Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности
Научные основы портретной идентификации
Криминалистическое отождествление человека по признакам внешности является отраслью криминалистической техники, включающей в свой предмет изучение, систематизацию, оценку признаков внешности с целью разработки приемов и методов идентификации личности.
Первые работы по созданию научной методики идентификации человека по признакам его внешности начинают появляться во второй половине прошлого века.
В 80-х годах XIX столетия французский криминалист А. Бертильон создал специальную методику описания признаков внешности человека, названную им «словесным портретом». В последствии признаки внешности стали использоваться также в фотопортретной идентификационной экспертизе.
Индивидуальность внешности человека - габитоскопия (от лат. habitus – внешний облик человека, его конституция, телосложение и греч. skopeo – рассматривать), или габитология, отрасль криминалистической техники; учение о внешнем облике человека – это научная основа портретной экспертизы и метода словесного описания внешности человека. Словесный портрет представляет собой систему описания внешности человека в целях его идентификации по внешним признакам. Она применяется в криминалистической регистрации, для розыска скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, в ходе экспертного отождествления живых лиц и трупов.
Предмет габитоскопии – свойства внешнего облика человека, его элементы и признаки, закономерности их запечатления, собирания, систематизации. Под внешним обликом человека понимается совокупность зрительно воспринимаемых внешних данных. Элементы внешнего облика - отдельные органы и области тела в целом или их части (голова, туловище, лицо, уши, лоб и др.), функциональные проявления, а также предметы одежды и некоторые сопутствующие вещи (костыли, трости, зонты и др.). Внешний облик характеризуется анатомическими и функциональными признаками, приметами одежды и других предметов. Среди них выделяются только некоторые особые или броские приметы – редко встречающиеся врожденные или приобретенные признаки, расположенные на открытых частях тела, легко обнаруживаемые («бросающиеся в глаза» - отсюда «броские») и запоминающиеся. Степень устойчивости внешних признаков различна: наиболее устойчивы анатомические признаки.
Правила словесного описания внешнего облика человека. писание ведется в определенной последовательности с использованием унифицированной терминологии, основанной на данных анатомии и антропологии, с подразделением описываемых признаков на две группы: анатомические (рост, телосложение, форма головы, черты лица и т.д.) и функциональные (походка, осанка, мимика и др.).
Особое значение придается признакам, присущим только данному человеку или во всяком случае небольшой группе людей, именуемым особыми приметами (татуировки, анатомические аномалии, шрамы и др.). Анатомические признаки описываются по величине, положению, размеру, форме, цвету; признаки лица описываются в двух положениях: анфас и правый профиль. Величину признака определяют в относительном выражении (в сопоставлении с другими частями лица, тела): очень большой, большой, средний, малый, очень маленький. Для описания формы пользуются геометрическими терминами: прямой, выпуклый, вогнутый, овальный и другие.
Внешность человека под воздействием различных факторов (болезни, травмы, старости) может подвергнуться изменениям, однако эти изменения, как правило, не охватывают значительного количества признаков и в большинстве случаев не исключают возможности установления тождества. Внешние признаки обладают различной степенью устойчивости. Наиболее устойчивыми являются анатомические признаки.
Идентификационная ценность отдельных признаков определяется не только устойчивостью, но и частотой их встречаемости у разных лиц. Чем реже встречается тот или иной признак, тем выше его идентификационная ценность, поскольку для образования индивидуальной совокупности требуется меньшее их количество.
Одним из основных направлений использования признаков внешности является экспертная портретная идентификация. При ее проведении наряду с визуальными установлением совпадений или различий в признаках, для объективной их регистрации применяют целый ряд дополнительных приемов, таких как частичное наложение (т.е. наложение фрагмента фотоснимка лица одного человека на фотоснимок другого). Система исследований под названием «алгоритм графический идентификационный (АГИ)», основанный на законах проективной геометрии, позволяет детально проанализировать всю совокупность количественных характеристик изображения.
Признаки внешнего облика человека, используемые в криминалистической практике
В габитоскопии выделяются субъективные и объективные отображения внешнего облика человека. Субъективные отображения имеют несколько разновидностей.
Мысленный образ, т.е. относительно устойчивый, возникающий в сознании образ явления (или предмет), который в данный момент не воздействует на органы чувств (не воспринимается), используется на практике либо непосредственно (например, при опознании очевидцем преступника), либо после его воспроизведения (актуализации) в материальной форме - в виде субъективного отображения: описания, портрета, пластической реконструкции по черепу.
Словесное описание. Криминалистической практике известны упорядоченные описания, т.е. составленные по определенным правилам (словесный портрет и др.), и произвольные - составленные без учета заранее установленных правил.
К упорядоченным относятся и знаковые описания, в которых наименования элементов и их признаков выражены символами - цифрами, буквами или иными, заменяющими их знаками.
При составлении словесного портрета необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Элементы внешности приводят в последовательности: пол, возраст, телосложение человека, его голова, шея, плечи, спина, грудь, живот, руки, ноги. Далее указывают функциональные элементы : привычную позу, походку, мимику, жестикуляцию, бытовые привычки и специальные привычки. Затем отражают элементы одежды и мелких носильных вещей. Каждый элемент сначала характеризуют в целом, а потом по составляющим его частям.
2. Словесный портрет составляют применительно к так называемому нормальному положению головы и состоянию внешности. При нормальном положении головы козелок ушной раковины и нижние края глазниц описываемого лица находятся в одной горизонтальной плоскости с глазами составителя портрета (вместо козелка при составлении словесного портрета по черепу приминают во внимание ушное отверстие).
Нормальное состояние внешности – устремленный взгляд, отсутствие напряжения мышц лица, волосяной покров и одежда обеспечивают беспрепятственное обозрение ушных раковин и иных неоволосенных участков головы, отсутствие косметики на лице. В случае ношения очков предполагается в них и без них. Описание ротовой области должно быть произведено при привычном положении нижней челюсти и при сомкнутых челюстях.
Функциональные признаки описывают в процессе действий человека: ходьбы, беседы и т.д.
3. Внешность человека в целом и ее элементы подлежат описанию спереди (анфас) и сбоку (в правый профиль). В необходимых случаях для фиксации важных элементов и признаков внешности тело, лицо и т.д. описывают с других сторон.
Во внешнем облике должны быть выделены особенности или особые приметы.
Словесным портретом называют также описание внешности определенного лица, к примеру словесный портрет 3.
Словесный портрет – это изображения лица фигуры человека, изготовленные в соответствии с представлением очевидца о внешности изображаемого человека. В изготовлении портретов желательно участие специалиста: художника, криминалиста, антрополога. Портретное сходство субъективного изображения с внешним обликом удается достичь, если очевидец запомнил характерные, броские признаки, доминирующие во внешности наблюдавшего им лица. Кроме того, практике известны портреты погибших, созданные по фрагментам их лиц или по черепу. В основном применяются рисованные, композиционно-фотографические («фотопробы») и композиционно-рисованные портреты.
Рисованные портреты. К ним условно относятся живописные (выполненные красками) и силуэтные портреты, вырезанные из бумаги и других материалов.
Композиционно-фотографические портреты (или составной, «синтетический» фотопортрет, «фоторобот») представляет собой композицию изображения человека, как правило, его лица или фрагментов фотоизображений других лиц.
Композиционно-рисованные портреты (или составные рисованные портреты) изготовляются из стандартных рисунков (вариантов элементов лиц) как по показаниям очевидцев, так и по поврежденному лицу умершего, черепу человека.
Пластическая реконструкция представляет собой восковую или гипсовую композицию мягких тканей головы или лица, создаваемую на черепе по специальной методике. В реконструкции лица находят отражение многие внешние признаки (возраста, пола, расовой принадлежности, а также размеры, форма различных элементов лица), во многих случаях достаточные для портретного сходства с лицом умершего. Пластические реконструкции осуществляют антропологи или криминалисты, имеющие антропологическую подготовку, в лабораторных условиях (главным образом в Экспертно-криминалистическом центре МВД России в Институте антропологии и этнографии МГУ им. М.В. Ломоносова, в Экспертно-криминалистическом центре МВД РФ и ГУ МВД РФ субъектов Федерации).
Объективные отображения внешнего облика человека также имеют ряд разновидностей. Целесообразно рассмотреть их подробно.
Фотографические изображения. Для криминалистических целей наиболее предпочтительны фотоснимки лиц, изготовленные по правилам сигналитической (приметоописательной) съемки. Однако в практике раскрытия и расследования преступлений нередко используются любительские фотоснимки или даже их репродукции. Они, как правило, менее содержательны по совокупности отображенных признаков внешности. Репродукции всегда хуже оригиналов по качеству, поскольку на них часто бывают утраченными мелкие детали. Особенно страдает качество небольших по размерам репродукций, а также репродукций с линейной структурой изображения (типографических, фототелеграфных и др.). На телевизионном изображении человека и его снимках зачастую бывают изображены пропорции лица, фигуры и их криминалистически значимых элементов.
Кино и видеоизображения не отличаются по своим характеристикам от фотоснимков, но они передают внешние функциональные признаки человека.
Ренгеноснимки и флюограммы организма человека содержат силуэтные (контурные) не всегда достаточно четкие изображения элементов внешности. Однако на них могут быть отражены признаки болезни, травм.
Слепки лица умершего (посмертные маски), а иногда других частей тела в целом точно передают признаки элементов внешности, однако на них неадекватно отображаются признаки окологлазных областей и ушных раковин. Надо также учитывать, что слепки лица трупа передают анатолитические признаки в из посмертном (измененном) виде, который может отличаться от пожизненного.
Костные останки в известной степени отражают соответствующие признаки внешности, что позволяет достаточно полно восстанавливать облик человека визуально либо путем пластической или графической реконструкции.
Предметы и следы. Одежда и мелкие носильные вещи отражают многие анатомические и функциональные характеристики человека. На физический недостаток указывают очки, на вредные привычки - курительные принадлежности и т.д. В следах нередко отражаются общефизические характеристики человека, некоторые анатомические и функциональные признаки. Так, богатая информация может содержаться в следах ног (о поле, возрасте, росте, особенностях обуви, походке человека, его состоянии и др.).
Использование «словесного портрета» в следственной и оперативно-розыскной практике
Данные о внешнем облике скрывающегося преступника имеют важное, а порой и решающее значение для установления его личности. Однако, зафиксированные посредством описания в виде так называемого словесного портрета, они всегда создают убедительное представление о том, как на самом деле выглядел неизвестный правонарушитель. Это происходит потому, что особые приметы встречаются редко, и очевидцы, потерпевшие чаще всего характеризуют признаки внешности скрывающегося как обычно, нормальные, средние. Порою им бывает трудно описать разыскиваемого, и тогда процесс установления его личности затрудняется. В таких случаях существенную помощь оказывает субъективный портрет, то есть изображение лица, фигуры человека, создаваемое по высказываниям запомнивших его людей.
Субъективные портреты удобны тем, что дают наглядно-образное представление о внешности человека, даже если в его облике нет ничего характерного. Они в большинстве случаев более полно отражают внешность, чем словесные портреты, поскольку их создание не связано с необходимостью точно и однозначно описывать все признаки.
Процесс создания субъективных портретов находится под постоянным зрительным контролем очевидца, максимально мобилизует опознавательные способности человека, а потому и позволяет более точно отразить все, что смогло удержаться в памяти.
Субъективные портреты обычно изготавливаются специально подготовленными сотрудниками с использованием технических средств. Необходимые уточнения и исправления вносятся в комбинированное изображение путем дорисовки и ретуши. И все же, не смотря на конструктивную несложность комплектов и сравнительно простую методику обращения с ними, работать над изготовлением портретов должны лишь сотрудники, прошедшие определенную подготовку.
Поисковые мероприятия с использованием субъективного портрета чаще всего не ограничиваются территорией, обслуживаемой органами внутренних дел, по инициативе которого составлен портрет. В этой связи возникает необходимость привлекать соседние ОВД, а также подразделения ГУ МВД РФ, по субъекту других регионов с учетом мест возможного появления разыскиваемого. В случаях, предусмотренных действующими нормативными актами, репродукция направляется в ГУУР МВД РФ для опубликования в бюллетене оперативно-розыскной информации. Этот вопрос решается руководством ОУР, УУР, ГУ МВД РФ по субъекту.
Целесообразно направлять субъективные портреты в седьмые подразделения для ознакомления их сотрудников с внешностью и приметами лиц, подлежащих установлению, и выявления таковых среди объектов, попавших в поле зрения этих подразделений.
В настоящее время аппаратами уголовного розыска накоплен определенный опыт привлечения администрации различных учреждений и предприятий к поисковой работе с использованием субъективных портретов. Чаще всего к такой работе привлекается администрация школ, предприятий общественного питания, а также сотрудники отделов охраны, кадров промышленных предприятий и работники пассажирского транспорта. Неоправданно редко привлекается администрация общежитий, вузов и др.
В ходе работы по раскрытию тяжких преступлений установлению личности преступников способствуют средства массовой информации - местные газеты, на страницах которых помещаются репродукции субъективных портретов, и телевидение, демонстрирующее их в информационных программах, сопровождающихся дикторским текстом о приметах разыскиваемого лица.
После составления субъективного портрета параллельно с организацией его использования целесообразно осуществить меры по сопоставлению сведений о внешности преступника с информацией, накопленной в автоматизированных банках данных (АБД). Практика свидетельствует, что собранная при составлении субъективного портрета информация о чертах внешности преступника отличается высоким уровнем достоверности, вследствие чего неоднократно имели место факты выявления преступников среди лиц, взятых на учет в АБД. При получении из АБД сведений на группу лиц, чьи приметы совпадают с признаками лица, изображенного на субъективном портрете, необходимо их фотоснимки предъявить для опознания очевидцам, с участием которых составлялся субъективный портрет.
Наиболее эффективно субъективные портреты используются оперативным составом в ходе личного сыска. Применение субъективных портретов патрульно-постовой службы наиболее эффективно при раскрытии таких преступлений, как разбои и грабежи.
Положительные результаты использования субъективных портретов достигаются при их проверке по различным оперативным учетам. Причем наибольший успех приносит это мероприятие по таким видам преступлений, как изнасилования, развратные действия, мошенничества, по которым практические работники длительное время ведут коллекции фотоснимков.
Необходимо использовать возможности дежурных частей полиции органов внутренних дел, куда доставляются задержанные граждане.
Практика показала, что имеется определенная зависимость между местом применения субъективного портрета, видом преступления, для раскрытия которого он составлялся, а также перечнем лиц, которых с одной стороны, знакомят с субъективным портретом, с другой - среди которых с его помощью выявляется преступник. Обобщение этих данных позволило выделить типичные ситуации применения субъективных портретов, которые приведены ниже.
Изложенные выше рекомендации охватывают основные организационные меры, ряд типичных ситуаций по тактике применения субъективных портретов. Использование таких портретов для раскрытия преступлений не должно носить шаблонного характера. Выработке начал творческого поиска эффективных форм и методов установления преступников по субъективным портретам могут способствовать настоящие методические рекомендации.
Необходимо также подчеркнуть важность формирования у работников органов расследования устойчивых навыков работы с субъективными портретами. В этих целях руководителям подразделений целесообразно организовать регулярные занятия с личным составом, используя практику своего подразделения по использованию субъективных портретов, анализируя как положительные, так и отрицательные результаты.
Использование цифровой фотографии в расследовании преступлений
Назначение электронной фотографии - это получение электронными методами отдельных изображений на экране монитора или отпечатков (жестких копий) на обычной бумаге (полученных, например, методом электрофотографии), либо на фотобумаге, когда электронное изображение преобразовывается в оптическое, а далее идет традиционный фотографический процесс (фотопечать и лабораторная обработка). Электронную фотографию условно подразделяют на видеофотографию и цифровую фотографию.
Цифровая фотография широко используется при производстве следственных действий, экспертных исследований, при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Электронные изображения следов и объектов, полученные в ходе исследований, используются как материалы, иллюстрирующие заключение эксперта; еще чаще снимки, полученные с помощью цифровых аппаратов, являются приложениями к протоколам следственных действий, главным образом - осмотра места происшествия.
Однако важное достоинство цифровой фотографии, о котором упоминалось выше, -возможность коррекции изображения при выводе его на дисплей или при изготовлении отпечатка - создает в то же время определенные трудности в решении принципиального вопроса: можно ли использовать цифровую фотографию при расследовании преступлений? Очевидно, что на снимках, используемых в качестве приложений к протоколу следственного действия, то есть иллюстраций к протоколу, должны совершенно точно, без каких-либо искажений передаваться внешний вид объекта, картина того или иного события и т. д. Это в полной мере относится и к снимкам, которые изготавливает эксперт для иллюстрации хода и результатов проводимого им исследования. Если в результате применения цифровой фотографии изображение объекта на экране монитора или на отпечатке будет неадекватным его подлинному внешнему виду, использовать такое изображение в уголовном деле в качестве доказательства (в том числе и как иллюстрацию к доказательству) нельзя.
Цифровая фотографическая техника правомерно является одним из технических средств фиксации следов преступления и вещественных доказательств.
Цифровое изображение - это последовательность цифровых данных, записанных на диск. Файл содержит не только само изображение, но и техническую информацию, записанную цифровой камерой, о режимах съемки, настройках самой камеры, сведения о производителе и модели, серийный номер камеры, порядковый номер снимка по внутреннему счетчику, дату и время съемки. Некоторые модели камер позволяют записать географические координаты места съемки.
При любом изменении файла эта информация пропадает и заменяется технической информацией программы, которая замещала этот файл. Поэтому при исследовании измененных цифровых изображений есть возможность установить, каким образом был создан тот или иной файл; иными словами, является ли изображение, полученное цифровой камерой, оригиналом или результатом работы компьютерной программы.
Оригинальное изображение, зафиксированное цифровой камерой на карте памяти, будет выполнять ту же роль, что и негатив в обычной фотографии.
Для защиты информации, зафиксированной цифровой видеокамерой (современные цифровые фотокамеры могут записывать и видеоизображения), возможно также использование технологии речевой подписи (РП). Суть технологии РП заключается в компьютерном преобразовании речевого сигнала или любого другого акустического сигнала в изображение с последующим его нанесением на плоскую поверхность любого материала, которая при обратном введении в компьютер с помощью сканера и специальной обработки вновь преобразуется в речевой сигнал.
В настоящее время в деятельности правоохранительных органов используется цифровая фотографическая аппаратура, в основном предназначенная для общей (бытовой) фотографии.
При получении изображений с использованием цифровых технологий выполняется целый комплекс операций. Обработка изображений, полученных при производстве следственных действий и экспертных исследований, требует использования соответствующих процедур, которые обеспечивают адекватность изображения. Применение недопустимых процедур, позволяющих получать непропорциональные деформации изображения или его частей, искажения цветового баланса, художественную стилизацию изображения, то есть могущих существенно изменить изображение, было бы грубым нарушением уголовно-процессуального закона.
В тексте протокола или заключения эксперта должно отражаться следующее :использованное цифровое устройство ввода с указа нием наименования модели (марки) аппарата, марки объектива, кратких технических характеристик; условия и способ фиксации (освещение, светофильтры, специальные режимы); название и версия прикладной программы управления устройством ввода; исходные характеристики файлов с изображениями: размеры (в К, МЪ), графический формат, разрешение, цветовой режим (RGВ, ОгеуSса1е и др.); название и версия графического редактора, использованного для подготовки иллюстраций; описание процедур обработки изображения с указанием параметров изменений яркости, контраста, цветового баланса; названия, характеристики, последовательность использования специализированных графических фильтров; описание процедур компьютерного сравнения фрагментов изображений; название и версия текстового редактора, использованного для верстки протокола или заключения эксперта; параметры печати, тип и марка использованного принтера.
При проведении следственных действий на заключительном этапе составления протокола, в тех случаях, когда применялась цифровая фотография, фототаблица-приложение к протоколу следственного действия должна быть изготовлена в соответствии с требованиями ст. 166 УПК РФ и с учетом особенностей получения и использования цифрового изображения. Фототаблица изготавливается до окончания следственного действия с использованием комплекса технических средств, имеющихся в органах предварительное следствие и дознание. Фототаблица также, как и протокол, подписывается всеми участниками следственного действия, с указанием даты и времени изготовления. К протоколу прилагается носитель электронного изображения (соответствующим образом упакованная карта памяти, причем упаковка должна исключать несанкционированный доступ к изображению).