Международное право
Понятие и принципы международного права
Традиционное определение понятия международного права дается как совокупности правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения. Соответственно, субъекты международного права — это государства, объект регулирования — межгосударственные отношения.
Это определение не является полным. B системе международного права выделяют международное публичное право (предмет регулирования — непосредственно властные отношения между государствами) и международное частное право (предмет регулирования — гражданско-правовые отношения международного характера).
Таким образом, международное право представляет собой сложную систему юридически обязательных норм, регулирующих международные отношения, образовавшуюся в результате согласования сторонами (государствами и другими субъектами международного права) их условий в процессе отношений между ними.
Процедура принятия норм международного права отлична от порядка принятия норм права отдельных государств. Нормы создаются в процессе деятельности субъектов международного права (прежде всего государств).
Для понимания специфики этой системы права необходимо остановиться на таком элементе системы, как норма международного права — обязательное правило, регулирующее поведение и порядок взаимоотношений государств и иных субъектов международного права. Действие норм международного права обеспечивается предусмотренным в них правовым механизмом.
Принято производить следующую классификацию норм международного права:
- по предмету правового регулирования — отражающие специфику сферы действия: международное морское право, железнодорожные, морские перевозки, правовой режим Антарктики и т.д.;
- по сфере действия — универсальные (Устав ООН, Bенскaя конвенция о праве международных договоров 1969 г. и др.) и локальные (Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества и др.); эта классификация позволяет определить, подлежит ли норма международного права выполнению в обязательном порядке всеми государствами или действует в отношении ограниченного количества государств;
- по методу правового регулирования — императивные (подлежащие выполнению только в том виде, в котором приняты, не допускающие отклонений) и диспозитивные (допускающие выбор по усмотрению сторон).
Основополагающими в системе международного права являются нормы, которые называются принципами международного права. Они составляют основу системы, регулируют на глобальном уровне взаимоотношения и нормы поведения всех субъектов международного права, являются императивными нормами и носят универсальный характер. Эти принципы были приняты 24 октября 1970 г. Генеральной Ассамблеей ООН в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН.
Были провозглашены семь принципов международного права:
- воздержание от угрозы силой или ее применения;
- разрешение международных споров мирными средствами;
- невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;
- сотрудничество государств;
- равноправие и самоопределение народов;
- суверенное равенство государств;
- добросовестное выполнение государствами международных обязательств.
Поскольку принципы являются взаимосвязанными, каждый из них при толковании и применении должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
В Заключительном акте СБСЕ, принятом в Хельсинки 1 августа 1975 г., были развиты и закреплены принципы, провозглашенные в Декларации, а также дополнительно сформулированы следующие: нерушимость границ, территориальная целостность государств, уважение прав человека и основных свобод без различия расы, пола и религии.
В процессе развития международных отношений параллельно шло изменение принципов. В результате их формирования и последовательного становления признаваемыми всеми государствами в настоящее время являются следующие принципы.
1. Принцип суверенного равенства государств. Он представляет собой основу современных международных отношений. Bсе государства пользуются суверенным равенством, имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.
Понятие суверенного равенства основывается на следующих постулатах:
- государства юридически равны;
- каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
- каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
- территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
- каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
- каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Таким образом, понятие суверенное равенство государств состоит из уважения государственного суверенитета и равноправия государств.
2. Принцип невмешательства во внутренние дела. Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства. Этим принципом предусмотрен запрет на вмешательства прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ.
3. Принцип равноправия и самоопределения народов. Bсе народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство обязано уважать это право. По сути, самоопределение является реально действующим правом на развитие в той форме, которую выбирает народ. B Пактах о правах человека 1966 г. отмечено, что все народы имеют право на самоопределение. B силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Этот принцип стал основой процесса ликвидации колониализма и создания независимых государств.
4. Принцип неприменения силы или угрозы силой. B соответствии с этим принципом каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН. Они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных вопросов.
Каждое государство обязано воздерживаться:
- от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ;
- от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства;
- от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов.
Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.
Заключительный акт СБСЕ дополнил этот принцип принципом нерушимости границ, который распространяется только на Европу.
5. Принцип мирного урегулирования споров. Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. К ним относятся дипломатические переговоры, посредничество, примирение сторон и др. Судебный порядок предусмотрен в Статуте Международного суда ООН. Согласно этому документу сторонами рассматриваемых дел могут быть только государства. Обязательную юрисдикцию Суда имеет право признать любое государство мира.
6. Принцип нерушимости границ. Он был принят в Заключительном акте СБСЕ. В нем содержится обязательство признания нерушимости всех государственных границ. В России этот принцип получил свое развитие в Законе РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г.
7. Принцип территориальной целостности государства. Этот принцип также был принят в Заключительном акте СБСЕ. Государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств, воздерживаться от действий против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства, воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации с помощью применении силы. Здесь присутствует также требование недопустимости использования территории без согласия суверена.
8. Принцип уважения прав человека и основных свобод. Традиционно эти вопросы относились к компетенции внутренних органов государств, но после образования Лиги Наций в международном праве стали обращать внимание на вопросы обеспечения прав человека. Впервые в международных отношениях сотрудничество государств по правам человека нашло свое отражение в Уставе ООН. Затем были приняты Международные пакты о правах человека 1966 г. В основе международных соглашений по этому кругу проблем лежат следующие принципы:
- самоопределение народов и наций;
- равноправие всех людей;
- запрещение дискриминации.
Международное право считает нарушения государств в области прав человека международными преступлениями.
9. Принцип сотрудничества государств. Согласно этому принципу государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству.
10. Принцип добросовестного выполнения государствами международных обязательств. В него заложено прежде всего соблюдение международных договоров, но не только их. Согласно ему каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
B соответствии с Bенской конвенцией о праве международных договоров ее участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.
Соотношение правовой системы России и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России определено в ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Общепризнанные стандарты, принятые в медуна- родном сообществе, составляют основу правовой государственности России. Однако эти принципы и нормы должны быть признаны таковыми Россией.
Правовые системы современных государств
Понятие и типология правовых систем. B современном мире существует множество национальных правовых систем, отличающихся друг от друга по ряду параметров. Это и понятно, ибо каждое суверенное государство имеет свою «национальную» систему права, отражающую историю, традиции, духовные ценности страны, ее экономический и политический строй, социальную базу и т.д.
Как уже отмечалось, правовая система любого государства не сводится к национальной системе права, она значительно шире ее. Правовая система представляет собой совокупность правовых явлений, рассматриваемых через призму особенностей правовой идеологии, правообразования, правореализации содержания и формы права той или иной страны. Она, по сути, отражает всю правовую действительность страны, взятую под определенным углом зрения в фокусе, рассчитанном на то, чтобы оттенить всю специфику правовых явлений в той или иной стране.
Хотя национальная правовая система каждой страны имеет неповторимые особенности, наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт, т.е. критериев, на отдельные группы (или правовые «семьи»). B научной и учебной юридической литературе правовая группа («семья») понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт.
Необходимость и важность подобных классификаций правовых систем определяются следующими обстоятельствами:
1) сугубо научными, познавательными и «образовательными» целями, поскольку углубленное и многоаспектное познание правовой картины мира предполагает не только ее общее осмысление, но и рассмотрение с точки зрения особенного, анализ отдельных, вбирающих в себя сходные правовые системы частей, при этом анализ и синтез, соотнесение части и целого, вычленение в конкретном единичного, особенного и общего позволяют приблизиться к адекватному отражению реальной действительности правовой картины мира;
2) сугубо практическими целями — необходимостью унификации действующего законодательства и совершенствования национальных правовых систем, их поэтапной интеграции как в рамках региональных международных объединений (ЕЭС, НАТО, СНГ, ЛАГ и т.п.) так и возрастания роли всего международного права и сообщества (ООН).
По мнению ряда ученых, одной из важнейших причин такой классификации явилось стремление юристов — теоретиков и практиков — «обеспечить если не полную, то, по крайней мере, хотя бы частичную, основную, наиболее существенную часть процесса унификации всех цивилизованных правовых систем».
Каков должен быть характер этих общих признаков-критериев? Каковы их особенности и виды? Наконец, каково должно быть их содержание? Должны ли они быть временными, преходящими по своему характеру общностями или же постоянными, присущими сравниваемым системам на всех этапах развития?
Обсуждение данных и им подобных вопросов занимает довольно значительное место в научной и учебной сравнительно-правовой литературе. B силу сложности и многогранности этих вопросов среди авторов нет и, по-видимому, не может быть однозначных ответов на них. По одному и тому же вопросу порою высказываются самые различные, нередко противоположные друг другу, точки зрения.
Наиболее распространенным является выделение трех «семей», трех групп правовых систем в современном мире, обоснованное Р. Давидом с учетом роли религии в правовой идеологии и роли судебного и административного прецедента в правообразовании. Эта классификация утверждается ныне и в нашей отечественной литературе. Она различает:
- германо-романскую группу;
- англосаксонскую группу;
- группу религиозно-традиционных правовых систем.
Романо-германская группа правовых систем (система континентального права). Она функционирует главным образом на европейском континенте (Франция, ФРГ, Италия, Испания, Австрия, Бельгия, Португалия и т.д.), имеет длительную юридическую историю, сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII в. на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
Эта группа в определенной мере является результатом рецепции римского права: в первой доктринальной стадии была исключительно продуктом культуры, имела независимый от политики характер, а в последующем стала подчиняться общим закономерным связям права с экономикой и политикой, прежде всего с отношениями собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению.
В этой группе правовых систем на первый план выдвинуты нормы права; основным источником права считается закон, соответствующий писаным конституциям. Писаные конституции есть во всех странах романо-германской семьи, за их нормами признается высшая юридическая сила, утверждающая как соответствие законов и подзаконных актов конституции, так и установление большинством государств судебного контроля за конституционностью «обычных» законов и многообразных подзаконных нормативно-правовых актов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.
Юридическая наука видит основную задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы. Закон образует «скелет» правопорядка, охватывает все его аспекты. Судебный прецедент чаще всего не признается источником права. Общепризнанные принципы и нормы международного права либо объявляются имеющими приоритет перед внутренними законами, либо включаются в национальную правовую систему как ее органическая часть.
B правопонимании господствует идеология нормативизма. Bсе это создает почву для того, чтобы считать данную группу нормативно-законодательной системой.
B романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике различают три разновидности «обычного» закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.
B большинстве континентальных стран действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско- процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства.
Среди источников романо-германской правовой группы значительна (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров.
B романо-германской группе достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости — и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент. Принципы раскрывают характер не только законодательства, но и права юристов.
Для юридической концепции этой «семьи» характерна гибкость, выражающаяся в том, что юристы не склонны соглашаться с решением того или иного вопроса, которое в социальном плане кажется им несправедливым. Действуя на основе принципов права, они поступают как бы на основе делегированных им полномочий. Осуществляя поиск права сообща, каждый в своей сфере и с использованием своих методов, юристы этой правовой «семьи» стремятся к общему идеалу — достичь по каждому вопросу решения, отвечающего общему чувству справедливости на основе сочетания различных интересов, как частных, так и всего общества. Таким образом, среди важных источников права следует иметь в виду общие правовые принципы, содержащиеся в законодательстве и вытекающие из него.
B романо-германской правовой группе доктрина составляет весьма жизненный идеологический источник права. Она влияет и на законодателя, и на правоприменителя. Законодатель часто выражает лишь те тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает ее предложения. Ныне доктрина, утверждающая тождество права и закона уходит прошлое. Доктрина широко используется в правоприменительной деятельности, в частности при толковании закона.
С развитием международных связей большое значение для национальных правовых систем приобрело международное право. Конституция ФРГ 1949 г. прямо предусматривает, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальными законами. Подобная норма в несколько иной редакции содержится и в Конституции Российской Федерации.
B системе источников романо-германского права своеобразно отношение к обычаю. Он может действовать не только в дополнение к закону, но и помимо закона. Однако роль обычая вопреки законам очень ограниченна. B целом, за редким исключением, обычай не приобретает здесь характер самостоятельного источника права.
B отношении судебного прецедента также можно говорить о нем как об источнике права лишь как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. Принципиально важным остается требование, чтобы судья не превращался в законодателя. Этого последовательно стараются добиваться во всех странах романо-германской правовой семьи.
Англосаксонская группа правовых систем. Она основывается на признании основным источником права судебного или административного прецедента, наделении нормативными свойствами судебных и административных актов. Действуют общие правила, в соответствии с которыми однажды сформулированное судебное решение становится обязательным по другим аналогичным делам. Здесь также отсутствует деление права на частное и публичное. Принято говорить об «общем» (или «естественном») праве и о праве «справедливости» (или «позитивном» праве), подразумевая под первым — «неписаные», под вторым — «писаные» нормативно-правовые установления. Здесь не придается серьезного значения также выделению отраслей права. Правовая идеология основана на юридическом позитивизме.
B эту семью входит и американская правовая система. Английские поселенцы на территории нынешних Соединенных Штатов Америки внедрили там основные начала обычного, прецедентного права, хотя постепенно появились совершенно новые моменты, связанные с федеративным устройством США и развитием правотворческой деятельности по созданию законов и других нормативно-правовых актов. Штаты в пределах своей компетенции создают законы (в том числе свои гражданские, уголовные, процессуальные и иные кодексы) и собственные правоприменительные прецеденты, их высшие судебные инстанции и Верховный суд США строго не следуют существующим прецедентам. Рассматриваемую семью правовых систем иногда называют англо-американской. Но, по сути, в эту же группу входят правовые системы многих других стран, в частности Канады, Мальты, Австралии, Новой Зеландии.
«Семья общего права», как и римского права, развивалась на основе принципа, который звучит так: «Право там, где есть его защита». Несмотря на все попытки кодификации, дополнения и совершенствования положениями «права справедливости», она в основе своей продолжает оставаться прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастание роли статусного (законодательного) права. В противовес местным обычаям это право — общее для всей Англии. Оно было создано королевскими судами, называвшимися обычно Вестминстерскими — по месту, где они заседали, начиная с XIII в.
В деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми они и руководствовались в последующем. Возникло правило прецедента, означающее, что однажды сформулированное судебное решение становилось обязательным и для всех других судей. Поэтому считается, что английское «общее право» образует классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судами. Характерные черты правопонимания в этой правовой группе выражаются формулой: «Средство судебной защиты важнее права», так как основная сложность заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в Королевский суд.
К концу XIII в. возрастает роль и значение статутного права, в связи с чем правотворческая роль судей стала некоторым образом сдерживаться. В XIV—XV вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя королевский канцлер, который стал решать в порядке определенной процедуры споры по обращениям к королю. В результате наряду с общим правом сложилось «право справедливости».
До реформы 1873—1875 гг. в Англии существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, применявших общее право, существовал суд Лорда-Канцлера. Реформа слила «общее право» и «право справедливости» в единую систему прецедентного права. И сегодня английское право продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в процессе решения конкретных случаев.
Для граждан осталось главным то, чтобы дело разбиралось в суде добросовестными людьми и чтобы соблюдались основные принципы судопроизводства, составляющие часть общей этики. Судьи «общего права» в отличие от законодателя не создают решений общего характера, рассчитанные на будущее. Они решают конкретный спор. Такой подход делает нормы «общего права» более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права германо-романских систем, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным. Благодаря «общему праву» и «праву прецедента» различение права и закона носит более выраженный и несколько иной характер, чем различение права и закона на континенте. Это существенно в связи с возрастанием в современных условиях масштабов и значения статутного права среди источников английского права.
B англосаксонской правовой семье сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах германо-романской правовой группе. Здесь отсутствует деление права на публичное и частное. Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости». Нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые — гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа. Поэтому юристу право представляется однородным. Доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Она предпочитает результат теоретическому обоснованию, т.е. носит прагматический характер. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел.
Степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на практике поправка. При нынешней организации судебной системы это значит:
- решения высшей инстанции палаты лордов — обязательны для всех судов;
- апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;
- высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов;
- окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентами всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.
Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, т.е. становится законодателем.
Значительны различия между правовыми системами разных стран внутри как германо-романской группы, так и «семьи общего права». Это можно видеть на примере правовой системы США. Английские поселенцы на территории США принесли с собой и английское право, но оно применялось с оговоркой «в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колонии» (так называемый принцип дела Кальвина 1608 г.).
Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права, порывающего с «английским прошлым». Первым шагом на этом пути было принятие письменной федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США. Предполагается отказ от принципа прецедента и других характерных черт «общего права». B ряде штатов были приняты кодексы, в том числе: уголовный, уголовнопроцессуальный, гражданско-процессуальный, и запрещены ссылки на английские судебный решения.
Однако перехода американского права в романо-германскую группу не произошло.
Группа религиозно-традиционныіх правовых систем. Она основывается либо на тесном переплетении правовых и религиозных норм, либо на общинных традициях, освещенных религией. B первом случае речь идет главным образом о мусульманском, индусском или иудейском праве как системе норм, выраженных прежде всего в религиозной форме и действующих в странах, где господствуют мусульманская, индусская или иудейская религия, во втором — о странах Дальнего Bостокa, Африки и Мадагаскара, где общинные традиции имеют приоритет перед законодательством и судебным или административным прецедентом.
B мусульманскую правовую систему входят национальные правовые системы до 45 афро-азиатских государств (от Марокко до Индонезии). Наиболее типичными (мусульманскими) считаются 33 страны (Ирак, Иран, Афганистан, государства Арабского Bостокa, Южной и Юго-Bосточной Азии и Африки и т.д.). Более 80% населения в этих странах — мусульмане, а ислам провозглашен в конституциях государственной религией.
Мусульманское право — это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии — исламе.
Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Мусульманское право охватывает все сферы и уровни социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому (государственному) регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях.
Ислам — самая молодая из трех мировых религий, но при этом получила очень широкое распространение. Религия устанавливает догмы и уточняет то, во что мусульманин должен верить. Шариат, т.е. предписания верующим, указывает, что они должны делать и чего не должны.
Шариат означает в переводе на русский язык «путь следования» и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами.
В исламе государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — это религия закона.
Мусульманское право имеет четыре источника:
- Коран — священная книга, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;
- Сунна — сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;
- Иджма — конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;
- Кияс — рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общественный характер.
К чертам мусульманского права относятся:
- архаичность ряда институтов,
- казуистичность,
- отсутствие систематизации.
Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник.
Основное содержание мусульманского права — вытекающие из ислама правила поведения верующих и наказания (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний. С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же на первом месте.
Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:
- обязательные;
- рекомендуемые;
- дозволенные;
- предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;
- запрещенные и подлежащие наказанию.
Основная тенденция шариата — оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).
Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).
Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Bосточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Bосточной Азии.
Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление — шиизм.