Первые доктрины международного частного права
Можно сказать, что международное частное право в том виде, в каком существует сейчас, начиналось с суждений Алдрига, глоссы Акурсия, договора князя Олега с греками, который содержал норму о том, как наследуется имущество русских, находящихся на службе в Греции (911 г. н. э.).
История международного частного права – это история коллизионного права, обязанного своим появлением международному гражданскому процессу, международному гражданскому обмену и различиям в частном праве. Необходимость в коллизионном праве наиболее ярко проявилась в связи с экономическим подъемом городов северной и средней Италии в XIII–XV вв. н. э., с образованием промышленных центров, формированием городских общин, каждая из которых следовала своему собственному своду обычаев, которые именовались статутом. Коллизия статутов вынуждала юристов искать пути их разрешения, обращаясь к главному в те времена авторитету – источникам римского права. Объяснения истолкования текста источника принимало форму глоссы. Глоссирование текстов источников римского права входило в программы обучения в школе XII в. до н. э. (чтение Дигест). Учитель читал вслух и правил язык рукописного текста, а студенты следили за ним по своим, обычно взятым в аренду, рукописным копиям и делали пометки. К этому занятию применялся термин «лекция», обозначающий чтение. Поскольку текст был труден, его приходилось объяснять. Таким образом, после чтения текста учитель обязательно объяснял его – глоссировал, т. е. растолковывал слово за словом. Студенты записывали диктуемые лекции между строчками текста и в очень скором времени глоссы приобретают более серьезный авторитет, нежели сами Дигесты.
Около 1250 г. «Глосса Ординария Окуссия» стала общепринятой работой по Дигестам вообще и по коллизионному праву в частности.
Вслед за Окуссием последовали постглоссаторы, или, как их еще называют, комментаторы, но они уже комментировали и сами тексты, и существующие глоссы.
Одним из институтов, который уходит своими корнями в те времена, является оговорка о публичном порядке, которая делает акцент на территориальности «местного» публичного порядка. Однако в учениях глоссаторов и постглоссаторов еще не выделялось понятие «публичный порядок», но уже говорилось о том, что все законы и статуты должны действовать только на определенной территории. Таким образом, для того чтобы в полном объеме соблюдались интересы общества и государства, а также не нарушались основы правовой системы и нормы морали, римское государство категорически запрещало применение на своей территории иностранных законов.
В XVI–XVII вв. в учениях известных голландских статутариев отца и сына Вутов получил свое развитие такой институт международного частного права, как взаимность. Однако в самом первом своем проявлении он носил название comitas gentium (международная вежливость). Тот период в Голландии был обусловлен строгой территориальностью действия местных обычаев. Однако Вуты утверждали, что необходима во взаимоотношениях государств, как и в отношениях частных лиц, международная вежливость. Тем самым голландские юристы подчеркивали, что каждое государство вправе самостоятельно определять, в какой степени оно допускает действие законов другого государства на своей территории.