Еретические движения в XVII-XX вв.
В XVII—XVIII вв. еретическое движение приобретает организованный характер.
Баптизм. Разделение общехристианской догмы о Троице и божественном происхождении Христа. Баптисты отрицают роль церкви как посредницы между Богом и людьми; они отказываются от почитания икон, креста, веры в святых, у них нет богослужений, есть только молитвенные собрания. Единственный источник учения у них - Новый Завет. Посредником между людьми и Богом считается Иисус Христос, потому что он своей жертвой спас грешников. Принцип - жить в мире, но быть не от мира сего (жить по земным законам, но сердце Отдать небесному жениху). Нормы:
- отказ от употребления алкоголя;
- отказ от сквернословия;
- всемерная помощь нуждающимся.
Квакеры. Эта протестантская секта стала отстаивать принцип равенства всех людей. Основа идеологии - Господь заключен в сердцах людей, и истину нужно искать во «внутреннем свете». Квакеры предлагали путь безмолвной молитвы, т.е. не нужна всякая внешняя обрядность, церковная иерархия. Они не признают таинства, не причащаются. Этические требования квакеров:
- безусловная правдивость и честность во всем;
- непритязательность, простота, отказ от роскоши и развлечений.
Пятидесятники - протестантская секта. Они живут по мифу о сошествии Святого Духа. Они отличаются от других тем, что крещение у них происходит Святым Духом, а не святой водой. Крестят только тех, кого можно причислить к истинным последователям Сына Божия. Церковь - излишество, иконы - не нужны.
Мормоны. Одно из основных моментов учения -мысль о необходимости труда, который должен дать благосостояние в земной жизни. Особенность - мормоны говорят, что есть другие боги, но они менее престижны. Чтобы стать богом, нужно, чтобы человеческая душа высвободилась из оков плоти.
Адвентисты. Отрицают бессмертие, душа после смерти погружается в сон до Страшного суда, чтобы обрести вечное блаженство. Они отрицали многое из христианской культуры. Но есть причащение и крещение. Крещение - только над взрослыми. Норма - забота о собственном здоровье, так как тело человеческое - божественный сосуд, его нужно беречь.
Свидетели Иеговы. Для них характерно:
- отрицание веры в загробную жизнь;
- божественная сущность Христа.
Армия спасения. Цель создания общества - нравственное возрождение людей. Для него характерно то, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям населения.