Римские стоики: Сенека
Одно из первых мест в плеяде первых стоиков принадлежит Луцию Аннею Сенеке (около 4 до н.э. - 65 н.э.).
Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Согласно его учению объяснением рабства может быть только телесное и чувственное, но недуховная и разумная часть человека. Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается. Дух - сам себе господин. Господину может принадлежать только тело. Раб - человек равный по натуре всем людям. Сенека полностью не отвергал рабство как институт, но считал его несостоятельным, призывал всех к справедливому обращению с рабами, как духовными субъектами. Все люди - сотоварищи по рабству. Нет рабства более позорного, чем добровольное.
Сенека считает судьбу причиной всех причин. Судьба отождествляется с богом, божественным духом, провидением. Цепь событий подчинена вечному вращению судьбы. Люди не в силах изменить мировые отношения, частью которых являются их собственные отношения. Они могут только мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаваться воле законов природы.
Все люди, говорил Сенека, родные друг другу (все люди члены одного тела). Природа сотворила всех из одной и той же материи, для одного и того же блага - разума (это божественный дух, погруженный в тело человека). В естественной правовой концепции Сенеки неминуемый закон судьбы играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе все законы и даже государства. Само естественное право выступает и как природный факт, и как необходимость императивного разума. В качестве факта и нормы общественного порядка разум воплощен также и в человеческом сообществе, как части мирового целого. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на началах разума. Человеческий разум является частью божественного духа.
Вселенная, по Сенеке, - это естественное государство со своим естественным правом, признание чего - дело необходимое и разумное. Членами этого государства являются все люди независимо от того, признают они это или нет. Мы должны представить себе государство, которое включает в себя богов и людей, границы которого измеряются движением; другое государство - к нему нас приписала случайность. Есть такие люди, которые служат только одному государству, и такие, которые служат и большому и малому государству. Главным является большое государство.