Политические и правовые идеи ислама
В начале VII в. на Аравийском полуострове начинается процесс объединения разрозненных арабских племен и процесс образования арабского государства. Возникает совершенно новая идеология, которая пришла на смену арабскому политеизму, - ислам.
Автор ислама Магомет. В 40 лет он пришел к выводу, что единый бог - Аллах сделал его своим избранником с целью распространения среди людей истинной веры. Он явился автором Корана. Каждая проповедь Магомета была кораном (лекцией), потом так стали называть всю совокупность его лекций. Магомет был и светским, и политическим лидером. Ислам обосновывал идею теократии. Аллах и его посланник, управляющий по воле бога, определяет положение власти. Ранний ислам исходит из того, что вся светская и духовная власть принадлежит только пророку, а после его смерти - халифам (его заместителям). В действительности власть стала переходить к светским правителям. Они сказали: нет власти не от бога. Покорность смирения перед насилием и бедностью. Смысл существования - в потустороннем мире. Защита собственности - сущность государства.
Комментарием к Корану являются книги шариата (верный путь к спасению). Шариат - мусульманский правовой кодекс. Основными направлениями ислама являются суннизм и шиизм.
Недовольство Персии арабами выразилось в появлении нового идеологического течения - шиизма. Шииты по-своему трактуют положения Корана, противопоставляют свои священные предания суннитскому. Они выдвинули положение о сущности 12 имамов (династий). По их учению, 12-й имам скрылся для того, чтобы вновь вернуться на землю и принести с собой справедливость и правду. Современный Иран - шиитское государство.
Арабские мыслители стремились отделить политику от религии: Ибн Русид, ИбнХалдун.
Большая часть сочинений Ибн Русида - комментарии к трудам Аристотеля. Структура идеального общества - три сословия:
- производят материальные ценности;
- обеспечивают защиту от врагов;
- осуществляют воспитание и обучение граждан.
Ибн Халдун считал, что объединение людей в общество не имеет божественного происхождения. Причина - взаимопомощь в добывании жизненных средств. Сущность государства состоит в охране частной собственности.