторые политические права, для реализации которых необходима тесная правовая связь лица с государством в виде гражданства (подданства), а также возможные ограничения прав в ситуациях, связанных с необходимостью поддержания государственной безопасности, общественного порядка, обеспечения здоровья или нравственности населения, прав и свобод других лиц.

Принцип единства и неделимости прав выражается в том, что они представляют собой единое целое, взаимозависимы и взаимообусловлены. Нарушение одного права непременно оказывает негативное влияние на другое, что не позволяет говорить об их соблюдении. Неделимость прав человека выступает препятствием на пути его дискриминации по любым основаниям, способствуя реализации принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

Принцип равенства (равноправия) - это закрепление за всеми гражданами равного объема прав и свобод во всех сферах жизни; равных возможностей их реализации, защиты и восстановления. В данном принципе находит отражение одинаковая мера правовой свободы, равная правоспособность для всех людей независимо от их социального положения, материального благосостояния, пола, религии, национальности, возраста, образования и т.д.

В то же время равенство не ограничивается предоставлением равных прав, а включает в себя и возложение равных обязанностей. В случае неисполнения обязанностей государство вправе применить меры юридической ответственности к нарушителям, которые также должны быть равны при одинаковом уровне их поведения.

Принцип неотчуждаемости прав человека состоит в недопущении для индивида возможности отчуждения или отказа от прав и свобод, гарантируемых в соответствии с международно-правовыми соглашениями. Неотъемлемость раскрывается в запрете необоснованного лишения и умаления прав и свобод.

Принцип уважения прав и свобод составляет нравственно-этическую предпосылку осуществления субъектами правоотношений своих прав и обязанностей, выражается в чутком, внимательном, почтительном отношении друг к другу. Уважение -сложное, многогранное, многомерное явление, в котором наиболее зримо отражаются процессы нравственной, религиозной, политической эволюции общества, взаимоотношения личности и государства.

Международно-правовые принципы прав человека устанавливают для государств единые стандарты, реализация которых должна осуществляться главным образом на внутригосударственном уровне. В основных законах государств, как правило, не только устанавливается приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, но и предусматриваются собственные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Так, в Конституции Российской Федерации дополнительно к вышеуказанным международно-правовым постулатам закреплены принципы непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, их гарантированности государством и судебной защиты, единства прав, свобод и обязанностей, недопустимости осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц и др.

Принцип непосредственного действия прав и свобод выражается в верховенстве прав и свобод, определяющих истинный смысл закона, влияющих на правоприменительную практику и обеспечивающихся правосудием. Все нормативные и правоприменительные акты и действия (бездействие) должны не только соответствовать правам человека, но и быть обусловленными их смыслом и содержанием.

Принцип гарантированности прав и свобод государством означает обязанность государства с помощью соответствующих экономических, политических, правовых условий обеспечить фактическую беспрепятственную реализацию прав и свобод. Гарантии придают правам и свободам реальный, действующий характер, ограждая их от возможности незаконного ограничения.

Основной гарантией прав и свобод человека и гражданина является реализация принципа судебной защиты, предполагающего возможность восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, при условии установления правомерности соответствующих требований и формализации в судебном решении. Универсальность судебной защиты проявляется в том, что все конфликты и споры разрешаются судом в процедуре, соответствующей общепризнанным стандартам правосудия, обеспечивающей равную возможность состязательного участия в ней заинтересованных лиц. При этом судебное решение должно выноситься в пользу того участника судебного спора, чьи права действительно нарушены или находятся под угрозой нарушения в результате противоправного поведения или неправомерного оспаривания, и предусматривать при необходимости применение мер государственного принуждения к виновным лицам. Тем самым принцип судебной защиты обеспечивает неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина во всех сферах общественной жизни, упорядочивая взаимоотношения ее участников на основе разумного баланса их интересов, не совместимого с реализацией противоправных потребностей.

Принцип единства прав, свобод и обязанностей состоит в том, что права и обязанности корреспондируют друг другу. Реализация права обеспечивается исполнением соответствующей обязанности, а существование обязанности имеет смысл только тогда, когда есть право требовать ее исполнения. Устанавливаемые государством юридические обязанности, как активные, так и пассивные, а равно меры ответственности за их нарушение или неисполнение, являются средством правового регулирования, способом укрепления конституционности, законности и правопорядка, обеспечивают само существование и реализацию прав и законных интересов личности.

Принцип недопустимости осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц означает использование управомоченными субъектами своих прав в строгом соответствии с их ролью, функцией, социальным назначением, с исключением последствий в виде причинения вреда правам и законным интересам иных лиц. Реализация своих правомочий не должна превышать дозволенные пределы осуществления, быть проявлением недобросовестного поведения.

Принципы прав человека имеют фундаментальное значение для построения и совершенствования всей системы прав человека. Они определяют наиболее актуальные направления развития законодательства о правах человека, способствуя устранению противоречий и восполнению пробелов в праве. Наиболее полная реализация принципов прав и свобод человека обеспечивается лишь в условиях их всеобщего уважения и взаимной ответственности государства и личности.

Уважение как универсальный принцип прав человека и гражданина

На протяжении всей истории развития человечества уважение достоинства личности, ее прав и свобод всегда имело непреходящее значение.

В научных и весьма авторитетных словарях по философии, юриспруденции конца 80-х - 90-х гг. XX в. термин «уважение» даже не упоминается. Не содержится он и в Советском энциклопедическом словаре. В Словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение слова «уважение»: «Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств». В современных словарях по этике «уважение» трактуется как важнейшее требование нравственности, основанное на признании достоинства личности. Оно включает в себя справедливость; равенство прав; более полное удовлетворение интересов людей; предоставление им свободы; доверие к людям и внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям; чуткость; вежливость; деликатность; скромность. Его антипод - неуважение: насилие, угнетение, несправедливость, подавление свободы, неравенство, унижение достоинства, недоверие, грубость. Сущность и содержание уважения и неуважения определяются характером общества, присущих ему социальных отношений.

Универсальные международные источники о правах человека исторически связывают уважение с идеями свободы, равенства, справедливости, неприкосновенности личности, имущества.

В числе первых документов, положивших основу развития уважения в качестве универсального принципа прав человека, была Великая хартия вольностей (1215 г.) - «краеугольный камень английской свободы». Хартия предоставляет свободы и вольности гражданам и английской Церкви, объявляя их желаемыми для настоящего и будущего поколений. Она закрепляет принципы справедливости, неприкосновенности личности, имущества, равенство перед законом и одновременно устанавливает высочайшую планку нравственных отношений, уважения человеческого достоинства и личности в процессе оценки доказательств. Ее основание - клятвенные показания честных людей и соседей (ст. 20).

В неменьшей степени уважение как принцип прав человека проявляет себя через понятия «верность» («Каждому позволено выезжать из нашего Королевства и возвращаться в полной безопасности на суше и по воде, лишь сохраняя верность нам» - ст. 42), «добросовестность» («Мы будем назначать судей, констеблей, шерифов и бэйлидов лишь из тех, которые знают закон Королевства и имеют желание добросовестно его исполнять» - ст. 45), «прощение» («И всякое недоброжелательство, ненависть и злобу, возникшую между ними и вассалами нашими, духовными и мирянами, со времени раздора мы всем отпускаем и прощаем» - ст. 62).

Дальнейшими шагами в области развития уважения как универсального принципа прав человека явились следующие документы: Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточения за морями (1679 г.); Билль о правах (1689 г.); Декларация независимости США (1786 г.); Билль о правах (1791 г.) Великая американская хартия личной свободы и человеческого достоинства; французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и др.

Иными словами, принцип уважения прав человека - важнейшая составляющая общей истории и теории прав человека. Его следует рассматривать в качестве общей системы универсальных принципов прав человека, не забывая о его сущностных началах и содержании, а также об особенностях форм проявления.

Уважение прав означает: свободу, недопустимость произвола государственных органов и должностных лиц; приоритет закона; гарантии неприкосновенности личности, ее имущества; равенство перед законом; справедливость; гуманность. Именно в таком аспекте уважение как универсальный принцип прав человека находит свое выражение в исторических источниках о правах человека и гражданина.

Особое значение среди них имеет французская Декларация прав человека и гражданина. Поясним почему. В преамбуле Декларации принцип уважения впервые выражен терминологически. При этом речь идет не об уважении прав личности, а об уважении гражданами институтов власти на основе сравнительного анализа целей, ради которых они созданы. В документе подчеркивается, что Декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала бы их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время логично было бы сравнить с целью каждого политического института, получили большое одобрение.

В Декларации названы исторические причины общественных бедствий, неуважительного отношения к личности: невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими.

В статье 1 Декларации записано, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Названная новелла характеризует максимально почтительное, уважительное отношение общества к фундаменту прав граждан - свободе и равенству. Из данной статьи вытекает и следующий вывод: юридическое действие прав на свободу, равенство связывается моментом рождения и заканчивается смертью физического лица, т.е. носит длящийся характер. Действие принципа уважения во времени имеет «бессрочный» характер и не ограничивается смертью гражданина, поскольку остается в памяти близких, народа (даже народов), увековечиваясь в памятниках, обелисках, наименованиях городов, улиц, кораблей и т.д.

Практическая сторона обозначенного момента очевидна. Она позволяет законодателю: во-первых, разрабатывать либо конкретизировать нормы, базирующиеся на бессрочном характере действия принципа уважения; во-вторых, создавать более эффективные механизмы защиты чести и достоинства личности, даже после их смерти. И такие нормы закреплены в действующем законодательстве. В Гражданском кодексе РФ записано: «По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства и после их смерти» (ч. 2 ст. 152). Статьи 243-244 УК РФ объявляют преступными действия, связанные соответственно с уничтожением или повреждением памятников истории и культуры, надругательством над телами умерших и местами их захоронения.

В Декларации прав человека и гражданина уважение идей свободы выражено двояко: уважение обществом и государством свобод отдельного индивида; уважение индивидом права на свободу других лиц. Ограничение реализации этого права возможно только в пределах закона и с учетом взаимных интересов общества и личности. «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом» (ст. 4).

В Декларации основательно прослеживается мысль уважительного отношения к закону - как выражению общей воли, его месту и роли в обществе, взаимоотношениях между гражданином и государством при осуществлении своих прав и свобод (ст. 6-10, 17).

Весь этот великий «памятник» прав человека пронизан духом гуманизма, уважения чести и достоинства личности, он имеет непроходящее историческое значение в культурном наследии человечества.

Первой общепризнанной международной политико-правовой базой уважения стал Устав Организации Объединенных Наций, вступивший в силу 24 октября 1945 г. В преамбуле Устава подтверждена вера в основные права человека, в достоинство и ценность личности, оговорена необходимость создания условий, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и иных источников международного права. Устав ориентирует государства - членов ООН на поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех - без различия расы, пола, языка и религии (п. 3 ч. 1). Фактически - это отправная точка развития уважения как универсального принципа прав человека, что подтверждают и ныне действующие международные универсальные, региональные, а также национальные источники о правах человека.

Во-первых, многие из них делают прямую отсылку на положение Устава ООН, цитируя его и напоминая государствам -членам ООН, что они обязаны руководствоваться им в общественной жизни.

Во-вторых, в них конкретизируются сферы и направления наиболее полной реализации принципа уважения - экономическая, политическая, юридическая, социальная, религиозная, информационная, духовная и иные. Так, во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., записано: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам» (ч. 2 ст. 26).

В-третьих,, уважение закрепляется в качестве нравственной составляющей либо предпосылки осуществления прав, минимально допустимых на основе закона его ограничения. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., речь идет об осуществлении права на самоопределение и уважения этого права (ч. 3 ст. 1), об уважении свободы родителей при выборе образовательного учреждения (ч. 3 ст. 13) и т.д.

Во Всеобщей декларации прав человека сформулировано положение о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (ч. 2 ст. 29).

В-четвертых, уважение - важнейшее условие обеспечения чести и достоинства личности, форма проявления гуманного к ней отношения. Это находит подтверждение в формулировках Международного пакта о гражданских и политических правах: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию» (ч. 10 ст. 7). «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущих человеческой личности» (ч. 1 ст. 10).

В-пятых, уважение как принцип прав человека и гражданина диалектически связан с принципом уважения прав народов, служит гарантией их осуществления. Этот тезис вытекает из смысла международных документов, в частности Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г., где утверждается, что «подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав и свобод человека...».

В-шестых,, уважение - это нравственная, духовная основа развития идей о правах человека и народов, способствующая повышению уровня социальной ответственности должностных лиц перед обществом, которое только и может обеспечить свободное и полное развитие личности. В то же время, как подчеркивается в Декларации о праве на развитие, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 1986 г., «все люди несут ответственность за развитие в индивидуальном и коллективном плане с учетом необходимости полного уважения прав человека и основных свобод, а также своих обязанностей перед обществом... » (ч. 2 ст. 2).

Венская декларация и Программа действий, принятые на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г., подтвердили право отдельной личности и народов на развитие, а также священный долг всех государств выполнять свои обязательства по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и защиты всех прав человека и основных свобод. Венская декларация провозгласила, что все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны, что демократия, развитие и уважение к правам человека - явления, неотделимые друг от друга, более того - взаимоукрепляющие.

Венская программа действий, как никакой другой ранее принятый международный документ, за исключением Устава ООН, особо отметила, что «уважение прав человека и основных свобод без какого бы то ни было различия является основополагающей нормой международного права в области прав человека» (п. 15).

Венская декларация определила новые сферы научного прогресса, которые могут привести к нарушениям прав человека, неуважительному отношению к ним. Речь идет о биомедицине, биологических науках, информационных технологиях. В связи с этим конференция призвала международное сообщество сотрудничать в целях обеспечения полного уважения прав и достоинств человека.

Всемирная конференция по правам человека 1993 г. выразила тревогу по поводу массовых нарушений прав человека, особенно геноцида, «этнической чистки», вскрыла их причины и обозначила серьезные препятствия на пути осуществления прав человека. Под нарушениями и препятствиями имеются в виду пытки и жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство обращения, казни без надлежащего судебного разбирательства и произвольные казни, исчезновения людей, произвольные задержания, все формы расизма, расовой дискриминации и апартеида, нищета, голод, религиозная нетерпимость, терроризм, нарушения законности и др.

Всемирная конференция рекомендовала государствам усилить координацию действий в поддержку прав человека и основных свобод в рамках системы ООН, а также способствовать укреплению и созданию учреждений, обеспечивающих защиту прав человека, особенно наиболее уязвимых групп населения. Конференция обратила внимание государств на необходимость обучения вопросам прав человека, которые должны содержать изучение проблем обеспечения мира, демократии, развития и социальной справедливости (п. 80 Венской декларации).

Немаловажную роль с точки зрения развития уважения как универсального принципа прав человека и гражданина играет Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп, органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1998 г. Во-первых, в ней подтверждается значение Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и других международных документов как приоритетов международных усилий по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Во-вторых, подчеркивается, что главная ответственность и обязанность поощрять и защищать права человека лежит на государстве. В-третьих, признается право и обязанность отдельных лиц, групп, ассоциаций поощрять уважение прав человека и основных свобод и содействовать осведомленности о них на национальном и международном уровнях. В-четвертых, отчетливо выражается идея о том, что уважение к человеку, признание его достоинств, самоценности, свободы мысли и поведения становятся главными предпосылками развития общества.

В международных документах регионального характера (документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) принципу уважения уделяется еще большее внимание. Достаточно обратиться к Заключительному акту совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где данному принципу посвящена глава VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений». В рамках такого подхода государства-участники взяли на себя следующие обязательства: признавать и уважать свободу личности; признавать и уважать единолично или совместно с другими религию или веру, действуя согласно велению собственной совести; уважать право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам; признавать и уважать всеобщее значение прав человека и основных свобод; уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях.

Региональные документы рассматривают принцип уважения в качестве неоценимого средства обеспечения безопасности, справедливости и благополучия в мире. Это прямо вытекает из таких источников, как Итоговый документ Мадридской встречи 1980 г. представителей государств - участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванного на основе Заключительного акта, относящегося к дальнейшим шагам после совещания (Мадрид, 6 сентября 1983 г.); Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств - участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося на основе положений Заключительного акта, относящегося к дальнейшим шагам после совещания (Вена, 15 января 1989 г.); Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1980 г.); Парижская хартия для новой Европы - итоговый документ совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Париж, 21 ноября 1990 г.); Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ; Лиссабонская декларация о модели общей и всеобщей безопасности для Европы XXI в. (Лиссабон, 3 декабря 1996 г.); Хартия европейской безопасности (Стамбул, 1992 г.) и др.

Суть вышеназванного подхода в концентрированном виде выражена в Лиссабонской декларации о модели общей и всеобщей безопасности для Европы, в которой раскрываются цели ОБСЕ - единое пространство безопасности и пути его достижения: «Сотрудничество, которое опирается на демократию, уважение прав человека, основных свобод, верховенство закона, рыночную экономику и социальную справедливость...».

Кроме того, в названных документах уважение «обрастает» целым арсеналом новых прав и свобод: право государств СБСЕ на установление своих законов, административных правил, практики и определение политики; право граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека; право родителей на выбор образовательного учреждения; право на преподавание и получение религиозного образования; право верующих и религиозных объединений приобретать и использовать священные книги, религиозные издания по своему выбору.

Эти документы ориентируют на развитие демократии, мира и единства в Европе, экономическую свободу и социальную справедливость, ответственное отношение к окружающей среде. Они однозначно поощряют такую экономическую деятельность, которая осуществляется при уважении и утверждении человеческого достоинства, а также такую эффективную правовую защиту личности от административных решений, которая гарантирует уважение основных прав и не наносит ущерб правовой системе.

В международных актах важная роль отводится судебной системе и деятельности правоохранительных органов в вопросах уважительного отношения к гражданам. Эти документы ориентируют сотрудников при наведении общественного порядка действовать в общественных интересах с учетом конкретных потребностей и законных целей, а также использовать соразмерные обстоятельствам методы и средства, не превышающие целесообразности правоохранительных действий.

Сущность принципа уважения сводится к максимально почтительному отношению к воле народа, территориальной целостности, суверенитету, правам и свободам человека и гражданина. Содержание принципа включает: уважение основ конституционного строя и демократии; уважение территориальной целостности; уважение прав разных народов и национальных меньшинств; уважение прав человека; уважение национальных обычаев и традиций.

Научное определение данного понятия можно сформулировать: уважение как принцип конституционного права есть максимально почтительное отношение к народу как источнику власти, выбору им путей общественного развития, форм демократии, основ конституционной государственности, а также к правам и свободам человека и гражданина.

В Конституции России термин «уважение» используется лишь в преамбуле и в ст. 82. В равной степени это относится и к некоторым конституциям стран СНГ, Балтии, Республики Армении, Грузии и др. 1 Однако это не означает отсутствия его реального выражения. Ст. 2 Конституции РФ пронизана духом гуманизма и уважения к личности: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства».

Принцип уважения не противостоит другим конституционным принципам, а гармонически с ними сочетается. В частности, принцип уважения диалектически связан с принципом равноправия. Осуществление равноправия перекликается с идеей уважения прав человека и народов. В свою очередь, уважение можно характеризовать как равноправие в действии, поскольку равноправие служит показателем зрелости всей системы общественных отношений, оценочным критерием соответствия идеала его воплощения в конкретной социально значимой сфере общественной жизни. Идеалом было бы соблюдение принципов уважения, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой всеми государствами - участниками Хельсинского соглашения. В жизни наблюдается лишь стремление демократических государств к осуществлению этих принципов, что само по себе является положительным фактором. В то же время некоторые государства проводят политику «двойных стандартов» при решении национальных вопросов обеспечения прав человека.

Уважение служит важнейшим фактором поддержания обычаев и традиций, сотрудничества и взаимопонимания народов и поколений между собой. В Конституции Республики Кыргызстан утверждается: «Уважение к старшим, забота о родных и близких является священной традицией народа Кыргызстана» (ст. 26). В Основном законе Республики Беларусь закрепляется положение, согласно которому «каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции» (ст. 52).

Уважение - одно из политических условий формирования институтов гражданского общества, государства, органов местного самоуправления. Так, в Конституции Республики Кыргызстан записано: «По решению собрания граждан, местных кенешей или иного представительного органа местного самоуправления на территории аулов, поселков, городов из аксакалов, иных граждан, пользующихся уважением и авторитетом, могут учреждаться суды аксакалов и третейские суды» (ст. 85).

Таким образом, понятие «уважение» во всем его многообразии обладает значительным моральным весом, однако оно будет действенным, если станет неотъемлемой составной частью правосознания и правовой культуры общества; будет признано наукой, общественным мнением в качестве цели, задачи, принципа права, государства, его органов и должностных лиц.

Уважение независимости, суверенитета права народов на самоопределение, территориальную целостность, выбор путей развития - неотъемлемое политическое, юридическое, нравственное начало взаимоотношений между всеми государствами, оно защищается международным правом, всеми национальными правовыми системами.

Уважение прав человека - оценочный критерий демократичности власти, которая должна быть заинтересована в утверждении в сознании людей веры в достоинство и ценность личности, в организацию надлежащей системы государственности на принципах господства права и верховенства закона.

Принцип взаимной ответственности государства и личности

Обеспечение принципов прав человека, реализация всего комплекса его личных, социально-экономических и других прав и свобод свидетельствует о достигнутом в обществе уровне взаимодействия государства и личности. Это взаимодействие должно основываться на оптимальном сочетании публичных и частных интересов при определяющем значении последних и безусловном признании в качестве высшей ценности каждой личности, ее прав и свобод.

Для интересов личности, общества и государства характерно взаимопроникновение, взаимообусловленность и в то же время несовпадение, а иногда и противоречие. Это обусловлено объединением в государственном интересе двух взаимоисключающих начал: общественного и личного. Приоритет одного из них в ущерб другому порождает негативные последствия. Так, гиперболизация интересов власти может привести к тоталитаризму, подавлению индивидуальности. Преувеличение прав и свобод личности чревато анархией, отсутствием порядка.

Достижение состояния равновесия, равноправия публичных и частных интересов возможно только в случае, если власть и индивид фактически уважают притязания друг друга, надлежащим образом исполняют свои обязанности и несут соразмерную персонифицированную ответственность за свое поведение. Поэтому основным средством гармонизации сосуществования публичных и частных интересов, ограждающим индивида от произвола власти, а власть - от неправомерного поведения отдельных членов общества, выступает взаимная ответственность государства и личности.

Термин «ответственность» используется и в преамбуле Основного закона, выступая в качестве мотивации принятия Конституции и составляя основу основ конституционного строя, поскольку определяет фундамент взаимоотношений народа и государства, предопределяет обязанность личности защищать общество и служить ему, уважать государство, которое, в свою очередь, обязано обеспечить охрану личности, ее жизни и здоровья, имущества и прав.

Взаимная ответственность означает, что каждая из взаимодействующих сторон является по отношению к другой одновременно и управомоченной, и обязанной. Взаимные права и обязанности закрепляют достигнутый в обществе уровень свободы человеческой личности, меру ее автономии по отношению к государству, и вместе с тем - границы, в пределах которых реализация прав не перерастает в произвол.

Сущность принципа взаимной ответственности государства и личности может быть определена с точки зрения широкого и узкого подходов, границей между которыми выступает факт нарушения прав и законных интересов публичных и частных субъектов в результате неправомерных действий либо иных событий.

В широком значении принцип взаимной ответственности государства и личности выражается в установлении такой системы взаимоотношений между индивидом и властью, при которой государство предоставляет возможность личности свободно реализовывать свои права и свободы (экономические, политические, культурные, социальные и иные), создает для этого соответствующие условия и возлагает на себя обязанность по их обеспечению и защите, а личность, в свою очередь, обязана использовать данные права в соответствии с их назначением, не допускать злоупотреблений правами, нарушений прав и интересов других субъектов, противоправного поведения.

Невыполнение обязанностей всегда нарушает чье-либо право. Поэтому применение в необходимых случаях санкций, мер государственного принуждения служит одной из важных юридических гарантий нормального функционирования всего общества. Выраженное в ответственности ограничение прав и свобод обусловлено необходимостью соблюдения общепризнанных и естественных правил человеческого общежития, основанных на принципах гуманности, справедливости, нравственности. В то же время это ограничение не происходит произвольно, а подчиняется правовым установлениям.

В узком смысле принцип взаимной ответственности государства и личности включает следующие элементы:

  • уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность личности, в том числе должностных лиц органов власти, за нарушение правовых предписаний;
  • имущественная ответственность государства в виде возмещения вреда, причиненного личности незаконными действиями его органов и должностных лиц;
  • компенсация государством причиненного личности ущерба в иных случаях, предусмотренных законом: в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, правомерного исполнения служебных (трудовых, гражданских) обязанностей, совершения определенных категорий преступлений.

Успешному функционированию действия принципа взаимной ответственности публичных и частных субъектов способствует наличие двух условий. Во-первых, активная гражданская позиция личности, уверенной в собственной значимости и возможности влиять на происходящие в государстве процессы с одновременным исключением элементов преклонения, возвеличивания, подобострастного подчинения. Во-вторых, осознание властью своей зависимости от населения, исполнение своего истинного предназначения - «служения народу», создание механизмов контроля и ответственности в отношении самой себя.

Таким образом, принцип взаимной ответственности государства и личности имеет особую, цементирующую роль для обеспечения и поддержания баланса интересов индивида и власти, для достижения компромисса между свободой и правопорядком. В этом принципе находит свое воплощение связь между категориями право - обязанность - ответственность, которые отражают закономерности существования и развития всех отношений, складывающихся в обществе.

В сочетании с принципами прав человека взаимная ответственность государства и личности представляет собой систему, являющуюся непременным условием правового взаимодействия личности и власти, посредством которого обеспечивается их правомерное поведение, соответствующее и общественным и личным интересам.

Целью принципа взаимной ответственности власти и личности выступает не только достижение баланса их интересов, уравновешивание их в правах, но и предоставление каждому индивиду безотказно действующих механизмов реализации неотъемлемых прав и свобод. В то же время деятельность органов государственной власти не лишена недостатков, нередки факты злоупотреблений своим положением, нарушения прав частных лиц, не получающих должной защиты в российских судах.

Исчерпав все внутренние средства правовой защиты и не добившись восстановления своих прав, каждый гражданин может воспользоваться предоставленной ч. 3 ст. 46 Конституции РФ возможностью обратиться в межгосударственные правозащитные органы. Таким органом, в первую очередь, выступает Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого признана Российской Федерацией общеобязательной при ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Европейский Суд является уникальным органом, вырабатывающим стандарты защиты прав человека, которые воздействуют на правовые системы практически всех государств Европы. Его прецеденты оказывает решающее влияние на национальное законодательство и практику в самых различных областях (уголовный и гражданский процесс, гражданское и административное право, семейное право, положение иностранцев и т.д.).

При этом Европейский Суд не подменяет собой национальной юрисдикции государства. Его работа построена на принципе субсидиарности, согласно которому Суд принимает дело к рассмотрению только в том случае, если были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, т.е. государству предоставляется первоочередная возможность исправить предполагаемые нарушения прав и свобод.

Европейским Судом по правам человека выявлен целый ряд систематически повторяющихся, однотипных нарушений российскими властями положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, причинами которых выступает несовершенство действующего законодательства либо сложившейся правоприменительной практики. В их числе: длительное неисполнение или задержка исполнения вступивших в законную силу судебных актов, нарушения разумных сроков судебных разбирательств в национальных судах, длительность судебных разбирательств, нарушение запрета пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращение и т.д.

В выносимых постановлениях Суд лишь констатирует нарушение положений Конвенции по правам человека, не имея права обязать государство изменить или отменить действующее законодательство, пересмотреть решение, поскольку это явилось бы попыткой нарушить суверенитет государства, вмешаться в осуществление правосудия. Государство-нарушитель имеет самостоятельность и широкое усмотрение в путях, способах, порядке и сроках принятия общих мер по устранению выявленных Судом недостатков.

Под влиянием прецедентной практики Европейского Суда по правам человека в России происходит комплексное реформирование действующего законодательства, ориентированное на создание действенных механизмов осуществления прав и свобод человека, соответствующих европейским стандартам. Таким образом, деятельность Европейского Суда является дополнительной гарантией обеспечения и реализации принципа взаимной ответственности государства и личности.