Криминалистическая фотография, видеозапись и голография
- Понятие, система и значение криминалистической фотографии
- Криминалистическая оперативная фотография
- Метрическая съемка
- Использование сменной оптики
- Фотосъемка при осмотре места происшествия
- Фотосъемка трупа
- Фотографирование предметов
- Фотосъемка следов
- Фотосъемка при производстве обыска, предъявления для опознания и проверки показаний с выходом на место
- Опознавательная фотосъемка
- Репродукционная фотосъемка
- Криминалистическая исследовательская фотография
- Криминалистическая видеозапись
- Криминалистическая голография
Понятие, система и значение криминалистической фотографии
Криминалистическая фотография – один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на ее основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.
Фотографические средства включают съемочную и проекционную аппаратуру, принадлежности и реактивы для обработки пленки и бумаги с целью получения фотоизображений. Под методами криминалистической фотографии понимают совокупность рекомендаций и правил по использованию ее средств, главным образом съемочной аппаратуры, для получения фотоизображения запечатлеваемого или исследуемого криминалистического объекта, которое отвечает предъявляемым требованиям.
Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу фиксации криминалистических объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями. Оптимальной признается такая фотофиксация, когда запечатлевается вся цветовая гамма криминалистического объекта.
Система криминалистической фотографии состоит из двух частей: оперативной и исследовательской, различающихся по сферам применения. Средства и методы первой используются в криминалистической практике для запечатления обстановки, в которой проводилось следственное действие, а также добытых доказательств, организации криминалистической регистрации, розыска преступников, похищенных вещей и в других направлениях.
Исследовательская фотография открывает широкие возможности в экспертной деятельности для фиксации и анализа представленных эксперту криминалистических объектов. Экспертиза посредством фотографических средств и методов позволяет выявить слаборазличимые и невидимые признаки криминалистических объектов, их цветовые и яркостные отличия, механизм следообразования. Фотографические аналитические методы используются также в целях исследования фотоснимков и фотоаппаратуры, фотоматериалов и химических реактивов при фототехнической экспертизе.
Фотоизображения исследуемых объектов приобщаются к заключениям экспертов, иллюстрируют и обосновывают их выводы. Фотоснимки, в которые вошли фактические данные, важные для раскрытия и расследования преступлений, по своей правовой природе относятся к документам и могут использоваться в уголовном судопроизводстве в качестве источников судебных доказательств. Те из них, которые, получены вне сферы уголовного процесса, например отразившие подготовку или совершение преступления, считаются вещественными доказательствами и приобщаются к материалам дела специальным постановлением. Снимки, полученные в ходе следственных действий и криминалистических экспертиз, имеют статус приложений к соответствующим процессуальным документам.
Криминалистическая оперативная фотография
Криминалистическая оперативная фотография – это система научных положений, средств и методов фотосъемки, применяемых при производстве следственных действий и розыскных мероприятий. Под ее методами понимаются правила и рекомендации, которые обеспечивают получение качественных фотографических изображений запечатлеваемых криминалистических объектов.
Производя фотосъемку, нужно следить за тем, чтобы на объектах не было глубоких теней, закрывающих часть изображения. Тени можно ликвидировать дополнительной подсветкой или изменением точки съемки. Исправление фотоизображений посредством ретуши и других подобных приемов недопустимо.
Для фотографирования объектов, имеющих большие габариты либо протяженность, используется панорамирование. Оно применяется для фиксации длинных объектов в достаточно крупном масштабе, а также тогда, когда фотографируемые предметы не входят в кадр и нет возможности отойти от них на нужное расстояние. Панорамирование осуществляется путем съемки объекта по частям с последующим монтажом (склеиванием) отпечатков в фотопанораму. Различаются линейная, круговая и ярусная панорамы.
Съемка линейной панорамы производится с нескольких точек, одинаково удаленных от объекта, имеющего небольшую глубину вдоль оптической оси объектива. Это, например, длинное здание, железнодорожный состав, участок автомагистрали и т.п. При съемке круговойпанорамы фотографировать нужно с одной точки, но камеру после фиксации каждого кадра надо поворачивать вокруг вертикальной оси на некоторый угол. Аппарат рекомендуется установить на штатив, а для поворота использовать специальную головку с градуированной шкалой. Этот способ применяется при съемке объектов, расположенных по некоторому радиусу.
В отличие от кругового, ярусное панорамирование осуществляется поворотом фотокамеры вокруг горизонтальной оси для случаев, когда требуется фиксация высоких объектов. При этом масштаб отображения нижних и верхних частей объекта будет неодинаков вследствие увеличения расстояния до точки съемки. В результате высотное здание, например, приобретает на фотопанораме форму пирамиды. Чтобы избежать этого, ярусное панорамирование лучше осуществлять, перемещаясь вдоль фронтальной плоскости объекта, что, правда, далеко не всегда осуществимо.
Фотопанораму можно получить с помощью специального аппарата типа «Горизонт», имеющего угол панорамирования по горизонтали 120 градусов, а по вертикали – 45 градусов. Однако чаще для панорамной съемки используют фотокамеры общего назначения типа «Зенит». Запечатлевая им панораму, в каждый последующий кадр, во избежание пропусков при монтаже, следует включать 10 – 15% площади снимаемого объекта, фигурирующей в предыдущем кадре. Наводку на резкость при панорамной съемке нужно производить с обязательным использованием шкалы глубин резкости без повторной фокусировки объектива. В противном случае получатся изображения неодинакового масштаба, что затруднит монтаж фотопанорамы.
При круговом панорамировании для каждого направления съемки выдержку определяют отдельно, но с таким расчетом, чтобы все негативы были одинаковой плотности. Полученные кадры печатают на одинаковой фотобумаге в одном масштабе, следя за тем, чтобы совмещаемые участки изображений на двух соседних снимках полностью совпадали и имели одинаковую плотность. Монтаж панорамы заключается в накладывании и склеивании совмещаемых участков фотоизображений.
Метрическая съемка
Метрическая съемка позволяет определять по фотоснимкам пространственные характеристики запечатленных объектов (форма, размеры, положение). Необходимость в установлении по снимкам размеров объектов и расстояний между ними возникает при расследовании различных преступлений, в частности транспортных происшествий. Метрическая съемка основывается на расчетах по одиночному фотоснимку, сделанному аппаратом общего назначения, с введением в кадр предметов известного размера, служащих масштабом. В следственной практике наиболее распространены два вида метрической съемки: с линейным и глубинным масштабами.
Фотографирование с линейным масштабом осуществляется аппаратом, оптическая ось которого направлена перпендикулярно к плоскости объекта съемки, где располагают и масштаб. Фотоаппарат размещают так, чтобы его задняя стенка была параллельна плоскости снимаемого объекта, а оптическая ось объектива проходила через его центр. Расстояние до объекта должно быть по возможности минимальным. Это позволит полнее использовать полезную площадь кадра и получить изображение большего масштаба. При запечатлении крупных объектов масштабную линейку помещают на сам объект, но так, чтобы она не закрывала его существенных признаков. Съемку мелких предметов производят с масштабом, лежащим рядом.
Съемка с глубинным масштабом проводится фотоаппаратом, установленным оптической осью своего объектива в направлении, параллельном предметной плоскости, на которой находятся фиксируемые объекты и масштаб. В качестве глубинных масштабов используются ленты или квадраты. С ленточным масштабом снимать следует так. Фотоаппарат закрепляют на штатив, а от него, вдоль оптической оси объектива, по полу или грунту протягивают ленту длиной 10 – 15 м, шириной 10 – 15 см с хорошо заметными делениями, равными, как правило, главному фокусному расстоянию объектива. Первое деление ленты должно начинаться точно под объективом. Печатать нужно со всего кадра с увеличением в целое число раз.
В качестве квадратного масштаба применяют лист картона, стороны которого одинаковы и кратны фокусному расстоянию объектива. При съемке его укладывают так, чтобы ближайшая к аппарату сторона совпала с краем кадра. В основу расчетов размеров предметов и расстояний между ними положены известные закономерности, позволяющие вычислять эти параметры по масштабным снимкам. Определение размеров и расстояний по снимкам с ленточным или квадратным масштабом лучше поручить специалисту.
Использование сменной оптики
Использование сменной оптики. Сменная оптика применяется в тех случаях, когда невозможно приблизиться к удаленному объекту или нельзя отойти от близко расположенного объекта, но необходимо получить изображение нужного масштаба. При фотографировании таких объектов аппаратами типа «Зенит» с нормальным объективом удаленные объекты получаются очень мелкими, а близкие – слишком крупными и не помещаются в кадре. При выборе объектива для конкретных условий съемки следует руководствоваться его фокусным расстоянием и дистанцией до объекта. При этом с небольшой погрешностью можно считать, что объект на негативе будет уменьшен во столько раз, сколько фокусных расстояний объектива уложится в дистанцию между ними.
Фотосъемка при осмотре места происшествия
Фотосъемка при осмотре места происшествия. Для фиксации хода и результатов осмотра места происшествия осуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная виды съемки.
Ориентирующая съемка предназначена для отражения места происшествия вместе с прилегающей территорией. Ориентирующие снимки должны давать представление о расположении места происшествия на местности и отвечать на вопрос «где?». Поэтому в границы кадра нужно включать само место и окружающую его территорию. На ориентирующих снимках целесообразно показать расположение места происшествия относительно дорог, мостов, улиц, перекрестков и т.п., а для его привязки к местности включить в кадр находящиеся вблизи постоянные ориентиры. Направление и дистанцию ориентирующей съемки определяют в зависимости от вида расследуемого преступления и обстановки, в которой оно произошло. Здесь нередко приходится запечатлевать обширные территории, для чего используют широкоугольные объективы или прибегают к панорамированию.
Обзорная съемка дает хороший результат, когда требуется получить общий вид самого места происшествия, поэтому кадр определяется его границами и должен отвечать на вопрос «что произошло?». Точку съемки здесь выбирают так, чтобы на снимке четко просматривались важнейшие элементы обстановки места происшествия и их взаимное расположение. Если одного снимка недостаточно, прибегают к встречной или крестообразной съемке. В первом случае фотографировать нужно с двух, а во втором – с четырех противоположных сторон. Если всю обстановку места происшествия включить в один кадр невозможно, производят панорамирование.
Узловая съемка необходима при фиксации наиболее важных в криминалистическом отношении объектов обстановки места происшествия: трупов, взломанных преград, дорожки следов ног и т.д. Эти снимки должны дать ответ на вопрос «как?».
Детальная съемка осуществляется для запечатления отдельных следов и иных важных особенностей места происшествия. Чтобы снимаемые предметы отобразились более полно, съемку нужно проводить в максимально возможном масштабе с использованием при необходимости удлинительных колец, насадочных линз или специальной фотоприставки. Обычно снимают с верхней точки по правилам метрической съемки. Серия детальных снимков должна дать ответ на вопрос «каков результат?», а все фотографии места происшествия – создать наглядное представление об обстановке и последствиях преступного события, зафиксировать их максимально подробно, восполняя тем самым возможные погрешности протокольного описания.
Фотосъемка трупа
Фотосъемка трупа состоит из ориентирующего, обзорного, узлового и детального снимков. Вначале труп фотографируют на фоне окружающих предметов, затем производят его обзорную и узловую съемку. При этом важно точно передать позу и состояние трупа. Для этого его нужно заснять сверху и с боков. Со стороны головы и ног съемка не рекомендуется, поскольку пропорции тела при таком ракурсе сильно искажаются. Повреждения и особые приметы (раны, кровоподтеки, родимые пятна, шрамы, татуировки) следует фотографировать по правилам измерительной съемки по возможности на цветные фотоматериалы.
Фотографирование предметов
Фотографирование предметов – вещественных доказательств проводят в условиях, обеспечивающих их наиболее подробное отображение. Для этого предметы вначале подвергают узловой съемке на месте обнаружения, а затем – детальной. В последнем случае предмет устанавливают в такое положение, в каком он обычно наблюдается в действительности, и фотографируют те его стороны, на которых имеется максимальное количество характерных признаков.
Фотосъемка следов
Фотосъемка следов начинается с их фотографирования на фоне окружающей обстановки или вместе с предметами-носителями. Затем выбираются самые четкие следы, которые снимают каждый в отдельности по правилам детальной масштабной фотосъемки. Освещение здесь подбирают с учетом степени выраженности в следах рельефа, цвета и иных характерных особенностей.
Фотосъемка при производстве обыска, предъявления для опознания и проверки показаний с выходом на место
Фотосъемка при производстве обыска, предъявления для опознания и проверки показаний с выходом на место преследует цель отразить обстановку, в которой проводилось каждое из них, важнейшие моменты их выполнения и полученные результаты. Снимки помогают прокурору, адвокату, суду и другим лицам, изучающим уголовное дело, объективнее оценить собранные доказательства.
При проведении обыска фотографируют обыскиваемое помещение и сам объект с тайником. Потом – открытый тайник. Если он имеет сложное устройство, то фиксируют основные узлы тайника, а затем – обнаруженные в нем предметы.
При предъявлении для опознания вначале следует сфотографировать всю группу предъявляемых лиц (предметов, обозначенных номерами), потом отдельно – опознанное лицо (объект). Если признаки, обеспечившие опознание, выражены в цвете, съемку ведут на цветные материалы.
Фотофиксация при проверке показаний с выходом на место необходимо для того, чтобы на снимках наглядно отобразить обстановку и места, указанные проверяемым субъектом. Съемку обстановки рекомендуется осуществлять с тех же точек, с которых делались фотографии при осмотре места происшествия. Если проверяются показания нескольких соучастников преступления, то фиксацию одних и тех же объектов следует вести с одних точек съемки.
Опознавательная фотосъемка
Опознавательная фотосъемка требуется для регистрации, розыска и опознания преступников, а также трупов неизвестных субъектов для установления личности. Правила этой съемки обеспечивают точную фиксацию внешних признаков человека, используемых для его отождествления посредством опознания или портретной экспертизы.
С живых лиц делают три погрудных снимка: правый профиль, анфас (спереди) и вполоборота головы вправо, а также спереди в полный рост. Если имеются особые приметы, то их запечатлевают на отдельных кадрах, а при наличии особенностей на левой половине лица снимают и левый профиль. При фотосъемке анфас голове сидящего преступника придают такое положение, при котором горизонтальная линия, мысленно проведенная по наружным углам глаз, проходит через верхнюю треть ушных раковин. На погрудных снимках арестованный запечатлевается без головного убора и очков, а волосы не должны закрывать лоб и уши. На снимке в полный рост его фотографируют в той одежде, в которой он был задержан. Погрудные портреты традиционно выполняют в натуральной величины, подбирая такое освещение, при котором наиболее полно передаются контуры и особенности лица. Фон должен быть однородного светло-серого цвета.
Опознавательная съемка трупов производится с соблюдением приведенных рекомендаций, однако погрудные снимки делают анфас, в правый и левый профиль и полупрофиль. Снимают труп и во весь рост, а для фиксации особых примет – обнаженным. В необходимых случаях трупу перед съемкой судебный медик придает прижизненный вид: умывает, причесывает, открывает глаза, припудривает кровоподтеки.
Репродукционная фотосъемка
Репродукционная фотосъемка – метод получения фотокопий с рукописных, машинописных, машиночитаемых и других документов, рисунков, чертежей, иных плоских объектов. Фотосъемка общего вида документа призвана отобразить его наиболее важные признаки. На снимке должны быть видны: сам документ, включая поля и все детали текста (пометки, оттиски печатей и штампов, подписи и др.), а также имеющиеся повреждения (разрывы, обугливания, линии перегиба и т.п.).
Фоторепродуцирование осуществляется, как правило, двумя способами: на репродукционной установке и контактным путем. В первом случае фотосъемку делают при освещении оригинала двусторонним равномерным светом, падающим под углом 25-30°. Документ должен быть параллелен плоскости фотопленки, а оптическая ось объектива направлена в его центр. С оригиналов на прозрачной основе фоторепродукции изготавливают контактным путем при проходящем освещении. С непрозрачных документов репродукции получают так называемым рефлексным способом, в отраженном свете. Копируемый оригинал кладут на твердую ровную основу, а на него, эмульсионным слоем вниз, – рефлексную фотобумагу. Затем бумагу плотно прижимают к оригиналу стеклом и освещают через подложку. После проявки получается негатив, с которого аналогичным способом печатают позитивные фотокопии.
Криминалистическая исследовательская фотография
Криминалистическая исследовательская фотография представляет собой систему научных положений, средств и методов фотосъемки, используемых для фиксации и исследования объектов в ходе криминалистической экспертизы. Она призвана дать в распоряжение экспертов фотографические средства и методы анализа криминалистических объектов, а также обеспечить наглядную фиксацию их общего вида и состояния, иллюстрацию результатов проведенных исследований.
Фотографические методы чаще всего применяются при экспертизе документов, когда какие-либо фрагменты текстов дописаны, замазаны, залиты, удалены механическим или химическим способом либо записи исчезли (угасли) от длительного хранения в неблагоприятных условиях.
Для исследования криминалистических объектов желательно фотографическое изменение контрастов. Оно позволит получить фотоизображение с необычным соотношением яркостей при черно-белой съемке или цветопередачи – при цветной. В экспертной практике изменение контрастов чаще всего проводится в сторону его усиления в целях выявления нужных деталей изображения. Оно может быть получено как в процессе съемки, так и путем специальной обработки негатива. В сложных случаях для достижения нужного эффекта эти подходы используются в комплексе.
В отличие от черно-белого, цветовой контраст обусловлен различием в спектральном составе отражаемого объектом света, т.е. соотношением разных хроматических тонов, например синего и оранжевого, фиолетового и желтого. Усилить такой контраст при съемке помогает продуманный выбор освещения, светофильтров и фотоматериалов, а также химикатов для их обработки. Для ослабления фона и выделения деталей требуется светофильтр того же цвета, который нужно погасить.
Максимальный эффект усиления достигается подбором светофильтров противоположного цвета. Так, противоположным фиолетовому является желтый, синему – оранжевый. Выбрать подходящий светофильтр можно и визуально, разглядывая через него фотографируемый объект. Если в процессе первичного усиления не удалось получить изображение нужного контраста, негатив подвергают дополнительной химической обработке или многократному перекопированию на контрастных фотоматериалах – контратипированию.
Фотосъемка в невидимых лучах спектра основана на их способности проникать через некоторые объекты, непрозрачные для обычного света, а также иначе, чем видимые лучи, отражаться и поглощаться многими материалами. Эксперты в своей работе чаще используют съемку в инфракрасных и ультрафиолетовых отраженных лучах и фиксацию картины люминесценции объектов в этих лучах. Подобную фотосъемку, а также рентгенографию проводят для выявления признаков, не воспринимаемых визуально и не воспроизводимых фотографическими средствами в видимом свете, например для прочтения вытравленных и залитых текстов.
Микрофотосъемка предназначена для исследования изображений очень мелких криминалистических объектов при большом увеличении. Фотосъемку с увеличением в 4–5 раз легко осуществить обычной малоформатной зеркальной фотокамерой, применяя удлинительные кольца или микроприставку. В экспертной практике для увеличения в десятки и сотни раз применяют специальные микрофотоустановки с микроскопами МИН-10, МБИ, МП-8, МБС, МИМ, МСК и др. Микрофотосъемку можно провести и обычным зеркальным фотоаппаратом, соединенным с микроскопом.
Фототехническая экспертиза имеет своими объектами фотоснимки, диапозитивы (слайды), негативы, кинофильмы, а также материалы и средства для их получения. С ее помощью решаются идентификационные и диагностические задачи. К первым относятся: отождествление фотоаппаратов, увеличителей и других принадлежностей для изготовления фотоизображений, установление класса, рода, вида, сорта фотоматериалов и химикатов. Диагностические задачи – это выявление истинных размеров объектов, запечатленных фотографически, определение точки съемки, расстояния до каждого из объектов. По фотоснимку нередко удается установить, не подвергался ли он ретушированию, на каком глянцевателе отглянцован, каким резаком обрезаны его края и др.
Криминалистическая видеозапись
В последние годы особенно интенсивно совершенствуются электронные методы фиксации информации. Их сущность состоит в том, что изображение запечатлеваемого объекта трансформируется в электрический сигнал, который записывается на магнитном носителе. Сигнал не нуждается в какой-либо обработке, а для воспроизведения, чтобы изображение возникло на мониторе, необходимо лишь электронно-оптическое преобразование.
Подчеркнем одну важную особенность современных электронных методов, которая и позволяет причислить их к фотографическим. Все они обеспечивают не только вывод изображения на телеэкран либо монитор, но и его фиксацию на чувствительном фотоматериале. Этот собственно фотографический вариант отображения может быть получен на специальном устройстве либо путем прямой фотосъемки с телевизионного экрана. В то же время в электронных методах не существует принципиальных ограничений на получение такого же качества передачи мелких деталей, как у цветных фотоматериалов с высокой разрешающей способностью. На этой основе сформировалась судебная видеозапись, отличающаяся оперативностью, технологической гибкостью и высокой информационной емкостью.
Средства и приемы криминалистической видеозаписи
Средства и приемы криминалистической видеозаписи. Прежде чем перейти непосредственно к видеосредствам фиксации криминалистической информации, отметим появление цифровых аппаратов, реализующих покадровую видеозапись изображений на магнитный носитель. Сконструированы они на базе популярных узкопленочных зеркальных камер, поэтому предоставляют пользователю широкий спектр возможностей электронного интеллекта вкупе с оптическим совершенством сменной оптики. Они обеспечивают получение высококачественных снимков и цветопередачу с различением до 17 миллионов оттенков. Фиксация изображений, преобразуемых в последовательность цифр, заносится на дискету, жесткий диск или CD-ROM. Кадры можно многократно экспонировать, стирать и запечетлевать снова без понижения качества изображения. Отснятое несложно просмотреть на экране монитора, оценить, стереть неудачные кадры и на их место записать другие.
Цифровые снимки очень легко загружаются в персональный компьютер, который распечатывает их посредством цветного принтера. Средства удаленного доступа, например Интернет, позволяют передать изображения куда угодно, что весьма полезно при подключении к расследованию, например, Интерпола. Посредством специальной компьютерной программы можно редактировать снимки, изменяя тона, убирая ненужные детали или, наоборот, вставляя фрагменты из других кадров. Легко осуществимы корректировка и смешивание цветов, усиление и ослабление резкости, ретуширование, рисование, закрашивание, цветоделение, создание эффекта рельефности и др. В этой связи нельзя не отметить, что появление таких аппаратов ставит перед криминалистами новые сложные задачи в оценке достоверности цифровых фотоснимков, служащих источниками наглядной доказательственной информации, в особенности если они получены вне сферы уголовного процесса.
В настоящее время в следственной практике используется видеоаппаратура в основном зарубежного производства, которая дает возможность получить качественное цветное или черно-белое изображение даже в условиях очень слабой освещенности. Видеозапись на предварительном следствии необходима для фиксации в динамике образной и звуковой криминалистической информации, получаемой при производстве следственных действий. Этой цели подчинено использование рассматриваемых далее приемов видеозаписи, которые должны обеспечивать документальность и вместе с тем выразительность видеофильма, ориентируя в обстановке производства следственного действия, показывая связи между объектами, заостряя внимание на главном, криминалистически существенном.
Доброкачественный документальный видеофильм, в полной мере отражающий конкретное следственное действие, можно снять, лишь правильно применяя приемы видеозаписи. Поскольку на экране синхронно воспроизводятся образная и звуковая информация, съемку фильма нужно проводить так, чтобы на высоком уровне были зафиксированы не только изображение, но и звук.
Из основных операторских приемов можно выделить панорамирование, наезд и отъезд. Панорамирование – это съемка камерой, находящейся в движении. Оно бывает статическим и динамическим. Статическую панораму снимают плавным поворотом камеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси. В первом случае получают круговую видеопанораму, а во втором – вертикальную.
При динамическом панорамировании съемка осуществляется камерой, перемещающейся в пространстве. Такой прием рационально применять тогда, когда нужно запечатлеть большие площади или объекты значительной протяженности. Разновидности динамических панорам – линейная панорама, при съемке которой камеру постепенно перемещают параллельно фронтальной плоскости объекта, как бы оглядывая его, и панорама следования, когда с камерой движутся вслед за объектом, фиксируя его динамику.
Панорамы должны начинаться и заканчиваться статичными кадрами, иначе они плохо согласуются с соседними эпизодами видеофильма. Внутри панорам целесообразно делать остановки для выделения главных объектов. Здесь следует применять наезд, т.е. плавный переход от общего плана к среднему и крупному. Отъезд – прием, обратный наезду, обычно позволяет поддерживать ориентацию в обстановке производства следственного действия после серии эпизодов, снятых крупным и детальным планами, либо для ввода в кадр других лиц после показа основного субъекта съемки.
По аналогии с криминалистической оперативной фотографией, использующей ориентирующий, обзорный, узловой и детальный виды съемки, в криминалистической видеозаписи применяется общий, средний, крупный и детальный планы. Общий план предпочтителен при ориентирующей и обзорной фиксации места проведения следственного действия; показывает перемещение главного объекта на фоне окружающей обстановки. Таким планом хорошо начинать эпизоды судебного видеофильма, он вводит в курс предстоящих действий. Средний план, укрупняя часть изображений общего плана, направляет внимание на определенный объект, динамика которого становится уже хорошо различимой. Для выделения характерных частей снимаемого объекта используется крупный план. Детальный план необходим для показа в полный кадр специфических особенностей объектов съемки.
Снимать эпизоды судебного видеофильма необходимо в той последовательности, в какой они будут демонстрироваться, чтобы избежать монтажа. Съемку обычно следует вести с уровня среднего роста, привычного и не искажающего перспективу. Нужно обращать внимание на освещение снимаемых объектов, нейтрализовать звуковые помехи, затрудняющие восприятие фонограммы. Для производства видеозаписи в ходе следственного действия целесообразно пригласить специалиста-телеоператора, объяснив ему, что и как требуется заснять.
Применение криминалистической видеозаписи при расследовании преступлений необходимо в тех случаях, когда важно запечатлеть какое-либо действие, существенное для установления истины по делу, динамику развития события или явления вместе с сопровождающими их звуками. К числу таких действий в первую очередь относится следственный эксперимент, поскольку его видеограмма передает исчерпывающую информацию не только о процессе проведения опытных действий и их результатах, но и об организации этих опытов, тактических и процессуальных условиях осуществления экспериментов. Наличие полной картины проведения экспериментальных действий значительно облегчает оценку полученной доказательственной информации.
По материалам дела следователь должен заранее определить содержание и тактику производства опытов, предусмотреть их необходимые варианты, наметить главные этапы эксперимента, приемы их видеофиксации. При любом виде следственного эксперимента надлежит отразить обстановку его проведения (например, освещение, наличие шумов и их интенсивность, погодные условия и др.), используемые объекты, их размещение, каждое опытное действие и его результат, соблюдение процессуальных и тактических требований. Важно, чтобы видеофонограмма создавала «эффект присутствия» при производстве следственного эксперимента, помогала оценить возможность или невозможность восприятия в данных условиях конкретной информации, совершения каких-либо действий за определенный промежуток времени и т.д.
Проверка показаний с выходом на место
Проверка показаний с выходом на место зачастую также требует видеозаписи. При всей универсальности словесного описания бывает трудно отобразить в протоколе динамическую и звуковую картину хода и результатов проверки, особенно когда проверяемое лицо указывает сложные, малоизвестные маршруты, демонстрирует замысловатые действия, сопровождающиеся характерными звуками, дает пояснения, пользуясь специальной терминологией, и т.п.
Основной задачей видеофиксации здесь является запечатление образной и звуковой информации о действиях проверяемого и маршруте его движения. Продолжительность проверки нередко довольно значительна, поэтому следует предусмотреть съемку наиболее важных, узловых моментов ее проведения, имеющих доказательственное значение.
Сюда следует отнести участки местности, объекты, сведения в их связи с проверяемыми показаниями: место обнаружения трупа или его частей, орудий преступления, похищенных ценностей; отрезки маршрута, важные сведения, сообщенные проверяемым лицом.
Вначале нужно снять говорящих участников проверки с выходом на место средним и крупным планом, чтобы затем по видеофильму было легче сориентироваться, кто и что делал, где находился, кто именно произнес ту или иную фразу. Маршрут движения фиксируется выборочно, с выделением ориентиров. После обзорной съемки места проверки важно запечатлеть ее ключевые моменты и те результаты, которые влияют на оценку полученных доказательственных данных.
Применение криминалистической видеозаписи при предъявлении для опознания особенно желательно в тех случаях, когда последнее производится по походке, мимике, жестикуляции, своеобразным интонациям речи, другим функциональным признакам внешности. Так как каждое конкретное опознание есть одноразовый процесс, повторение которого с тем же опознающим, как правило, недопустимо, предварительная подготовка к видеофиксации очень важна. Поскольку выбор места проведения опознания не ограничен, лучше провести его в просторном, светлом помещении с хорошей звукоизоляцией. Все лишние предметы, могущие отвлечь внимание опознающего, рекомендуется убрать, фон для съемки должен быть однотонным.
Следует заранее наметить наиболее подходящие точки съемки и те операторские приемы, которые необходимы для максимально полной и наглядной видеофиксации. Вначале делают обзорную съемку группы опознаваемых с «наездом» на каждого для показа правильности подбора членов группы, которые не должны иметь во внешности (походке, речи, жестикуляции) резких отличий. Затем на видеограмму снимаются те действия, которые группа проводит по указанию следователя, реакции на них опознающего и его заявления по поводу воспринятого. В заключение крупным планом – те признаки внешности, по которым произошло опознание.
Допрос и очная ставка
Допрос и очную ставку следует обеспечить видеофиксацией в тех случаях, когда допрашиваемые лица страдают физическими или психическими недостатками: слепоглухонемые, глухонемые, немые, лица с парализованными органами речи, и те, которые симулируют душевные заболевания. Целесообразна видеосъемка допросов малолетних свидетелей и потерпевших, лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, а также наиболее сложных допросов и очных ставок с целью их последующего анализа для выработки более эффективной тактики дальнейших следственных действий.
Для допроса с видеозаписью нужно выбрать достаточно просторный и равномерно освещенный кабинет, имеющий надежную звукоизоляцию. Лучше заранее проверить помещение, рекомендуется провести пробную видеосъемку и оценить качество записи звука и изображения. Одновременно следует наметить и наиболее подходящие точки съемки.
Ведя допрос или очную ставку с применением видеозаписи, следователю надлежит помнить, что лаконичность, конкретность, ясность вопросов, выразительность жестов, когда они уместны, – важные условия результативности допроса и качества его видеофиксации. Основное место в видеофонограмме должен занимать свободный рассказ допрашиваемого об известных ему обстоятельствах дела, дополненный ответами на вопросы следователя. При съемке допросов с предъявлением уличающих материалов важно запечатлеть сам момент предъявления улики и реакцию на нее допрашиваемого.
Когда показания даются посредством знаков, например при помощи азбуки глухонемых, акцент следует делать на этих жестах допрашиваемого, а во время сурдоперевода в кадре должен быть еще и переводчик. Впоследствии это облегчит проверку правильности перевода, если в ней возникнут сомнения. При фиксации очной ставки в кадре необходимо держать обоих участников.
Осмотр места происшествия
Осмотр места происшествия нуждается в записи на видеограмму, если его обстановка очень сложна, а время для производства ограниченно. Особенно большую помощь в быстрой, полной и наглядной фиксации видеозапись оказывает в ходе осмотров мест происшествий, связанных с крушениями, авариями, катастрофами, взрывами, обрушениями зданий и пожарами, когда необходимо принимать меры для скорейшей ликвидации последствий происшедшего, что неразрывно связано с изменением первоначальной обстановки, когда место происшествия – вредная или специальная территория (шахта, подводное или подземное сооружение) и т.п.
Подготовка к видеофиксации здесь, как правило, сводится к ориентировке на месте, поскольку до прибытия туда ни условия съемки, ни объекты, подлежащие запечатлению, не известны. Вначале рекомендуется съемка общим планом для ориентации места происшествия на окружающей местности, лучше всего посредством панорамирования. Затем – общий вид самого места путем его обзорной видеосъемки общим и средним планами. Далее необходимо перейти к фиксации действий следователя по осмотру наиболее важных объектов и запечатлению последних с разных точек крупным и детальным планами, фиксируя их криминалистические особенности, а также следы. Звуковым сопровождением будут пояснения следователя, даваемые по ходу осмотра.
Криминалистическая голография
Один из существенных аспектов криминалистической деятельности – фиксация результатов процессуальных действий, обстановки мест происшествия, отдельных криминалистических объектов. Традиционно используемые технические методы регистрации информации позволяют получать высококачественные черно-белые и цветные изображения. Выше рассмотрены и специальные приемы, посредством которых отображаются особенности, невидимые в обычных условиях. Однако регистрируемые любым из рассмотренных способов изображения отличаются существенным недостатком – запечатленное на них служит плоской копией исходной трехмерной картины. Этот недостаток значительно снижает информативность изображений и возможность анализа зафиксированных данных.
Попытки получить объемное изображение чисто фотографическими методами предпринимались с начала текущего века. Наиболее удачное решение этой проблемы стало возможным со становлением голографии (от греч. holos – весь, полный и grapho – пишу, черчу, рисую) – метода регистрации и воспроизведения волнового поля, создаваемого с помощью лазера. Уникальные свойства лазерного излучения, которое способно сохранять постоянную частоту, фазу и поляризацию, высокая надежность квантовых генераторов, их доступность, целевое разнообразие выпускаемых типов стали важными факторами их широкого применения в криминалистике, в том числе для целей голографирования.
Голографические методы используются в настоящее время как для фиксации, так и для исследования криминалистических объектов. Голография совершеннее фотосъемки, поскольку позволяет получить более полную информацию об объекте, ибо представляет собой процесс регистрации на светочувствительной пластинке не только амплитудных (как в фотографии), но и фазовых характеристик светового потока.
При съемке одновременно с волной, отраженной объектом, на пластинку направляют вспомогательную волну от того же источника света – лазера. Взаимодействуя, они дают интерференционную картину. Если на проявленную голограмму направить луч лазера, то в пространстве возникает объемное изображение зафиксированного объекта, содержащее о нем полную информацию. У наблюдателя появляется ощущение, будто он видит реальный предмет. Трехмерность изображения обусловливается дифракцией, т.е. заходом лучей в область тени в результате огибания предмета.
Голографию проще всего охарактеризовать как объемную фотографию с лазерным освещением. Она позволяет регистрировать и восстанавливать информацию об объекте на основе интерференционной записи и дифракционного воспроизведения волновых фронтов излучения.
Активной средой газовых лазеров, оптимальных для целей голографии, служат чистые газы, их смеси, а также смеси газа и паров металла. Наиболее употребимы гелий-неоновые, аргоновые, азотные квантовые генераторы. Работают они как в импульсном, так и в непрерывном режиме, излучая свет в диапазоне от инфракрасной до ультрафиолетовой зоны спектра.
В последние годы голография стала широко известна тем, что позволяет получать эффектные объемные цветные изображения различных объектов, в том числе криминалистических. Действительно, если записать и воспроизвести со всеми подробностями поле излучения, рассеянное объектом, то глаз не отличит восстановленное поле от реального объекта. Возникает иллюзия присутствия запечетленного объекта перед наблюдателем, причем в ярком цветном изображении. Более того, голограмма способна воспроизводить свыше миллиона оттенков яркости, в то время как для обычной фотографии этот показатель не превышает сотни.
Известно, что все освещенные объекты поглощают, отражают и рассеивают свет. Формирующееся при этом световое поле содержит полную информацию об объектах, их форме, взаимном расположении и даже материале, из которого они состоят. При осмотре объекта именно на это реагирует глаз наблюдателя. Полученную информацию анализирует мозг, в результате человек видит. В каждом из направлений перемещения зрачков наблюдателя структура светового поля, формируемого объектом, несколько отличается от соседнего. Поэтому смена ракурса осмотра приводит к изменению наблюдаемого взаимного положения объектов. Следовательно, для наиболее полной регистрации информации нужно фиксировать не изображение объекта, а формируемое им световое поле. Научившись регистрировать это поле, а затем восстанавливать его, можно «увидеть» образ объекта таким же, каким он был в момент фиксации.
Суть голографирования состоит в регистрации интерференционной картины двух лучей, освещающих объект: опорного и объектного. Для получения голограммы луч лазера делят на два, причем опорный направляют непосредственно на фотослой, а другим освещают объект. Отраженный от объекта свет тоже попадает на пластинку. Образующаяся у ее поверхности картина интерференции световых волн (опорной и объектной) регистрируется светочувствительным слоем. Таким образом, при голографировании происходит взаимодействие двух волн, а возникающая при этом интерференционная картина – периодическая структура темных и светлых полос и пятен – содержит полную информацию о запечатленном объекте. Именно эта картина и регистрируется на светочувствительном материале.
Голограмма точно воспроизводит поле объектной волны, но при строго определенных условиях. Это позволяет на одну регистрационную среду последовательно записать, а затем воспроизвести несколько различных интерференционных картин. Число голограмм определяется свойствами регистрирующей среды и топографической схемой. Голограмма отражает свет так же, как реальный объект, а возникающее световое поле в точности соответствует объектному. Поэтому голограмма – это не изображение объекта, а зарегистрированное распределение интерференционной картины объектного и опорного волновых полей. Для топографического метода не существует понятий «негатив – позитив».
При записи голограммы каждая точка объекта рассеивает излучение практически на всю поверхность регистрирующей среды. Поэтому в любой точке голограммы содержится информация обо всем объекте. Отсюда следует несколько особенностей топографического процесса. Во-первых, любой участок голограммы способен воспроизводить образ всего объекта. Уменьшение размера голограммы приводит лишь к некоторому ухудшению качества изображения. Во-вторых, отдельные дефекты голограммы (трещины и царапины на эмульсии), в отличие от фотонегативов, практически не отражаются на качестве восстанавливаемого изображения.
Помимо стеклянных пластинок размером от 4х4 мм до 280х406 см для голографирования применяются также гибкие пленки, которые можно делать размером до 6 кв. м, что позволяет получать очень большие голограммы. Голограмма дает трехмерное изображение даже при освещении ярким белым светом, поскольку она сама «выбирает» из спектра падающего на нее излучения и отражает именно ту монохроматическую составляющую, которая экспонировала ее при съемке.
Особую актуальность топографические методы приобретают тогда, когда криминалисту приходится иметь дело с недолговечными, скоропортящимися объектами, размеры и детали которых необходимо неоднократно сопоставлять с образцами и проверяемыми предметами. Возможности топографии способствуют созданию информационного фонда различных орудий преступления, а на этой основе – своеобразных «музеев», используемых в оперативных и учебных целях.
Получение изображений – далеко не главное и не единственное применение голографии. Голограмму можно использовать для проведения измерений геометрических размеров объектов. Это необходимо, когда обмер реальных объектов затруднен или невозможен (при экспертизе рельефа следов скольжения). Здесь полезны способы определения пространственного положения восстановленной точки, анализа профиля поверхности объекта и др.
Их применение в криминалистической практике наиболее перспективно при анализе следов удара и давления (отжима), сопоставляемых с рабочими поверхностями проверяемых орудий взлома. Они целесообразны в первую очередь там, где требуется создание стерео- и псевдостереоэффекта, например при исследовании отпечатка бойка на капсюле гильзы. В качестве надежных идентификационных признаков тут могут фигурировать макроскопические и микроскопические особенности, в частности незначительные отклонения продольной оси бойка, асферичность его поверхности, координатные характеристики рельефа и др.
Голографические методы широко используются сейчас в криминалистическом исследовании документов для различения штрихов графитных карандашей, синих копирок, черных и синих чернил посредством цветоделительной съемки, а также для прочтения залитых, зачеркнутых, замазанных записей и оттисков, восстановления вытравленных, угасших, смытых текстов, выявления дописок и других изменений в документах посредством лазерной люминесценции.
Важная задача фототехнической экспертизы – точное определение пространственного положения восстановленных по голограммам точек и расстояний между ними, в частности при установлении по представленным следователем фотоснимкам механизма и пространственно-временных характеристик дорожно-транспортного происшествия.
В отличие от оптической, позволяющей исследовать только полированные объекты, голографическая интерферометрия дает возможность анализировать шероховатые криминалистические объекты, которых, разумеется, большинство. Так, с помощью топографии удается выявить невидимые следы, оставленные ногами преступника на напольных покрытиях. После того как по ковру или другой толстой ткани, устилающей пол, прошел человек, на поверхности остаются совершенно неразличимые вмятины – следы ног. Они очень медленно «заплывают» по мере того, как волокна ткани или ворсинки ковра распрямляются. Если в это время на одну и ту же светочувствительную пластинку с небольшим интервалом зарегистрировать две голограммы обследуемого участка пола, то окажутся запечатленными те ничтожные различия, которые образовались в результате распрямления волокон или ворсинок. Для этих целей разработана переносная голографическая камера на рубиновом квантовом генераторе.
При голографировании быстропротекающих (например, взрывных) процессов нужны очень короткие выдержки. Здесь используются специальные установки с импульсным рубиновым лазером. Поэтому становится возможным, например, анализ изменения плотности газа в ударной волне за пролетающей пулей при производстве судебно-баллистической экспертизы.
Важное направление голографической интерферометрии – установление групповой принадлежности стекла, керамики и различных пластических масс. Исходной предпосылкой служит то, что две части одного предмета, обнаруженные в разных местах (например, на месте происшествия и при личном обыске подозреваемого), если они изготовлены из одного и того же материала, не должны иметь существенных отличий в распределении интерференционных полос на восстановленном изображении. Метод дает хорошие результаты при исследовании поверхности бумаги в ходе технической экспертизы документов. Поскольку при подделке нередко прибегают к травящим веществам, изменяющим физические свойства бумаги, метод двух экспозиций с импульсным лазером в качестве источника излучения позволяет выявить конкретный участок фальсификации документа.
Аналогичные задачи решаются и при установлении факта подделки номеров на различных изделиях и деталях: огнестрельном и холодном оружии, основных агрегатах и узлах автомобилей и др. Набивка номерных знаков с помощью штампов вызывает локальные изменения свойств материалов. При проведении исследования методом голографической интерферометрии возникшие изменения будут проявляться в виде скачков полос интерференционной картины на изображении объекта. Грамотный выбор условий голографирования позволяет восстанавливать удаленные номерные знаки.
Голографическая интерферометрия обеспечивает идентификацию плоского стекла по интерференционной картине на его оптических неоднородностях в отраженном лазерном свете. Поддаются анализу стеклянные осколки при отсутствии общей линии разлома и неизвестной взаимной ориентации в пространстве.
Заметное место в криминалистике, особенно в фототехнической экспертизе, занимает оптическая обработка изображений. Она обеспечивает усиление мелких деталей и четкости изображения, исправление дефокусированного (нерезкого) негатива. Отождествление по динамическим следам нередко вызывает большие трудности из-за нечеткости трасс, образовавшихся при совершении расследуемого преступления. В таких условиях их сравнительное сопоставление с экспериментальными следами, образованными проверяемыми объектами в идеальных условиях, не обеспечивает убедительных результатов. Не могут здесь помочь и традиционные фотографические методы обработки изображений. Голографические методы весьма полезны в практике трасологических и судебно-баллистических экспертиз, когда фоновые помехи мешают выделить, проанализировать и сравнить признаки, отобразившиеся в следах.
Их суть состоит в перераспределении информации в изображении путем пространственной фильтрации его спектра. Поскольку информативная часть изображения и искажающие ее помехи имеют различные пространственные частоты, можно уменьшить помехи, воздействуя на спектр фильтром, ослабляющим или полностью экранирующим те или иные его зоны. После фильтрации сравнительное сопоставление фотоснимков следа скольжения, обнаруженного на месте происшествия и экспериментального, утверждает в выводе, что они оставлены орудием, изъятым у подозреваемого.
Традиционные методы экспертизы оттисков печатных форм (типографские и машинописные тексты, клише, штампы, клейма и т.п.), хотя и дают неплохие результаты, полностью удовлетворить практические потребности пока не могли. Так, эти методы не позволяют решать идентификационные задачи при малом количестве исследуемых знаков, не способны идентифицировать новые, особенно электрические, пишущие машинки, цифропечатающие устройства и принтеры. Они не дают точных критериев для определения очередности листа одной закладки и решения некоторых неидентификационных задач. Здесь тоже оптимальны топографические методы, основанные на сравнении дифракционных спектров отдельных литер печатных форм, освещенных лучом лазера. Гарантируемые результаты вполне удовлетворительны. Так, надежность идентификации новых пишущих машин при малом объеме исследуемого материала повышается до 95%.
В практической деятельности судебных экспертов повседневно возникает необходимость распознавать и отождествлять различные объекты: орудия взлома, инструменты, портреты, следы, запечатленные на фотоснимках; машинописные тексты, оттиски печатей и штампов, подписи и др. Визуальный анализ этих объектов даже с использованием специальных технических средств – довольно трудоемкое занятие. Более того, выявляются, как правило, макроскопические признаки, а особенности более тонкого порядка учитываются экспертом при формулировании заключения далеко не всегда.
В связи с этим совершенно необходима опора на методы оптической обработки информации, в частности на распознавание образов. Наиболее распространенный подход к решению этой проблемы заключается в обнаружении интересующего образа и определении, его места в исследуемом изображении.
Голографическое моделирование способствует осуществлению криминалистической идентификации трасологических объектов (по следам разруба, разреза, скольжения, отжима, откуса, удара на дереве, металлах, пластмассах и т.д.). Оно главным образом сориентировано на создание пригодных для сравнительного исследования отпечатков идентификационного поля. Фотоснимки, слепки, оттиски тоже пригодны, но лучшие результаты моделирования обеспечивает голографический метод фиксации вещественных доказательств. Голографическое моделирование позволяет достоверно, объективно и экономно решать экспертную задачу идентификации орудий по линейным следам, признаки которых зафиксированы в профилограммах. Отождествление проводится с помощью голографических согласованных фильтров.
В трасологии и судебной баллистике часто фигурируют следы скольжения или давления с очень мелким рельефом. Количественные характеристики и расположение деталей рельефа представляют собой, как правило, совокупность признаков, необходимую для вывода о наличии или отсутствии тождества. В этой связи весьма перспективно голографическое профилирование следов, позволяющее получить четкое представление обо всех признаках рельефа и микрорельефа. Важно, что такое профилирование обеспечивает изучение объемных особенностей рельефа следов.
Все большее применение находит голография в осуществлении мероприятий, направленных на предотвращение преступных посягательств. Так, специализированная американская фирма внедрила метод идентификации драгоценных камней по их лазерным отпечаткам, вполне однозначно характеризующим конкретные камни. Отпечатки представляют собой снятую на цветную пленку дифракционную картину, возникающую при облучении гелий-неоновым лазером ограненной поверхности драгоценного камня: алмаза, изумруда, сапфира, шпинели и др. Поскольку практически не существует двух камней с полностью идентичной огранкой, полировкой и набором дефектов, то такие голограммы законодательно закреплены для идентификации драгоценных камней.
В картотеке фирмы хранятся сотни тысяч голограмм разных драгоценных камней. Каждая из них похожа на фотографию звездного неба – множество светлых точек на темном фоне. Так регистрируется каждый вновь ограненный камень, после чего специальный компьютер измеряет углы и расстояния между светлыми точками и сравнивает их с изображениями, хранящимися в его памяти. Иногда для отождествления камня достаточно десяти точек. Эта система позволяет не только идентифицировать похищенные драгоценные камни. Она дает возможность убедиться, что ювелир возвратил именно тот камень, который был ему передан для чистки или изготовления оправы, а также распознать поддельные камни, имеющие совсем не такие отпечатки, как натуральные, поскольку условия их образования и химическая структура различны. Голографическая система идентификации драгоценных камней доказала свою надежность и эффективность.
Разработка и внедрение подобной системы в Российской Федерации, безусловно, имели бы самое положительное значение. В такую централизованную голографическую картотеку необходимо внести лазерные отпечатки камней, хранящихся в Алмазном фонде, Золотой комнате Эрмитажа и других государственных и частных собраниях, а также в культовых учреждениях; отпечатки натуральных драгоценных камней, изготавливаемых на отечественных гранильных и ювелирных фабриках. Это обеспечит идентификацию камней при их обнаружении после хищения, в незаконном владении, при попытках контрабандного вывоза за границу и в других случаях. Профилактическая ценность данной системы, думается, быстро окупит материальные затраты, которые потребуются для ее внедрения. Регистрацию драгоценных камней следовало бы организовать в рамках учетной системы «Антиквариат», направленной на обеспечение сохранности отечественных исторических и культурных ценностей.