Общественно-политическая мысль в период образования и развития Московского государства (XIV-XVII вв.)
Главный акцент в период образования, развития Московского государства делается на взаимоотношениях церковной и светской власти и на создании их правового и социального статуса. Наиболее известными политическими течениями, рассматривающими эти вопросы и представляющими полярные точки зрения, были течения нестяжателей и иосифлян.
Нестяжательство. Представитель - Нил Сорский. В центре его теоретических построений стоит индивидуальный обладатель комплекса неизменных психобиологических пристрастий. Он выделяет:
- чрево-объедение;
- блуд;
- гнев;
- печаль;
- уныние;
- тщеславие;
- гордость;
- сребролюбие.
Сорский был против гонений людей за их убеждения. Каждый человек имеет право на свободу воли.
В противовес нестяжателям выступают иосифляне (стяжатели). Их доктрина была изложена Иосифом Волоцким.
Церковь должна быть выше светской власти. Разрабатывая эту теорию, Волоцкий формирует понятие власти. Источник происхождения государственной власти - воля Божья, но ее носитель только человек, он равен всем людям, над которыми его возвышают данные ему полномочия. Выводы:
- властвование по естеству своему равно подвластным, а значит, употребление власти должно быть ограничено;
- властитель может совершать ошибки как каждый человек, за что должен нести ответственность.
Волоцкий - первый в русской политико-правовой литературе начал обсуждать и критиковать личность и действия правителя. Субъективно он вводит критерии, ограничивающие светскую власть в пользу духовной, что само по себе послужило почвой для критики тиранической организации и методов правления.