Понятие, содержание и классификация прав и свобод человека
Понятие прав и свобод человека
В Уставе ООН (ст. 1) говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего для краткости и то и другое понятие обозначают термином "права человека", поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода - гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Разница только в том, что права предполагают регламентацию порядка их существования, а свободы предполагают, что человек сам выбирает пути, способы и средства ее реализации. Порядок и объем реализации прав в большинстве случаев регламентируются. Свобода же чаще всего рассматривается как область человеческого поведения, в которую государство не вмешивается.
Попытки дать определение термину "свобода", начиная от французских просветителей XVIII века, сводились в основном к защите общества (и соответственно индивидов) от покушений на нее со стороны государства. В этом отношении следует отметить определение понятия "свобода", сделанное Е.А. Лукашевой: "В общесоциальном смысле свобода есть состояние человека, характеризующееся его возможностью действовать по собственному усмотрению. В этом значении свобода - это право в естественном состоянии, не ограниченное и не стесненное формально-юридическими условностями, т.е. не выраженное в тексте юридического документа (не переведенное на язык права). Это право в фактической форме". Вместе с тем есть некое общее понимание смысла и роли прав человека в жизни общества.
При любом демократическом устройстве права и свободы граждан представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, объективно выступающий мерилом достижения данного общества, показателем его цивилизованности. Этот показатель служит средством доступа индивида к духовным и материальным благам, механизмам власти, волеизъявления и в то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, независимости.
Права человека являются неотъемлемой частью культуры наций, высшим проявлением нравственно-правовых идеалов человечества. Среди духовных ценностей современного мира они занимают одно из наиболее значимых мест.
Права человека с точки зрения международного права - это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Естественно, различные общества имеют различные социально-экономические возможности для обеспечения прав человека. Но взгляды государств на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальном законодательстве, как правило, совпадают. Реальное же обеспечение этих прав может быть различным и зависит от уровня развития данного общества, от его национальных, религиозных и других особенностей. Наряду с этим есть некое общее понимание их смысла и роли.
Термин "права человека", как было отмечено в первом разделе настоящего пособия, появился в международно-правовой лексике после американской войны за независимость и принятия американской
Декларации независимости 1776 года. В то время в соответствующих внутригосударственных актах говорилось о правах человека и гражданина. В Уставе ООН говорится лишь о правах человека.
Права человека являются высшей ценностью человеческой цивилизации, охватывающей различные стороны индивидуального и общественного бытия. Юристы вкладывают в определение понятия прав человека различные элементы, которые можно объединить следующим образом. Права человека по своей природе - это:
- неотъемлемые свойства и возможности, устанавливающие сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию, закрепленные в правовых нормах;
- установленные правом пределы осуществления государственной власти с целью предотвращения неоправданного вмешательства государства в сферу прав и свобод человека;
- правовая защита жизненных интересов человека, осуществления его наиболее существенных благ;
- стабилизатор отношений в обществе на основе выработанных международным сообществом общепризнанных международных стандартов в области прав человека;
- показатель уровня взаимоотношений личности и государства, ответственности последнего за деятельность личности и ее безопасность.
Таким образом, права человека - это система принципов, норм, правил и традиций взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающая индивиду, во-первых, возможность действовать по своему усмотрению (эта часть прав обычно называется свободами) и, во-вторых, получать определенные материальные, духовные и иные блага (собственно права).
Права и свободы человека представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, объективно выступающий показателем цивилизованности и демократичности. Именно права человека становятся важнейшим показателем развития государств, ориентирующихся на демократические ценности, скрепляя все системы жизнеобеспечения человеческого сообщества.
В отечественной теории права существует множество определений понятия прав человека. В них акцентируется внимание на различных аспектах этого сложного, многомерного явления. Прежде всего при этом рассматривается вопрос о первоисточнике (первооснове) прав человека: принадлежат ли они изначально человеку как таковому, коренятся ли в социальных взаимодействиях или предоставляются человеку государством. Условно говоря, в первом случае авторы исходят из классической теории естественного права, для второй позиции характерен так или иначе интерпретируемый социологический подход (иногда - антропологический), для третьей - юридико-позитивистское истолкование прав человека.
Сторонники классического естественного права, как было показано выше, утверждают, что права человека являются его неотъемлемыми свойствами и принадлежат каждому с момента рождения.
Закрепление в правовом акте не означает трансформации естественного права человека в позитивное право. Оно обретает лишь форму позитивного права и более надежные гарантии реализации.
Естественное право человека, как утверждают приверженцы этой концепции, - его субъективное право. При этом если одни авторы считают, что права человека - это свойства человека, то другие рассматривают их "как продолжение" свойств человека.
Некоторые авторы признают неотъемлемость прав от человека, но лишь как субъекта социальных взаимодействий. По их мнению, "самым "естественным" правом является право на коммуникацию, т.е. право быть человеком как субъектом межчеловеческих отношений". На основе такого понимания первоисточника прав человека эти авторы предполагают их антрополого-коммуникативное обоснование и определение: "Права человека представляют собой единство легитимированных правовых текстов, включающих нормативное поведение субъектов, действующих в собственных интересах и обеспеченное исполнением обязанностей другими субъектами". Как полагает А.В. Поляков, чтобы обладать правами, субъекту нужно прилагать определенные усилия, а не просто существовать. Таким образом, он, исходя из коммуникативной природы прав человека, признает в терминах естественно-правовой теории само право на коммуникацию (и только это право) изначальным и неотъемлемым. Такой же позиции придерживается Л.С. Мамут, который первоисточником всех прав человека считает его участие в социальном взаимодействии. Социальное происхождение прав человека отстаивает и И.Л. Честнов, рассматривая их как форму социального статуса, т.е. "фактического положения человека, принадлежащего к определенной социальной группе".
Сторонники как "прирожденных" (естественных) прав, так и "приобретенных" (в процессе социального взаимодействия или в силу определенного социального статуса) выступают против позитивистских концепций "дарования" прав, их порождения государством. Так, Л.С. Мамут обоснованно оспаривает мнение, согласно которому государство выступает как учредитель прав.
В соответствии с позицией представителей либерально-юридической концепции права человека нуждаются в силе закона, но они не порождаются волей или мудростью законодателей. Как отмечает В.А. Четвернин, права человека можно назвать естественными, поскольку они "существуют не в силу закона, а в силу их взаимного признания внутри круга субъектов государственно-правового общения".
Таким образом, для большинства проанализированных концепций первоисточника прав человека характерен антропологический подход, т.е. ориентация на человека (как такового или во взаимодействии с другими людьми). Такой подход конкретизируется в различных определениях понятия прав человека, авторы которых акцентируют внимание на присущих человеку потребностях (интересах как осознанных потребностях). Из потребностей человека выводятся соответствующие требования, притязания, направленные на их удовлетворение.
В российской юридической литературе распространено мнение, что права человека выступают как моральные, нравственные критерии действующего правопорядка. Конечно, нормы объективного права, санкционирующие произвол государства в отношении личности, нарушающие правовые границы ее свободы, не могут не вызвать морального осуждения. Более того, с учетом взаимодействия, взаимодополняемости права и морали можно было бы согласиться с тем, что права человека устанавливают морально-правовой стандарт внешнего поведения. Однако даже относительная общность ценностных основ права и морали не является достаточным аргументом для смешения прав человека как правовых феноменов с собственно моральными (морально-нравственными) императивами.
Права человека - правовая, а не этическая категория. Особенно важно это иметь в виду с точки зрения защиты прав человека от необоснованных ограничений, в том числе со ссылкой на моральные ценности.
Критически обобщая различные варианты понимания прав человека в российской доктрине, можно сформулировать следующее определение. Права человека - это общая и равная для всех мера (норма) свободы (возможного поведения), необходимая для удовлетворения потребностей его существования, развития, самореализации, которая в тех или иных конкретно-исторических условиях определяется взаимным признанием свободы субъектами правового общения и не зависит от ее официальной фиксации государством, хотя и нуждается в государственном признании и гарантировании.
Таким образом, во-первых, права человека нормативно структурированы, т.е. имеют определенную меру, одинаковую для каждого и всех в качестве субъектов правового общения. Это субъективные права, которыми обладает каждый человек.
Во-вторых, права человека должны быть соразмерными его потребностям, которые не остаются неизменными. По мере развития общества изменяется содержание и расширяется объем человеческих прав. Как "минимальная мера свободы" права являются способом обеспечения нормальной жизнедеятельности человека, т.е. минимальных, "изначальных" условий того, что позволяет человеку оставаться человеком, т.е. способным быть свободным - самостоятельно, без чьей-либо опеки действовать или воздерживаться от определенных действий, способность к бытию в свободе означает одновременно и право человека на надлежащее, достойное существование.
В-третьих, самоценность прав человека фиксируется в их определении как естественных, прирожденных прав, т.е. существующих независимо от установлений государства. Права человека неотчуждаемы, так как никто не может их отобрать, оставаясь в правовом пространстве. Они ограждают человека от произвола тех, кто посягает на его свободу. Вместе с тем права побуждают индивида к деятельности, включают его в коммуникационное пространство, в систему социальных связей и отношений.
В-четвертых, права человека не являются "даром" государства. Патерналистское правосознание, при всей его живучести, уходит в прошлое. Однако нельзя и умалять роль государства прежде всего в конституционном закреплении, охране и гарантировании индивидуальных прав, особенно прав в социально-экономической сфере. Кроме того, в современных условиях права человека признаны и охраняются международным сообществом.
Конституции большинства государств современного мира, в том числе и действующая Конституция Российской Федерации, признают права и свободы человека в качестве высшей ценности. Объем прав, предусмотренных в этих конституциях, зависит от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина. В частности, гл. 2 Конституции РФ подразделяет основные права и свободы на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Впервые такое разграничение ввела французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Как отмечает Е.А. Лукашева, смысл такого разграничения прав и свобод человека и гражданина, позволяющего преодолеть одностороннее рассмотрение человека в его взаимоотношениях только с государством и расширить сферу самоопределения человека, вытекает из различия гражданского общества и государства. В гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от незаконного вмешательства.
Помимо общего понятия прав и свобод человека существует понятие "конституционные права и свободы человека". Л. Воеводин дает следующее определение этого института: "Конституционные права и свободы - это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, созидать и пользоваться предоставленными ему социальными благами как в личных, так и в общественных интересах".
Конституционно закрепленные права и свободы составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод. Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в конституции, а другие - в текущем законодательстве, имеют свои основания. Рассмотрим эти основания на примере Конституции Российской Федерации.
Во-первых, права и свободы, закрепленные в Конституции, - это основные права и свободы.
Основными они именуются потому, что:
а) жизненно важны и в наибольшей степени социально значимы как для конкретного человека, так и для общества, и для государства, направлены на защиту базовых ценностей и интересов личности;
б) являются общими для всех без исключения независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и др., действуют на всей территории государства, принявшего конституцию. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами не конституционного (государственного) права, а других отраслей права, связаны с обладанием лицом различными статусами: собственников имущества, государственных служащих, предпринимателей и т.п.;
в) обладают наиболее высокой юридической силой (значимостью);
г) являются руководящими принципами, определяющими содержание конкретных нормативных актов текущего законодательства, формулируются в общем виде, их детализация и конкретизация осуществляются в отраслевом законодательстве.
Во-вторых, конституционные права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). Никакими правовыми актами они не могут быть отменены или ограничены, что подтверждается положением ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой "не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".
В-третьих, конституционные права и свободы демократических государств признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами международного права, в частности принципом уважения прав человека, зафиксированным в договорных и обычных нормах международного права (ст. 55 Устава ООН, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года).
В-четвертых, конституционные права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которые бы противоречили конституционным правам и свободам. В случае противоречия всегда действует конституционная норма.
В-пятых, конституционные права и свободы характеризуются особым механизмом реализации, имеют непосредственно действующий характер (ст. 18 Конституции РФ). Это означает, что даже при отсутствии конкретизирующих характеристик конституционные права и свободы законов и иных нормативных актов суды, иные государственные органы обязаны принимать решения в защиту таких прав и свобод. Все другие права и свободы человека и гражданина реализуются только в процессе участия индивида в конкретном правоотношении, основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения.
В-шестых, конституционные права и свободы человека и гражданина находятся под особой, повышенной государственно-правовой защитой, что проявляется в том, что Конституцией РФ предусмотрена должность Уполномоченного по правам человека (ч. 1 ст. 103). Кроме того, в российский Уголовный кодекс 1996 года включена специальная гл. 19 "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина".
Таким образом, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы, получающие высшую юридическую оценку. При этом следует подчеркнуть, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Содержание прав и свобод человека
Перечисленные выше различные составляющие понятия "права человека" свидетельствуют о том, что эти права являются комплексным социальным явлением, в котором концентрируются разнообразные формы социальной действительности и общественного сознания. Соответственно можно выделить несколько основных аспектов прав человека, составляющих содержание прав человека.
1. Международный аспект содержания прав человека заключается в неразрывной связи с обеспечением мира и безопасности народов. Соединение задачи поддержания мира с задачей поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, предусмотренное в ст. 1 Устава ООН, означает, что для успешного обеспечения и развития прав и свобод человека необходимо в первую очередь сохранение всеобщего мира и развитие дружественных отношений между государствами. Как справедливо отмечает Г.И. Тункин, "современное международное право исходит из того, и это весьма важно, что между обеспечением государствами основных прав и свобод человека и поддержанием международного мира и безопасности существует тесная связь. Эта связь подчеркивается во многих международных конвенциях (в частности, в Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Пактах о правах человека) и в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН".
2. Нравственный аспект содержания прав человека связан с идеей неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека, в основе которой лежит естественно-правовая доктрина, ориентированная на нравственные ценности, на уважение достоинства человека.
Центральным понятием современной концепции прав человека является понятие "человеческое достоинство". Достоинство человека - это главный мотив и оправдание существования прав и свобод.
Именно для защиты человеческого достоинства формулируются те или иные права и свободы.
Утверждение достоинства индивида в обществе требует предоставления ему прав и определенной степени свободы.
В современной гуманистической мысли существует понимание того, что достаточно обеспечить свободу и наделить правами личность, которая постоянно находится перед выбором между плохим и хорошим поступком, и она сама выберет тот поступок, который не роняет ее достоинства. Иными словами, человек в силу присущей ему нравственной автономии сам определяет нравственные нормы поведения. Однако абсолютизация суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности может разрушить основы современной цивилизации. В основе существующего кризиса прав человека, выражающегося в злоупотреблении властью, коррупции, разрушении природы, проявлении воинствующего национализма, ксенофобии, охватывающих практически весь мир, лежит, по нашему мнению, изменение нравственных ориентиров человека, отсутствие нравственной культуры и утрата человеческого достоинства. Основным компонентом нравственной культуры являются объективные нравственные ценности, установки и нормы, ориентации, позволяющие оценить соответствие или несоответствие поступков людей интересам развития общества.
3. Политический аспект содержания прав человека заключается в том, что они неотъемлемы от демократии и составляют необходимое условие, цель и смысл всех демократических институтов власти.
Существующий кризис прав человека в значительной степени обусловлен также нарушением демократического принципа формального равенства, связанного с резким размежеванием общества по материальному принципу. Социально уязвимые слои населения практически обладают только правом участия в голосовании при выборах в представительные органы, причем такое голосование бывает нередко автоматическим, неосознанным либо осуществляется под прессом пиаровских акций.
Кризису прав человека способствует также открыто провозглашаемое некоторыми государствами стремление насаждать демократию в тех странах, которые по тем или иным причинам отнесены к "оси зла". Такая насильственная демократизация, как показывает опыт, приводит к трагедии целых народов.
Уважению и соблюдению прав человека мало способствует также признание некоторых государств недееспособными (failed states). В основе рейтинга недееспособных государств, ежегодно составляемого журналом "Foreign Policy" и общественной организаций "Американский фонд мира", лежит анализ нарушения прав человека. Признание государства недееспособным в деле обеспечения уважения и соблюдения прав человека дает государствам, определяющим такую недееспособность других государств, право на гуманитарную интервенцию.
4. Социально-экономический аспект содержания прав человека связан с тем, что они определяются социальными и экономическими условиями существования общества. Включение в целый ряд международно-правовых документов, в частности во Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, таких социально-экономических прав человека, как право на справедливые и благоприятные условия труда, право на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какой-либо дискриминации, право на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени, гарантирует свободу труда, всестороннее развитие личности и достойный уровень жизни. Социально-экономический аспект содержания прав человека неразрывно связан с понятием социальной справедливости. Провозглашение равенства граждан перед законом является колоссальным шагом вперед в сфере не только социального равенства, но и социальной справедливости. Однако в некоторых современных государствах это равенство и справедливость соблюдаются далеко не всегда и не полностью. Все возрастающее социальное неравенство в распределении материальных и духовных благ в наше время все еще заставляет говорить о торжестве социальной несправедливости, о нарушении социально-экономических прав человека.
Классификация прав человека
Разнообразные права личности в общем плане делятся на негативные, охраняющие свободу и индивида и определяющие обязанности государства и других граждан воздерживаться от нежелательных для личности ограничений и действий, и позитивные, фиксирующие обязанности государства предоставлять гражданину те или иные блага: право на труд, отдых, образование, на благоприятную окружающую среду и т.д. В негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, в позитивном - как свобода выбора.
Более детальной классификацией прав человека, основанной на их содержании, принятой в международно-правовых документах, является их деление на личные (гражданские) права и свободы, политические, экономические, социальные и культурные.
Авторы практического пособия, выпущенного издательством "Права человека", выделяют следующие категории основных прав человека: личные (гражданские) права; трудовые права; культурные права; право на благоприятную окружающую среду; политические права.
Наибольшее значение в системе прав человека имеют, на наш взгляд, личные (гражданские) права, политические и социально-экономические права и свободы. Рассмотрим их более детально.
К личным (гражданским) правам, гарантирующим индивидуальную свободу, относятся естественные, неотчуждаемые права человека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на защиту чести и достоинства личности, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий существование всех демократических элементов и принципов (в частности, презумпцию невиновности); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право ознакомления с документами, непосредственно затрагивающими права и свободы личности; право на указание своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения и воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; право каждого свободно выезжать за пределы государства; право граждан беспрепятственно возвращаться в государство, гражданами которого они являются.
Большинство из перечисленных прав носят абсолютный характер, т.е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению.
Важнейшими правами личности являются свобода и личная неприкосновенность. Личная неприкосновенность означает, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур. Арест возможен при возбуждении уголовного дела с санкции суда. Как частный случай возможен дисциплинарный арест - содержание военнослужащего на гауптвахте (мера наказания).
Среди личных прав конституции многих государств называют достоинство личности. Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в большинстве конституций государств), жестокое и негуманное обращение, унижающее достоинство человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью особого иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печати, возбуждении уголовного дела по обвинению в клевете, диффамации).
Часть 1 ст. 21 Конституции РФ гласит: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления". Термин "личность" в данном случае означает то же, что и
"человек" ("человеческое достоинство"). В этой связи следует отметить, что для человека как индивидуального феномена философия использует множество выражений, отсылающих друг к другу и друг друга замещающих. Более или менее фиксированным смыслом, на наш взгляд, обладают три термина: индивид, человек и личность.
Важнейшим шагом на пути к утверждению человеческого достоинства стала древнеиндийская материалистическая философская школа чарваков, сторонники которой отвергали религиозно-мистическую доктрину кармы, т.е. представления о том, что принадлежность людей к определенным кастам предопределена предшествующими поступками. Идеи ценности человеческой личности и достоинства человека выдвигались и в философских учениях Древнего Китая.
Проблема достоинства человека была освещена также в этических трудах немецкого мыслителя И. Канта, который утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством, подобно простой вещи, а всегда является целью самой по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоинство - особая ценность и значимость людей как личностей.
Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду. Таким образом, достоинство - родовое качество разумных существ. Способность сознавать, ставить цели, следовать нравственному закону - это то, что поднимает людей над слепой природой.
Каждый, считает Кант, обязан чувствовать, что он достоин истинно человеческого отношения, должен обладать глубоким самоуважением, признавать в себе существо с особым статусом в бытии.
Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государственная церковь, провозглашают свободу совести. Конституционным правом личности является тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д. Ознакомление с личной перепиской возможно только с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозреваемых в совершении преступления). Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных переговоров, но в обоих случаях судье должны быть представлены доказательства необходимости таких мер.
Закрепление перечисленных личных прав в конституциях различных государств имеет свои особенности.
Так, например, Конституция США 1787 года (с поправками) закрепляет личные права и свободы не столько в общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвычайных ситуаций, она запрещает приостанавливать действие правила "хабеас корпус", предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо государственной должности. Формулировки Билля о правах носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать права и свободы, которые презюмируются. Билль устанавливает, что Конгресс США не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями. Согласно Биллю о правах обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя.
Кроме Билля о правах к Конституции США было принято около 10 поправок, которые касаются прав и свобод человека. Однако в целом Конституция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод, которые соответствовали бы международным стандартам - Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, и Международным пактам о правах человека, вступившим в силу в 1976 году. Эти недостатки, хотя и не полностью, восполняются конституциями отдельных штатов.
Конституция РФ посвящает личным правам и свободам человека и гражданина 45 статей (ст. ст. 24 - 60) и по сути дела закрепляет основные права личности, закрепленные в конституциях передовых государств. Несмотря на это, некоторые специалисты, в частности С.А. Пяткина, к личным правам относят право оспорить в суде заключение под стражу, право на признание недействительными доказательств, полученных с нарушением закона, например под пытками. По нашему мнению, эти положения являются скорее гарантиями личных прав.
Л.Д. Воеводин полагает, что к личным правам и свободам относятся свобода мысли и слова, право на государственную защиту материнства, детства и семьи, а также права (и соответственно обязанности) родителей и детей в отношении друг друга. Г.И. Иванец включает в этот перечень право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Некоторые авторы выделяют в отдельную группу личных прав и экологические права.
Такое расхождение во взглядах не является принципиальным и лишь подтверждает условность классификации прав и свобод личности. В группе личных прав существует определенная системность, в ней можно выделить три подгруппы:
- право на жизнь, неприкосновенность личности, защита чести и достоинства;
- права, обеспечивающие тайну индивидуальной и семейной жизни;
- свобода передвижения и свобода совести.
Могут быть и другие варианты классификации личных прав. Так, например, М. Ориу указывал на свободу отдельного существа и свободу деятельности. Свобода личности как существа включает в себя моральную свободу (свободу совести), физическую свободу (гражданскую свободу, личную безопасность, свободу передвижения и неприкосновенность частного жилища) и социальную свободу (в смысле семейных и сословных различий). Свобода деятельности в свою очередь разделяется на свободу труда, свободу преподавания, свободу печати и т.д..
Личные (гражданские) права, как видно из приведенного выше перечня, связаны с индивидуальной, частной жизнью индивида и предохраняют человека от насильственной социализации, означающей в сущности не только нивелирование интересов личности, но и их игнорирование, полное подчинение государственным, классовым, общественным интересам. По своей природе личные права принадлежат каждому и не связаны с принадлежностью к государству (кроме права беспрепятственно возвращаться в государство своего гражданства).
Поскольку личные права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, признание и защита этих прав, как отмечалось выше, не зависят от усмотрения государства, оно обязано закрепить их в законе и защищать всеми имеющимися средствами. Личные права определяются также особым характером (способами) их реализации, которая требует не столько индивидуальных усилий обладателей этих прав, сколько соответствующих природе этих прав обеспечительных, охранительных и иных действий государства, его органов и должностных лиц.
Как видно из изложенного выше, личные (гражданские) права являются наиболее обширной группой прав и свобод личности. С историей их возникновения, становления и развития связана практически вся система прав, свобод и обязанностей личности. Личные права и свободы представляют наибольшую ценность для свободы и демократии. В этой связи уместно привести слова известного французского юриста XIX века А. Эсмена: "Источник всякого права находится в личности, так как только личность есть существо реальное, свободное и ответственное... Лучшее средство гарантировать это развитие личности - позволить личности направлять его по его собственному усмотрению, самопроизвольно, на свой страх и риск, лишь бы не нарушались права других лиц. В обеспечении этого свободного развития и заключается цель различных свобод, составляющих личные права".
Политические права, относящиеся к группе основных конституционных прав и свобод граждан, предоставляют гражданам государства возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. К наиболее важным политическим правам в большинстве конституций демократических государств относятся: избирательные права, свободы союзов и ассоциаций (право на создание общественных политических объединений), демонстраций и собраний, право на информацию, свободу слова, мнений, веры, печати, радио и телевидения, возможность иметь гражданство иностранного государства, право на петиции.
Раскрыть характер политических прав и свобод человека и гражданина лучше всего можно на анализе соответствующих статей Конституции РФ.
Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Конституция РФ 1993 года наделяет граждан России всей полнотой политических прав.
Изложены эти права в самой Конституции достаточно кратко, всего в трех статьях: право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и на участие в осуществлении правосудия (ст. 32) и право индивидуальных петиций (ст. 33). Очевидно, что эти нормы носят "рамочный" характер. В этой связи в Федеральном Собрании РФ идет большая работа над проектами федеральных законов, которые должны наполнить "рамочные" нормы Конституции конкретным содержанием. В частности, в 2004 году был принят Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Кроме того, содержание ст. ст. 31 - 33 Конституции РФ конкретизируется рядом подзаконных актов.
Система политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем.
Первая включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации функционирования государства и его органов. К ним относятся: избирательное право, право на референдум, право на петиции. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из прав, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является участие индивида в жизни общества. К ним относятся свобода слова и печати, свобода союзов и собраний.
Нормативное содержание перечисленных выше прав и свобод сводится к следующему.
Право на участие в управлении делами государства. Это право закреплено в ст. 32 Конституции РФ и адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не "участвует" в управлении, а осуществляет власть и является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции РФ).
Реализация этого права выражается в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственной формой является участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни путем реализации права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном голосовании, но и право требовать выставления любого вопроса на голосование, требовать, чтобы результаты общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии окончательного решения по данному вопросу (если решение принимается не путем референдума). Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или не набрал необходимого количества голосов для его постановки на референдум, а у индивида или группы индивидов возникло желание не просто выразить свое мнение по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и воздействовать на деятельность государственных органов по поводу данного явления общественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом петиций, известным законодательству еще с конца XVII века.
Право на доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в осуществлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ). Это право, являющееся новой нормой для российской Конституции, означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако следует избегать буквального толкования этого права. Во всем мире существует система конкурсов, тестирования, собеседований. Так, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года Положение о федеральной государственной службе предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения, либо в порядке конкурса (п. 22), а также предусматривает регулярные аттестации государственных служащих (п. 30).
Участие граждан в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участие в работе в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время в России осуществляется поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу ("виновен - не виновен") как основы приговора суда.
Право на объединение. Важным правом, имеющим непосредственное отношение к участию граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.
Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Исключением являются политические партии, право на создание которых и участие в которых имеют только граждане России.
Право на объединение также не является абсолютным и может подвергаться определенным ограничениям, устанавливаемым Конституцией РФ и федеральными законами. Так, на основании ст. 56 Конституции РФ отдельные ограничения права на объединение могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения.
Свобода манифестаций. Одной из важнейших политических свобод, входящих в правовой статус российского гражданина, является конституционная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решения конкретных вопросов повседневной жизни.
Статья 31 действующей Конституции РФ регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий: собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов; митинга - формы организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований, других обращений граждан, проводимых в заранее определенном месте и в заранее определенное время; демонстрации - формы организованного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни; шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту; пикетирования - формы публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и других средств наглядной агитации.
Свобода слова и печати. В основе механизма правового регулирования любой конституционной политической свободы граждан должна лежать норма конституции. В действующей Конституции РФ эта норма регулируется не в полном объеме. В частности, в ст. 29 Конституции РФ получили закрепление права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений, убеждений и право искать, получать и свободно распространять информацию. Часть 5 ст. 29 гарантирует запрет цензуры.
Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации". Вместе с тем в этом Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
Собственно свобода печати в Конституции РФ прямо не предусмотрена. Отсутствие упоминания в Конституции о свободе печати иногда пытаются обосновать тем обстоятельством, что она является частным проявлением свободы выражения своих мнений. Но этот аргумент не соответствует международно-правовым обязательствам России, в частности Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 19), предусматривающему использование печати для выражения своего мнения как самостоятельного правомочия граждан.
Право на петиции. Конституция РФ и действующее законодательство также недостаточно полно и корректно регулирует это право. Так, Конституция РФ (ст. 33) не употребляет термин "петиции", заменяя его громоздким определением личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Действующий в России единственно достаточно демократичный Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан" регулирует только судебный порядок рассмотрения петиций. Вместе с тем в Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года (ст. ст. 1, 5) петиции рассматриваются Комитетом по правам человека, образованным в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года. Представляется, что право на петиции нуждается в более полной и гарантированной его реализации, принятии специального закона, несмотря на то что в Конституции РФ нет прямого указания на это.
Социально-экономические права. Среди специалистов до сих пор нет четкого подхода к определению понятия социально-экономических прав, являющихся важной составляющей конституционного статуса личности. Зачастую этот вид прав человека увязывается с социальным статусом или страховым положением личности. Так, венгерский юрист А. Шайо полагает, что к социально-экономическим правам относятся все социальные услуги, предоставляемые гражданам в соответствии с их социальным статусом: различные виды пенсионного обеспечения, пособия по болезни и бесплатная система здравоохранения, поддержка семьи, материнства и детства, пособия по безработице и предоставление бесплатного или субсидируемого жилья, а также бесплатное образование. Реализация так понятых социально-экономических прав обеспечивается системой социального страхования за счет обязательных взносов и включает в себя право на социальную помощь, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, льготный правовой режим для социально уязвимых категорий граждан. Иными словами, социально-экономические права имеют своей целью сглаживание неравенства, являются средством получения индивидом помощи от государства, которое берет на себя функции социальной защиты отдельных категорий населения за счет перераспределения национального дохода.
В определении социально-экономических прав, предлагаемом А. Шайо и другими специалистами, отсутствуют трудовые права, включая правовое определение занятости, право заниматься приносящей доход деятельностью, право на продвижение по службе, право на отдых, оплачиваемый отпуск и др.
Вместе с тем в Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года эти права довольно подробно регламентируются и содержатся конкретные обязательства государств по их осуществлению.
В частности, в Пакте об экономических, социальных и культурных правах предусмотрено "право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается" (п. 1 ст. 6), право на "справедливые и благоприятные условия труда" (ст. 7), право иметь одинаковую возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации (п. "c" ст. 7), право на отдых, досуг, оплачиваемый периодический отпуск и др. (п. "d" ст. 7). В Пакте также предусматривается право каждого на удовлетворительный жизненный уровень и уточняется, что под этим правом понимается обеспечение достаточным питанием, одеждой, жилищем и право на непрерывное улучшение условий жизни (п. 1 ст. 11). Поэтому если существует необходимость в определении понятия "социально-экономические права человека", очевидно, необходимо учитывать в обобщенном виде все положения Пакта об экономических и социальных правах, а также права в социальной и экономической сферах, перечисленных в ч. I Европейской социальной хартии 1961 года, являющейся своеобразным дополнением к Европейской конвенции о правах человека.
В связи с рассмотрением социально-экономических прав часто возникает вопрос о соотношении этих прав с личными (гражданскими) и политическими правами. Некоторые ученые рассматривают социально-экономические права не как субъективные права, а как объективные обязательства государства, охватывающие положения человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности и имеющие целью создание условий, при которых люди могут быть "свободны от страха и нужды".
В основополагающих международно-правовых документах содержатся положения, показывающие, какие конкретные социально-экономические условия и права имеют наибольшее значение для обеспечения основных социально-экономических установок общества в современной ситуации.
В настоящее время особую роль играет комплекс прав, связанных с трудом. К ним относятся права на свободный выбор работы, на безопасные и отвечающие требованиям гигиены условия труда, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на защиту занятости и т.п. К трудовым правам примыкает право на отдых, выражающееся в разумном ограничении рабочего времени. Фактически продолжением трудовых прав выступает право на достойное существование. Оно предполагает, что работнику обеспечивается, как записано во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, "такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам" (п. 1 ст. 25).
При этом следует подчеркнуть существенную особенность системы социально-экономических прав, которая не сводится к государственной защите граждан. Такая система может быть действенной только в том случае, если государственные гарантии ее осуществления подкрепляются и утверждаются социальной самодеятельностью населения. В зрелых демократиях с правами, обозначающими социально-экономические идеалы и конкретные блага, которые должны быть доступны человеку, соседствуют права, гарантирующие людям возможность самостоятельных усилий для реального получения этих благ.
Практически право на отстаивание социально-экономических норм и идеалов выражается в праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры и законные способы их разрешения. В странах, где хозяйственная жизнь строится на фундаменте крупного производства с преобладанием наемного труда, решающее значение в данной связи имеет право создавать для защиты своих социально-экономических интересов профессиональные союзы и другие объединения, заключать коллективные договоры, в необходимых случаях использовать законные средства давления, включая забастовки и пикетирование.
Российская Конституция фиксирует эти права.
Социально-экономические права человека существенно отличаются от его исходных гражданско-политических прав, утверждающих базовые свободы, - права на жизнь и личную неприкосновенность, на равенство перед законом, на собственность, свободу мысли, совести, убеждений и их выражение, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами, проводить мирные собрания и создавать ассоциации, принимать участие в управлении своей страной и т.п.
Социально-экономические права человека гораздо менее универсальны, нежели гражданско-политические. Во-первых, не вполне универсальна сама сфера их действия. Она исторически и культурно подвижна, пределы ее меняются в социальном времени. Во-вторых, социально-экономические права в полной мере относятся только к экономически активному населению, главным образом к работающим по найму.
Социально-экономические права отличаются также меньшей определенностью, меньшей четкостью и жесткостью формулировок. Фундаментом множества ведущих социально-экономических нормативов служат предельно общие и широкие понятия, такие как "справедливый", "удовлетворительный" и "разумный" и т.п.
Особенностью рассматриваемой категории конституционных прав является также присущее им рекомендательное начало, поскольку велика зависимость социально-экономических и культурных прав от состояния экономики и выделяемых на их реализацию ресурсов. Осуществление позитивных социально-экономических и культурных прав требует явно большего времени и несравнимо больших материальных ресурсов, нежели обеспечение негативной свободы личности в виде невмешательства в право на жизнь, личную неприкосновенность и т.п. Именно поэтому Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года в ст. 2 предусматривает постепенное осуществление признаваемых этим Пактом прав всеми надлежащими способами и в максимальных пределах имеющихся ресурсов. По этой же причине упомянутый Пакт в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с Пактом, допускает возможность ограничений, которые определяются законом, правда, с оговоркой: "...только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе". При этом какое-либо отступление от своих обязательств, касающихся обеспечения личных (гражданских) прав, допускается лишь во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, да и то только в такой степени, в какой это требуется остротой положения и с другими оговорками. Не допускается каких-либо ограничений в отношении ведущих гражданских прав, например права на жизнь.
Экономические, социальные и культурные права образуют важнейшую составную часть системы естественных и неотъемлемых прав человека. Согласно Всеобщей декларации прав человека идеал человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый сможет пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, как и своими гражданскими и политическими правами.
Социальные, экономические и культурные права представляют собой фундаментальные нормы, без соблюдения которых в современном обществе невозможны социальный прогресс и улучшение условий жизни, гарантирование достоинства, присущего каждому члену человеческой семьи, свободы, справедливости и мира.