Средневековое государство и право в Китае и Японии
Средневековое государство и право Китая
Феодальные отношения в Китае стали развиваться еще в древнее время. В Средние века Китайское государство достигло своего экономического могущества в период правления императоров династии Тан (618-907 гг.).
В этот период была проведена очередная крупная земельная реформа (ранее реформа имела место в III в. н.э. и заключалась в объявлении всей земли государственной и предоставлении крестьянам двух наделов, один из которых они обрабатывали в пользу государства), позволившая взимать с пользователей земли немалые налоги. Кроме того, за счет использования бесплатной рабочей силы, трудовых повинностей в Китае строились дороги, каналы, дворцы, храмы. Активно развивались торговля и ремесленничество. Однако все это делалось под достаточно жестким контролем государства.
Император сосредотачивал в своих руках всю полноту власти. Императорская власть переходила по наследству старшему сыну, другие сыновья получали земельные уделы, которые становились их собственностью. В своих землях удельные князья не обладали, однако, государственными полномочиями.
При императоре действовал Государственный совет, состоявший из видных сановников, значительная часть которых была родственниками императора. Текущее управление государственными делами осуществляли два канцлера, которые делили между собой функции шести ведомств: чинов (назначений), обрядов, налогов, военных дел, судебных дел и общественных работ. Существовали также так называемый цензорат - высший надзорно-контрольный орган, обладавший весьма существенными полномочиями, вплоть до карательных санкций, и пять комиссариатов - высших военно-командных органов.
Подобная структура органов государственного управления действовала в Китае столетиями.
Большую роль в государственном управлении играл императорский двор с большим количеством жен, слуг, евнухов, что вообще характерно для дворцов восточных средневековых государств. На определенном этапе (с XV по XVII в.) заметную роль в императорском дворце играли евнухи, которых императоры ставили на высокие государственные должности с целью избежать опасности захвата власти высшими чиновниками.
Империя Тан была поделена на 10 провинций (дао), которые делились на области (чжоу) и уезды (сянь). Управление в провинциях возлагалось на назначаемых императором двух уполномоченных - «левого» и «правового», которые имели свой аппарат.
На местах действовали также независимые от местных властей представители императорского цензората, которые должны были наблюдать за местными службами, принимать жалобы от населения; они обладали полномочиями приостанавливать решения местных властей. Вместе с тем на всем протяжении существования средневекового Китая в нем сохранилась система общинного самоуправления. Жители общин были связаны круговой порукой, что выражалось в системе так называемых десятидворок, созданной для удобства сбора налогов, выполнения различных государственных повинностей.
Верховным судьей в Китае был император. На низшем уровне судебные функции исполнял выборный старейшина деревни. Большинство дел решалось на уездном уроне, где судебные функции исполнял уездный начальник. Дела по тяжким преступлениям рассматривались в провинциях. В эпоху династии Мин действовали такие судебные органы, как Ведомство наказаний (синбу), Храм большой истины (далис), Центральный ревизионно-следственный суд. Там решались дела особой важности.
В XVII в. в Китае происходили сильные крестьянские волнения, результатом чего стало сначала падении династии Мин и последующее установление в стране Маньчжурской династии (она была устранена лишь в 1911 г.).
В целом средневековый Китай отличался относительно спокойным течением политической жизни, медленным развитием экономических отношений и там в более поздний срок, чем в Европе, сформировалось буржуазное государство (это произошло в первой половине ХХ в.).
Китайское право в целом отличается своей стабильностью.
На протяжении многовековой феодальной истории оно не претерпевало принципиальных изменений. Еще одна особенность китайского права состоит в том, что его содержание в значительной мере предопределялось учением великого китайского философа Конфуция.
Первый свод законов был составлен при правлении династии Суй (конец V - начало VI в.). Однако до нас он не дошел. Первым дошедшим до наших дней памятником права был свод законов династии Тан (VII в.), известный под названием Тан люй шу-и.
Этот свод регулировал преимущественно уголовно-правовые аспекты общественных отношений. Характерная черта состоит в том, что уголовные наказания следовали за совершение не только преступлений, но и нарушения правил морали, причем выражались они иногда в весьма неопределенной форме. Так, битье палками предусматривалось «за то, что не следует делать». Данное обстоятельство препятствовало четкому разграничению форм вины, хотя свод содержит упоминания о небрежности, забывчивости, ошибке, неведении, что применялось в качестве основания для помилования.
Исходя из моральных принципов, в частности, «сыновнего благочестия», признавался преступным донос на своего ближайшего родственника (эта норма действовала несколько столетий, вплоть до ХХ в.), и наоборот, признавалось непреступным укрывательство членов семьи, совершивших преступление.
Классификация преступления в китайском средневековом праве исходила из концепции «10 зол», разработанной в глубокой древности и прошедшей через века. Однако содержание этих «зол» было настолько расплывчатым, что практически любое деяние можно было так или иначе приписать к одному из этих зол.
Первое зло означало «заговор о мятеже против государя», куда могли относить сговор о любом причинении вреда государю.
Второе зло заключалось в попытке разрушения или разрушении храма и могил предков императора или императорской резиденции.
Третье зло означало измену императору в виде перехода на сторону врагов, бегство из страны или побег из осажденного города.
Виновные, их отцы и сыновья старше 16 лет подлежали смертной казни путем обезглавливания, женщины семьи (матери, незамужние дочери, жены, наложницы вместе со слугами) обращались в рабство.
Четвертое зло охватывало «неподчинение, непокорство», включавшее в себя преступления против своих близких родственников.
Пятое зло - «несправедливость, порочность», что означало поведение, противоречащее естественному порядку вещей, злобность, жестокость (убийство нескольких человек, расчленение трупа, передача другому лицу яда и др.).
Шестое зло - «выражение великого непочтения» (кража предметов культа, а также вещей, используемых императорской семьей, злословия в адрес императора и его окружения, оплошности при приготовлении пищи императору и др.). Причем подразумевалось, что указанные действия совершаются по небрежности или по ошибке. В противном случае они относились к первому злу. Однако и за шестое зло виновного чаще всего ждала смертная казнь.
Седьмое зло - «выражение сыновней непочтительности», куда, в частности, относились обвинение в совершении проступков против деда, бабки, родителей, ругань в их адрес, плохое содержание родителей, выделение семьи и раздел имущества без их согласия, вступление в брак во время траура и др.
Восьмое зло - «несогласие, разногласие» между кровными родственниками (намерение убить родственника, донос на родственника старшего поколения, избиение женой мужа и др.).
Девятое зло - «несправедливость, неправедность», оно означало преступления, совершаемые лицами, не связанными между собой родственными узами (убийство учителя, избиение начальника и др.).
Десятое зло - кровосмесительные половые связи. Такое поведение приравнивалось к поведению птиц и зверей.
Другие преступления оценивались с учетом указанных 10 зол. Наказания применялись с учетом социального положения виновного. Так, чиновника казнили дома, а простолюдина - публично на площади. Среди наказаний часто применялась смертная казнь, которая исполнялась путем обезглавливания, удавливания.
Активно и весьма утонченно применялись также телесные наказания. Имела место ссылка, в том числе связанная с каторжными работами.
Судебный процесс носил преимущественно инквизиционный характер, т. е. преследование преступника было обязанностью государства, которое при этом использовало пытки. При вынесении окончательного приговора в значительной мере учитывалось мнение виновного (так, если он не соглашался с решением, то дело подлежало пересмотру).
Средневековое государство и право Японии
Начало формирования в Японии феодальных отношений относится примерно к III в. н.э. А уже в V в. вождь Ямато возглавил изначальное японское государство, представлявшее собой тогда объединение нескольких наиболее сильных японских племен.
В VII в. произошли реформы очередного японского правителя Тайка, результатом которых стало образование раннефеодального государства с наследственным монархом. Идеологической основой реформ стало буддийское и конфуцианское учение о едином государстве, во главе которого должен быть «монарх-мудрец», «потомок бога», обладающий неограниченной властью.
Такому подходу способствовала также древняя японская религия синто («путь духов»), по одной из версий заимствованная из Древнего Китая.
От Китая была воспринята и государственно-правовая система, которая, однако, в последующем развивалась уже по своему пути.
Во главе государства стоял император, власть которого переходила по наследству.
Текущую деятельность по управлению государством осуществлял, как и в Китае, Государственный совет (дадзе-кан).
Наряду с этим существовал так называемый духовный Государственный совет (дзинги-кан), или «Совет по делам духов неба и земли», который осуществлял надзор за синтоистскими храмами и вообще за религиозной деятельностью в стране.
Госсовет возглавляли два высших министра - левый (старший) и правый (младший), которые, в свою очередь, имели штат советников. Госсовет включал в себя 8 ведомств (министерств) по основным направлениям государственной деятельности (военных дел, финансов, юстиции и др.), которые, в отличие от Китая, были тесно связаны с императорским двором. Среди этих ведомств особую роль играло ведомство «общих дел», которое занималось текущими дворцовыми делами, ритуалами, подготовкой императорских указов, составлением списков принцев крови, буддийского духовенства; оно ведало также генеральным реестром населения и росписью налогов, архивными делами, аттестацией чиновников перед их назначением на должности и др.
Вместе с тем четких разграничений полномочий между ведомствами не существовало.
Действовала также палата цензоров, полномочия которых были меньшими, чем в Китае.
Буддийское духовенство на первых этапах японского средневекового государства не вмешивалось в жизнь государства и находилось под его надзором. Однако к Х в. буддийские иерархи уже играли заметную роль в расстановке политических сил в стране. В это время сложилось такое положение, когда фактическое управление государством осуществлял могущественный клан Фудзивара. Это происходило следующим образом. Император по достижении совершеннолетия постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник, которым и манипулировали представители клана Фудзивара.
С XII в. в Японии наступил новый период развития, связанный с образованием института сегуната. Это было связано с политическим противостоянием центральной императорской власти и местных кланов губернаторов, которые стали фактически неограниченными хозяевами на своих территориях. С целью восстановления государственного единства и была установлена новая форма правления, когда фактическая власть в стране оказалась у сегуна - «великого полководца». По сути эта была военная диктатура при сохранении императора как номинального главы государства.
Предназначаемый первоначально на короткое время сегунат, однако, не только не сошел с политической арены, а, напротив, стал укреплять свое влияние, и действовал до XIX в. Наибольшее влияние сегун имел в XVII в., когда под его контроль были поставлены даже религиозные функции императора, а сегун единолично назначал придворных чиновников.
Вместе с тем на местах удельные князья (дайме) сохраняли достаточно широкий круг полномочий, в том числе это касается исполнения судебных функций. При этом дайме находились под контролем сегуна, который мог в любое время вмешаться в их деятельность.
В своей деятельности сегун опирался на широко разветвленный военно-полицейский аппарат.
В средневековой Японии наиболее заметное место в развитии права занимает свод законов Тайхо Еро ре, составленный VIII в. и действовавший вплоть до установления в стране буржуазных отношений. Многие положения этого свода были заимствованы из китайского права и приспособлены к жизни японского народа.
Этот свод содержит нормы различных отраслей права.
Наблюдается достаточно четкое разделение свода на блоки по определенным направлениям. Так, Закон 1 имеет название «О постах и рангах», Закон 2 - «О буддийских монахах и монахинях»,
Закон 13 - «О преемственности и наследовании», Закон 14 - «О проверке и аттестации», Закон 17 - «О воинах и пограничниках».
Закон 29 называется «О тюрьмах». Здесь заслуживает внимания то обстоятельство, что уже тогда в японском праве определялись условия содержания в тюрьмах, которые впоследствии были перенесены на условия тюремного заключения как наказания.
Так, женщин полагалось содержать отдельно. На обвиненных в убийстве мужчин надевали шейно-ручные и ножные колодки, на преступников, совершивших иные насильственные преступления, - шейно-ручные колодки. Убийцы престарелые, малолетние, больные, беременные, карлики содержались без оков.
Лиц, могущих внести откуп, полагалось держать в железных наручниках. Длина шейно-ручных и ножных колодок была установленной. Заключенных полагалось снабжать одеждой, питанием, циновками, лекарствами. Запрещалось вносить в тюрьму письменные принадлежности, посещать ее посторонним. В случае болезни заключенного тюремщик докладывал об этом начальству, особый чиновник проверял состояние заключенного, выносил решение о вызове врача и выдаче лекарств, о снятии оков и о допущении члена семьи для ухода. При смерти, несчастном случае назначалось расследование.
Японскому праву того времени было известно наказание в виде ссылки, которое определенным образом также ограничивало свободу, хотя в нынешнем понимании ссылка не была лишением свободы. В частности, прибывший на место ссыльный обязан был выполнять принудительные работы и получал казенное пропитание. Здоровые ссыльные носили кандалы, работающие ссыльные отдыхали раз в десять дней. Приговоренных к каторге направляли на принудительные работы, обычно в месте осуждения. Каторжанки выполняли работы по пошиву одежды и обсушиванию риса.
Нужно признать, что тюремное право раннего Средневековья Японии (и Китая) не стало, к сожалению, предметом специального исследования ученых-пенитенциаристов, а ведь там многое из того, что впоследствии вошло в европейское право, уже существовало.
В 1742 г. в Японии был принят свод «Ста законов», который воспринял многие положения права раннего Средневековья.
Таким образом, отличительными чертами средневекового государства в Китае являются: всесилие бюрократического аппарата, представлявшего господствующий класс; регулирование экономической деятельности государством; тотальный полицейский контроль над личностью. Это позволяет определить китайское государство как тоталитарно-полицейское.
Своеобразной чертой китайского государства было отсутствие государственной религии и сословия духовенства, религиозный плюрализм, вытекавший из отношения к религии как к простому учению, Основной специфической особенностью средневекового государства в Японии было отсутствие всесильной центральной власти, феодальная организация землевладения, четкая сословная структура, определяющие сходство японского и западноевропейского феодализма.