Государство и право Японии
Древняя Япония
Процесс формирования государства
Япония - это островное государство, состоящее из четырех крупных островов: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, ее территория составляет 377929, 99 км2, протяженность береговой линии - 3300 км. Природно-географические условия благоприятны для развития сельского хозяйства и морского рыболовства, однако в Японии имеется множество вулканов, из-за чего постоянно происходят землетрясения.
По мнению многих исследователей, древние японцы принадлежали к северной группе (урало-алтайской), включающей финнов, гуннов, цунгусов и монголов и др. Другие исследователи предполагают, что японцы произошли из шести этнических групп: африканские народы (негроидная раса), бывшие айны, коренные японцы, индонезийцы (Индонезия), индокитай (Индокитай) и Ханьцы. Большинство исследователей считают, что предки древних японцев, как и предки древних корейцев, - это тунгусы.
Древнее японское общество пережило три периода до основания государства: Дзёмон, Яёй и Кофун.
Древнее японское общество возникло в период Дзёмона (13000 г. до н.э. - 300 г. до н.э.), тогда первые жители начали создавать земледельческие общины, постепенно развивать охоту и рыболовство. В основном они проживали в северной части Хонсю и далее к северу.
Второй период - Яёй (300 г. до н.э. - 250 г. н.э.). Сельское хозяйство активно развивалось и стало играть решающую роль в жизни древних японцев. Они в основном проживали в южном регионе Кюсю и в центральном регионе Хонсю. В конце этого периода начал происходить культурный обмен между японцами и китайцами (династии Хань и Вэй).
Многие исследования показывают, что Япония начала оформляться как государство в период Яёй, когда ирригационная деятельность потребовала объединения в общины.
Таким образом, государство образовалось по двум причинам: первая связана с социально-экономическим развитием, появлением частной собственности; вторая - это социальная дифференциация и формирование классов.
Когда социальные конфликты не могли быть разрешены противоборствующими сторонами, государство возникло как посредническая организация, регулирующая конфликты в обществе. Однако эта теория не очень соответствует зарождению других восточных государств, например Китая, Месопотамии, Египта и Индии. Из того, что основой их экономики являлось сельское хозяйство, следовало, что собственность принадлежит всему обществу. Рабства не было, поскольку не было и дифференциации в обществе. Но эти государства появились примерно на 2000 лет раньше, чем Западная Греция и Римская империя. Зарождение государственности в Японии было основано не на сельском хозяйстве, а на ирригационной деятельности. И если первые страны на Востоке были расположены в бассейнах крупных рек (Китай - в бассейнах рек Хуанхэ и Чанцзян; Индия - в бассейнах рек Ганг и Индий; Египет - в бассейне Нила; Месопотамия - в бассейнах Евфрата и Тигра), то из-за этих социальных и географических условий зарождение государственности в Японии вполне обосновано.
Третий период - Кофун (250-538). В первые годы нашей эры племена часто сталкивались в борьбе за территории. В начале четвертого века племя Ямато (также известное как Ямато-но-Фухито - Дай Хоа) объединило Японию, и вождь племени стал коронованным императором (Тенно). Хотя существует много противоречий, также есть свидетельства, что Япония как государство впервые появилось в период Асука, в преддверии периода Ямато.
Древнее японское общество и реформа Тайки
С периода Яёй японское общество начало делиться на классы. Это было связано с развитием экономики, ведущим к быстрому формированию частной собственности. Войны между племенами привели к тому, что победители получили больше земли и ресурсов. Сформировавшаяся аристократия отобрала власть у общины и превратила Японию в феодальное общество с растущей политической властью элит. В это время возникли многие маленькие королевства.
Тем не менее наличие классов наиболее четко просматривается в период Ямато. Социальная структура общества основывалась на родовом режиме. Правительство Ямато разделяло население в соответствии с системой Беминсея (основанной на классовом разделении) и режимом Бемина. Частная собственность быстро формировалась и развивалась. Аристократия была не однородна, можно было выделить несколько сословий (тадокоро).
Кроме того, процветали и другие сословия (какибе - хор). В богатых семьях часто были рабы (якко, нуи).
Гражданский режим сформировал древний японский общественный строй с довольно полными классовыми структурами.
Общество делилось на три сословия: граждане, средний класс и рабы.
Граждане - это члены плёмен, аристократы и свободные люди.
Крестьяне - это люди, зависевшие от аристократии. Их положение было сходно с положением рабов, за одним исключением - их нельзя было убить безнаказанно. Кроме того, в эту социальную группу входили выходцы из Китая и Северной Кореи. Но они должны были жить в определенных для них районах.
Рабы - это военнопленные или должники, которые обязаны были платить по долгам. Рабы считались собственностью рабовладельцев.
Социальная организация Ямато была основана на власти, которой обладали семьи или роды. Главой рода являлся религиозный деятель. Территория была разделена на административные единицы - районы, а общество было организовано по профессиональным группам, в основе своей состоявшим из земледельцев.
Но были и ремесленники, например, рыбаки, ткачи, гончары...
Человеком, завершившим формирование классов в японском обществе, был принц Шотоку (Shotoku Taishi, 574-622). В дополнение к построению четкой классовой системы в 604 г. он разработал Конституцию из 17 статей, обеспечившую формирование централизованного правительства. В ст. 12 Конституции он четко определил, что в одной стране не может быть двух верховных правителей, и власть короля являлась высшей властью для народа на территории всего государства1.
После смерти принца Шотоку Япония вступила в гражданскую войну. Шла борьба за власть. В 645 г. принц Ту Ку (Hieu Duc) был коронован как император и назначил дату Тайхо (Великой Перемены). В начале нового года Император Тайхо издал закон, включавший четыре статьи:
Статья 1. Отчуждение частной собственности на землю происходит от имен наследников, сельских вождей и других собственников в пользу государства. Вместо этого правительство будет выдавать землю в пользование любому лицу, которое имеет звание деревенского вождя (Дайбу) или выше.
Статья 2. Создание столицы государства под названием Кинай и назначение губернаторов. Административное деление страны на области и уезды, назначение людей для их управления.
Статья 3. Установление регистрации населения и правил проведения переписи, а также справедливое перераспределение площадей обрабатываемых полей и назначение глав деревень.
Статья 4. Отмена старых налоговых обременений для создания более справедливой налоговой системы, основанной на размере площади обрабатываемых земель.
Отдельная налоговая система должна применяться к домашним хозяйствам, которые разводят лошадей, производят оружие и обеспечивают продовольствием тех, кто служит государству, в зависимости от количества домашних хозяйств в каждом округе.
Таким образом, основным содержанием реформы Тайхо являлась национализация земли. Свободные люди могли использовать землю для сельского хозяйства. Жители старше шести лет могли обрабатывать землю. Мужчины получали 0,3 акра, а женщины - 0,2 акра. Каждые пять лет площади культивируемых земель пересматривались.
Налоговый режим являлся одним из важнейших элементов реформы Тайхо. Те, кто получал землю, должны были платить налоги трех видов: земельный налог (Sho), выплачивавшийся зерном, трудовой налог, выплачивавшийся трудом (Yoeki), или товарный налог, выплачивавшийся производимыми товарами (Yo). Дети и люди, достигшие 65-летнего возраста, не должны были платить трудовой и товарный налоги, но они могли свободно пользоваться инструментами для производства.
Согласно закону, аристократия могла получить государственную землю в соответствии с титулом, должностью и заслугами. Площадь земельного участка зависела от качества произведенных продуктов. Рабочим земля предоставлялась на постоянной основе.
Согласно исследованию Нгуен Нам Тран, реформа Тайхо состояла в следующем:
Указ Тайхо, названный «Кайшин но Микотонори» (указ о реформе), был создан во второй год правления (646 г.). Он включал 4 статьи. Этот документ имел большое значение с точки зрения его содержания.
Знатные семьи назывались Какибе, их усадьбы - Тадокоро.
Все усадьбы перешли в собственность государства. Взамен бывшие собственники получали оплату, которая называлась Джикифу или Хехито.
Знатные люди делились на классы, высшие получали оплату, низшие получали Фухаку (оплата тканью).
Статья 1. Отмена частной земельной собственности у аристократии, королевских и знатных семей. Раньше королевские семьи были главным классом в обществе, их называли наширо и коширо, а крестьяне именовались мийяке.
Статья 2. Перепланирование административных областей для обеспечения соблюдения центральной власти.
Статья 3. Составление реестра актов гражданского состояния и бухгалтерских книг, организация восстановления и распределения возделываемых полей / площадей.
Статья 4. Применение единого налогового режима.
Очевидно, что реформа Тайхо являлась важным шагом на пути создания основы централизованной власти. После реформы правительство Ямато сосредоточилось на создании большего количества административных единиц для расширения территории, таких как Хокурику (Фукуи, Исикава, Тоясма и Ниигата), покоряя Эмиши, создавая Деванокуни и Охуминокуни (VIII в.).
Реформа Тайхо представляла собой отдельный период развития Японии. После реформы японское государство установило новый порядок и новые органы государственного управления.
Следует отметить, что японское общество сформировало характеристики феодальных производственных отношений, потому что основой собственности являлась земля и сами отношения между феодалами и мелкими землевладельцами (крестьянами) строились на основе собственности на земельные участки.
Начиная с IX в. территория Японии была в состоянии феодальной раздробленности. Император существовал номинально и более не являлся источником власти, объединявшим всю страну.
Постепенно был сформирован «Дворцовый» режим. К X в. централизованная власть начала ослабевать. К XII в. феодалы начали создавать Shôen (укрепленные поместья / дворцы). Чтобы укрепить власть, феодалы постоянно воевали. Самые известные сражения происходили между двумя знатными семьями Минамто и Тайра. Минамото Но Ёритомо стал первым, кто построил дворец (частную администрацию) в Камакуре, кроме того он стал основателем военного феодализма в Японии.
Организация государственного аппарата
В соответствии с Законом Тайхо (Великим законом) 701 г. Япония представляла собой объединенное централизованное государство, обеспечивавшее правоприменение и создававшее Кути - административные единицы: центральное правительство, управлявшееся губернатором (кокуши); Кори - районы, управлявшиеся местными лидерами из мелкой аристократии (гунджи); Деревни, состоявшие примерно из 50 домов и управлявшиеся духовным лидером.
После Законов Тайхо Закон Йоро от 718 г. усовершенствовал административный режим Японии. И хотя сами законы Тайхо были утеряны, согласно исследованиям некоторых ученых, таких как Нгуен Нам Тран, Дэвид Джон Лу, административная система Японии в этот период вполне ясна.
В состав государственного правительства входили министерства по делам религии, по административным вопросам. Была основана бюрократическая система (ичидай), административная система (хасхо), занимавшаяся вопросами различных социальных сфер, и дворцовая гвардия (гоефу).
Главой министерства по делам религии являлся Бог Чудес (Цзинджи Кан), отвечавший за ритуалы и жертвоприношения.
Поскольку религиозный институт регулировался государством, жертвоприношение являлось одним из самых важных ритуалов в обществе.
Стоит отметить, что религия этого периода была с отголосками синтоизма. Основная функция Министерства по делам религии - присматривать за храмами и совершать ритуалы божественных жертвоприношений.
Главой Министерства по административным делам являлся Дайчо Кан, отвечавший за внутреннюю и внешнюю политику, а также за вооружение.
Следующим звеном после Дайчо Кан являлся Дайджоджин - это группа государственных служащих, включавшая Садайцзин (министр левых) и Удайцзинь (министр правых). Садайцзин играл роль премьер-министра. Удайцзинь имел более низкий статус, чем Садайцзин.
Дайнагон (Великий советник), или Диктагон, являлся главным советником и спикером короля. Таких великих советников было всего четыре в государстве. Ниже по статусу после Дайнагон следовали Шонагон (малые советники). Они отвечали на вопросы, связанные с государством, от имени императорской семьи. Позже появилась новая должность - Чунагон.
В государстве были также два главных секретаря - Дайгеки и их помощники Согеки. Они занимались изучением проектов королевских указов и готовили документы для рассмотрения в совете. В том числе существовали десять Шишо, которые занимались дублированием и хранением рукописей.
Хасшо - восемь министерств.
Министерство состояло из 8 отделов, разделенных на две группы, каждая из которых включала четыре подотдела.
Сабенкан - надзорный орган, занимавшийся контролем за четырьмя министерствами: Накацукасу (ministry of central affair), Шикибушо (ministry of ceremonial), Джибушо (ministry of civil administration), Минбушо (ministry of popular affairs).
Министр Ками все время находился рядом с императором, являясь советником по ритуалам и церемониям. Он писал речи императору, руководил созданием исторических записей, рассматривал вопросы о повышении в должностях, следил за численностью населения, земельным и трудовым налогом во всех провинциях, а также отвечал за регистрацию духовенства.
Ритуальное министерство следило за провинциями, а также рассматривало дела о повышениях в должностях, назначениях и увольнениях. Отвечало за образование.
Губернатор провинции отвечал за вопросы, связанные с ритуальными вопросами должностных лиц и людей, такими как обычаи, погребение, богослужение, генеалогия и соблюдение религиозных правил.
Государственные служащие провинций отвечали за вопросы, связанные с населением, такие как численность, налоги, рабочая сила и обязанности хозяйств, а также вопросы, связанные с водоемами и земельными участками.
Хуу Буан Убенкан курировал четыре направления: Хуёбушо, Гуёбушо, Оокуроо и Кунайшо.
Хуёбушо отвечало за военные дела.
Гуёбушо ведало исполнительной властью.
Оокуроо следило за государственным бюджетом.
Кунайшо регулировал вопросы императорского двора.
Существовал так же Ичидай - надзорный орган государства, контролировавший работу должностных лиц и административного аппарата.
На службе императора находились Гуефу - государственные гвардейцы. Их функция заключалась в защите королевской семьи и обеспечении городского порядка.
В Японии была проведена реформа административно-территориального разделения, в результате которой были созданы новые административно-территориальные единицы. В период Тайка вся страна была разделена на административные единицы: провинция, регионы и малые населенные пункты. Но при Тайхо были созданы такие административные единицы, как Гоки и Шичидо.
Древний японский закон
Как и во многих других странах, правила, регулировавшие общественный строй в Японии в период до появления государства, являлись социальными нормами (в основном этическими, светскими и религиозными стандартами).
Существование многих нормативных и культурных систем - естественное явление для общества1. Это приводит к появлению общих норм. Например, в стране, где существует много этнических групп, каждая такая группа является частью государства и носителем права2. Феномен многих культур, существующих в обществе, приводит к появлению большого количества нормативных систем. Светские, моральные или религиозные убеждения считаются частью культуры, таким образом, устанавливаются нормы регулирования человеческого поведения.
Когда зарождается государство, именно закон становится наиболее важным инструментом социальной адаптации и институциональной защиты. По словам Джона Генри Вигмора, японское законодательство можно разделить на четыре периода: от 500 до 1200; от 1200 до 1600; с 1600 до 1850; с 1850 г. В рамках данного исследования мы изучаем японское право только на первом этапе и в первой половине второго этапа.
Говоря о древнем праве в Японии, надо начать с периода Кофун (250-538), который наступил после Ямато (также известном как Ямато но Фухито), который объединил Японию и стал императором.
Автором первого правового документа был принц Шотоку (Shotoku Taishi, 574-622), он создал Конституцию, состоявшую из 17 статей в 604 г. Многие ученые считают, что эта Конституция подобна десяти заповедям Бога, а не нормам закона. Тем не менее она также содержала социальную и политическую этику.
Статья 1. Содержит наставление о гармонии и единстве людей, особенно между высшими и низшими классами.
Статья 2. Суть этой статьи заключается в том, что буддизм следует искренне почитать.
Статья 3. В этой статье говорится о соблюдении воли правителя (высшего сословия), чтобы общество не изменило порядок.
Статья 4. Устанавливает нормы поведения государственных чиновников.
Статья 5. Говорит о том, что при рассмотрении жалоб граждан должен соблюдаться принцип беспристрастности и справедливости.
Статья 6. В этой статье говорится о том, что поощрения и наказания должны быть разумными.
Статья 7. Предусматривается выполнение должным образом обязанностей человека.
Статья 8. Государственные должностные лица должны быть преданы своей работе и нести полную ответственность за свои действия.
Статья 9. Восхваляется вера и праведность.
Статья 10. В этой статье рекомендуется самоконтроль и сдержанность при разрешении конфликтов и разногласий.
Статья 11. Поощрения и наказания должны быть одинаковыми для всех.
Статья 12. Подчеркивается, что власть императора является высшей для всего населения страны.
Статья 13. Людям вменяется в обязанность объединение и сочувствие правительству, когда правительство выполняет общественные работы.
Статья 14. Людям советуют расширять кругозор и не быть завистливыми.
Статья 15. Эта статья предусматривает проведение различий между частными интересами и интересами общества и отдает прерогативу интересам общества в ущерб частным.
Статья 16. В этой статье людям рекомендуется трудиться.
Статья 17. В этой статье говорится о том, что важные вопросы должны решаться не единолично, а путем общественного обсуждения.
Многие исследователи полагают, что принц Шотоку был первым японцем, который ввел принцип правового государства, главой которого был император. Тем не менее этот принцип во многом отражал конфуцианские течения Китая. Люди должны были принимать законы Императора, чтобы создать стабильное и устойчивое общество.
Заметной чертой в правовых нормах в тот период был религиозный характер. На право очень сильно влияли конфуцианство и буддизм. В частности, на моральные аспекты правовых норм воздействовало китайское конфуцианство, а государственный аппарат основывался на нравственных нормах. Статьи 1 и 4 Конституции руководствовалась теорией праведности, в которой каждый человек должен был вести себя согласно своему предназначению.
Основное влияние на японское право оказал буддизм. В VI в. буддизм был широко распространен в этой стране и быстро развивался. В 595 г. в Японии был издан указ о развитии буддизма.
Принц Сётоку также написал книгу, в которой комментировалось три наиболее важных постулата в буддизме: Хокекё, Юимакё, Шоманкё. Не только в это время, но и позже, вплоть до периода после реформ Тайхо, буддизм все еще пользовался большим уважением и находился в роли государственной религии.
Буддизм был наиболее популярен в Японии в период Аньпина (Хэйан 794-1185), он разделялся на два крупных течения: Тэндай (Tendai) и Чан Тхо Тонг (Shingonshu). Течение Чан Тхо Тонг пришло из Китая. Это учение основывалось на китайской буддистской дхарме. Ответвление сочетало в себе отголоски индийского, тибетского и китайского буддизма. Оба этих течения получили сильную поддержку со стороны правительства, а позже стали популярными среди всего населения.
В японском законодательстве этого периода возникли три главных аспекта: 1) создание единой правовой системы для новых завоеванных регионов в соответствии с китайской философией; 2) разработка законов о частной торговле; 3) укрепление императорской власти.
Конституция из 17 статей принца Шотоку - это наставления для императора Тайхо. Они представляли собой базовые и всеобъемлющие принципы национальной реформы, которая завершилась на всей территории государства спустя почти 50 лет. Реформа Тайхо была настоящей революцией, направленной на искоренение рабства и освобождение людей. Бывшие рабы стали свободными, но так или иначе все равно зависели от аристократии, статус которой практически не изменился.
Реформа Тайхо была основой дальнейшего развития японского законодательства, в результате которой появился Закон Тайхо.
В первый год правления династии Тайхо (701 г.) был издан Закон Тайхо (Закон о великом праве). Закон Тайхо включал Административный кодекс (Рио) и Уголовный кодекс (Ритсу). Однако тексты этих двух законов сейчас утрачены, поскольку были переписаны во второй год правления династии Йоро (718 г.).
Японское законодательство находилось под сильным влиянием Китая, особенно во времена династии Тан. В нем отражались идеи китайского конфуцианства. Придворные императора также обучались согласно принципам конфуцианства.
Китайское право оказало влияние и на отраслевое законодательство. Например, система наказаний в этот период состояла из пяти видов: избиение кнутом, избиение палками, тюремное заключение, ссылка и смертная казнь. Наказания по сути те же, что и в Китае.
В заключение следует отметить: японское государство зародилось, когда многие страны мира уже прошли период рабовладения. Японское государство было сформировано на основе владения ресурсами для обработки земли, поэтому первое японское государство характеризовалось феодальным строем, а не рабовладельческим. Государственное управление - централизованное, во главе с императором. Несмотря на то что власть иногда переходила к знатным семьям, высшая власть все равно оставалась у императора.
Древнее японское законодательство находилось под влиянием конфуцианской китайской идеологии, особенно в области ритуалов и способа правления. Но поскольку многие документы были утеряны, достаточно сложно определить реальные события.
В результате исследований мы не увидели базовых правовых норм в древнем японском законодательстве, не увидели различий между уголовными, гражданско-правовыми отношениями и семейными правоотношениями. В этот период преобладали нормы уголовного права.