Политико-правовые идеи Бакунина
С именем Бакунина (1814-1876) связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма. Бакунинская политическая теория вырабатывалась в период начальных шагов организованного рабочего движения (Интернационал), первых самостоятельных выступлений пролетариата на общенациональной политической сцене (Парижская коммуна 1871 г. во Франции).
Его учение представляет собой коллективную анархию. Он отрицает государство, право, собственность и считает, что они должны быть заменены свободной ассоциацией производителей. Государство, по Бакунину, - это некое искусственное социальное образование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага. Там, где начинается государство, кончается свобода личности, и, наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти.
Исходным моментом анархической доктрины Бакунина являлась идея о том, что уничтожение всякой государственности выступает в общественной практике как основной способ разрешения всех социальных проблем. Анархия, утверждал Бакунин, явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций.
Идеальный общественный строй, по Бакунину, - это не общество, организованное в государство, а общество, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации. Именно федерализм, как основополагающий принцип социального бытия свободных граждан, в противоположность централизму с его ограничением человеческой свободы и самодеятельности, по утверждению Бакунина, должен «спасти в Европе свободу и мир».
Федерация должна объединить индивидов в коммуны, коммуны в провинции, провинции в нации, нации в соединенные штаты Европы. Он разрабатывает основные методы социальных преобразований. Главное - умственное освобождение, под которым понимается прослеживание атеизма и материализма. Социально-экономическое освобождение опирается на два положения:
- земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает, т.е. земледельческим общинам;
- капитал, все орудия труда принадлежат рабочим организациям.
Крестьянская община будет важнейшей социальной организацией общества. Он возлагает надежды на бунт, на характер русского мужика.