Основные правовые системы современности. международное право как особая система права
Правовая система и правовая семья
В мире существует множество государств и, соответственно, правовых систем. Все они в той или иной мере оказывают влияние друг на друга, и поэтому имеют общие признаки. При этом одни правовые системы имеют больше таких признаков, чем другие.
Для обозначения отдельных групп правовых систем на основе общности их признаков используется понятие «правовая семья». Каждая правовая система и правовая семья складывались под воздействием традиций, правосознания, образа мышления и культурного уровня людей и т. п. Однако основным критерием классификации правовых семей остается источник права. Исходя из этого, можно выделить следующие основные правовые семьи: романо-германскую, англо-американскую, религиозно-традиционную.
Романо-германская правовая семья
Романо-германская, или континентальная, правовая семья (в которую входят Россия, Франция, ФРГ, Австрия, Швейцария, Голландия, Бельгия, Италия, Испания и др.) сложилась в странах континентальной Европы. С XIX в. основным источником права в этой правовой семье является закон. Во всех странах ро-мано-германской правовой семьи имеются конституции как основные законы, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституции и законам иных нормативно-правовых актов, так и в установлении судебного контроля за конституционностью законов.
В романо-германской правовой семье законы имеют разновидности в виде конституционных законов (по наиболее важным вопросам государственного значения), кодексов (комплексно регулирующих большую группу однородных общественных отношений) и обычных (всех остальных) законов, названных так в юридической доктрине. Действуют гражданские, уголовные, налоговые и некоторые другие кодексы. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения, причем это регулирование со временем детализируется и усложняется, вовлекая все новые и новые отношения, подчас не нуждающиеся в законодательном регулировании.
Обилие законов и иных нормативно-правовых актов в государствах романо-германской правовой семьи, с одной стороны, обусловливает наличие между ними противоречий, подчас довольно серьезных. Их разрешением занимаются судебные органы. Это дает простор для развития судебной практики и юридической доктрины, влияющих на законодателя и правоприменителя. В связи с обширной практикой системы судебных органов в ней нередко высказывается мнение об отнесении к источникам права судебных решений.
С другой стороны, значительный массив актов не устраняет так называемых пробелов в праве, когда общественные отношения, объективно нуждающиеся в законодательном регулировании, такового не имеют. Для преодоления пробелов законы применяются по аналогии, т. е. на основании правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. Если же нет и таких норм, то для преодоления пробелов используется аналогия права, т. е. общие начала (принципы) и смысл законодательства.
По этой же причине — детализации нормативно-правового регулирования — роль неписаного обычая как источника права в романо-германской семье уменьшается. В светском государстве континентальной правовой семьи принадлежность к источникам права каких-либо религиозных текстов полностью отрицается.
Англо-американская правовая семья
В отличие от государств романо-германской правовой семьи, где основным источником права является закон, в государствах англо-американской правовой семьи (Англии, США, Австралии,
Канаде и др.) основным источником права является судебный прецедент, т. е. нормы, сформулированные в судебных решениях. Однако это не значит, что в этих государствах нет конституций (в США ей уже более двухсот лет и она мало изменилась). Но в государствах данной правовой семьи судам позволено весьма широко толковать конституцию, приспосабливая ее к потребностям общественной практики.
Родоначальником этой правовой семьи является Англия, в которой в силу настороженного отношения к высшей власти в противовес ей поддерживался высокий престиж судебной системы. При признании судебного прецедента основным источником права суд при решении того или иного вопроса связан решением по аналогичному вопросу, принятому судом такой же инстанции или вышестоящим судом. Однако фактически при подборе прецедента, его толкования, принятии или непринятии под предлогом значительного отличия обстоятельств рассматриваемого дела от уже рассмотренного, суды обладают значительным усмотрением, т. е. фактически творят свое право.
При наличии парламента, принявшего за сотни лет десятки тысяч актов, в Англии существуют сотни тысяч судебных прецедентов, что, конечно, с каждым годом все более затрудняет их использование и делает право очень казуистичным. В принципе закон может отменить прецедент, а при противоречии закона и прецедента должен применяться закон. Однако правоприменитель, в том числе судья, руководствуется не только текстом закона, но и его толкованием, которое содержится в судебных решениях.
Другое отличие англо-американской правовой семьи от рома-но-германской состоит в том, что в английской правовой системе нет четко выраженного деления на отрасли права. Это обусловлено тем, что судебная деятельность ориентирована прежде всего на решение конкретных дел, а не на формулирование общих правил поведения.
В англо-американской правовой семье особо выделяется правовая система США. Она начала складываться в условиях колониализма и до настоящего времени сохранила обусловленные им особенности. Одна из них состоит в том, что формирование правовой системы практически не испытало влияние обычаев и традиций коренных жителей, которые рассматривались колонистами как люди низшего порядка. Кроме того, в правовой системе США не выражены и собственные национальные традиции, поскольку она формировалась выходцами из Европы различных национальностей. Среди них нередко встречались преступники, различные отщепенцы, не нашедшие себе место в Европе, что оказало и оказывает существенное влияние на правоприменительную практику США, обусловливает агрессивность их государственной политики.
На территории Северной Америки было 13 английских колоний, но существовали также испанские, французские, голландские колонии. Все они отличались не только политическими и социально-бытовыми, но и различными правовыми особенностями. После обретения США в XIX в. независимости отдельные штаты сохранили особенности правовой системы государства — бывшей метрополии. Однако в правовой системе США элементы правовых систем европейских государств не доминируют.
Борясь со своим «английским прошлым», США в 1787 г. приняли свою Конституцию, заложившую основы единой для всего государства правовой системы. Тем не менее каждый из 50 штатов США, являющихся федеративным государством, имеет значительную самостоятельность в построении собственной правовой системы, отличающейся от правовой системы других штатов. Каждый штат США имеет законодательные органы, поэтому законы имеют в США большую, а судебные решения — меньшую значимость, чем в Англии. Тем не менее развитие так называемого прецедентного права в США, имеющего различные правовые системы, очень велико. Там ежегодно публикуется 300 томов судебной практики, и, несмотря на использование компьютерных баз данных и поисковых систем, выявление нужных судебных прецедентов является сложным делом. Таким образом, правовая система США является очень запутанной.
Религиозно-традиционная правовая семья
Правовые системы многих стран Азии и Африки отличаются от романо-германской и англо-американской правовых семей, поскольку ни законы, ни судебные прецеденты не являются в них основными источниками права. Более того, в большинстве стран Африки основным источником права, особенно в далеких от столиц селениях, признаются местные обычаи. В других странах право рассматривается как часть религии (мусульманское право, индусское право). Конечно, со временем эти страны все больше заимствуют идеи других правовых семей, но в значительной степени остаются традиционными.
Мусульманское право — это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии — исламе, исходящем из того, что право произошло от Аллаха, который открыл его людям через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые регулируются правом в Европе и Америке.
По мусульманскому праву государство выполняет роль служителя религии. Государство в лице монарха не создает право, поскольку оно создано самим Аллахом, а лишь издает административные акты и осуществляет правосудие.
Мусульманское право регулирует отношения только между мусульманами. Оно основано на идее обязанностей, которые возложены на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их не выполнил, и последующие страдания граешника. Поэтому мусульманское право не уделяет много внимания юридическим санкциям.
Основной источник мусульманского права — Коран — священная книга, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом. Однако содержащихся в Коране отдельных положений юридического характера явно недостаточно для правового регулирования многих общественных отношений. Поэтому мусульманский судья при осуществлении правосудия опирается непосредственно не на Коран, который он не может толковать, а на книги, написанные авторитетными юристами и учеными-богословами. Коран же — это «руководство для богобоязненных» и предостережение для неверующих, для всех, кто «пытается обмануть Аллаха».
Другой источник мусульманского права — Сунна — является сборником традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, обработанных рядом богословов и юристов. Сунна представляет собой своеобразное толкование Корана. Так же, как и Коран, она не содержит четких нормативных положений, указаний на права и обязанности участников правоотношений.
Еще один источник мусульманского права — иджма — согласованное заключение древних правоведов и знатоков исламской религии об обязанностях правоверных. Иджма выступает своеобразным средством восполнения пробелов в мусульманском праве в случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут однозначно ответить на возникающие вопросы.
Наконец, источником мусульманского права является также кияс — рассуждение в области права по аналогии. Его суть заключается в применении установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права случаям.
Таким образом, мусульманское право характеризуется архаичностью, казуистичностью и слабой систематизацией. Для преодоления содержащихся в нем многочисленных запретов и ограничений используются различные способы. Например, запрет Кораном ростовщичества, выдачи займа под процент обходится путем ограничительного толкования круга лиц, на который он распространяется. Утверждается, что данный запрет распространяется лишь на людей, но не на банки. Запрет на договор страхования между мусульманами обходится путем его заключения между мусульманином и немусульманином и т. п.
Существование многочисленных приемов обхода канонов мусульманского права со всей очевидностью свидетельствует о том, что реальная жизнь гораздо богаче и сложнее, чем она представлена в религиозных текстах. Это несовпадение выявляется тем четче, чем больше прошло времени после их составления. Не случайно во всех странах мусульманского права оно дополнялось и изменялось с помощью законов, договоров, обычаев.
Индусское право — это право не только Индии. Оно есть также в Пакистане, Бирме, Малайзии, Сингапуре, а также в некоторых странах Африки: Танзании, Уганде, Кении, исповедующих индуизм. Наряду с известным представлением о переселении душ одно из основных убеждений индуизма — разделение людей с момента рождения на социальные иерархические категории — касты, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей. Каждый обязан вести себя так, как это предписано касте. В качестве регулятора поведения допускается обычай, не противоречащий индуизму как религиозной доктрине. В масштабе касты все споры разрешаются собранием касты.
Международное право как особая система права
Возникновение и развитие системы международного (межгосударственного) права обусловлено объективными процессами взаимоотношений различных государств. Правовые системы отдельных государств не могут решить проблем, стоящих перед всеми государствами или их группами (экологических, военных, космических и т. п.), поскольку их нормы действуют только на территории этих государств.
Международно-правовые нормы включают в себя две большие группы: публичного права и частного права. Нормы международного публичного права регулируют отношения между государствами (в данном случае международное право можно назвать межгосударственным). Нормы международного частного права регулируют имущественные, семейные, трудовые и прочие отношения с участием частных лиц из различных государств и имеют структуру, отличную от структуры норм внутригосударственного права. Если норма внутригосударственного права состоит из трех элементов — гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых содержится в правовой системе государства, то норма международного права состоит из двух элементов, которые называются объем и привязка. Объем устанавливает правило, а привязка указывает, по праву какого государства должна происходить его реализация. Например, международный договор (соглашение, конвенция и т. п.) устанавливает, что договаривающееся государство разрешает наследование на своей территории недвижимости гражданам другого договаривающегося государства (объем), которое осуществляется в соответствии с законодательством государства, на территории которого находится наследуемая недвижимость (привязка). В свою очередь, международное право наряду с делением на публичное и частное подразделяются на своеобразные отрасли: международное морское право, международное космическое право и др.
Международное право отличается от внутригосударственного права и своими источниками. Основным источником международного права является договор, заключаемый представителями (обычно главами) различных государств, в то время как договор не является доминирующим источником права ни в одном государстве.
От внутригосударственного права международное право отличает и процесс его образования. Если в праве конкретного государства выражена воля только этого государства, то в международном праве выражается согласованная воля различных государств. Нормы международного права являются основой внешней политики государств.
Еще одна особенность норм международного права определяется его субъектами. Ими могут быть не только государства, но и различные международные организации. Кроме того, международное право включает в себя не только нормы, принятые всеми государствами мира, но и нормы, установленные двумя или несколькими государствами для отношений между собой. Поэтому нормы международного права могут иметь своеобразный региональный характер. Например, международный договор, заключенный государствами Африки, не действует в отношении государств Европы.
Таким образом, международное право — это особая система права с множеством элементов, выработанная всеми государствами, в которой находят отражение закономерности их развития. Оно сформировалось как результат сотрудничества и борьбы различных государств, народов, социальных систем, общественных строев.
Современному международному праву присущ демократический характер. В его нормах более четко, чем в праве отдельных государств, закрепляются высокие социальные стандарты, просматриваются представления различных народов о справедливости, гуманизме, социальном прогрессе. Они обязывают государства проводить мирную политику, стремиться обеспечить каждому члену общества достойную жизнь. Государства, признавая значимость международно-правового регулирования общественных отношений и демонстрируя всему миру готовность их соблюдать, закрепляют в своих законах, в том числе конституциях, что нормы международного права являются частью их правовой системы и в случае противоречия норм внутригосударственных законов нормам международного права последние имеют приоритет. Такое положение содержится в ч. 4 ст. 15 Конституции.
Признание приоритета (иногда говорят — примата) международного права над внутригосударственным правом не означает подмену одной правовой системы другой. Хотя влияние международного права и усиливается, в настоящее время нет оснований утверждать, что в мире утвердилась единая правовая система или семья. Напротив, попытки насильно унифицировать правила поведения в различных государствах, навязывание «нового мирового порядка» со стороны США, встречают все более ожесточенное сопротивление если не государств, то целых народов. Та же ст. 15 Конституции России допускает приоритет действия международных норм только перед нормами законов, но не перед нормами Конституции.
Особенность норм международного права, рассматриваемых во взаимосвязи с внутригосударственной правовой системой, состоит еще и в том, что многие из них начинают действовать на территории конкретного государства, если будут специально одобрены (ратифицированы) его законодательным (представительным) органом. До ратификации международного договора государствами-участниками ни одно из них не вправе основывать на нем свои действия. Ратифицировать международный договор можно с заявлением; в этом случае договор для данного государства будет действовать с учетом его заявления. Кроме того, ратифицированный международный договор может быть денонсирован законодательным органом государства, т. е. с него снято принятое ранее одобрение, что прекращает действие международного договора для данного государства.
Однако даже с учетом того, что внутригосударственное право не может регулировать международные отношения, связь международного и внутригосударственного права нельзя признать односторонней. Внутригосударственное право тоже влияет на международное право. Каждое государство действует на основе своей правовой системы. Оно принимает законы, касающиеся международных договоров, в соответствии с ними проводит какую-либо внешнюю политику, определенным образом ведет себя в международных отношениях. Поэтому позиция даже одного государства может оказать решающее влияние на содержание всего международного права.