Содержание авторских прав
Общие положения об авторских правах. Исключительное право на объекты авторских прав: понятие, общая характеристика
Под авторскими правами в субъективном смысле (субъективными авторскими правами) понимаются признаваемые в соответствии с законом интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Объектами авторских прав признаются интеллектуальные права, которые включают в себя исключительное право, личные неимущественные права и иные права (ст. 1226, п. 1 ст. 1255 ГК РФ).
С точки зрения классификации субъективных гражданских прав авторские права относятся к категории абсолютных прав (наряду с вещными правами и личными неимущественными правами на нематериальные блага, указанные в ст. 150 ГК РФ).
Авторские права могут принадлежать не только авторам, но и иным правообладателям, в юридической литературе их классифицируют на первоначальные и производные. К первоначальным, по словам Г.Ф. Шершеневича, относятся такие, которые впервые возникают у лица в отношении объекта, к производным - те, которые переходят от одного лица к другому в отношении того же объекта на законных основаниях.
В.И. Серебровский отмечал, что первоначальное авторское право "возникает в силу самого факта создания автором произведения", а производное - у правопреемника "в результате перехода к нему правомочий, уже принадлежащих автору".
В.А. Дозорцев писал, что подобное деление свойственно только имущественным правам. При этом ученый подчеркивал, что авторские права всегда "первоначально" принадлежат только автору. Существование же такой классификации, с его точки зрения, может быть оправдано только ее практическим значением, поскольку она позволяет определить, связан правообладатель правами предшественника или нет.
Само понятие "производное" используется в законодательстве применительно к определению тех произведений, которые представляют собой переработку других (производные произведения, п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Это может быть обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и др. (п. 1 ст. 1260 ГК РФ). В этом случае у лица, создавшего такое произведение, возникают новые субъективные авторские права на соответствующий объект. Необходимо отметить, что с юридической точки зрения корректнее говорить о делении оснований возникновения исключительного права на первоначальные и производные. В подтверждение этого можно сослаться на п. 3 ст. 1228 ГК РФ, в соответствии с которым исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Таким образом, создание произведения является первоначальным основанием возникновения авторского права. В то же время такое право может быть отчуждено автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (т.е. по производным основаниям).
Как указывалось выше, одним из видов интеллектуальных прав является исключительное право - имущественное по своей юридической природе (об истории развития исключительных прав см. гл. 1 настоящего тома). Отказ от дефиниции исключительного права в ГК РФ сознательно использован законодателем, поскольку в его отношении "необходимые нормативные положения содержатся в десятках статей ГК, а определения этого права, предлагаемые в литературе последних лет, далеки от совершенства". Современное исключительное право рассматривается в трех аспектах:
• "обладателю исключительного права предоставляется возможность использовать в соответствии с законом и под его защитой результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации из числа тех, которым закон предоставляет правовую охрану, определяя их с разной степенью детализации в качестве объектов исключительных прав;
• первый обладатель исключительного права принадлежит к той категории лиц, за которыми закон только и признает возможность быть первым субъектом исключительного права соответствующего вида;
• за изъятиями, установленными законом, никто не вправе без согласия обладателя исключительного права использовать являющийся объектом этого права результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Нарушение этого запрета влечет гражданско-правовую и иную ответственность".
Исключительное право на охраняемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации предоставляет его субъекту возможность использовать данный объект любым не противоречащим закону способом. Так, правообладатель может, как разрешать, так и запрещать другим лицам использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. По общему правилу третьи лица не могут использовать охраняемый результат без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).
Рассматриваемое право может принадлежать нескольким лицам совместно (п. п. 2 - 3 ст. 1229 ГК РФ).
В ГК РФ также содержатся нормы об ограничении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации (п. 5 ст. 1229 ГК РФ).
По общему правилу исключительные права являются срочными (за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ), и продолжительность срока их действия, порядок его исчисления и продления, прекращения права до истечения срока устанавливаются ГК РФ применительно к отдельным результатам интеллектуальной деятельности или средствам индивидуализации (ст. 1230 ГК РФ).
Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. В случае создания произведения в соавторстве исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет считая с 1 января года, следующего за годом его смерти (п. 1 ст. 1281 ГК РФ). В Кодексе устанавливаются особенности срока действия исключительного права на произведения, обнародованные анонимно или под псевдонимом; обнародованные после смерти автора; для репрессированных и посмертно реабилитированных авторов, а также для авторов, которые работали во время Великой Отечественной войны или участвовали в ней (п. п. 2 -5 ст. 1281 ГК РФ; подробнее о сроках действия исключительных прав см. в гл. 8 настоящего тома).
Исключительные права действуют на территории Российской Федерации в соответствии с ГК РФ и международными договорами России. Иначе решается вопрос о национальном режиме в отношении личных неимущественных прав и иных интеллектуальных прав, не являющихся имущественными. По общему правилу к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц применяются правила, установленные гражданским законодательством (т.е. к иностранным участникам применяется национальный режим) (абз. 4 п. 1 ст. 2, абз. 2 п. 1 ст. 1231 ГК РФ).
При признании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в соответствии с международным договором содержание права, его действие, ограничения, порядок его осуществления и защиты определяются по общему правилу ГК РФ независимо от положений законодательства страны возникновения исключительного права. Вместе с тем иной порядок охраны возможен, если он предусмотрен международным договором или ГК РФ (п. 2 ст. 1231 ГК РФ). Объекты авторских прав обязательной государственной регистрации не подлежат (п. 4 ст. 1259 ГК РФ), поэтому исключительные авторские права возникают с момента создания произведения в объективной форме. Это правило применяется также в отношении программ для ЭВМ и баз данных, правообладатели которых могут осуществить добровольно факультативную государственную регистрацию этих объектов.
Исключительное право автора в соответствии с его общей характеристикой, содержащейся в ст. 1229 ГК РФ, является единым правом, состоящим из совокупности правомочий, содержание которых определяется способами использования произведения.
Способы использования произведения
Для определения содержания принадлежащих автору (правообладателю) исключительных прав законодатель указывает на принадлежность указанным лицам исключительного права использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом и одновременно перечисляет определенные виды использования произведений в рамках исключительного права.
Перечень действий, признаваемых использованием произведения, сформулирован как незакрытый (п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Приведенные в перечне действия признаются способами использования произведения независимо от того, совершаются ли такие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, необходимо получать разрешение у правообладателя. Законодатель указывает следующие виды способов, которые применимы ко всем либо к отдельным видам произведений.
Воспроизведение произведения - изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме. Воспроизведением признается в том числе запись на электронном носителе, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения (например, изготовление детской игрушки на основе двухмерного изображения персонажа мультфильма или изображение скульптуры на двухмерном носителе (в виде фотографии или рисунка) соответственно).
При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Так, исходя из закона случаи, когда создаются новые копии произведений или осуществляется передача самих произведений без отчуждения носителей (например, посредством электронной сети), следует квалифицировать как воспроизведение. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения, либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения (абз. 2 п. 1 ст. 1268 ГК РФ). В последнем случае речь идет о технической записи, которая имеет временный характер и обусловлена потребностями технологического процесса.
Согласно ст. 9 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция) авторы литературных и художественных произведений, охраняемых этой Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме. Законодательством государств, участвующих в Бернской конвенции, может разрешаться воспроизведение таких произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Любая звуковая или визуальная запись признается воспроизведением для целей Бернской конвенции.
Верховный Суд РФ указал, что в настоящее время можно сделать вывод о формировании современного унифицированного стандарта использования программ для ЭВМ как в форме записи (сохранения) в память компьютера, так и в форме хранения в его памяти, поскольку как сохранение, так и хранение влекут воспроизведение компьютерной программы. Так, нарушением исключительных прав на программу для ЭВМ может быть признана не только ее запись в память компьютера, но и сам факт хранения ее там (при отсутствии доказательств правомерности этого). Таким образом, хранение программы для ЭВМ также считается способом ее использования. Данный вывод был сделан судом на основе анализа нормы ст. 1 (4) Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву от 20 декабря 1996 г., согласно которой право на воспроизведение, как оно определено в ст. 9 Бернской конвенции, и допускаемые этой статьей исключения полностью применяются в цифровой среде и, в частности, в отношении использования произведений в цифровой форме. ВС РФ указал, что хранение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле ст. 9 Бернской конвенции. Аналогичное понимание хранения программы для ЭВМ в памяти компьютера как использования объекта авторских прав, влекущего ответственность, содержится в ст. 4 Директивы № 2009/24/ЕС Европейского парламента и Совета от 23 апреля 2009 г., применяемой в Европейском союзе, согласно которой поскольку такие действия, как загрузка в память компьютера, отображение на экране, эксплуатация, передача хранение компьютерной программы в памяти устройства, влекут за собой воспроизведение, совершение таких действий возможно только с согласия правообладателя. Аналогичный вывод содержится и в иных судебных решениях.
Распространение произведения возможно путем продажи или иного отчуждения (дарения, мены) оригинала или экземпляров, т.е. материальных носителей, в которых выражено произведение.
В судебной практике отмечается, что действия курьера исключительно по доставке книг от продавца к покупателю не являются использованием произведения.
Публичный показ возможен в отношении различных объектов: произведений изобразительного искусства, архитектуры, фотографий и т.п. Показом является любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью технических средств (пленки, диапозитива, телевизионного кадра и т.п.), а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности. Публичный характер такой показ приобретает, если осуществляется в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. При этом не имеет значения, воспринимается ли произведение публикой в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с такой демонстрацией (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения также рассматривается законом как самостоятельный способ использования, что требует получения у правообладателя специального разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации произведений, изготовленных за рубежом (подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
В судебной практике отмечается, что распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения после их введения в гражданский оборот без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения допускается в том случае, если такие результаты правомерно были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации (принцип исчерпания права, установленный в ст. 1272 ГК РФ). Таким образом, правило об исчерпании прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории Российской Федерации (например, будет являться нарушением исключительного права автора импорт экземпляров книг иностранного или российского автора без его согласия на территорию России с целью их распространения, но введенных в гражданский оборот на территории другого государства).
При этом отмечается, что ни подп. 4 п. 2 ст. 1270, ни ст. 1272 ГК РФ не препятствуют импорту оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения (например, импорт для личного использования). Подпункт 5 п. 2 ст. 1270 ГК РФ предусматривает прокат оригинала или экземпляра произведения как самостоятельный способ его использования. В связи с этим приобретение любого материального носителя, в котором выражено произведение, не дает собственнику права сдавать его в прокат без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения. Вместе с тем в п. 4 ст. 1270 ГК РФ устанавливается специальное правило, в соответствии с которым нормы о прокате не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, "когда такая программа является основным объектом проката". Однако, на наш взгляд, корректнее называть объектом проката материальный носитель, на котором зафиксирована данная программа (п. 1 ст. 626 ГК РФ).
Публичным исполнением произведения является представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения (например, салон красоты), или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства), независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (например, в случае прямой трансляции, организованной из места представления или показа произведения) (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Так, например, представление музыкального произведения с помощью технических средств (радиоприемника), размещенного в салоне красоты - месте, открытом для свободного посещения, является публичным исполнением произведения.
Сообщение в эфир представляет собой сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю.
Под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия (подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Например, при цифровом вещании пакет телевизионных каналов (мульти-плексов) может быть как не закодированным, т.е. открытым (бесплатным), так и закодированным - закрытым (платным) с использованием системы условного доступа, т.е. с применением смарт-карт, ресивера и пр. (например, "НТВ-плюс", "Триколор ТВ" и др.). Таким образом, сообщением в эфир будут являться те случаи, если возможности декодирования закрытых (как правило, платных) телеканалов предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.
Сообщение по кабелю - сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия (подп. 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Субъектом, осуществляющим использование объектов авторских прав посредством сообщения в эфир, является организация, осуществляющая эфирное вещание. Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц (ст. 1329 ГК РФ). Ретрансляцией признается прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания (подп. 8.1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Перевод или другая переработка произведения. Под переработкой (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) понимается создание производного произведения: обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п. (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Под переводом понимается вид литературного творчества, в процессе которого произведение, существующее на одном языке, воссоздается на другом.
Частным случаем переработки произведения является переработка (модификация) программы для ЭВМ, под которой понимается любое ее изменение, в том числе перевод с одного языка на другой, за исключением адаптации, представляющей собой внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях ее функционирования на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя. Такой подход законодателя означает, что применительно к программам для ЭВМ общее понятие переработки расширено: создания производного произведения в этом случае не требуется - любая модификация будет считаться переработкой (исключение составляет лишь адаптация). Это обусловлено особенностями правовой природы программ для ЭВМ, охраняемых авторским правом как произведения литературы в силу специального указания в законе (абз. 13 п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В отличие от традиционных произведений литературы, применительно к которым произведение будет считаться производным лишь в той ситуации, когда результат переработки отвечает критериям охраноспособности, в отношении программ для ЭВМ степень творческого труда автора модификации подлежала бы оценке наряду с изменениями в функционировании программы. Это, в свою очередь, создало бы предпосылки для потенциальных нарушений исключительного права на программу для ЭВМ со ссылкой на то, что разработанные дополнения или изменения программы имеют лишь технический характер и не являются результатом творческого труда лица, которое разработало такое дополнение или изменение (например, изменение параметров компьютерного браузера, в результате которого у него добавляются новые функции; обновление приложений на смартфонах, в результате которых устраняются ошибки в их функционировании). В целях недопущения данной ситуации применительно к программам для ЭВМ законодатель установил полный запрет на внесение в них не санкционированных правообладетелем изменений, сделав единственное исключение для случая, когда такие изменения необходимы для функционирования программы на конкретных технических средствах пользователя или под управлением его конкретных программ (адаптация). Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. Данный случай использования произведения является практическим применением положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение. Выделение данного способа использования произведения для рассматриваемой категории объектов сделано в том числе потому, что данные произведения включают инженерно-технические решения, от правильной реализации которых зависит использование произведения.
Под практической реализацией понимается разработка строительной документации, строительные и иные работы по созданию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового объекта. Данный случай является исключением, поскольку по общему правилу, установленному в п. 3 ст. 1270 ГК РФ, практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам гл. 70 ГК РФ.
Специально для случаев использования произведений в сети Интернет и иных компьютерных сетях было введен такой способ использования, как доведение произведения до всеобщего сведения. Отличие доведения до всеобщего сведения от передачи в эфир или сообщения по кабелю состоит в том, что лицо, разместившее произведение в компьютерной сети, само не осуществляет каких-либо действий, направленных на сообщение его публике. Напротив, в данном случае активную роль играют пользователи, осуществляющие поиск такого произведения в компьютерной сети для его использования. Этот способ определен как доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
Помимо исключительных прав, интеллектуальные авторские права включают в себя личные неимущественные права.
Личные неимущественные права автора. Общие положения
Первоначально, как отмечалось выше, авторское право рассматривалось в основном с точки зрения его имущественного аспекта. Личные неимущественные права, относящиеся к защите личности автора, называемые за рубежом moral rights, возникли позднее.
Личные неимущественные права в отечественной доктрине авторского права начали признаваться лишь с конца XIX - начала XX в. под влиянием распространения идеи о том, что произведение - продолжение личности самого автора, занимая все более значимое место среди его субъективных прав.
М.Н. Малеина определяет личное неимущественное право как "субъективное право, возникающее по поводу нематериальных благ или результатов интеллектуальной деятельности, не подлежащее точной денежной оценке, тесно связанное с личностью управомоченного, направленное на выявление и развитие его индивидуальности и имеющее специфические основания возникновения и прекращения". Эти права по своей природе не преследуют прямую имущественную выгоду, не могут быть переданы по договору или перейти иным образом в порядке как сингулярного, так и универсального правопреемства. Неимущественными интеллектуальными правами являются, например, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (п. 2 ст. 1255, п. 2 ст. 1345 ГК РФ).
В зарубежной доктрине вопросы содержания авторских прав решаются неодинаково. Считается, что историческое первенство в закреплении института личных неимущественных прав автора принадлежит французскому правопорядку. В большинстве стран континентальной системы авторского права институт личных неимущественных прав автора именуется droit moral (фр. -личное неимущественное право), иногда во французской доктрине можно встретить термин droits moraux, означающий личные неимущественные права (мн. число). Так, Д. Липцик отмечает, что рассматриваемые права обладают двояким характером и включают в себя правомочия, которые являются самой их сутью: с одной стороны, личностного характера, которые образуют личные неимущественные права, позволяя сохранить личность автора в том виде, в каком она проявляется в произведении, а с другой стороны, правомочия имущественного характера, которые образуют имущественное право, позволяя автору осуществлять экономическую эксплуатацию, использование своего произведения или давать разрешение делать это третьим лицам, получая за это денежное вознаграждение.
Однако не все страны придерживаются такого подхода. Вследствие чего Д. Липцик указывает на две теории авторских прав: монистическую и дуалистическую. В странах монистической модели (например, Германия, Австрия) субъективное авторское право рассматривается в качестве унитарного (единого) права, которое включает правомочия как личного, так и имущественного характера. В странах дуалистической модели (например, Франция) четко разделяются имущественные и личные права автора, причем последние направлены на "охрану исключительно личного интереса". Вместе с тем в литературе отмечается, что указанные теории являются модификациями в рамках системы континентального авторского права и что от них следует отличать систему copyright.
Если в континентальной системе права выделение неимущественных прав или правомочий является достаточно традиционным, то в англоамериканской правовой системе понятие моральных прав нашло свое отражение лишь с принятием Закона Великобритании об авторском праве 1988 г. Таким образом, институт личных неимущественных прав автора как таковой до последнего времени не был известен системе copyright, вместе с тем соответствующие интересы защищались на основании норм о диффамации, исками из нарушения тайны частной жизни (в США - right of privacy, в Великобритании - breach of confidence). "Моральные права" по общему правилу не подлежат отчуждению, однако в ст. 87 Закона об авторском праве Великобритании предусматривается возможность для автора отказаться от своего права путем составления соглашения в письменной форме. В настоящее время российское гражданское законодательство устанавливает, что автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и право на отзыв.
Право авторства, называемое в странах общего права правом отцовства (the right to paternity), состоит в возможности признаваться автором произведения (ст. 1265 ГК РФ). Как отмечает А.П. Сергеев, право авторства является важнейшим правомочием автора, потому что от него производны все другие права как личного неимущественного, так и имущественного характера. Иными словами, все остальные права предоставляются автору лишь постольку, поскольку он имеет право авторства. Рассматриваемое право возникает объективно в силу создания произведения, от авторов не требуется совершения каких-либо действий для того, чтобы его приобрести. Право авторства означает право признаваться автором произведения, а право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно. Данные права неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен (п. 1 ст. 1265 ГК РФ). Указанные права могут принадлежать лишь фактическому создателю произведения (ст. 1265 ГК РФ). Они не переходят по наследству, а после смерти автора у наследников сохраняются лишь полномочия по охране соответствующего блага от нарушений со стороны третьих лиц (ст. 1267 ГК РФ).
Так, например, опубликование в рекламно-информационном издании фотографического произведения без согласия правообладателя и без указания на правообладателя и автора произведения является нарушением права автора на имя.
В случае если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности), издатель (п. 1 ст. 1287 ГК РФ), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст. 1265 ГК РФ).
Данные положения соответствуют ст. 15 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений.
Важным личным неимущественным правом является право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ). Такое право позволяет обеспечить его целостность и неизменность. Право на неприкосновенность произведения означает, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (п. 1 ст. 1266 ГК РФ). Право на неприкосновенность произведения (абз. 1 п. 1 ст. 1266 ГК РФ) касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.
Наследники, обладающие исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.
В случае извращения, искажения или иного изменения произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора, посягательства на такие действия автору предоставляется право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ (п. 2 ст. 1266 ГК РФ). Это означает, что автор, как и любой другой гражданин, может воспользоваться указанным общим способом защиты неимущественных прав, установленным в части первой ГК РФ.
Автор может также дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.
Данное правило распространяется только на следующие два случая: 1) когда правообладатель сделал публично, т.е. путем сообщения неопределенному кругу лиц, заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение науки, литературы или искусства на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока (п. 5 ст. 1233 ГК РФ); 2) предоставления права на использование произведения науки, литературы или искусства по открытой лицензии (п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ).
Следующим личным неимущественным правом является право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК РФ). Авторы сами осуществляют действия или дают согласие на осуществление действий, которые делают произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа или другим способом.
В литературе отмечается, что право на обнародование обладает двойственной природой: помимо личного характера, данное право содержит имущественный элемент (который позволяет в случаях, прямо определенных законом, осуществить его не автору, а обладателю исключительного права на соответствующее произведение).
Опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения (подп. 2 п. 1 ст. 1268 ГК РФ).
Составной частью права на обнародование выступает право на отзыв. В соответствии с ним автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения, возместив при этом лицу, которому отчуж-дено исключительное право на произведение, причиненные таким решением убытки (п. 1 ст. 1269 ГК РФ).
В силу специального правила (п. 2 ст. 1269 ГК РФ) право на отзыв не применяется к произведениям, вошедшим в сложный объект, программам для ЭВМ и служебным произведениям. Как было отмечено ВС РФ, автор произведения, вошедшего в сложный объект, не обладает правом на его отзыв независимо от того, кому принадлежат интеллектуальные права на сам сложный объект. Правовой режим сложного объекта распространяется на единое целое завершенное произведение, в котором невозможность использования хотя бы одной составляющей его части приведет к утрате авторского замысла создателя сложного объекта и повлечет невозможность его дальнейшего применения. Данная правовая позиция была сформулирована в отношении хореографических постановок и вокально-хореографических произведений, которые сами по себе сложными объектами не являются, но могут входить в состав сложного объекта.
Право авторства, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно (п. 1 ст. 1267 ГК РФ). Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права автора на имя и неприкосновенности произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана права авторства, права автора на имя и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами (п. 2 ст. 1267 ГК РФ).
Иные права автора
К числу иных интеллектуальных прав относятся право следования (ст. 1293 ГК РФ), право доступа (ст. 1292 ГК РФ) и другие права, например право на вознаграждение в служебном произведении (подп. 4 п. 2 ст. 1295 ГК РФ). В.А. Дозорцев называл исключительное право квазиабсолютным или ослабленным абсолютным правом, поскольку его исключительность заключается в том, что оно закрепляется только за лицом или лицами, определенными законом и по основаниям, им установленным.
А.Л. Маковский отмечает, что введение категории "иных прав" не означает появления "на свет субъективных гражданских прав, не являющихся ни имущественными, ни личными неимущественными", а причина их выделения заключается в отсутствии достаточно четкого для закона критерия деления прав на имущественные и личные неимущественные. Право следования предоставляет автору изобразительного искусства возможность получения дополнительных доходов в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства, которые уплачиваются автору продавцом, в случае если посредником при перепродаже соответствующего оригинала выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин) (п. 1 ст. 1293 ГК РФ).
В Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений используется термин "право долевого участия" на произведения искусства и рукописи. В п. 1 ст. 14ter Бернской конвенции отмечается, что в отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, упра-вомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения. Охрана, предусмотренная п. 1 данной статьи, может быть истребована в любой стране - участнице Конвенции только в случае, если законодательство страны автора предусматривает такую охрану, и в объеме, допускаемом законодательством страны, в которой истребуется эта охрана. Порядок сбора и размеры сумм определяются национальным законодательством.
В Директиве Европейского парламента и Совета Европейского союза № 2001/84/ЕС от 27 сентября 2001 г. "О праве перепродажи в интересах автора оригинала произведения искусства" используется термин "право перепродажи" и отмечается, что государства (страны - члены Европейского союза) должны обеспечить авторов оригинального произведения искусства правом следования (перепродажи), которое являлось бы неотчуждаемым, не могло быть передано или отменено, гарантию получения автором гонорара, основанного на сумме, полученной от перепродажи произведения, следующей за первой передачей произведения автором.
Право следования является самостоятельным правом автора, отличным от исключительного права на произведение. Так, в отличие от исключительного права, право следования неотчуждаемо, хотя переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение (п. 3 ст. 1293 ГК РФ).
Правом следования пользуются также авторы литературных и музыкальных произведений в отношении перепродажи авторских рукописей (автографов) их произведений (п. 2 ст. 1293 ГК РФ).
Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются в Постановлении Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. № 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений". Право доступа подразумевает, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (п. 1 ст. 1292 ГК РФ). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Условия такого доступа (выбор помещения и иных условий) определяются собственником оригинала произведения. Вместе с тем такие условия должны позволить автору осуществить воспроизведение.
Отдельно в законе оговаривается право доступа в отношении автора произведения архитектуры, который вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1292 ГК РФ).
Право на вознаграждение в служебном произведении (подп. 4 п. 2 ст. 1295 ГК РФ) также рассматривается как иное право.
Служебным произведением признается такое произведение науки, литературы или искусства, которое создается в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.
В таком случае авторские права принадлежат автору (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). Однако исключительное право по общему правилу принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором не предусмотрено иное. Так, если исключительное право на произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать это произведение на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения (п. 3 ст. 1295 ГК РФ).
За автором служебного произведения признаются личные неимущественные права, а также право на вознаграждение (это право неотчуждаемо и не переходит по наследству, в отличие от права автора по договору и не полученных автором доходов, которые переходят к наследникам, - абз. 4 п. 2 ст. 1295 ГК РФ).
Вместе с тем до введения данного положения (абз. 4 п. 2 ст. 1295 ГК РФ был введен Федеральным законом от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ) в судебной практике отмечалось, что право на вознаграждение за служебные результаты интеллектуальной деятельности, причитающееся работнику - автору служебного произведения, переходило к его наследникам, поскольку договор между работодателем и работником, которым определяются размер, условия и порядок выплаты такого вознаграждения, по своему характеру является гражданско-правовым. Таким же образом следовало разрешать вопросы о наследовании названного права в случаях, когда судом установлено, что положения, которыми определяется выплата вознаграждения, включенные в содержание трудового договора, фактически устанавливают гражданско-правовые обязательства сторон.
Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем по общему правилу определяются договором между работодателем и работником (автором).
Как отмечается в судебной практике, условия по вознаграждению могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Такое вознаграждение во всех случаях выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю.
В литературе к иным правам относят также право лица, организовавшего создание сложного объекта, на указание своего имени или наименования либо требование такого указания (п. 4 ст. 1240 ГК РФ). В.А. Дозорцев писал, что новые комплексные объекты "синтетического характера" создаются посредством сочетания индивидуального творчества с организационным (координирующим) началом. По мнению автора, последнее проявляется, в частности, в деятельности руководителя коллектива, у которого в связи с этим возникает особое неимущественное право (право организатора на имя), которое ученый предлагал называть продюсерским.