Право и мораль - Правоведение (Афонина А.В.)
Юридическая наука выделяет следующие нормы:
- правовые;
- моральные;
- политические;
- эстетические;
- религиозные;
- семейные и иные нормы.
Все эти нормы носят социальный характер и тесно взаимосвязаны. По мнению ученых-правоведов:
1) мораль – система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести;
2) мораль (нравственность) – представления, возникающие как отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д. Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами общества.
Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Они действуют в системе социальных, общественно-политических связей. Это порождает взаимодействие норм права и морали. В различных исторических условиях их взаимодействие различно. Если взглянуть на развитие человеческого общества, то можно заметить следующее: в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни. Система права при этом выражала интересы господствующего класса. Мораль господствующего класса поддерживает те правовые нормы и принципы, которые соответствуют ей, а мораль угнетенных классов противоборствует закрепленным в праве собственности и политической власти господствующего класса.
Общность права и морали порождается едиными общественными отношениями. Они формируют ценностную шкалу общества, его ориентацию. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, в результате многократной повторяемости они приобретают нормативный характер и становятся регуляторами поведения людей.
Право как нормативная система должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности.
Правовые нормы должны стремиться к соответствию нормам морали. Правовая жизнь общества должна развиваться с учетом нравственных ценностей (гуманизма, социальной справедливости, совести, человеческого достоинства, свободы и ответственности).
Данный процесс не имеет логического завершения, так как развитие общества влечет изменение его нравственных ценностей, соответственно, правовые нормы должны также подвергаться корректировке.
Право и мораль взаимно воздействуют друг на друга, в результате этого поддерживается основа общественности, связь отдельных интересов и стремлений в единое целое.