Свобода совести. Церковь и государство
Свобода совести относится к категории личных прав и свобод. В настоящее время она провозглашена практически во всех конституциях мира. Под свободой совести понимают право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести пропаганду религиозных или атеистических взглядов. Запрещена дискриминация на религиозной основе. В демократических государствах никто не может быть принужден к высказыванию своих религиозных убеждений. Верующие вправе совершать религиозные обряды, однако необходимо, чтобы они не нарушали общественный порядок и не противоречили нормам морали (например, запрещено человеческое жертвоприношение и пр.). Обычно запрещены секты, наносящие физический и психический вред людям.
Большинство государств являются светскими, т. е. церковь отделена от государства. Во многих странах закон провозглашает какую-либо религию или церковь в качестве государственной (православие в Греции, католицизм в Испании, иудаизм в Израиле, лютеранство в Дании, православие и лютеранство в Финляндии и пр.). Это не означает теократического характера государства, а также что другие религии запрещены или притесняются, однако государственные церкви поддерживаются государством, финансируются из государственного бюджета и т. д. В США не установлена государственная религия, но клятвы (в суде, при вступлении на государственную должность, при инаугурации президента) произносятся на Библии.
От свободы совести как личного права каждого следует отличать право на создание конфессиональной организации или вступление в нее. Статус религиозных объединений устанавливается либо специальным законом, либо законом об общественных объединениях. Обычно они являются юридическими лицами, имеют собственность, вправе создавать свои предприятия и учреждения, на их работников распространяется законодательство о труде.
Совершенно иное положение занимает религия в мусульманских странах. В большинстве из них ислам является единственной и обязательной религией. В этом случае термин «государственная религия» в европейском понимании некорректен. Так как в мусульманских странах, в первую очередь в странах мусульманского фундаментализма (Иран, Саудовская Аравия и др.), ислам является частью государственной системы, а шариат - основой права. В ряде стран государство не только поощряет нетерпимость к «неверным», т. е. лицам, исповедующим иную религию, но и допускает их физическое уничтожение (например, в Афганистане в 2001 г. была введена смертная казнь для тех мусульман, кто перешел в другую веру).