Обеспечение прав человека (Анохин Ю.В., 2017)

Права человека как явление цивилизации и общечеловеческая ценность

Права человека как высоконравственная и этическая категория

Права человека начинаются с уважения человека к самому себе, с умения понимать окружающих, особенно в нашей многонациональной и многоконфессионной стране.

В истории каждого народа, каждой культуры или цивилизации существуют изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной форме становится достоянием общечеловеческой культуры.

«Цивилизация, - полагает профессор С.С. Алексеев, - представляет такую стадию формирования и развития общества, когда оно приобретает свою собственную основу, нуждается в поддержании своего существования, функционирования и развития в условиях самостоятельной, разумной деятельности людей, их объединений, и в этой связи, наряду с рядом других институтов, складывается центральное, определяющее звено социального регулирования - право (в значении позитивного права)».

Культура как цивилизация в широком этнографическом смысле слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

В XIX в. под «цивилизацией» подразумевался высокий уровень развития материальной и духовной культур стран и народов Европы. Тогда же утвердилось использование этого понятия для обозначения ступени общественного развития, следующей за варварством.

Под культурой (со времени появления человечества), по мнению Ф.М. Достоевского, понимается все то, что создано деятельностью человека как возникающее благодаря феномену человека и его обязанностям.

Уровень культуры показывает, в какой степени созданные материально-технические, экономические, политические, нравственные, художественные и прочие социальные устои служат цели свободного всестороннего развития творческих возможностей и задатков личности, ее ценностных ориентаций. Иными словами, культура - это воспроизводство человеком самого себя как личности.

На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. В комплексе эти свободы и права характеризуют свободу личности: независимость личности от государства и использование своих прав, свобод и законных интересов независимо от интересов других личностей.

На протяжении всей своей истории человечество пытается сделать жизнь лучше. И оно добилось немалых результатов. Однако экономический и научно-технический потенциал часто используется, чтобы угнетать и убивать людей, способствовать их обнищанию.

С успехами мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и ростом знаний людей, усложнением процессов организации производства, идеи свободы личности, первичности прав человека приобретают все более важное значение. Уважение к человеку, признание его достоинства, самоценности, свободы мысли и поведения становится главной предпосылкой успешного развития общества. Свободный человек всегда дает обществу больше, чем несвободный, как бы оба понятия ни трансформировались с изменением конкретно-исторических условий. Специфика личных прав и свобод состоит не только в том, что они направлены на обеспечение автономии личности, ее защиту от внешнего вмешательства во внутренний мир человека, но и в том, что человек наилучшим образом защищен тогда, когда Конституция создает полный и исчерпывающий перечень прав и свобод.

Право формируется одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо - каждый новый шаг в развитии государства (и цивилизации в целом) приводит к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот. Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. Но право обладает и собственной относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, т.е. право имеет самостоятельное значение по отношению к государству, хотя и формируется при непосредственном участии государства. Государство обеспечивает охрану прав человека и господствующих правовых отношений; государственное принуждение - постоянный гарант, подкрепляющий права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, и государство может наиболее полно обеспечивать права и свободы граждан.

С развитием мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и ростом знаний людей, усложнением процессов организации производства, со становлением государства как истинно правового, права человека становятся более разнообразными и приобретают все более важное значение.

«Ценности - важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами... Рождаясь в сфере экзистенциональной активности субъекта, ценности обретают статус общезначимых в процессе коммуникации». Данный подход подтверждает философ Н.А. Бердяев, который сказал, что «человек есть большая ценность, чем общество, нация, государство, а личность не может быть частью общества, потому что она не может быть частью чего-либо, она может быть в общении с чем-либо».

Исходная, первичная, основная форма существования ценностей - общественные идеалы, т.е. выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сфера общественной жизни. Каждый человек живет в определенной системе ценностей. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Н.А. Бердяев писал, что «человек есть существо оценивающее, определяющее качество. Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция созна-ния». Нам представляется, что необходимо говорить не об общечеловеческих ценностях, а о ценностях самого человека, придавая приоритет всем его ценностям в равной мере. Каждая личность имеет свою индивидуальную ценность для настоящего и будущего, и надо только рассказать о ней без излишней скромности и предвзятости.

Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

Вопрос о соотношении ценностей и прав человека возник в древности, когда античный мир стал осмысливать как проблемы прав человека, так и проблемы его бытия. Именно в Элладе с ее приверженностью к логическому анализу впервые был поставлен вопрос о происхождении некоторых общественных ценностей, например «свобода» и «право». Уже тогда некоторые философы осознали, что между стремлением к личной свободе и общественной целесообразностью может возникнуть определенное противоречие. Разными философскими школами это противоречие решалось по-разному. Одни философы (последователи Платона) требовали полного подчинения личности интересам общества. Другие (так называемые киники), наоборот, отрицали всякую ценность общественной жизни в сравнении с жизнью свободного человеческого духа. Третьи пытались примирить оба эти начала, пытаясь вывести их из общей основы - добродетели, или справедливости, или общего блага. Спорили и о том, как соотносятся между собой права, провозглашаемые как нравственный императив, и права, обеспечиваемые законом. Эти споры неизбежно приводили к вопросу об источнике и природе прав - являются ли они лишь выражением воли законодателя или же носят высший и безусловный характер. Последней точки зрения придерживались Аристотель и стоики, противопоставившие законам и обычаям различных полисов единый «естественный закон», не зависящий от человеческих желаний.

Таким образом, мысль о том, что права человека неотчуждаемы и имеют в своей основе общечеловеческие ценности, не является для человечества совсем уж новой. Концепция индивидуальной свободы как ценности, причем не только духовной, но и социальной, в течение по крайней мере двух с половиной тысячелетий была предметом дискуссий среди философов, религиозных мыслителей, правоведов.

Формирование современного мышления в политической и правовой жизни общества имеет самое прямое отношение к проблеме прав человека в их практической реализации. Особое значение здесь имеет признание приоритета общечеловеческих ценностей, отход от конфронтации, учет опыта других государств в реализации прав человека, четкая позиция по вопросу об изначальном, главенствующем характере прав человека, что находит свое логическое развитие в принципе взаимной ответственности государства и личности.

Права человека в демократическом обществе глубоко укоренились в действующем законодательстве, в сознании людей и их повседневной жизни. Граждане, живущие в этом обществе, разделяют приверженность к демократической этике. Демократическая этика - это набор ценностей и взаимоотношений, необходимых для осуществления самоуправления. Ее можно определить как чувство терпимости и сотрудничества, уважения других и взаимопонимания. Демократическая этика признает, что люди могут иметь различные взгляды, и считает полезным открытое выражение своего несогласия в целях рассмотрения проблем с различных углов зрения и информирования общественного мнения.

Образование является необходимым и мощным инструментом в демократическом обществе; но инструментом общества, а не правительства, хотя правительство обязано дать образование каждому. Школы должны научить учеников тому, как работает демократия и как они могут участвовать в этом процессе, однако не должны даже пытаться контролировать или навязывать свое политическое мнение.

Истинная деятельность государства должна быть направлена на благо общества и его индивидов. Государство не может желать человеку другого состояния, кроме такого, при котором каждый отдельный человек, пользуясь полнотой свободы, может развить все свои задатки и способности.

Всякое стремление государства вмешиваться в частные дела граждан, если они не ущемляют прав других, неприемлемо и недопустимо. Располагая свободой, люди легче объединяются в общества, которые во многом помогают государству в выполнении его функций.

Права человека - это неотъемлемое, естественное свойство личности. Общечеловеческие ценности составляют духовно-нравственную основу прав гражданина. Важнейшей особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общечеловеческие нравственные принципы, как справедливость, гуманность. Права человека - это духовно-нравственный идеал, воплощенный в правовых нормах. Права человека - это гуманизм современной эпохи.

Общечеловеческое в основных правах и свободах человека подразумевает, что в них в наибольшей степени проявляется человеческое в человеке, то, что отвечает стремлениям всех людей и народов. Именно за эту общечеловеческую ценность, в конечном счете, шла и идет борьба сил мира и демократии против сил войны и тоталитаризма.

Для общечеловеческих ценностей характерны понятия абсолютного добра и зла, красоты и т.д. К сожалению, отсутствие твердых моральных принципов мы наблюдаем повсюду. Мы пренебрегаем своим здоровьем и здоровьем окружающих, мы не уделяем должного внимания образованию и формированию тех свойств характера человека, которые необходимы ему для жизни в цивилизованном обществе.

Права человека, уважение к интересам любых меньшинств, приоритет личности в решении любых проблем социальной жизни - основа функционирования государства и законодательной системы.

Нам важно понимать, что борьба за достойное общественное существование, права человека, безусловное доминирование личности в общественной системе не является безусловным стремлением к индивидуализму. Напротив, смысл индивидуализированного развития состоит в том, чтобы создавать такие культурные традиции, которые, всячески поддерживая индивидуальность человека, способствовали бы ограничению и сдерживанию его эгоистических устремлений.

Следует констатировать, что «независимые» общечеловеческие ценности не существуют, они всегда связаны с конкретным носителем. В качестве общечеловеческих ценностей выступает народ или группа народов, объединенных едиными ценностями и поведенческим кодом, т.е. цивилизацией.

Понятие и содержание концепции прав человека

Необходимо отметить, что настоящая работа ориентирована именно на концепцию прав человека, представления о правах личности. Обращение непосредственно к юридической проблематике, к правовым нормам также имеет место, но преимущественно как рассмотрение одного из аспектов проявления данного феномена. Концепция - это учение, включающее в себя не только правовые феномены, но также и другие аспекты социальной действительности, а именно религию, философию, этические представления, культуру в целом.

Именно в силу того, что концепция прав человека представляет собой многогранный феномен, характер которого не только правовой, но и социальный, обусловленный нравственными представлениями общества, религиозными воззрениями, культурой, идеи и представления о правах личности остаются неоднозначным, спекулятивным вопросом.

Необходимо разграничивать нормы права о правах человека и доктрину, концепцию, идеи о правах и свободах личности. Часто эти явления смешиваются, умышленно либо неосознанно, что также может усложнить восприятие и оценку проблемы.

Концепция прав человека складывалась как реакция на потребности общественной жизни, необходимость уважения прав и свобод личности, для этико-политической реализации человека в сообществе, представления о правах человека, по сути, явились «выражением исторически конкретных, реальных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их снятия. Только при этих условиях, возможно, было как появление самого понятия «права личности» (или «права человека»), так и сохранение актуальности его трактовки в дальнейшем».

Характерной особенностью современных теорий демократии является четкий акцент, который делается на проблемах развития личности и реализации прав человека. Четкое и ясное установление прав личности в ее отношении с государством и ограничение прав государства по отношению к личности и составляет наиболее существенную и значительную характеристику идеала правовой государственности, выработанного европейской цивилизацией.

Человек не может существовать и развиваться без социальных притязаний на определенный набор благ (материальных и духовных). «Эти притязания и выступают как права человека, являющиеся его "естественными", "прирожденными" свойства-ми». В этом и заключается один из основных тезисов концепции прав человека. Идея о том, что личность в силу своего рождения и человеческой природы обладает неотчуждаемыми правами и свободами является краеугольным камнем идеи прав человека.

Однако концепция прав человека, преломляясь через призму конкретного общества, детерминируется характером экономического и политического строя, отношением социальных сил и уровнем культуры общества. В условиях определенной государственно-правовой организации общества эти притязания находят различное нормативное выражение в законодательстве.

Концепция прав человека - это продукт определенного исторического периода Западной культуры и философии, эпохи Просвещения. Становление и развитие представлений о правах человека явилось следствием развития самосознания индивидов, социально-экономического прогресса общества и расширением политических свобод, которые были необходимы личности для осуществления своей роли в общественной жизни. Существующие права и свободы - это отражение «исторического процесса эмансипации» человека, степень свободы, завоеванной человеком и его место в государственном устройстве общества.

В настоящие время в период глобализации и всеобщего мирового сотрудничества концепция прав человека претендует на универсальное понимание, признание и применение во всем мире. Однако признание за правами человека универсальности требует строгого научного обоснования понятия и содержания данной категории, нахождения универсальных принципов, применимых ко всем культурно-национальным сообществам.

Данная область права весьма многоплановое явление. Генезис и становление концепции прав человека происходили наравне с развитием человека, и в какой-то мере права человека являются мерилом развития нравственного и интеллектуального облика человека. Это явление не ограничивается в своем содержании только лишь юридическими элементами, но состоит также из религиозных, моральных, культурных и философских составляющих, каждая из которых приобретает более веское значение «в зависимости от социальной позиции классов, заинтересованных в обосновании сложившихся в обществе прав и обязанностей чело-века».

Права человека неразрывно связаны с самим человеком, и это явление соотносится со всем, что касается индивида. Ограничителем здесь выступает лишь социум, т.е. сфера прав человека распространяется на общественного индивида, на личность в обществе, на степень возможности осуществления человеком своих интересов.

Права человека очень близко соприкасаются с моральными и культурными достижениями человечества, в то же время на современно этапе не являются таковыми (нравственными, моральными нормами). Концепция прав личности воплощает идеалы человечества, такие, как свобода, равенство, справедливость, милосердие, гуманизм. Нравственность является одним из аспектов, с помощью которого можно определить права и свободы человека, закрепление прав человека в законодательных актах отражает принципы и нормы, общественные устои, определяющие порядок общественной жизни. Но с развитием общества многие отношения, которые ранее регулировались религией и моралью, не способны дальше обеспечиваться столь слабыми инструментами. Они остаются и занимают свое место в системе общественных отношений, однако такие явления, как достоинство, свобода совести, мысли, равенство вне зависимости от пола, расы, национальности и других обстоятельств, а также другие основные права и свободы нуждаются в более основательном обеспечении. Таким средством выступают юридически оформленные нормы о правах личности, поддерживаемые и охраняемые государственным принуждением.

В истории существовали случаи, когда гражданам предоставлялись те права, какие считало нужным предоставить государство. В связи с этим вряд ли можно согласиться с такой формулировкой: «Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения основные права и свободы оно не может». Ограничиваясь примером истории нашего государства, мы видим, что фактически Советский Союз признавал концепцию прав и свобод личности, что подтверждается не только подписанием международных актов в сфере прав человека, но и активным участием государства в разработке таких основополагающих документов о правах человека, как Всеобщая декларация прав и свобод человека, Международные пакты. Однако внутри самого государства не только такие основные права, как свобода совести, достоинство личности, но и право частной собственности, и право на наследование были на какое-то время отменены государством.

Таким образом, представления о правах человека для своего реального воплощения в жизнь должны быть нормативно выражены и закреплены. Норма права же становится эффективной лишь тогда, когда для ее реализации возникают действительно социально необходимые основания, когда норма гармонично вытекает из концепции прав человека, сформировавшейся в данном сообществе.

Основой развития концепции прав человека служат такие неюридические институты, как религия, мораль и традиции. В том или ином виде представления о правах человека остаются в различных государственных режимах, более того, концепция о правах личности развивается. Следовательно, логично предположить, что концепция прав человека - явление не сугубо юридическое, но также культурное, традиционное, религиозное. Так, А. Тэргел отмечает: «^Современное изучение прав человека не должно главным образом рассматриваться как развитие прав человека в рамках социальных, политических, экономических и правовых сферах, но скорее как развитие в сферах культурных и религиозных».

Концепция прав человека многие свои положения переняла из религии, причем религии христиан. Концепция прав человека зародилась и развивалась в западном обществе, где подавляющее большинство населения исповедует христианскую религию. Христианство является источником современных представлений о правах человека, несмотря на то, что во многих нормах о правах личности невозможно усмотреть ничего религиозного. Нормы призваны решать определенный круг назревших вопросов. Если же мы обратимся к концепции прав человека, то увидим явное влияние христианства на становление и развитие основных положений концепции.

Основополагающий принцип концепции прав человека состоит в презюмировании достоинства человеческой личности. Христианство представляет человека как часть Бога, а следовательно, человек обладает достоинством в силу своего богоподобия. Концепция прав человека индивидуалистична, большинство прав и свобод ориентированы на отдельную личность. В христианстве каждый человек на божий суд предстает в одиночестве, ответственность за свои грехи несет сам. Из христианского восприятия человека, концепции личности происходят представления и идеи о правах и свободах человека.

Кроме того, при рассмотрении концепции прав человека нельзя оставить без внимания соотношение религии и права в силу того, что «свод религиозных канонов (предписаний, правил) представляет собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии - иудаизм, христианство, буддизм, ислам -оказали большое влияние не только на духовную, нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем». Каноны христианской религии, безусловно, оказали огромное влияние на жизнь человека, на формирование ценностей и норм жизни. Продолжают оказывать влияние и по сегодняшний день. «В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы».

Концепция прав человека близко соприкасается не только с религиозными учениями, но также и с этическими, моральными представлениями. Безусловно, право вообще и мораль - различные феномены общественной жизни. Многие нормы права далеки от моральной оценки, нравственного содержания. Нормы о правах и свободах личности, как и нормы права в иных отраслевых

сферах права, не являются моральными и нравственными нормами, как утверждают некоторые авторы. Невозможно согласиться с утверждением, что права человека являются универсальными моральными правами, которые в равной степени принадлежат любому человеческому существу. Эти права отличны от юридических прав гражданина, которые признаются и законодательно защищаются государством. При этом концепция прав человека и нормы в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности представляют собой отрасль юриспруденции, наиболее тесно соприкасающуюся с нравственными представлениями общества.

При такой очевидной близости прав человека к таким феноменам, как религия и мораль, существует необходимость определения того, в чем будут выражаться различия между этими феноменами и правами человека. Если права человека не будут отражаться и формулироваться в нормативных документах и декларациях, то как их можно будет отличить от неюридических механизмов и средств, которые тем или иным образом влияют на положение человека в обществе? Для ответа на эти многочисленные вопросы необходимо определить, является ли концепция прав человека в том виде, в каком мы имеем ее на сегодняшний день, универсальной концепцией. Необходимо изучение различных культурных традиций и проблематики прав человека в различных правовых системах, выявление и анализ степени и содержания идей о правах личности в странах разных правовых семей. Также существует необходимость нахождения «действительно человеческого как общей основы для универсальной этики, применимой ко всем религиям» . В любом случае права человека предполагают поддерживаемый всеми культурами минимум ценностей применительно к важнейшим параметрам положения человека в обществе.

Представление концепции прав и свобод личности в качестве универсальной ценности влечет за собой утверждение о существовании перечня естественных прав и свобод человека, применимых в любом обществе вне зависимости от культурного своеобразия. На практике, как это мы увидим ниже в сравнении различных правовых систем, такого перечня не существует. Перед доктриной прав человека в качестве универсальной концепции стоит задача не просто отразить все многообразие ценностей, которые существуют в различных культурных и религиозных традициях, но создать некий синтез, на основе которого будет возможно объединение мирового сообщества для совместного сотрудничества.

На сегодняшний момент концепция прав человека не является универсальной, она явилась отражением политико-социального и культурного развития западного общества. Признание же за нормой права универсального характера в любой сфере права, в том числе и в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности, вообще выглядит абсурдным.

Права и свободы человека во многом зависят от уровня развития общества. Права человека, их обеспечение и гарантии, актуальные для одного общественно-культурного образования, могут быть чужды для другого общества. Интересы и потребности людей в значительной мере определяются условиями их существования. «Существующая в массовом сознании иерархия конституционных прав и свобод в целом обратно пропорциональна степени удовлетворенности населения уровнем их реализации. Чем меньше удовлетворена та или иная конкретная потребность, тем большее значение приобретает право, которое гарантирует ее удовлетворение». Не только объем и степень обеспечения правами человека различаются в различных правовых системах, но и характер этого правового феномена различен в отдельных обществах.

Перечень охватываемых доктриной «права человека» вопросов и проблем поистине обширен. Права человека обеспечивают не только духовные ценности человека, поддерживают достоинство человека и физические параметры. Предполагается наличие минимального стандарта материальных благ и условий для человеческого существования. Неудовлетворение человеком базовых потребностей, таких, как обеспечение жилищем, одеждой, пищей, может вести к подрыву человеческого достоинства. Эти проблемы и призвана разрешить концепция прав человека.

Правовая технология в концепции обеспечения прав человека

Говоря о проблеме обеспечения прав и свобод личности, необходимо отметить и тот факт, что в нашей стране идет форсированный процесс перехода от социалистического общественного устройства к капиталистическому. В результате этого ускоренного процесса нарушается закон естественно-исторического перехода от одного общественного строя к другому. И результатом этого нарушения, по нашему мнению, является образовавшийся вакуум в обеспечении жизнедеятельности общества. Пагубность ситуации состоит еще в том, что Россия вновь пошла по пути заимствования зарубежного опыта, а не выработки собственной концепции прав человека.

Термин «концепция» означает «систему взглядов на что-либо, основную мысль». При этом правовая концепция, как считают исследователи, «это определенный способ понимания права и государства, их содержания, оснований, назначения, взаимоотношения с акцентом на избранные автором или авторами ценности».

Концепция прав человека, как справедливо отмечает А.С. Мордовец, «^величайшая научная, теоретическая ценность, к которой нужно относиться бережно, так как именно в ней воплощена материальная и духовная культура, созданная предшествующими поколениями. Она подчинена социальной практике, дающей простор каждой личности в полной мере раскрыть свои способности, дарования, удовлетворить материальные блага. Основу идей о правах человека составляют принципы свободы, равенства, гуманизма, личной неприкосновенности и др. Проблема прав человека трансформируется в цели, устремления и жизнь людей. Ее значение измеряется не только и не столько гносеологическими, сколько социально-практическими ценностями».

Отвечая на вопрос о том, какая концепция прав человека адекватна российской правовой культуре, В.Н. Синюков отвечает, что «Россия уже не раз воспринимала и меняла методологические подходы к вопросам правового статуса человека, соотношения его с государством, властью, обществом. Рецепция той или иной доктрины прав человека чрезвычайно ответственна: от характера этой доктрины во многом зависит методологическая ориентация законодательного регулирования важнейших областей общественной жизни и перспективы развития всей правовой культуры».

О слабой развитости концепции прав человека в России говорил еще в 2004 г. В.П. Лукин. В частности, он отмечал, что «свой отпечаток на положение дел в области соблюдения прав и свобод человека в Российской Федерации накладывают также неразвитость гражданского общества, низкая правовая культура преобладающей части населения. Незнание закона, неуважение к нему, пренебрежение к правам и законным интересам граждан, в том числе и со стороны самих граждан, крайне отрицательно сказываются на состоянии общества в целом, порождают политическую апатию, цинизм, неудовлетворенность. Сегодня в России отсутствует всесторонне разработанная единая концепция защиты прав и свобод человека, которая разделялась бы и поддерживалась всеми ветвями власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, обществом в целом. Проблематика прав и свобод человека не стала приоритетной для подавляющего большинства политических партий. Она редко находит свое отражение в избирательных программах кандидатов на выборные должности, оставаясь в основном второстепенной в ходе избирательных кампаний».

По нашему мнению, концепция прав и свобод личности представляет собой систему сложившихся в обществе отношений между государством и человеком, направленных на взаимовыгодное сотрудничество в целях развития государственных устоев, основанных на демократических принципах, и обеспечения благоденствия человека для развития его творческого и профессионального потенциала.

Для выработки концепции обеспечения прав и свобод личности в России мы предлагаем использовать, пока еще слабо разработанный в теории государства и права и юридической науке в целом, конструктивно-критический подход, в основу которого заложена теория правовой технологии. Основная идея этого подхода рассматривается А.К. Черненко применительно к проблемам конструирования правовой системы России.

В последние годы понятие «технология» все чаще используется в различных областях знаний. Обусловлено это, скорее всего, ростом числа технологических революций в большинстве развитых стран мира. Процессы технологического характера обусловили востребованность технологических познаний в сфере не только технических, но и общесоциальных наук. При этом понятие технологии связано с совокупностью производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также с научным описанием способов производства. Кроме того, под технологией понимаются «обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижения целей, поставленных обществом». По мнению В.Н. Иванова, сущность социальных технологий - это инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социального результата при наименьших управленческих издержках.

Как видно из приведенных определений, они менее всего адаптированы к юридической специфике. Вместе с тем, по утверждению А.К. Черненко, «^основу правовой технологии составляет система методов, способов и средств эффективного и рационального конструирования правовых институтов и систем в соответствии с поставленными целями, которые детерминированы конкретно-историческими потребностями и интересами, закономерностями социального развития. Право в этом случае выступает как активное, деятельное начало в системе факторов изменения и развития общественных отношений».

Мы считаем, что некоторые направления правовой технологии могут послужить основой для системного исследования проблем обеспечения прав человека. Поэтому в нашем исследовании анализ правовой технологии призван выявить и обосновать конструктивную систему методов и процедур изменения и построения новой концепции прав человека.

Правовая технология - система методов, способов и средств, основанная на знаниях, умениях, навыках и процессах в области прав человека, направленная на разработку механизма обеспечения прав и свобод личности, а также совершенствование правозащитных институтов в соответствии с конкретно-историческими потребностями общества с учетом потенциального его развития.

Правовая технология как система анализа и конструирования механизма обеспечения прав и свобод личности позволяет провести диагностику сложившейся в Российской Федерации ситуации и разработать концептуальные основы перехода на эффективные и рациональные методы ее формирования. С точки зрения правовой технологии в систему обеспечения прав и свобод личности помимо нормативного компонента включены и иные реальности, в том числе механизм государства, механизм действия права и т.д. При этом в предметное поле правовой технологии включаются и общественные институты.

В методологическую основу правовой технологии заложены два подхода. С точки зрения первого в рамках системного исследования имеется возможность получения знаний с помощью метода конкретного анализа, т.е. познания конкретной жизненной ситуации. Второй подход позволяет исследовать и применять методы и способы формирования и изменения механизма обеспечения прав и свобод личности и его элементов.

Говоря о концептуальной основе правовой технологии, следует подчеркнуть, что ее методологию нельзя сводить только к методам познания правовых явлений и процессов. Основной смысл правовой технологии заключается в конструктивно-прагматическом подходе, в методах изменения и формирования механизма обеспечения прав и свобод личности, придавая ему эффективность и рациональность.

Важно подчеркнуть, что данный методологический подход предполагает не радикальную смену политического режима или правовых институтов в государстве, а комплекс выверенных мер, последовательно апробированных на практике, позволяющий своевременно вносить изменения и преобразования.

Механизм обеспечения прав и свобод личности может быть понятен в том случае, если мы рассмотрим базовые методы его конструирования. Познание методов есть дальнейший шаг по пути изучения и применения правовой технологии в вопросах обеспечения прав и свобод человека.

С точки зрения правовой технологии, как отмечает А.К. Черненко, метод трактуется как действие, направленное на достижение определенной цели, и как способ формирования правовой системы.

В концепции правовой технологии метод следует рассматривать как средство конструирования и достижения поставленной цели.

Правовая технология включает такие методы, как поэтапное изменение и корректировка.

Метод поэтапного изменения основан на технологии, предусматривающей приемы, способы построения или изменения системы обеспечения прав и свобод личности. Данный метод опирается на закономерности развития природы, что позволяет исследователям ставить реально достижимые цели обеспечения прав человека, а не искать некий идеал.

Названный метод предполагает создание долгосрочных программ с расчетом на поэтапное их воплощение. Изменения в программы могут быть внесены с учетом того, что переходный период будет безболезненным для населения, без ущерба для личности, без нарушений ее прав и свобод. Долгосрочная программа должна быть стабильной и предельно понятной для граждан. Каждый этап развития системы для населения должен быть прозрачен, только в этом случае правосознание людей будет направлено на рациональное использование программы как в личных интересах, так и в интересах всего общества. Именно в этих условиях обеспечивается, с одной стороны, подконтрольность действий правительства и государственных чиновников, а с другой - в обществе формируется уверенность, спокойствие, т.е. создается созидательная атмосфера устойчивости и безопасности. Об этом же говорится в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Так, он отмечает, что «исключительно важно, чтобы эти принципиальные реформы осуществлялись на основе строго научных разработок, без доминирования соображений сиюминутной политической целесообразности, чтобы не наносился ущерб конституционно закрепленным гарантиям демократии в стране, политическим правам и свободам граждан».

Эффективность правовой технологии определяется созданием какой-либо модели механизма обеспечения прав и свобод личности, которая в процессе практического воплощения проверяется на адекватность целям.

Метод корректировки позволяет быстро вносить изменения в не оправдавшие себя на практике нормативные правовые акты, формы и способы действия правозащитных институтов и т.д. И, что особенно важно, данный метод не предполагает глобальных преобразований, основанных на разрушении ранее существовавших механизмов и создании новых. В частности, Уполномоченный по правам человека в России подчеркивает, что «необходим постоянный диалог между властью и обществом о путях практического осуществления реформ, их возможного корректирования в случае, если необходимый баланс между управляемостью государственных исполнительных структур, с одной стороны, и конституционными правами граждан - с другой, окажется нарушен-ным».

Существенную пользу методу корректировки призван оказать социально-правовой эксперимент. Социально-правовой эксперимент - это создание определенной социальной ситуации локального масштаба, в которой анализируется действие специально разработанного для нее нормативно-правового акта (или их совокупности)3. Вообще же эксперимент - это попытка сделать, предпринять что-нибудь новое, ранее не испытанное.

По нашему мнению, социально-правовой эксперимент - как это апробирование в масштабах определенного пространства эффективности разработки новой программы в сфере социального, экономического, политического и иного развития общества, призванной изменить устоявшееся положение и при этом избежать негативных последствий, способных привести к значительному ухудшению прав и свобод личности при широком внедрении нововведения. Именно в рамках социально-правового эксперимента есть возможность корректировать ход реализации предписаний, своевременно вносить изменения, тем самым решить вопрос о целесообразности применения тех или иных мер по реформированию определенной сферы общественных отношений.

Главная цель социально-правового эксперимента заключается в том, чтобы определить, какие условия и какая база должны быть созданы для эффективного действия новых экономических разработок. Это позволит своевременно выявить недостатки, скорректировать их и тем самым избежать просчетов в процессе масштабного применения экономической программы.

Из изложенного следует, что метод корректировки представляет собой систему мер организационного и процедурного характера, направленных на создание условий, способствующих недопущению грубых и массовых нарушений прав и свобод человека и гражданина, посредством апробирования различных вариантов преобразований и выбора наиболее оптимального из них.

Таким образом, на основе правовой технологии посредством использования методов каждый человек имеет возможность оценить реальное состояние действия разработанного механизма на каждом этапе. В этом случае механизм выступает не в качестве некой абстракции, он вполне реален, и люди соотносят план (модель) с реальной жизнью в обществе. Получается, что в каждом конкретном случае модель может выполнять свою роль только тогда, когда степень ее соответствия реальной жизни определена достаточно строго и точно. В случае несоответствия модель видоизменяется или отбрасывается, конструируется другая модель.

Истинная сущность современного государства должна выражаться в повышении роли человека.

В современном государстве особую роль приобретают юридическое выражение и обеспечение прав человека, которые должны получить значение особой, самостоятельной правовой реальности. С этим непосредственно связана их конкретизация в системе законодательства. Содержательный аспект конкретизации должен учитывать в человеке как субъекте права личностно-социальные свойства и закреплять их в правовых предписаниях. При ином подходе (что и было при командно-административной системе) пренебрежение свойствами человека при формулировании различных статусов личности приводило к существенным дефектам правового механизма. В результате вне сферы правового регулирования оставались многие социальные, биологические, физиологические свойства людей, с которыми должен считаться законодатель. Между тем многие юридические институты базируются на этих свойствах и имеют особое значение для право-регулирующей деятельности. Именно человек как естественное и социальное существо должен стать предметом соответствующих рекомендаций для правотворческого процесса.

Проявление личностного начала в современном государстве во многом зависит от правовых форм свободы личности. В этих условиях необходимо провести такое обновление правовых механизмов, которое способствовало бы раскрепощению человека от многих запретов, препятствующих политической, экономической и духовной свободе личности.

Первоочередная обязанность государства по отношению к своим гражданам состоит в том, чтобы обеспечить их безопасное существование, оградить от каких бы то ни было посягательств на права и свободы. Только на этой основе возможно создание подлинного правового «комфорта» личности, придание нового качества правам российского гражданина и их гарантиям.

Поэтому системность требует знания структуры и функционирования всей совокупности прав в сочетании с иными ее элементами. Что, в свою очередь, подтверждает гипотезу о том, что сегодня нам нужна собственная российская концепция прав человека, основанная на системной выработке теоретических основ механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности. Эта концепция должна остановить череду непродуманных, поспешных мер, нередко приводящих к существенным нарушениям прав и свобод личности, порождению негативных тенденций, связанных с обнищанием людей, ущемлению их чести и достоинства.

Именно концепция правовой технологии поможет планомерно, без поспешности, продуманно и апробированно создать систему последовательного преобразования российского общества, способного обеспечивать права и свободы человека и гражданина.