Криминалистическое исследование внешних признаков человека (габитоскопия)
Общие положения криминалистического отождествления личности по признакам внешности
Необходимость в установлении личности возникает в процессе проведения многих оперативных и следственных действий, при розыске и задержании лиц, скрывающихся от следствия и суда, лиц, бежавших из уголовно-исполнительных учреждений, при освидетельствовании и предъявлении для опознания, в ходе проверки по учетам без вести пропавших и неопознанных трупов, при проверке документов, удостоверяющих личность, при экспертном установлении тождества лица, изображенного на двух и более фотоснимках.
Криминалистическая габитоскопия – это отрасль криминалистической техники, включающая систему теоретических положений о внешних признаках человека и совокупность методов и научно-технических средств, обеспечивающих собирание, исследование и использование этих признаков для отождествления личности.
В основе криминалистической габитоскопии лежат данные анатомии, антропологии, биологии. В ней широко используются положения и методы криминалистической идентификации. Предметом изучения габитоскопии является облик человека, закономерно характеризующие его признаки внешности, их классификация и использование для целей отождествления, методики такого отождествления.
Внешним обликом человека называют его наружный вид, представляющий собой совокупность данных, воспринимаемых зрительно. Определяющим во внешнем облике являются его элементы. Понятие элемента в данном случае достаточно широко. Это и отдельные анатомические органы (голова, рука и др.), и целые области тела (грудь, спина), и отдельные части целого (лоб, глаза, губы и т. п.), и функциональные проявления, а также одежда и другие сопутствующие предметы.
Каждый элемент, как всякое свойство, характеризуется определенными признаками, которые в габитоскопии подразделяют на анатомические, функциональные, сопутствующие (или косвенные).
Анатомические признаки определяют пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов. Особое внимание, естественно, уделяется лицу человека как наиболее индивидуализирующему личность при ее зрительном восприятии. Кожные покровы лица (головы), в особенности те из них, которые характеризуются близкорасположенной костно-хрящевой основой черепа, относительно устойчивы в течение всей жизни человека (лоб, нос, уши и др.)- Это обстоятельство делает возможным отождествление личности, внешний облик которой был зафиксирован со значительным интервалом во времени (годы, десятилетия).
Функциональные признаки проявляются в процессе жизнедеятельности человека, характеризуя его двигательные и физиологические функции (жестикуляция, мимика и т. п.). В числе анатомических и функциональных признаков выделяют такие, которые представляют собой патологические формы-аномалии. Поскольку такие аномалии имеют большую идентификационную ценность, их относят к особым приметам. Особые приметы могут быть врожденными (укороченность конечности, родимые пятна, горб и др.) и приобретенными (шрамы, татуировки, искривление спинки носа и т. п.). С целью розыска из числа особых в отдельную группу могут быть выделены "броские" признаки: сравнительно редкие, ярко выраженные, легко запоминающиеся.
Сопутствующие, или косвенные, признаки – это приметы одежды и других предметов, связанных с данной личностью (очки, кольцо, трость и др.). Особенно важна фиксация признаков одежды при обнаружении неопознанного трупа.
Идентификационная ценность признаков внешности различна. Она определяется как относительной устойчивостью признака, так и частотой его встречаемости. Наиболее значимы анатомические признаки, базирующиеся на костно-хрящевой основе головы, лица. Из них особую ценность представляют редко встречаемые (очень большой нос, очень большие сросшиеся брови и т. п.). Функциональные признаки легче подвергаются изменениям, однако среди них могут быть довольно устойчивые, обусловленные особенностями анатомического строения (например, хромота как следствие укороченности ноги). Сопутствующие признаки находят широкое применение в процессе розыска преступника "по горячим следам", когда он не имеет возможности сменить одежду. Чем реже встречается признак, тем выше его значимость. Иногда двух-трех особых (броских) примет достаточно для розыска и задержания.
Идентифицируемым по признакам внешности является проверяемое (искомое) лицо. Это может быть подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный. В качестве идентифицирующих объектов могут выступать:
а) мысленный психофизиологический образ внешнего облика, запечатленный в памяти потерпевшего, свидетеля, других лиц, когда отождествление осуществляется путем предъявления для опознания;
б) материальная фиксация внешнего облика на фотоснимке(ках), кинопленке, видеопленке;
в) словесное (вербальное) описание внешности человека с использо-ванием-отециальной терминологии и системы описания (в картотеке криминалистического учета, в розыскной ориентировке и т. п.) или в произвольной форме (протокол допроса потерпевшего, свидетеля);
г) останки человека (труп, скелетированный труп, череп).
Методика описания признаков внешности человека (метод словесного портрета)
При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику "словесного портрета". Словесный потрет – это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.
Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаимосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику.
1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого – функциональные признаки сопутствующих предметов.
2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху – вниз". При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги.
3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые – по цвету,
3.1. При описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).
3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: "выше среднего", "ниже среднего". Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний".
3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).
3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).
4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.
5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т. н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках)
1. Ниже приводится схема описания внешних признаков по методу "словесного портрета", составленного с соблюдением вышеприведенных принципов.
Описание анатомических признаков
Пол: мужской, женский.
Возраст. Устанавливается: а) по документам, если они не вызывают сомнений; б) "на вид" (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25–30 лет, на вид 50–60 лет и т. п.); в) по данным медицинского освидетельствования или судебно-медицинской экспертизы.
Национальность (тип лица). При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеидный, монголо-идный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др.
Фигура в целом
Рост определяют чаще всего по трехчленной градации: низкий (для мужчин до 160 см), средний (для мужчин от 160 см до 170 см) и высокий (для мужчин более 170 см). Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах.
Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое. По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности – очень худой, очень полный – "тучный").
Описание функциональных признаков
Осанка – привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).
Походка – совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.
Жестикуляция – комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).
Мимика – движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).
Речь – применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент^ особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи ("вот", "понимаете" и т. п.).
В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).
Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потира-ние ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).
Описание сопутствующих элементов и их признаков
Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы.
Методы и средства собирания информации о внешних признаках человека
Потребность в получении и фиксации сведений о признаках внешности возникает при криминалистическом учете (уголовной регистрации) живых лиц и неопознанных трупов; при необходимости розыска лиц, совершивших преступление и скрывающихся от органов следствия и суда, лиц, совершивших побег из мест заключения. Источники получения сведений о каждой из категорий различны, однако все они могут быть поделены по своей природе на две группы: субъективные и объективные. Способы фиксации сведений, получаемых из этих источников: словесное (вербальное) описание и материально-фиксированное изображение или отображение признаков внешности человека.
Субъективными являются представления (психофизиологические отображения) о внешности искомого лица в памяти человека ("мысленный образ"). Этот мысленный образ может быть зафиксирован в форме описания (в протоколе допроса, в ориентировке, рапорте, донесении и т. п.), а также путем передачи изображений, несущих в себе значительный элемент субъективизма (рисованные, композиционные портреты).
К объективным источникам относятся фотоснимки, кинокадры, видеозапись, рентгенограммы.
Объективными источниками являются и отображения элементов человека (слепок с лица трупа, слепок следа босой ноги, отпечатки пальцев и т. п.), а также костные останки, череп. Объективным может быть признано и описание по методу словесного портрета, составленное по всем правилам в условиях непосредственного целенаправленного восприятия фиксируемого лица.
Оценка информации из субъективных источников требует особого подхода. Формирование мысленного образа искомого лица в памяти человека– это сложный психофизиологический процесс. Он складывается из нескольких этапов, каждый из которых способен повлиять на достоверность информации. Основными из этих этапов являются: восприятие, запоминание, воспроизведение.
Восприятие внешнего облика может быть длительным, неоднократным, в том числе и при благоприятных условиях, способствующих запоминанию (совместные учеба, работа, проживание и т. п.), либо кратковременным, когда совершалось преступление. На восприятие могут оказывать влияние как объективные факторы (расстояние до запоминаемого лица, характер и степень освещения объекта, длительность восприятия), так и субъективные (пол, возраст, профессия запоминающего, его наблюдательность, целенаправленность восприятия и др.). Бывает так, что свидетель в какой-то момент даже не осознает того, что является очевидцем преступления и не обращает должного внимания на преступника. В ходе собеседования или допроса лица (свидетеля, потерпевшего), показания которого предполагается использовать для составления описания разыскиваемого, обязательно выявляются и учитываются условия восприятия, свойства памяти допрашиваемого и оценивается его способность к воспроизведению запомненных признаков. Рассказ допрашиваемого (опрашиваемого) должен быть свободным. Не следует применять при его допросе терминов словесного портрета, так как они ему неизвестны и могут дезориентировать. Если же изложить его показания в протоколе с использованием этих терминов, то ему придется подписываться под сведениями, которых он не понимает.
Вместе с тем, допрашивая лицо о признаках внешности, полезно придерживаться общей схемы словесного портрета – от общего к частному и т. д. Целесообразно использовать контурные изображения лица и отдельных его элементов. На основе такого произвольного описания можно составить систематизированную ориентирующую информацию.
Мысленный образ может быть трансформирован в виде субъективного портрета. В криминалистической технике различают три модели таких портретов: рисованные, рисованно-композиционные, фотокомпозиционные. Рисованные портреты выполняются самим очевидцем (при наличии у него соответствующего навыка) или художником с его слов. При составлении рисованно-композиционных портретов применяются штриховые рисунки элементов лица, позволяющие путем различных комбинаций составить значительное количество изображений, различающихся по тем или иным признакам внешности. В настоящее время для этих целей используется система ИКР-2. При изготовлении фотокомбинированных портретов (фоторобот) используют не рисунки, а фрагменты фотографий различных лиц. Фотографии подбирают в соответствии с показаниями свидетелей.
Рисованные и композиционные портреты являются по своей природе субъективными и используются только в целях розыска. Для экспертного отождествления они непригодны и объектами судебно-портретной экспертизы не являются.
Дополнительные сведения о разыскиваемой личности могут быть получены при осмотре места происшествия и анализе вещной обстановки. Следы рук, ног (обуви), зубов, следы взлома и др. позволяют судить о поле, росте лица, размере отдельных частей тела (рук, ног), его навыках (профессиональных, преступных), физической силе и т. п. Если предстоит собрать информацию о внешности известных лиц, например скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест заключения, безвестно отсутствующих, то для этого используют как субъективные, так и объективные источники информации.
Объективными здесь являются материалы оперативных и криминалистических учетов, личные и учетные дела арестованных и осужденных.
Данные о без вести пропавшем могут быть получены от его родственников и знакомых. Они же могут предоставить фотографии. Дополнительные данные для всех случаев розыска могут быть получены из лечебной документации (стоматологических карт, санаторно-курортных книжек, рентгенограмм и т. п.), где фиксируют сведения, включаемые в словесный портрет (рост, состояние зубного аппарата, хирургические вмешательства и др.). Информацию о внешности регистрируемого лица получают путем непосредственного наблюдения и освидетельствования, что позволяет точнее воспринять анатомическое строение тела, его признаки, особые приметы (наличие татуировок, их содержание, цвет, месторасположение и т. д.). Личный обыск также может служить одним из источников сведений о лице и главным образом о сопутствующих объектах (одежда, обувь, головной убор и т. д.).
Полнота и способ фиксации данных в случае обнаружения трупа зависят от того, будет он опознан или нет. При этом учитывают, что труп вообще может быть неопознанным из-за далеко зашедших гнилостных изменений, повреждения лица (головы) трупными вредителями (насекомыми, грызунами) или в результате обезображения лица преступником. Если допускается возможность опознания трупа, то в протоколе осмотра отмечают лишь его общеанатомические признаки (пол, возраст, рост, национальность, телосложение) и некоторые признаки основных элементов лица (без детализации). Обязательно указывают видимые особые и броские приметы. Для опознания трупу придают прижизненный вид ("туалет трупа"). Фотографируют его на месте происшествия по правилам обзорной, узловой и детальной фотосъемки.
Если труп не опознали, то составляется подробное описание по методу словесного портрета для картотеки неопознанных трупов. Туда же помещают отпечатки его пальцев и фотографии лица (головы): анфас, правый и левый профиль, в пол-оборота слева и справа.
Один из способов фиксации внешности – получение посмертной маски.
Наиболее объективным, полным и достоверным способом фиксации являются фотоснимки, выполненные по правилам сигналетической съемки. Кинокадры и кадры видеозаписи способны передавать функциональные признаки и признаки сопутствующих предметов.
Криминалистическая портретная экспертиза
Наиболее существенная роль в идентификации личности принадлежит криминалистической портретной экспертизе1. В результате ее проведения устанавливается факт тождества.
Возможности портретной экспертизы достаточно обширны, что определяется как видом объектов, поступающих на исследование, так и методами исследования. В зависимости от характера объектов данный вид экспертизы может быть классифицирован на следующие подвиды:
а) экспертиза изображений людей по фотопортретам с целью установления, не изображено ли на двух (и более) фотоснимках одно и то же лицо;
б) экспертиза неопознанного трупа (фотоснимки которого представлены) и фотопортрета живого лица для установления личности трупа;
в) экспертиза прижизненных фотоизображений без вести пропавшего человека и черепа трупа для установления, мог ли обнаруженный череп принадлежать данному лицу;
г) экспертиза посмертной маски неизвестного человека и прижизненных фотоизображений без вести пропавшего с целью опознания трупа.
Приведенный перечень объектов и целей исследования свидетельствует о том, что портретная экспертиза проводится в процессе оперативных и следственных мер по розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда; лиц, бежавших из мест заключения; лиц, пропавших без вести, когда обнаруживается или задерживается лицо, сходное с разыскиваемым. Проводится экспертиза и при обоснованных сомнениях по поводу того, что на фотоснимке в удостоверении личности изображено лицо, предъявившее данный документ в качестве своего. К помощи экспертизы обращаются для установления факта, что на фотоснимках, имеющих отношение к расследуемому событию, изображено конкретное лицо. И, наконец, значение портретной экспертизы велико при установлении личности неопознанного трупа.
В основе отождествления личности применительно ко всем вышеназванным объектам лежит сравнительное исследование (сопоставительный анализ) признаков внешности.
Успех экспертного отождествления по фотоснимкам во многом зависит от их правильного подбора, качества, времени и условий съемки. Желательно брать снимки без ретуши, с четкой проработкой деталей лица, на которых отождествляемое лицо изображено в том же ракурсе и при таком же освещении, как на исследуемом фотоснимке. Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что на разных фотоснимках могут просматриваться отчетливо те или иные элементы лица (головы), рекомендуется в качестве сравнительных направлять как можно больше фотографий, а при необходимости (по запросу эксперта) и негативы.
Представленные на исследование фотоснимки осматриваются экспертом, из них выбираются наиболее пригодные для сопоставления. Отобранные фотоснимки доводятся до одного масштаба (при репродукционной съемке). По группе снимков, на которых изображено одно и то же идентифицированное лицо, по методу словесного портрета составляется описание совпадающих признаков внешности. Наряду с описанием применяют и другие приемы демонстрации совпадающих признаков: а) сопоставление – сравниваемые фотоснимки наклеивают рядом и одинаковыми цифрами отмечают совпадающие признаки; б) совмещение – сложение частей снимков (обычно левой части одного лица с правой другого) для демонстрации совмещения (взаимоперехода) горизонтальных линий: роста волос, бровей, глаз, основания носа, рта, подбородка; в) наложение – совмещение по одноименным анатомо-топографическим точкам изображения лиц, изготовленных на прозрачных фотопленках (или одно изображение на пленке, другое – на фотобумаге).
Используют и другие технические приемы: замеряют расстояния между одноименными анатомо-топографическими точками, изучают размерные соотношения, производят графические построения и др.
Вывод эксперта основывается на детальной характеристике всех выявленных признаков внешности и объективной оценке их достаточности для целей отождествления. Если наряду с совпадающими признаками, позволяющими прийти к выводу о тождестве, наблюдаются некоторые различия, они должны быть объяснены (разное освещение, положение головы, возрастные изменения, изменения вследствие перенесенного заболевания и т. п.). К заключению эксперта должны быть приложены таблицы с фотоснимками, как размеченными, так и без разметок (контрольные).
Если на экспертизу представлен череп и прижизненное изображение отождествляемого лица, то исследование проводится по следующей методике. Первоначально по черепу устанавливается пол и приблизительный возраст лица, которому он принадлежал. Если это не исключает дальнейшего исследования, то с прижизненного изображения лица изготовляют Диапозитив. Далее череп фотографируют в том же масштабе и в том же ракурсе, что и лицо, изображенное на диапозитиве. После этого негативные изображения черепа и лица совмещают по основным анатомо-топографическим точкам и с такого совмещенного негатива осуществляют фотопечать. На полученном фотоснимке должны отчетливо просматриваться оба изображения так, чтобы совпадали все основные анатомо-топографические точки и контуры. При совпадении делается вывод о том, что череп мог принадлежать данному лицу. В категорической форме заключение дается только в том случае, если наряду с отмеченным имеется совпадение индивидуализирующих признаков: искривление спинки носа, следы хирургического вмешательства на костях черепа, совпадение прижизненных сведений о состоянии зубного аппарата.
В следственной и оперативно-розыскной практике иногда прибегают к скульптурной реконструкции лица по черепу (метод профессора М. М. Герасимова). Суть метода в том, что на череп наносят восковую композицию слоя, который определяется толщиной мягких тканей на соответствующих участках лица (головы). Полученный скульптурный портрет может быть в оперативных целях предъявлен для узнавания, сопоставлен по методу словесного портрета с прижизненным изображением без вести пропавшего лица. Результаты опознания или сопоставления доказательственного значения не имеют, так как в основе создания скульптурного портрета лежат не только объективные данные, но и субъективные, привносимые скульптором. По этой же причине скульптурный портрет не может быть объектом экспертного исследования.
В последнее время также в оперативных целях производят сопоставление рисованных или композиционных портретов по делам, связанным с серийными преступлениями. Портреты, созданные со слов потерпевшего или свидетеля по разным эпизодам преступлений, сопоставляются. Подобный прием позволяет с некоторой долей вероятности установить, что преступления совершены одним и тем же лицом. Подобное исследование, не будучи экспертизой, осуществляется в оперативных целях и оформляется "справкой об исследовании".