Государство и право Древней Индии
Древнее индийское государство
Процесс формирования государства. Природные условия
Природные условия
Территория Древней Индии включала современную территорию Индии, Пакистана, Непала и Бангладеш. Индия - это полуостров, расположенный в южной части Азии, северо-восток - горы Гималаи, северо-запад - горы Гиндукуш, юго-запад - Аравийское море, юго-восток - Бенгальский залив.
О природных условиях: Древняя Индия считается единым «субконтинентом». Горы на севере, особенно Гималаи, делают Индию полностью отделенной от остальной Азии. В северной Индии есть две большие плодородные дельты, созданные двумя реками: Индийская река (на северо-западе - теперь Пакистан) и Ганг (на северо-востоке). В противоположность этому плато Декан занимает большую часть территории на юге, включая горы Сатпура и горы Виндхья на севере, Западный Гат на западе, Восточный Гат на востоке, заканчивающийся на пересечении Тай Гат и Донг Гат. Эти природные условия сильно повлияли на процесс формирования государства в древней Индии, а также на политические и социальные отношения.
Жители Индии в этот период принадлежали к различным этническим группам: коренные жители Дравиды, представители культуры Хараппа и Мохенджо-Даро и мигранты из других мест, таких как Арья и Тамин.
Изначально на территории Индии не было единого государства, а существовало множество государств, образовавшихся в древние времена. Первые государственные образования были сформированы в Индийском бассейне на северо-западе Индии приблизительно в период с начала III тысячелетия до первой половины II тысячелетия до н.э. В дельте Ганга, северо-восточной Индии, государства появились позже, чем в регионе Индиана, примерно с середины II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э. В Южной Индии жившие здесь таминцы основали собственные государства.
Формирование государств в Индийском бассейне (приблизительно с начала III тысячелетия до н.э. до первой половины II тысячелетия до н.э.).
При проведении археологических раскопок была обнаружена цивилизация Индийской реки, или как еще ее называют, - Цивилизация Хараппа. С учетом артефактов, обнаруженных в местах Хараппа и Мохенджо-Даро, цивилизация Индийской реки возникла около 3000-1500 гг. до н.э. Археологические раскопки показали, что основатели этой цивилизации - коренное население - дравиды. Они, используя бронзу, активно развивали сельское хозяйство и ремесло, наладили товарообмен между различными местностями, создали относительно развитые города. Именно в этот период возникло социальное неравенство.
В найденных археологами документах можно встретить такие слова, как правитель (sasa), правитель (pata), правитель правителей (sasa-pata). Это доказывает, что у коренных народов начался распад первобытно-общинного строя; наметился переход к обществу с более развитой экономикой; произошла дифференциация населения, выделились богатые и бедные, что привело к появлению классов. Государство появилось на основе формирования классового общества.
Цивилизация Индийской реки, просуществовав некоторое время, пала, за ней последовала цивилизация Ганга на северо-востоке. Причина этого упадка до сих пор остается загадкой. Некоторые ученые считают, что разрушение цивилизации могло быть связано со стихийными бедствиями или войнами.
Процесс формирования государства в бассейне Ганга (с середины II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э.).
Если цивилизация Индийской реки стала известна благодаря свидетельствам, найденным в ходе археологических раскопок, то цивилизация Ганга известна была давно, так как получила отражение в литературных произведениях. Об этом свидетельствовали Веды, т. е. религия Брахманов. Поэтому цивилизация Ганга также известна как период Вед. Первый том под названием Риг Веда отражал социальную ситуацию в этом регионе во второй половине II тысячелетия до н.э. Следующие три тома назывались «Поздняя Веда», они отражают жизнь общества в первой половине I тысячелетия до н.э.
Представителями цивилизации Ганга являлись Арии, это люди, пришедшие извне, которые переселились в Индию. Во время Риг Веды жители использовали бронзу. В этот период род начал распадаться и образовалось много сельских коммун. В обществе стали появляться рабы. В Риг Веде было упоминание о государствах (растрах), королях (рагиях), которые по сути являлись вождями племени. Племенная военная демократия была сформирована.
Ко времени Хау Веды появление железных изделий сделало сельское хозяйство, ремесло и торговлю более развитыми. Вожди племен все больше концентрировали власть в своих руках и становились самыми могущественными людьми. Власть монарха переходила по наследству. Был создан бюрократический аппарат, состоявший из совета старейшин, должностных лиц, например, военачальник, должностные лица, отвечавшие за казначейство, продовольственное снабжение и т.д., и религиозных деятелей.
С формированием социального неравенства сложилось разделение общества на четыре варны:
- Первая - варна брахманов, включая духовенство.
- Вторая - варна кшатриев, состоящая из раджей, чиновников и военных.
- Третья - варна вайшьи: земледельцы, торговцы, часть ремесленников.
- Четвертая - варна шудры. Они были потомками побежденных племен, поэтому были единожды рожденными, их статус был крайне низким, они находились вне общества, однако не были рабами.
В Индии сложилась особая социальная система, поэтому не принято использовать понятие «классы». Говорят о кастах и варнах. Кастовая система в Индии предполагала разделение по профессиям. Слово «варна» означает цвет, сущность и предполагает разделение не только по профессиональному признаку, но и по происхождению. В этом заключается разница между званиями по профессии, социальному статусу, правовому положению. Варн было четыре, а каст значительно больше. Смешение варн не допускалось. Представители разных каст не могли вступать в брак.
Кроме четырех вар были рабы. Они происходили из многих источников, таких как воинский плен, задолженность, дети, рожденные рабыней и так далее. Рабы в основном работали в семье и чаще всего считались членами семьи. У некоторых рабов были свои семьи и собственность. Рабство не играло важной роли в экономической, политической и социальной жизни в древней Индии.
В древней Индии существовало много государств, таких как Каши, Кошала, Магахда, Ватса и др. Они вели постоянные войны. В результате появлялись новые государства, например, такие как Каши, Кошала, Магада, Вриджис и др. Среди них самые могущественные - Кошала и Магада.
Государство Кошала было расположено в середине бассейна реки Ганг. Изначально Магада поддерживала хорошие отношения с Кошалой, чтобы вести завоевательные походы на Западе.
Результатом такого союза явилось значительное увеличение територии Магада. Магада просуществовало более 200 лет (около 550-321 гг. до н.э.). Именно в этом государстве родился и проживал Будда (около 560-480 гг. до н.э.). В этот период происходило зарождение и распространение буддизма.
В 530 г. до н.э. Персидская империя захватила Индийскую реку. Многие малые государства были подчинены персидскому императору. В 327 г. до н.э. Александр - император Македонии захватил бассейн Индийской реки и намеревался продолжить поход на восток. А поскольку солдаты не хотели идти дальше, ему пришлось отвести свои войска в Вавилон, оставив лишь небольшой гарнизон.
После того как Македония вывела свою армию из Индии, в бассейне индийской реки возникло освободительное движение.
Лидером движения был Чандрагупта Маурья. Он служил (генерал) семье Нанда в королевстве Магадха. После захвата северозапада он направился на восток, сверг правящую династию Нанды и сам стал королем (421-397 гг. до н.э.). Вся северная Индия являлась территорией королевства Маурьев. Это было время расцвета древней Индии. После смерти Чандрагупта его сын Биндусара унаследовал трон и продолжил завоевывать новые земли.
Дальнейшее процветание Маурьев (272-232 гг. до н.э.) приходится на правление Ашока, сына Биндусары.
Ашока был заинтересован в развитии торговли между Индией и Западной Азией, Юго-Восточной Азией и Китаем. Он направлял послов для установления дипломатических отношений со многими странами, такими как Сирия, Египет и Македония. В этот период буддизм стал государственной религией. Государство было заинтересовано в очистке воды, орошении, строительстве каналов, создании водохранилищ и плотин. Помимо сельского хозяйства, ремесел получила развитие внутренняя и внешняя торговля.
После смерти царя Ашоки династия Маурьев постепенно распалась. Индия была разделена на множество государств. Рабовладельческий строй в Индии пришел в упадок к концу III в. н.э.
Организация государственного аппарата
С середины II тысячелетия до н.э. до IV в. н.э. древнее индийское государство существовало в форме абсолютной монархии. Государственное управление было организовано на двух уровнях: центральном и местном.
Центральная власть
В древней Индии главой государства был раджа. Раджа обладал всей полнотой власти - законодательной, исполнительной и судебной. Он осуществлял руководство экономикой, политикой и идеологией.
Царская власть проявлялась в первую очередь в абсолютном экономическом господстве. В сельскохозяйственной экономике в древней Индии наиболее важным средством производства являлась земля. Раджа считался верховным владельцем всей земли.
Он выделял землю крестьянам, которые обрабатывали её и платили налоги. Крестьяне-общинники тоже должны были платить налоги радже. Царь имел право пожаловать землю духовенству, своим родственникам и др. Он мог забрать землю обратно в любое время, так как являлся единственным собственником земли.
Раджа был самым богатым человеком, потому что собственность государства являлась его собственностью. «Сокровищница» нации была собственностью раджи. Он имел полный контроль надо всем имуществом страны.
Экономическое доминирование позволило создать условия для экономической зависимости всех социальных групп и стало основой для концентрации политической власти в руках раджи.
С точки зрения политической власти он считался высшим держателем государственной власти. Обладая верховной властью в законодательной, исполнительной, судебной сфере, являлся верховным главнокомандующим армии.
О Законодательной власти: все слова раджи считались законом. Приказ царя - это закон, который мог изменить любую действовавшую норму права. Царь считался верховным законодателем страны, он сам мог создавать и принимать законы.
Об исполнительной власти: царь имел право решать все вопросы страны, такие как, например, война и мир. Он принимал решение об организации государственного аппарата и системы чиновников. Раджа имел право назначать, увольнять, поощрять, наказывать и мобилизовывать любых чиновников в своем государственном аппарате.
О Судебной власти: раджа обладал высшей юрисдикцией. Он имел право выносить решение по любому делу, в отношении любого лица. Его решение было окончательным вердиктом.
Кроме того, царь был верховным командующим. Им были определены все воинские звания.
Таким образом, раджа обладал высшей законодательной, исполнительной, судебной и военной властью.
Царю принадлежала божественная власть, сам он стал божественным. Согласно законам Ману, «в то время не было царя, люди жили со страхом и не защищено, поэтому Бог создал царя, чтобы защитить людей», «царь подобен солнцу», «говоря об авторитете, царь подобен как бог, предположим, когда царь был ребенком, это была просто поверхностная форма, но на самом деле царь был богом».
Для осуществления управления страной была создана единая правительственная бюрократия, охватившая все уровни от центрального до местного.
Высшие органы власти: высший чиновник, названный Первосвященником (Пурохито, жрец, брахман), был самым доверенным лицом царя, выполнял судебные функции, действовал в качестве премьер-министра, осуществлял управление страной от его имени.
Государственный аппарат делится на 3 органа:
Совет Министров: возглавлялся первосвященником, за которым следовали чиновник по казначейству и чиновник по налогам, а затем другие должностные лица. Каждый назначенный министр отвечал за ряд областей, таких как сбор налогов, бюджет, сельское хозяйство, торговля, лесное хозяйство, судостроительное и т.д.
Совещательный совет: включал влиятельных аристократов.
Задача этого совета - ходатайствовать, обсуждать важные государственные проблемы только в качестве консультаций, но без права принятия решений.
Ведомство по надзору: в условиях строжайшей тайны осуществляло надзор за деятельностью государственных должностных лиц.
Государство установило систему служебных должностей с четкими функциями и обязанностями, а также определило размер оплаты труда. Например, заработная плата первосвященника составляла 48 000 пан, чиновников казначейства, Сената - 24 000 пан, других министров - 12 000 пан и т.д.
Местная власть
Вся территория страны была разделена на столицу как особый район и 4 провинции. Каждую провинцию возглавлял ведущий принц, выполнявший функции наместника царя. В столичном районе действовал административный совет состоявший из 30 чинов, 6 департаментов (каждый из которых включал 5 членов), отвечавших за 6 областей: ремесло, иностранные дела, гражданское состояние, торговля, налоги и надзор за поставкой продукции.
За провинциями следовали районы, а за районами - деревня, деревня же была организована по уровням: от 10 сёл до 20 сёл, ...1000 сёл; только деревня с 10 или более сёл могла претендовать на статус административной единицы. Местные чиновники взимали налоги, арендную плату.
Низовыми административными единицами были деревни и общины. Общины считались самодостаточной экономической единицей, обладали политической автономией по отношению к государству и имели замкнутый характер в отношениях с внешним миром. В Совет общины входили люди, избираемые членами общины, которые руководили общественными работами и контролировали их, а также обеспечивали порядок и безопасность в деревне, собирали налоги, проводили мобилизацию. Глава общины представлял ее интересы в отношениях с вышестоящей властью.
Сельская общинная власть в древней Индии была типичной для долгосрочного устойчивого существования рабовладельческого строя. Поэтому сельская община стала опорой абсолютизма, помогала укрепить власть раджи и центрального правительства.
В дополнение к ранее названным ведомствам в Древней Индии, от центрального до местного уровня, осуществляло деятельность ведомство по управлению водными и ирригационными, земельными работами, ремонту дамб, распределению источников воды и ирригации.
Древнее индийское государство придавало большое значение организации вооруженных сил для защиты интересов правящего класса. Армия Индии в этот период была хорошо организована. В подчинении царя были армии провинций, армии вассальных государств и зависимых племен. Кроме армии существовал флот.
Древнее индийское право
Общественные отношения в Древней Индии регулировались обычаями, религиозными нормами, моральными, нравственными установками, обычаями общины, законодательными актами. Таким образом, законы государства действовали параллельно с другими социальными нормами, более того, находились под сильным влиянием этих норм. Благодаря длительному устойчивому существованию сельской общины в Индии нормы, сложившиеся в коммуне, играли важную роль в регулировании общественных отношений.
Кодекс Ману
В древней Индии существовало множество разных государств со своей системой законов. Кодекс Ману считается наиболее полным набором всех древних правил. Этот кодекс относится примерно ко II в. до н.э. Окончательно был оформлен в I в. до н.э., включив многочисленные изменения и дополнения, внесённые Брахманами.
Этот закон, согласно мифологии, являлся записью учения Ману - бога, считавшегося предком древних индийских цивилизаций. На самом деле этот Кодекс был сборником правил господствующего класса, над которым работало духовенство (Брахманы). Закон состоял из 2685 статей, объединенных в 12 глав.
Содержание Кодекса Ману выходило за рамки общего права.
В дополнение к правовым нормам, регулировавшим общественные отношения, в Кодексе Ману были отражены и другие вопросы, например, политика, религия, представления о мире и Вселенной, о поведении людей, о силах богов и т.д. Положения Кодекса Ману были разработаны для регулирования наиболее важных областей жизни. Из-за участия Брахманов в разработке Кодекса в содержании законов прослеживается ярко выраженный религиозный характер. В положениях закона трудно различить религиозные нормы, правовые или этические нормы. Закон также выражает классовую природу и классовую структуру древнеиндийского общества.
Основное содержание Кодекса Ману
Кодекс Ману содержал правила владения, брака и семьи, наследования, преступления и наказания. В каждой статье закона прослеживается различие между социальными группами.
Положение о собственности
Право собственности, регулируемое законом, в основном касалось земли как наиболее важного средства производства в сельскохозяйственной экономике Индии. Закон признавал три формы собственности на землю: владение царя, владение сельской общиной и частная собственность. Раджа владел всей землей в стране, а сельская община владела только землей общины.
Статья 264 предусматривала, что земля и пруды у члена общины не могли быть без причины изъяты с применением угрозы или силы. Произвольное изменение границ участков, поделенных на коммуну, строго запрещалось. Царь являлся собственником всех земельных участков. Следовательно, все действия, произвольно меняющие границы, наказуемы, а если не были четко определены границы, то «царь должен был изъять их себе» (ст. 265). Статья 9 гласит: если деревни будут оспаривать землю, земля будет забрана царем.
Частная собственность на землю и право на торговлю подлежали государственному надзору. Статья 9 гласит: если продавец недвижимости получит денег больше, чем ее цена, государство отбирает лишнее. Если стороны в земельном споре давали ложные показания, то государство возвращало эту землю. На самом деле количество земель, находившихся в частной собственности в этот период, было невелико.
В отношении другого имущества государство признавало право собственности только при наличии конкретных доказательств, указывавших на его происхождение, таких как покупка, продажа, наследование и вознаграждение. Статья 147 предусматривала, что если владелец предоставит другому лицу доступ к его или ее вещам в течение 10 лет подряд, не возвращая его, он или она не будут иметь права вернуть себе предмет.
Положение о договорах
Кодекс Ману содержал прогрессивные положения о договорах. Закон содержал положения о договорах займа и залога; устанавливал максимальную процентную ставку, подлежавшую выплате в месяц. Эта процентная ставка зависела от положения лица в обществе. Законом допускалось использование тела самого должника в качестве средства обеспечения исполнения договоров.
Относительно действительности договора: договор признавался недействительным, когда был подписан с безумцем, пожилым, пьяным, несовершеннолетним или под давлением, обманом (ст. 163, 165, 168).
По договорам купли-продажи, если устанавливалось, что проданные товары имели внутренние дефекты, то покупатель имел право расторгнуть договор в установленный срок. В соответствии со ст. 15 срок расторжения договора составлял полтора месяца, если это «четвероногий товар» (крупный рогатый скот), и один год, если это «двуногий товар», т. е. раб.
Что касается договора займа, то в законе упоминалось о процентных ставках, мерах обеспечения договора и т.д. Кодекс устанавливал максимальный процент, подлежавший выплате ежемесячно, эта процентная ставка определялась в зависимости от социального положения в обществе. Например, при займе (ст. 142, гл. 8) брахманы платили 2%, кшатрии - 3%, вайшьи - 4%, а шудры - 5%. Общая сумма основного долга и процентов не должна превышать двойной суммы займа, а если это зерно, то 5-кратного размера.
Методы обеспечения исполнения договора: закон допускал использование должников в качестве гарантий обеспечения договоров. Статья 177 предусматривала: если должник не может заплатить, то он будет превращен в раба для погашения долга. Если заемщик умирал, то родственник этого лица обязан был погасить долг. Но если он не может оплатить долг, то будет превращен в раба.
Статьи 49 и 50 Кодекса гарантировали права кредиторов. Если кредиторы не могли использовать другие формы, чтобы заставить должников расплачиваться с долгами, то разрешалось применять насилие. В частности, если должник не в состоянии был погасить долг, то кредитор имел право постоянно приходить в дом должника, чтобы забрать долг. Если должник мог погасить долг, но отказывался его выплатить, то кредитор имел право бить и пытать должника до тех пор, пока долг не будет возвращен.
Положение о браке и семье
Закон предусматривал четыре формы брака: брак по решению родителей, похищение невесты, покупка жены и добровольный брак. В частности, наиболее уважаемыми правовыми и социальными формами брака являлись браки, заключаемые родителями. Напротив, добровольный брак был особенно презираем и осуждался.
Брак должен был заключаться с учетом варн. Смешение варн не допускалось, однако мужчина имел право жениться на женщине более низкого положения, низшей варны. «В первом браке человеку (к первым трем классам в варновой системе) рекомендуется вступать в брак с человеком того же уровня, но те, кто поступает в брак со своей любовью, могут вступать в брак с человеком низшей варны). В этом случае мужчина будет понижен до уровня жены. А после смерти, например, брахман, женившийся на шудрянке, низвергается в ад.
В семейных отношениях Кодекс Ману четко утверждал идеи патриархата, отстаивал абсолютную роль и власть мужчины в семье. Женщина всегда находилась под защитой мужчины и не могла быть независимой.
Брак - это договор купли-продажи, и жена считалась покупкой мужа. Приданое жены переходило в собственность мужа. Согласно ст. 46 гл. 9, женщинам никогда не разрешалось покидать своих мужей, хотя их мужья могли быть жестоки и извращены.
Напротив, муж имел право покинуть свою жену, если жена ненавидела своего мужа (ст. 47 гл. 9). Если жена не рожала ребенка, муж имел право оставить ее на 8-м году совместной жизни, если ребенок рождался мертвым - на 10-м году, если рождались только дочери - на 11-м, если жена сошла с ума или сварливая - немедленно (ст. 81, гл. 9). Эти положения являлись публичным признанием неравноправных взаимоотношений между мужем и женой, безусловного подчиненного положения женщин.
Положение о наследовании
Закон признавал форму наследования по завещанию и по закону. Все дети имели право наследовать имущество отца. При этом мальчики наследовали в равных долях. Наследники имели право не делить наследство, если они не желали этого. В этом случае старший управлял общим наследством (ст. 105, гл. 9).
Девочки также получали наследство. Если дочь не выходила замуж, то она получала долю, равную с сыном (ст. 192, гл. 9). Если дочь выходила замуж, то она получала наследство в меньшем размере и в форме приданого (ст. 118, гл. 9).
Положение о преступлении и наказании
Уголовные нормы, разработанные Кодексом Ману, явно закрепляли классовые характеристики, сословные привилегии.
Сословные привилегии четко выражались в принципе терпимости к высшим сословиям, попирающим интересы низшей касты, к наиболее суровому наказанию людей низшего сословия.
Например, если было совершено преступление в отношении представителя варны вайшия шудрой, то шудре следовало отрезать язык или залить кипящее масло ему в рот.
Закон определял виды преступлений с очень жестокими наказаниями. Статья 125, гл. 8 предписывала за предательство, военные преступления, такие как дезертирство, применять смертную казнь.
За убийство и изнасилования применялась смертная казнь в форме сожжения. Что касается имущественных преступлений, например, ограбления, то в законе четко говорилось, что если ограбление являлось публичным и применялось насилие в отношении жертвы, то преступник «подлежал смертной казни вместе с друзьями и родственниками в соответствии с фамилией отца и матери» (ст. 269 гл. 9). Таким образом, грабеж считался особо тяжким преступлением, предусматривавшим суровое наказание, которые применялось не только к правонарушителям, но и к их близким (принцип объективного вменения).
В случае совершения кражи в Законе Ману были предусмотрены суровые наказания. Если это простая кража - то клеймение, если похищение ночью или проникновение в дом, то следовало отрезать руку или посадить на острый кол (ст. 276, гл. 9), если кража совершалась третий раз - то смертная казнь (ст. 227, гл. 9).
В случае кражи имущества царя или храма наказание исполнялось без суда (ст. 280, гл. 9). В законе содержались обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Таким образом, положения о преступлениях и наказаниях в Законе Ману очень четко показывают суровость и неравенство с точки зрения социального подхода системы наказаний. Наказания могли носить не только светский, но и религиозный характер.
Положения о судебном призводстве
В ходе судебного разбирательства для обеспечения его подлинной истинности Законы Ману придавали большое значение доказательствам, включая показания свидетелей, вещественные доказательства. Однако ценность доказательств зависела от социального положения и пола свидетеля. Статья 68 Кодекса гласит: свидетель должен быть того же ранга и пола, что и обвиняемый.
Если голоса свидетелей равны, судья отдает приоритет хорошим доказательствам. Когда существует противоречие между доказательствами, доказательства высшей варны считаются истинными доказательствами.
Таким образом, Законы Ману в Древней Индии являются важнейшим юридическим документом, который использовался для регулирования многих социальных отношений. Закон действительно являлся инструментом для полной защиты интересов государства, раджи, представителей высших варн. Он характеризовался суровыми наказаниями. В то же время в Законе содержались прогрессивные нормы гражданского права.
Факторы, повлиявшие на древние индийские законы
В древние времена для регулирования общественных отношений Индия использовала варновые правила, обычаи, религиозную доктрину помимо государственных законов. Поэтому законы древней Индии институционализировали многие социальные нормы. Они создавались под влиянием факторов, которые вытекали из экономических, политических и идеологических характеристик.
Экономические: древняя Индия имела самодостаточную сельскохозяйственную экономику. Ремесла и торговля были слабо развиты, поэтому важное место отводилось уголовному закону, незначительное внимание уделялось гражданско-правовым нормам. Четких границ между отраслями права не существовало.
Сельскохозяйственная экономика возвышает роль мужчины в семье и обществе, поэтому в правовых нормах закреплялось четкое гендерное неравенство между мужчинами и женщинами, между мужем и женой, между девочками и мальчиками. Правовое положение мужчины всегда было выше, чем женщины. Женщина должна быть безусловно покорной и подчиненной.
Политические: древний индийский закон является средством классового господства. В нем публично признавалось социальное неравенство. Интересы и положение аристократического рабовладельческого класса были хорошо защищены и это укрепляло их абсолютное господство. В гражданских отношениях интересы брахманов и кшатриев всегда защищались. В уголовных отношениях регулирование преступлений и суровых наказаний для вайшьев и шудр, особенно преступлений против государства и царя, являлось гарантией общественного порядка. В семейных отношениях неравенство между мужем и женой, между детьми обусловлено влиянием патриархального правления.
Идеологические: древний индийский закон находился под сильным влиянием религиозных верований. В Древней Индии рождались и развивались различные религии, такие как, например, буддизм, индуизм. Они оказали влияние на законодательство. Так как духовенство относилось к высшей варне Брахманов, то их положение всегда защищалось нормами гражданского, уголовного и процессуального права.
На законодательство Индии оказали влияние обычаи, нормы морали, нравственности, сформировавшиеся в общинах.
Основной целью наказания являлось устрашение, поэтому публично применялись суровые наказания.
Итак, во главе государства стоял царь (раджа). Царю предписывалось почитать брахманов, поступать по их совету. Царь являлся главой административного аппарата. Все царские чиновники делились на группы центрального и местного управления.
Особое место занимали советники царя - высшие сановники (мантрины, махаматры). Из советников царя состоял совещательный коллегиальный орган - раджасабха (произошел от народного собрания - сабха в последующем утратил свое значение). Существовал многочисленный бюрократический аппарат, включавший различных чиновников, например, призванных надзирать за царскими пастбищами, гаванями, судоходством, ведавших морской торговлей, судостроением и пр.
Специфика общественного строя Древней Индии состояла в разделении людей по варнам - замкнутым сословиям. Существование варн было закреплено в законах Ману, тем самым обосновывался божественный характер происхождения варн. Первая варна, самая привилегированная - брахманы. Вторая варна - кшатрии. Третья - вайшьи. «Брахманы и кшатрии и вайшии - три варны дважды рожденных, четвертая же - шудры - рожденные один раз, пятой же нет». Четвертая варна - шудры. Помимо 4 варн существовали рабы (частновладельческие и государственные). Рабство носило патриархальный характер. Ещё более низшее положение в обществе занимали «парии», «чандалы». Таким образом, социальная дифференциация в Древней Индии представляла собой систему строго разделённых по правовому статусу сословий (варн). Данная система, освящённая религией, приняла необычайно устойчивые формы и закрепилась в Индии на многие столетия.
Специфические черты права проявлялись в источниках права, среди которых особое место занимали дхармашастры - сборники религиозно-нравственных и правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры - трактаты о политике и праве. Старейшие дхармашастры - Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра - нить), появились, видимо, в начале второй половины I тыс. до н.э. и на рубеже нашей эры. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр - Манавадхармашастра, или Законы Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.), Яджнавалкьясмрити (II-III вв. н.э.), Нарадасмрити (III-IV вв. н.э.). В Древней Индии присутствовал традиционный религиозный взгляд на источники права, согласно которому все его содержание, границы действия норм предопределены Ведами - священными источниками «всех знаний».