Сущность и происхождение права. Роль права в жизни общества
Понятие права
Право представляет собой определенный вид социальных норм, т. е. правил поведения. Кроме права в обществе существуют и другие социальные нормы, такие, как нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, правила хорошего тона, нормы общественных организаций. Все они регулируют поведение человека. Однако право имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.
Сущность права состоит в том, что его нормы устанавливаются или санкционируются, т. е. утверждаются государством, которое гарантирует их исполнение властной принудительной силой. Нормы права могут также устанавливаться непосредственно самим народом в порядке референдума, либо в качестве правовых могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства. Все другие социальные нормы не связаны с государством. Однако связь права с государством, характеризующая его сущность не раскрывает всех черт и характерных особенностей.
Основные характеристики права:
1. Характер права обусловлен экономическими, политическими, культурными, национальными и иными объективными условиями жизни общества.
Так, в условиях рыночной экономики право регулирует отношения собственности на основе рыночных экономических законов. Оно устанавливает равноправие всех форм собственности, разрешает частное предпринимательство, конкуренцию, свободное установление цен на основе спроса и предложения.
В условиях огосударствленной экономики оно запрещает частную собственность и частное предпринимательство, производство продукции осуществляется на государственных предприятиях, а ее продажа происходит через государственные магазины.
В условиях абсолютной монархии право закрепляет наследственную монархическую форму правления в государстве, полновластие царствующего монарха и бесправие поданных.
В фашистских, авторитарных, тоталитарных государствах право регулирует общественные отношения в интересах правящей элиты, клана, запрещает свободные выборы, многопартийность, устанавливает суровую ответственность за нелояльное отношение к власти.
В демократических государствах право, наоборот, определяет широкие права и свободы граждан, в том числе право на формирование государственных органов путем свободных выборов, разрешает многопартийность, включая существование оппозиционных партий и т.д.
В многонациональных государствах право призвано регулировать межнациональные отношения, а при существовании нескольких конфессий, соответственно, определяет межрелигиозные отношения.
У других социальных норм нет такой непосредственной связи с экономическими, политическими и иными реальными обстоятельствами. Например, нечестность, непорядочность, обман, насилие, неуважение других людей осуждается нормами морали и нравственности, как правило, при любом экономическом и политическом устройстве общества.
2. Право регулирует наиболее важные, главные общественные отношения, а именно: государственное устройство, порядок формирования и деятельности основных государственных органов, характер их взаимодействия. Право также запрещает под угрозой наказания наиболее опасные и вредные для общества действия и поступки, такие, например, как убийство, свержение власти насильственным путем, хищение чужого имущества, т. е. те отношения, от которых зависит устойчивость государственной власти, сохранение и определенное функционирование основных экономических и политических институтов государства, безопасная жизнь граждан, общественное спокойствие.
Другие социальные нормы регулируют менее значимые социальные отношения, не имеющие столь важного значения для жизни общества. Например, согласно нормам морали, принято уступать место в общественном транспорте пожилым людям и инвалидам. Однако невыполнение этого правила не грозит крупными социальными и государственными потрясениями, не причиняет обществу значительного вреда.
3. Право выражает волю и закрепляет интересы господствующего слоя, клана, элиты, которым принадлежит государственная власть. В современных демократических государствах в праве выражается воля большинства граждан и сочетаются интересы различных слоев, классов, групп общества, которые и защищаются правом.
Так, например, в демократическом государстве право закрепляет разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, определяет их полномочия, порядок деятельности, запрещает вмешательство одной ветви власти в дела другой, и, тем самым, не допускает захват одной властью всей полноты власти в государстве, устанавливает независимость судебной власти, предоставляет ей право проверять конституционность и законность деятельности законодательной и исполнительной власти, закрепляет выборность и подконтрольность народу основных органов государства.
В недемократических государствах право, наоборот, устанавливает принадлежность всей полноты государственной власти одному лицу, например, монарху, либо небольшой группе лиц, клану, одной партии, религии, закрепляет существование любых других государственных органов, неподконтрольных, нсподчиненных центральной власти. Оно также закрепляет формирование ее высших органов независимо от воли населения, например, по наследству либо по решению религиозных или иных органов.
Таким образом, право является политизированным социальным явлением. Оно выражает и закрепляет политику, проводимую теми, кто осуществляет государственную власть. Эта политика может быть антинародной, направленной на ущемление его прав и интересов, либо, наоборот соответствовать им.
Другие социальные нормы политически более нейтральны. Они выражают либо общечеловеческие принципы честности, справедливости, добропорядочности, уважения других людей, либо призваны удовлетворять неполитические интересы членов какой-то общественной или иной организации и регулировать их отношения внутри этой организации,
4. Право представляет собой единую иерархичную, систематизированную и взаимосвязанную совокупность правовых норм. Другие социальные нормы не имеют такой жесткой системы. Они разделены на обособленные и самостоятельные группы, относящиеся к различным видам общественных отношений (например, нормы морали, нравственности, культуры), к разным религиям, нациям, общественным организациям и могут иметь существенные различия.
Итак, право современного демократического государства — это обусловленная материальными и социально-культурными обстоятельствами жизни общества, его социальным и национальным составом, традициями и обычаями воля большинства народа как результат сочетания индивидуальных, коллективных и общих интересов, выраженная в нормах права, содержащихся в письменных актах и являющихся общеобязательными, поддерживаемыми государством правилами поведения и деятельности юридических и физических лиц. При этом необходимо отметить, что если воля большинства народа как осознанная направленность его деятельности является содержанием права, то нормы права, т. е. правила поведения, в которых выражается эта воля, представляют его форму.
В юридической науке выделяют два понимания права: объективное и субъективное.
Объективное право определяется как совокупность правовых норм, которая существует объективно и независимо от тех, на кого она распространяется.
Субъективное право — это право конкретного лица в конкретных условиях. Оно включает в себя: а) конкретные права данного субъекта права; б) соответствующие этим правам обязанности других людей; в) определенный порядок реализации гражданина в соответствии с имеющимися у него правами; г) субъективные права лица поддерживаются и защищаются государством.
Для человека большее значение имеет субъективное право, т. е. совокупность конкретных прав, которые он может реально использовать в своей жизни и деятельности.
Некоторые современные ученые включают в право также правовую политику, принципы права, правосознание. Названные факторы относятся к социально-правовым явлениям, но не к праву, поскольку у них нет основных признаков права — нормативности, они не создаются субъектами правотворческой деятельности в процессе правотворчества, у них нет санкций, применяемых государством. Поэтому правовая политика, принципы права и правосознание не могут быть включены в систему правовых норм, образующих право.
Право — очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют его с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения права.
Различное понимание права объясняется несколькими объективными и субъективными причинами.
К основным концепциям понимания права относятся нормативистская, социологическая, психологическая, естественная, классовая, позитивистская и интегративная.
В нормативистской концепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Юридическая сила и законность каждой нормы определяется вышестоящей нормой права, которой является государство, которое само есть правовая организация, организованный правопорядок.
Социологическая концепция возникла во второй половине XIX в., когда развивалось предпринимательство как свободная деятельность людей в сере экономики.
Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы — всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Поэтому главным в праве является реальные общественные отношения, создаваемые гражданами, должностными лицами, органами и организациями, которые охраняются и защищаются государством, государственной властью. И решение правового вопроса основано на выяснении сути этого отношения между людьми или другими субъектами, а не на формальной норме права.
Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.
Согласно теории естественного права, каждому человеку с момента рождения принадлежат права и свободы. А затем эти принадлежащие человеку права и свободы находят свое выражение в праве, они собственно и образуют право.
Классовая, марксистско-ленинская теория характеризует право как волю господствующего класса, возведенную в закон, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Согласно данной теории, любой класс, ставший господствующим устанавливает право, отвечающее его интересам, и подавляет интересы других классов.
Интегративная (современная) теория включает в себя черты многих других концепций. Она признает нормативность права, одновременно допускает создание норм права судьями, когда их решения соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также естественные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, другими обстоятельствами и выражает волю большинства населению на селения на основе сочетания интересов различных слоев, больших групп населения, различных религий, наций, других социальных формирований.
Право в системе социальных норм
Общество — сложная совокупность разнообразных социальных отношений, нуждающаяся во внутреннем упорядочении в целях обеспечения эффективного развития и обеспечения выживания человека как вида.
Социальный порядок устанавливается в обществе в результате действия разнообразных механизмов.
Стихийные» регуляторы. Они представляют собой непосредственное проявление естественных законов природы и общества — демографические процессы, инфляционные ожидания, стихийные бедствия, увеличение продолжительности жизни, оказывающие влияние на поведение отдельного человека;
Социальные регуляторы. Социальное регулирование есть влияние правил, вырабатываемых обществом, на поведение человека, определение рамок этого поведения с целью такого воздействия на социальные процессы, которое бы обеспечивало упорядоченность и стабильность существования социума. Поэтому объектом социального регулирования всегда в конечном счете является человек, путем определения заранее социально желаемого акта его внешнего поведения в конкретной ситуации.
Способы социального регулирования по характеру воздействия делятся на три основные группы:
побуждение — это воздействие, представляющее собой формирование у человека убеждения в выгодности определенного поведения. Этот способ основывается на воздействии на индивидуальное или групповое сознание и силе авторитета.
понуждение — это воздействие, представляющее собой стимулирование (формирование потребности) желаемого поведения. Этот способ основывается на поощрении (материальном, моральном) за поведение следующее правилу.
принуждение — это такое воздействие, когда социально необходимое поведение человека достигается возможностью применения насилия, в случае отклонения от установленных правил поведения.
Социальное регулирование — это субъективный процесс упорядочивания общественных отношений путем подчинения их определенным правилам.
Социальный регулятор — это механизм, обеспечивающий упорядочение общественных отношений.
Виды социальных регуляторов:
Ненормативные (индивидуальные) регуляторы — это такие формы воздействия на общественные отношения, которые не представляют собой общий масштаб социальных действий, а предстают как индивидуальное упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.
Ненормативные регуляторы:
— ценностный регулятор, представляющий собой систему исторически сложившихся социальных ценностей, социально-психологических установок и стереотипов. Он имеет сложную структуру и проявляется прежде всего в культуре различных социальных общностей (социальных групп, этносов и т.д.). Ценности отдельной группы оказывают определяющее влияния на обеспечение поддержания состояния упорядоченности общественных отношений, обеспечивая глубинный пласт стабильных отношений. Примером данной группы социальных регуляторов могут служить принципы взаимопомощи, уважения достоинства, национальная гордость и т.д.;
— директивный регулятор представляет собой такое воздействие на поведение человека, когда от социально-властного органа исходит общее указание на необходимость решения той или иной социальной задачи, но конкретные средства и способы ее достижения не предусматриваются, и человек может их выбирать самостоятельно (к ним относятся, например политические программы и платформы);
— информационный регулятор, способ воздействия которого на социальные процессы сводится к публичному распространению сведений о конкретных случаях социального поведения, которые служат образцами для подражания, либо для осуждения. Большую роль при использовании такого регулятора играют средства массовой информации, сеть Интернет;
— предсказания, которые в качестве регулятора возникают на основе донаучных форм предвидения и развиваются первоначально в рамках практической деятельности людей.
Предвидение в форме пророчеств, прорицаний, гаданий было известно в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Индии, Китае, Египте и Вавилонии происходило первое фундаментальное разграничение областей предвидения на область явлений природы (солнечное затмение, предсказание урожая, изменение погоды и т.п.); область социальных явлений (наступление и исход войны, победа или поражение политической группировки и т.п.); область событий в жизни отдельного человека (смерть, болезнь, рождение, бракосочетание, обогащение и т.п.)
Этот регулятор использовался в древности весьма эффективно для управления. Так римские жрецы авгуры, ритуалы которых были связаны первоначально с божествами плодородия, улавливали поданные божеством знаки и их толковали. С течением времени выработалась целая наука авгуров, которые для своих предсказаний (авгурий) пользовались атмосферными явлениями, полетом птиц, кормлением священных кур, встречами с дикими животными и т.д. Особое значение придавалось гаданию по полету птиц (ауспиция). Римские государственные деятели должны были прибегнуть к ауспиции перед каждым политическим или военным актом, который совершался только при благополучном исходе гадания. Интересно отметить, что логическая структура предсказаний очень схожа со структурой некоторых социальных норм;
— индивидуальное регулирование — это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно социально неэкономично, не вполне обеспечивает необходимую одинаковость в повторяемых актах в процессе производства, обмена, жизнедеятельности людей, а так как каждый раз проблему надо разрешать заново, существуют широкие возможности для субъективных, произвольных решений;
— нормативные — это такие регуляторы, которые обеспечивают достижения желаемого поведения человека в обществе путем установления масштаба (меры) поведения, для тех, кто может оказаться в тех или иных социальных ситуациях, т. е. социальных норм. Социальная норма как правило поведения характеризуется четким описанием возможной ситуации, формулированием социально требуемого поведения в описанной ситуации и установлением мер принуждения, если индивид не выполняет требования правила;
— социальная норма — это обусловленное объективными обстоятельствами правило поведения общего характера, регулирующее неопределенное количество раз социально-значимое поведение людей оказавшихся в условиях, предусмотренных нормой.
Социальные нормы регулируют поведение человека в таких сферах, как поведение личности по отношению к другим, поведение личности по отношению к обществу в целом и его ценностям, поведение личности по отношению к самой себе.
Признаки социальной нормы:
- по своей природе — это образцы, стандарты поведения;
- это мера позитивного общественного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса;
- носит обязательный характер;
- обладает неперсонифицированностью адресатов, поскольку выражается обычно в форме безличных и всеобщих императивов и, таким образом, является носителем прескриптивной информации;
- представляет собой только такие правила, которые могут применяться неопределенное количество раз в типичных ситуациях, т. е. имеют общий, а не индивидуальных характер.
- создается в результате социально-волевой деятельности людей;
- обеспечивается соответствующими средствами и объединениями людей;
- исторически создается самим обществом, людьми в процессе их взаимоотношений, а будучи созданной — упорядочивает их поведение;
- обусловлена уровнем развития общества;
- в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения.
Качественной характеристикой социальной нормы является то, что она является проявлением и отражением естественной или общественной закономерности. Социальные нормы выражают и конкретизируют действия объективных законов в общественных отношениях, тенденций общественного развития;
Норма — это мера полезного, а потому типичного функционирования. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».
Социальная норма регулирует общественные отношения путем разрешения, запрещения и обязывания людей действовать определенным образом в конкретной ситуации; она имеет следующую структуру: «если..., то...., в противном случае».
Социальная норма — это первичный элемент нормативно-регулятивной системы общества.
Нормативно-регулятивная система общества — это особая совокупность социальных норм общества, представляющая единое целое для решения задачи упорядочения, регулирования общественных отношений.
Признаки (основные черты) нормативно-регулятивной системы общества:
- это искусственная система. Она возникает как результат деятельности человека и является принадлежностью ноосферы (т. е. области планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью);
- это организационная система. Любой системе присуща организация ее подсистем и элементов, но существуют специфические образования — организационные системы, для которых организация является назначением и хотя элементы такой системы материальны, они обмениваются информационными и вещественными продуктами. Одним из назначений такой системы является поддержание определенного социального порядка, который в процессе функционирования системы может трансформироваться. Нормативно-регулятивная система общества как образование, предназначенное для упорядочения общественных отношений, является примером таких систем, поддерживая и модифицируя общественный порядок в процессе своего функционирования;
- структура нормативно-регулятивной системы общества включает специфические по решаемым задачам элементы — социальные нормы. Их функционирование и реализация подчинены единой глобальной цели, преследуемой системой и являющейся ее назначением — поддержанием общественного порядка, обеспечением такой согласованности в действиях людей, которая бы обеспечивала максимально эффективное взаимодействие людей для осуществления ими своих потребностей;
- выражает единство связанных между собой элементов — социальных норм. Многообразие их видов отражает объективный мир и отношение людей к действительности;
- несет в себе избыточность, обусловленную необходимостью поддержания достигнутой упорядоченности социальных связей в условиях быстро развивающего общества. В структуре нормативно-регулятивной системы содержатся правила поведения, не использующиеся в данных конкретных исторических рамках и не вносящие свой вклад в достижение целей всей системы. Вместе с тем они могут быть снова востребованы и стать даже основными в других общественных рамках;
- ей присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям, путем создания новых связей и новых правил со своими частными целями и средствами их достижения;
- ее качеством является целостность, несводимость ее свойств к свойствам составляющих ее социальных норм и наоборот;
- это устойчивая система. Она характеризуется относительной устойчивостью введенных правил поведения и, следовательно, стабильностью свойств структурированной, урегулированной среды — социальных связей. Наиболее устойчивым способом обеспечения устойчивости социальных процессов является введение отрицательной обратной связи. Поэтому правила социального поведения предусматривают наличие санкции — наказания за нарушение, устанавливаемого нормой порядка.
Причины возникновения нормативно-регулятивной системы общества:
В первоначальный хаос — гомогенность (однородность) социальных связей, характеризующаяся слабой чувствительностью к внешним воздействиям и стабильными детерминированными оценками вероятностного описания, в целях обеспечения выживания отдельной человеческой группы вносится порядок и организованность с помощью установления некоторого правила взаимоотношения людей между собой в конкретном случае, что приводит к уменьшению энтропии.
Социальные связи в этой группе больше коррелируют с начальными условиями и более эффективно обеспечивают достижение целей выживания, создаются и предпосылки к возможности прогнозирования дальнейших событий в этой группе. Динамические процессы информационной стабилизации в системе регуляции социального поведения отдельного индивида приводят к уменьшению степеней свободы выбора поведенческих актов.
Появление упорядоченных элементов, обладающих большей устойчивостью, нарушает первоначальную неорганизованность, а последующее развитие сформировавшийся устойчивых элементов выражается в росте числа правил поведения и появлении у них новых функциональных качеств.
Нормативно-регулятивная система отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества. В ней находят отражение исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти, качество жизни людей. Как целостная, динамичная система социальных норм она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, она состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязи друг с другом.
В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется и корректируется другими социальными нормами. Взаимодействие отдельных норм в единой нормативно-регулятивной системе раскрывает комплексные свойства у входящих в эту систему отдельных составных частей.
Виды социальных норм. Соотношение права и других социальных регуляторов.
Социальные нормы отличаются друг от друга по происхождению, по способу формирования, по способам обеспечения.
Виды социальных норм:
- моральные;
- религиозные;
- обычай;
- правовые;
- политические;
- корпоративные.
Иногда выделяются так же эстетические нормы, нормы этикета (в том числе дипломатического), экономические, технические.
Моральные нормы, представляющие собой правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе критериев добра и зла, добродетели и порока, чести и бесчестья. Эти оценочные понятия применяются к поведению человека и его деятельности.
Норма морали формируются в практических отношениях людей между собой. То, что плохо и вредно для общества, (т. е. поведение, не способствующее его стабильности) осуждалось и запрещалось, а то что способствовало согласию и мирному сосуществованию людей и обеспечивало выживание вида в условиях борьбы за существование, оценивалось положительно и одобрялось большинством.
Носителями общественной морали является как общество в целом, так и отдельные люди. Придерживаясь положительных моральных норм, человек руководствуется ими в своих действиях и осуждает тех, кто их нарушает.
Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц.
В обществе со сложной социальной структурой каждая из них имеет в соответствии со своими специфическими интересами разные понятия о справедливости и морали, в пределах группы обязательность той или иной нормы определяется степенью усвоения ее групповым или общественным сознанием. Более того, индивидуальные представления о содержании норм порой противоречивы, причем могут меняться в процессе спора, обсуждений или сдвигов в общественном климате.
В морали не существует четкой разницы между нормой и взглядами. То что для одного является правилом поведения, для другого — не более чем возможная, но необязательная оценка (взгляд).
Тем не менее, существует общественная мораль. Она включает те нормы, которые признаются общераспространенными и необходимыми во всем обществе. Это прежде всего нормы выражающие социальные качества человека по отношению к другим людям — гуманизм, милосердие, доброжелательность, правдивость, порядочность, трудолюбие, справедливость. Эти нормы представляют собой нравственные ценности и являются системообразующими началами, защита их объединяет большинство членов общества.
Религиозные нормы представляют собой правила поведения, установленные различными вероисповедованиями.
Религиозные нормы содержатся в религиозных текстах: Коран, Сунна, Пятикнижие, Талмуд, многочисленные священные книги буддистов; в решениях собраний верующих и духовенства (постановление соборов, коллегий, конфессий); в произведениях авторитетных религиозных писателей.
Нормы религии регулируют отношение верующих к Богу, церкви, друг к другу и иноверцам, организацию и функции религиозных организационных структур. Реализация этих норм подкрепляется божественным авторитетом их происхождения, понятием «грех».
Свод религиозных канонов представляют собой регулятивную систему, действующую с самых ранних этапов развития человечества. Мировые религии оказали влияние не только на духовную жизни общества, но и на развитие правовых систем.
Обычай — социальная норма, представляющая собой правило поведения, утвердившееся в обществе в результате многократного применения, устоявшегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива, социальной группы.
Обычай представляет собой привычную (т. е. вытекающую из привычки) для членов общества, социальной группы форму общественной регуляции. Обычай как правило поведения связан с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в значительной степени развивающихся по стихийно проявляющимся законам чувств, эмоций, иллюзий, образцов, нравов. Обычай — это правило, соблюдаемое вследствие осознания его как необходимого, общественным и групповым сознанием и обеспеченное общественной санкцией.
Реализация обычая обычно осуществляется без размышлений о том, каково происхождение реализуемой нормы. Переходя в обычай, та или иная норма теряет оценочный характер, а критерии, лежащие в основе ее выполнения отходят на второй план перед привычностью ее существования. Обычай оказывает регулирующее воздействие в силу его эмоционального восприятия членами общества, привыкшими к его соблюдению настолько, что его реализация стала потребностью.
К сфере обычаев относится и такое явление, как традиции. Их возникновение не обязательно связано с длительным существованием какой-либо нормы. Традиции выражают стремление сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения: они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. В области бытовых отношений обычаи предстают в обрядах и ритуалах. Традиции представляют собой способ передачи социальной информации.
Обычаи при возникновении не были связаны с государством, но в последующем многие обычаи были санкционированы государством и стали правовыми нормами.
Обычай вырабатывается внутри социальной группы и никогда не навязывается извне, поэтому он представляет собой механизм саморегулирования группы, действующей как самоуправляющаяся, т. е. самодеятельная, самоорганизующая и саморегулирующая структура.
Место обычая в системе источников права в разные эпохи и в различных правовых системах было различным:
Правовые нормы в совокупности предстают как система формально-определенных общеобязательных правил поведения общего характера, исходящих или санкционированных государством и обеспеченных силой государственного принуждения.
Нормы права - это предписания государства и обязательны для исполнения под угрозой государственного принуждения всеми физическими и юридическими лицами, которых они касаются. Нормы права различны по способам воздействия на людей (запрет, обязывание, дозволение), они четко регулируют поведение людей, требуя от них однозначного внешнего поведения и могут быть выражены только в строго определенных данным государством формах — нормативно-правовой акт, юридический прецедент, нормативный договор, правовой обычай и др. Четко установлена и форма каждого вида юридического акта. Конкретное содержание нормы можно подтвердить использованием ее официального текста. Реализация норм права обеспечивается угрозой применения законного насилия, исходящего от государства. Для норм права характерна системность, они организованы в структурированную систему и действуют комплексно
Политические нормы — это правила поведения регулирующие отношения между социальными группами по поводу захвата, удержания и использования публичной политической власти.
Политические нормы регулируют участие народа, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношениях государства с другими организациями политической системы общества. Они различны по объему содержания регулируемых отношений. Нормы, обладающие наибольшей широтой содержания, общественно-политической значимостью, называются политическими принципами, к которым относятся принцип народовластия, равноправия наций и народностей, единства государственной власти, мирного, ненасильственного разрешения политических конфликтов.
Формы политических норм различны. Они выражаются в политических декларациях, программных документах политических партий, политических соглашениях и заявлениях политических лидеров.
Соблюдение политических норм обеспечивается необходимостью постоянного включения в политический процесс, постоянным функционированием политической системы общества, страхом осуждения со стороны других политических субъектов и исключения из политической игры. Меры, применяемые к нарушителю, чаще всего заключаются в масштабном доведении до сведения всех через средства массовой информации не устраивающего поведения и его осуждения со стороны наиболее влиятельных политических фигур.
Корпоративные нормы — это правила поведения, принятые в отдельных организациях, трудовых и иных коллективах.
Корпоративные нормы устанавливаются самими объединениями, и выражают волю тех, кто создал и вошел в эти организации, принадлежат структурным единицам гражданского общества и отражают их специфику; выражаются в уставах, положениях, внутрикорпоративных кодексах поведения, правилах внутреннего трудового распорядка.
Большая часть корпоративных норм регулирует правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, организации и построения общественных объединений и предприятий, а также права, обязанности, ответственность и взаимоотношения членов этих организаций. Корпоративные нормы соблюдаются в силу их целесообразности. Каждый член организации должен принять эти правила и быть в согласии с ними. Нарушение корпоративных норм вызывают определенные организацией санкции, меры воздействия на нарушителя.
Как самостоятельный вид социальных норм рядом исследователей выделяются так же нормы этикета.
Исходя из средств, при помощи которых оказывается воздействие на людей, ведущих себя в соответствии с социальными нормами, последние делятся на социальные предписания и технические правила.
Социальные предписания - это социальные нормы в узком смысле слова. Они определяют социальное поведение человека, т.е. отношение человека к другим членам общества. Когда люди поступают в соответствии с общественными предписаниями, устанавливается социальное состояние, которое может считаться полезным для общества, создающего данные правила. Социальное предписание регулирует отношения между людьми в государстве и в более узких общностях, т.е. в социальных группах. Для того чтобы обеспечить уважительное отношение к данным нормам, общность принимает определенные меры, начиная с воспитания и вплоть до санкций, при помощи которых нарушителя социальных норм лишают тех или иных благ.
Социальное предписание состоит из диспозиции и санкции. Диспозиция представляет собой ту часть социального предписания, которая определяет поведение индивида таким образом, чтобы был соблюден интерес общности, коллектива. Санкция предусматривает лишение того, кто нарушил диспозицию, известных благ, тем самым удовлетворятся стремление общности к наказанию тех членов общества, которые не придерживаются принятого способа поведения. Более суровые санкции по отношению к нарушителю предусматривают те общественные предписания, которые созданы организованными социальными общностями, т.е. социальными организациями. Правовые нормы являются типичным представителем данных социальных предписаний.
Технические правила по существу представляют собой такие нормы поведения, которые являются социальными лишь опосредованно, поскольку они регулируют не отношения человека к другим людям, а отношения человека к природе. Это те нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют поведение человека в процессе взаимодействия с природой. Однако человек относится к природе не только как биологическое, но и как общественное существо, т.е. его отношение к природе и обществу является социальным отношением. В этом смысле рассматриваемые нормы также являются социальными нормами. Данные нормы определяют деятельность по преобразованию природы в широком смысле слова, служат достижению определенной цели, в которой заинтересованы либо отдельный человек, либо множество людей. Это не только правила организации работ на производстве, но и «нормы телесного развития» или «техника владения телом» (преобладание правой руки, привычка сидеть определенным образом), при этом «установлено, что все это подчиняется не только инстинктам, но и регулируется также другими, неотслеживаемыми факторами».
Что касается поведения в соответствии с этими правилами, то здесь существует полное совпадение интересов общества и индивида: как общество, так и индивид заинтересованы в соблюдении технических норм, и между ними нет разногласий. Технические нормы по существу представляют собой инструкции индивиду по поводу того, каким образом ему следует поступать, они выступают в качестве помощи индивиду со стороны общества, а не в качестве приказов.
Закономерность существования и развития нормативно-регулятивной системы:
1) каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы — ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от этапа развития общества, уровня его внутренней организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения.
2) в процессе развития нормативно-регулятивной системы в обществе возрастает удельный вес социальных форм. Возникает потребность выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей. В современных условиях, требующих наряду с конкретизацией границ свободы человека как автономной личности возрастает нормативность, и в связи с этим абстрактность, всеобщность — то, что так или иначе, относится к общественному сознанию.
3) тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов;
4) по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов — процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, общественного развития, в том числе на необходимость в условиях современной цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования в свою очередь выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования инфраструктуры нормативно-регулятивной системы.
Инфраструктура — это не просто разделение социального регулирования в обществе на виды, а сложившееся объективно обусловленное построение системы, выражающееся в устойчивой модели нормативных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы. Поэтому инфраструктура — это организационный «базис», «или «скелет», особое построение нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование социального регулирования.
Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Идеальная инфраструктура — это такая модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами.
Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное сочетание организационно-нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе в данное время, их реально существующее взаимодействие, которое, выражая идеальную инфраструктуру, в то же время исторически находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин (в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества: к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей). В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особое существующее бытие нормативно-регулятивной системы.
Появление нормативного регулирования — один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий качественный скачок в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола, и тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования — устойчивость общественной жизни.
Нормативное регулирование имеет и свои минусы. Социальные нормы легко становятся орудием социальной власти авторитарного типа, носителем авторитарной идеологии. С точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая. Этими недостатками и объясняется потребность, которая остро ощущается в процессе функционирования нормативно-регулятивной системы общества, — заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе правовое содержание индивидуальным. Так, отмечаемая в современных правовых системах тенденция ко все большему вмешательству публичной власти в различные сферы жизнедеятельности человека, приводящая к увеличению общего числа правовых норм и к их все более изощренной детализации, ведет не столько к единообразию социального регулирования общественных процессов, сколько к образованию пустот и противоречий в многократно налагающихся друг на друга социальных нормах и как следствие — к правовому нигилизму и социальной дезориентации человека.
Немаловажным фактором функционирования нормативно-регулятивной системы в обществе становится знание социальных норм, регулирующих поведение конкретного человека. Современный механизм накопления информации о различных социальных нормах не справляется с огромным количеством этих норм, поэтому формирование массива необходимых человеку для жизни правовых норм рассматривается в качестве одной из современных задач государства. Поэтому особо необходимо отметить тенденцию к вовлечению в сферу правового социального регулирования ненормативных регуляторов, в частности директивного. В советский период это проявилось в функционировании правовой системы на основе решений съездов КПСС, формирующих содержание нормативно-правовых актов.
В европейском праве существуют акты особого вида — директивы (издаваемые институтами Европейского союза и содержащие цели и результаты, которые должны быть достигнуты, но предоставляющие национальным властям право самим определять, в какой форме, с помощью каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты; в них по общему правилу указываются и сроки достижения результатов).
Существуют директивы двух разновидностей:
- рамочные — образующие самостоятельную группу актов, иерархически не подчиненных регламенту, являющемуся актом общего характера, подлежащему применению во всех своих элементах всеми органами государств-членов Европейского союза);
- обычные — содержат, как правило, более детальную регламентацию, принимаются на основе и во исполнение регламента.
Необходимо отметить, что в условиях существования большого числа разнообразных социальных правил, отличающихся по многим основаниям от правил (норм) юридических, особая задача права состоит в том, чтобы суметь усвоить любое другое социальное правило. То есть имеется ввиду «нейтральный характер» юридической нормы, которая как «прозрачный сосуд» в зависимости от конкретной системы может получать любое содержание, приспособленное к требованиям, которое она должна выполнять. Некоторые правила неприменимы как «узаконенные средства управления», они как бы умалчиваются в содержании конкретной формы права, потому что они слишком абстрактны для того, что бы быть адаптированными к тонким нюансам реальной жизни и частным случаям принято говорить, что традиционное китайское право в большей мере основывается на чувстве приличия и знании обычаев, а так же на умении чувствовать другого человека, чем собственно на нормах.
Таким образом, можно констатировать, что социальное регулирование является результатом взаимодействия большого числа систем нормативного и ненормативного порядка, существующих в недрах общества, одни из которых формируются в социальном пространстве, а другие находят место в индивидуальном сознании.