Смежные права
Общие положения
Определение понятия «смежные права» отсутствует в международных договорах. В национальном законодательстве такие определения обычно имеются.
Например, в действовавшем ранее Законе Российской Федерации авторском праве и смежных правах» установлено, что смежные права - это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабель-вещания.
В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие смежные права не определено, как не определено и понятие прав, смежных с авторскими.
Тем не менее, используя содержание гл. 71 Кодекса, содержащее определение понятия «интеллектуальная собственность», данное 1.1, можно вывести следующее определение понятия «смежные права» «права, смежные с авторскими».
Смежные права — это права исполнителей и правовое положение созданных их творческим трудом исполнений, в том числе некоторых видов произведений; права производителей фонограмм, вещательных организаций, производителей инвестиционных баз данных и правовое положение созданных ими фонограмм, передач вещания, баз данных; права публикаторов произведений, перешедших в общественное достояние.
Между понятием «смежные права» и «права, смежные с авторскими» различия.
Разработчики гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации включили в число объектов смежных прав некреативные базы данных и опубликованные литературные произведения, перешедшие в общественное достояние.
Для такого расширенного перечня объектов и был предложен термин «права, смежные с авторскими».
Однако такое расширение изменило существа понятия «смежные права», поэтому оба понятия можно использовать как синонимы, что мы и видим в Гражданском кодексе, следует отметить, что в некоторых странах перечень объектов смежных прав шире, например, в него включаются фотографические произведения и аудиовизуальные исполнения.
В отличие от авторского права история смежных прав непродолжительна.
Права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций на международном уровне стали признаваться с 1964 г., когда вступила в силу Римская конвенция по охране исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
Как уже отмечалось, ряд положений об охране исполнений, фонограмм и передач вещательных организаций содержится в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.
Субъекты смежных прав
- Исполнители;
- наследники исполнителей;
- работодатели исполнителей;
- правопреемники тех или иных юридических лиц;
- иные правообладатели объектов смежных прав.
Исполнители — это актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на Музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом.
Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1313(1) относит к исполнителям режиссеров-постановщиков исполнений и дирижеров.
Производители фонограмм — это лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первые звуковые записи каких-либо исполнений или иных звуков.
В Гражданском кодексе Российской Федерации вместо международно признанного термина «производитель» (producer) ошибочно используется термин «изготовитель».
Дело в том, что изготовить можно несколько экземпляров фонограмм, а произвести — неограниченное количество.
Организации вещания — это организации радиовещания, эфирного, кабельного и спутникового телевидения, а также компьютерного сетевого вещания (web-casting), создающие свои собственные передачи и объекты авторского права или смежных прав или использующие передачи других лиц или организаций.
Производители инвестиционных баз данных — это лица, которые обеспечивают существенные инвестиции в создание баз данных.
В Гражданском кодексе Российской Федерации использован термин «изготовитель» (maker), являющийся формально правильным, но ошибочным по существу, поскольку он не подразумевает производства товаров, которые воплощены в базах данных, что имеет серьезные последствия.
Производители аудиовизуальных исполнений — это физические или юридические лица, которым переданы исключительные права исполнителей по договорам на создание аудиовизуальных исполнений.
Публикаторы посмертных произведений — физические или юридические лица, которые впервые обнародуют произведения, срок охраны которых истек, т. е. перешедшие в общественное достояние.
Термин введен для отличия от издателей, обнародующих произведения, срок охраны которых не истек.
Наследники исполнителей — это физические или юридические лица, которые по закону или завещанию наследуют исключительные права исполнителя на те или иные исполнения.
Работодатели исполнителей — это липа, которые по договору оплачивают участие исполнителей в тех или иных исполнениях.
Правопреемники юридических лиц — лица, к которым перешли исключительные права в силу закона, договора или других юридических оснований, например при реорганизации юридического лица (производителя фонограмм, вещательной организации и т. д.).
Правообладатели объектов смежных прав — любые лица, обладающие по договору исключительными правами на объекты смежных прав.
Объекты смежных прав
Рассмотрим определения объектов смежных прав, признаваемых в настоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации.
Исполнение — это воплощение произведений или иных объектов реальными или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, декламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инструментов и технических средств.
В Гражданском кодексе Российской Федерации определение понятия «исполнение» отсутствует, как и в законодательстве многих стран.
В Законе Российской Федерации 1993 г. такое определение давалось, но его нельзя считать удовлетворительным.
Исполнение может быть обнародовано различными способами:
- непосредственно группе слушателей или зрителей;
- передачей (трансляцией) исполнения средствами организаций вещания для приема и восприятия публикой с помощью технических средств (радиоприемники, телевизоры, тюнеры, декодеры, громкоговорители, плазменные панели, видеопроекторы и т. д.);
- записью исполнения на материальный носитель (кинопленку, магнитные кассеты, компакт-диски) аналоговыми или цифровыми методами (кинокамеры, видеокамеры, магнитофоны и т. д.) для последующего доступа к ним.
Существует много видов исполнений, в том числе постановки, спектакли, представления (сценические исполнения), музыкальные, драматические и музыкально-драматические исполнения (оперы, оперетты, мюзиклы и проч.), хореографические исполнения (балет, пантомимы, танцы и проч.), кроме того, исполнениями являются лекции, речи, проповеди и т. д.
Как отмечалось ранее в § 1.4, многие исполнения включены в Бернскую конвенцию для их охраны как произведений.
После вступления в силу Римской конвенции, признавшей охрану исполнений, и внесения изменений в Бернскую конвенцию некоторые исполнения стали охраняться как Бернской, так и Римской конвенцией.
Например, в Бернской конвенции даже незаписанные музыкальные, драматические и хореографические исполнения считаются произведениями литературы и искусства, а лекции, речи, проповеди — устными произведениями.
С другой стороны, записанные аудиовизуальные исполнения считаются аудиовизуальными произведениями.
Таким образом, любые записанные исполнения можно было бы считать произведениями литературы и искусства, а незаписанные — исполнениями.
Если же следовать содержанию Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, то записанные или незаписанные исполнения считаются исполнениями.
Именно поэтому на международном уровне существует тенденция отхода от представлений об аудиовизуальных произведениях, т. е. считать их аудиовизуальными исполнениями как записанными, так и неописанными.
Аналогичный подход существует и для иных исполнений, Которые продолжают считать произведениями.
В большинстве стран записанные и незаписанные исполнения продолжают считать различными Объектами интеллектуальной собственности.
Фонограмма — это воплощенные на материальном носителе звуки исполнений или иные звуки.
Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам уточнил определение фонограмм, данное Римской конвенцией, но ввел ошибочное представление об «отображениях звуков», создаваемых компьютерными программами и которые могли быть записаны на фонограмму.
Эксперты ВОИС не смогли понять, что перед записью синтезированная музыка всегда воспроизводится композитором и только после прослушивания выбирается наилучший вариант, который и записывается на фонограмму.
Однако такое «отображение звуков» ничем не отличается от иных звуков, особенно если учесть, что очень часто компьютерная музыка создается на основе так нарываемых образцов звуков (сэмплов), полученных с помощью реальных музыкальных инструментов.
Простой иллюстрацией, показывающей абсурдность представления об «отображениях звуков», может служить деятельность композитора, создающего произведение в нотной записи, которую с полным правом можно считать «отображением звуков».
Однако это отображение звуков можно записать на фонограмму только при исполнении нотной записи, другими словами, на фонограмму всегда записывают только звуки, а не их отображения.
Передача организации вещания — это распространяемые в эфир или по кабелю звуки и изображения реальных и виртуальных объектов и исполнений, в том числе литературных, художественных и музыкальных произведений.
Определение этого понятия отсутствует в международных договорах и в национальном законодательстве.
Сложность определения заключается втом, что слово «передача» имеет двоякий смысл.
С одной стороны, передача — это процесс распространения аналогового или цифрового сигнала в эфир или по кабелю, а с другой стороны, передача — это объект охраны.
В соответствии с Римской конвенцией «передача в эфир означает передачу звуков или изображений и звуков беспроводными средствами для подобно креативным базам данных, инвестиционные базы данных могут включать не только любую информацию, но и произведения, объекты смежных прав и промышленной собственности.
Определение инвестиционной базы данных отличается от определения обычной базы данных заменой творческого критерия в подборе материалов базы данных на инвестиционный критерий.
Как уже отмечалось в § 2.5, разделение баз данных как на креативные и некреативные, так и на инвестиционные и неинвестиционные является эективным из-за субъективности творческого и инвестиционного критериев.
Другими словами, любые базы данных можно охранять авторским вом.
Представление об инвестиционных базах данных введено только того, чтобы сделать охрану баз данных бессрочной.
В соответствии со ст. 10(3) Директивы Европейского союза «О правовой охране баз данных» любые существенные изменения базы данных возобновляют срок охраны, т. е. делают охрану бессрочной.
Попытки распространить такую модель охраны на международном уровне были предприняты на Дипломатической конференции ВОИС по некоторым росам авторского права и смежных прав в 1996 г.
Однако предложенный проект договора в отношении охраны инвестиционных баз данных отвергнут большинством стран без обсуждения.
Большинство стран единодушны в том, что предложенная охрана инвестиционных баз данных может подорвать научное, научно-техническое и общественное развитие.
В ст. 1334 Гражданского кодекса Российской Федерации инвестиционной базой данных признается электронная (креативная) база данных, которая содержит не менее 10 тыс. самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных.
Такой ход к пониманию инвестиционных баз данных представляется рациональным при единственном условии: база данных должна находиться не только в компьютерной сети, но и в гражданском обороте в виде тех или иныx товаров, в которых воплощена база данных.
В таком случае новый срок охраны будет распространен на охрану новой базы данных, воплощенной в новом товаре.
К сожалению, использованный в Гражданском кодексе термин «изготовитель базы данных» не подразумевает производства товаров.
Посмертное произведение — это впервые обнародованное произведение после истечения срока действия авторского права, т. е. перешедшее в общественное достояние.
Исключительное право на посмертные (posthumous) произведения, перешедшие в общественное достояние, признается в немногих странах, например в Германии, Российской Федерации.
Целесообразность наделения исключительным правом публикатора произведений, перешедших в общественное достояние, остается неубедительной.
Одни специалисты считают, что охрана посмертных произведений противоречит общественным интересам.
Другие специалисты уверены, что предоставление исключительного права публикатору соответствует общественным интересам, поскольку делает доступным публике произведения, которые ранее не публиковались.
Общественный интерес могут представлять в основном произведения литературы и искусства, тогда как публикация научных и научно-технических произведений, созданных почти 100 или более лет тому назад, не может сказаться на развитии науки и техники, т. е. не противоречит общественным интересам.
Обнародование античных научных и научно-технических произведений представляет исторический интерес для ограниченного круга лиц.
Принципы охраны посмертных произведений соответствуют принципам охраны, сложившимся в Венецианской республике и особенно в Англии, когда издателям предоставлялось право на публикацию не только новых, но и древних рукописей и книг, которые с современной точки зрения находились в общественном достоянии.
Как отмечалось в § 2.2, в соответствии со Статутом Анны издателю предоставлялось на 14 лет право на публикацию.
Затем это право могло переходить к автору, но после его смерти право еще 14 лет принадлежало издателю.
Аналогичный подход используется в ст. 1337—1340 Гражданского кодекса Российской Федерации с 25-летним сроком охраны исключительного права с момента публикации произведения.
Принцип автоматической охраны
Рассмотренный в § 2.7 принцип автоматической охраны произведений литературы, науки и искусства справедлив и для объектов смежных прав, т.е. права на исполнения, фонограммы, программы вещательных организаций, инвестиционные базы данных возникают в силу их создания.
Для посмертных произведений исключительное право публикатору предоставляется после опубликования произведения, на которое истекло действие исключительного авторского права.
Следовательно, подобно авторскому праву, для возникновения смежных прав не нужны какие-либо формальности, такие как регистрация, депонирование, обнародование (за исключением посмертных произведений).
Принцип автоматической охраны признан Римской конвенцией.
С принятием в 1996 г. Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам принцип автоматической охраны подтвержден для исполнений и фонограмм.
Из принципа автоматической охраны вытекает принцип презумпции обладателя смежных прав, который заключается в том, что при отсутствии доказательств иного обладателем исключительного права считается лицо, указанное на товаре, в котором воплощен объект смежных прав.
Однако на международном уровне этот принцип признается только для исполнений, записанных на фонограммы.
Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих исключительных правах может разместить на каждом экземпляре товара, в котором воплощена фонограмма, знак правовой охраны смежных прав из трех элементов:
- латинская буква «Р» в окружности;
- имя или наименование обладателя исключительного права;
- год первого опубликования фонограммы.
Использование знака правовой охраны авторского права было впервые установлено в ст. 11 Римской конвенции, и поэтому этот знак часто называют конвенционным знаком охраны смежных прав исполнителей и производителей фонограмм.
Использование конвенционного знака правовой охраны регламентируется ст. 1305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для иных объектов смежных прав знаки правовой охраны не введены.
В ст. 19(2) Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам установлено, что к экземплярам записанных исполнений и фонограмм может быть приложена информация об управлении правами, которая идентифицирует исполнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фонограмму, обладателя какого-либо права на исполнение или фонограмму, или информацию об условиях использования исполнения или фонограммы и любые цифры или коды, в которых она представлена.
В Гражданском кодексе Российской Федерации данное положение Договора расширено на все объекты смежных прав в ст. 1310.
Информация об управлении правами может быть приложена или быть частью объекта смежных прав, в частности передач вещательных организаций, баз данных, посмертных произведений.
Следует особо подчеркнуть, что наличие или отсутствие конвенционного знака, как и информации об управлении правами, не имеет никакого отношения к наличию прав, которые могут возникнуть только в силу создания и объективного существования объекта смежных прав.
Условия правовой охраны
Принцип автоматической охраны распространяется на объекты смежных прав, если выполнены следующие условия охраноспособности:
- объективность существования объекта;
- правомерность использования иных охраняемых объектов.
Эти условия охраноспособности объектов смежных прав повторяют условия охраноспособности объектов авторского права, за исключением условия творческого характера, поскольку большинство объектов смежных прав не считаются результатом творческого труда, за исключением исполнений.
Однако и для исполнений это условие никак не влияет на охраноспособность, поскольку любое свое действо любой исполнитель считает творчеством.
Несмотря на то что исполнения имеют очень давнюю историю, творческий характер исполнительской деятельности на международном уровне признан лишь в 1996 г. в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам.
Рассмотрим кратко условия охраноспособности объектов смежных прав.
1. Условие объективности существования объекта означает действительное существование объекта смежных прав в некоторый момент времени.
Эта объективность отличается от объективности объектов авторского права, которые должны быть доступны публике без посредничества автора в любой момент времени.
Объекты смежных прав могут существовать в некоторый момент времени в том или ином месте.
Например, «живые» исполнения существуют лишь в определенном временном интервале, как и передачи вещательных организаций и базы данных в компьютерных сетях.
Однако любые исполнения, вещательные передачи, базы данных могут быть записаны на материальные носители и стать доступными публике в любой момент времени, подобно объектам авторского права.
2. Условие правомерности использования иных охраняемых объектов имеет такой же смысл, как и для тех объектов авторского права, которые создаются с использованием других произведений.
Если для объектов авторского права это условие важно лишь для некоторых видов произведений, то для объектов смежных прав — это необходимое условие правоспособности, поскольку в большинстве случаев смежные права являются вторичными, связанными или смежными по отношению к авторскому праву.
Вторичность и взаимосвязанность смежных прав, невозможность их существования в большинстве случаев без авторского права означает, что смежные права в отношении любых объектов могут возникать и охраняться только при соблюдении авторского права на произведения, которые воплощаются в объектах смежных прав.
Более того, если для создания объектов смежных прав используются иные объекты смежных прав, то и в этих случаях должны быть соблюдены права соответствующих субъектов.
Поскольку возникновение смежных прав в большинстве случаев зависит от соблюдения прав иных лиц, то условия возникновения смежных прав определяются правомерностью использования объектов как авторского права, так и смежных прав.
Причем если возникновение смежных прав у исполнителя зависит только от правомерности использования объектов авторского права, то условия возникновения смежных прав производителей фонограмм, организаций вешания, производителей баз данных зависят от правомерности использования как произведений, так и исполнений.
Таким образом:
- исполнитель может обладать смежными правами при условии соблюдения исключительного права на исполняемое произведение;
- производитель фонограммы может обладать смежными правами на фонограмму только при получении разрешения авторов и исполнителей для включения в фонограмму исполнений произведений;
- организация вещания обязана получить разрешение авторов, исполнителей, производителей фонограмм, производителей иных объектов (аудиовизуальных, мультимедийных произведений и т. д.) для того, чтобы иметь право включить их в свою передачу;
- производитель инвестиционной базы данных обязан получить разрешения правообладателей любых охраняемых объектов, включаемых в ?азу данных.
Сфера действия смежных прав
В соответствии с международными нормами и положениями национального законодательства сфера действия смежных прав подчиняется принципу территориальности смежных прав и принципу национального режима в отношении субъектов этих прав.
Национальный режим смежных прав предоставляет зарубежным субъектам смежных прав такие же права, какие предоставляются национальным субъектам права.
Этот принцип сформулирован как в ст. 3 Соглашения ТРИ ПС, так и в ст. 4 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам.
Территориальность смежных прав означает, что законодательство любой страны действует только на ее территории и не может иметь силы за ее пределами.
Необходимо отметить, что в определении сферы действия смежных прав в законодательстве об авторском праве и смежных правах стран с переходной экономикой нет полного единства.
Приведенные ниже нормы относятся в основном к Российской Федерации.
Сфера действия смежных прав исполнителей.
Смежные права могут принадлежать исполнителям, если они являются гражданами Российской Федерации.
Национальный режим распространяется на зарубежных исполнителей только в том случае, если исполнение:
- имеет место на территории страны;
- включено в охраняемую фонограмму;
- содержится в охраняемых передачах организаций вещания.
Сфера действия исключительных прав производителей фонограмм.
Смежные права производителей фонограмм могут охраняться, если:
- они являются гражданами Российской Федерации или российскими юридическими лицами;
- фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации;
- в иных случаях, предусмотренных международными договорами, членами которых является Российская Федерация.
Сфера действия исключительных прав организаций вещания.
Смежные права организаций вещания могут охраняться при выполнении двух условий:
- организация вещания имеет официальное местонахождение на территории страны;
- передачи организации вещания осуществляются с передатчиков, расположенных на территории страны.
Другими словами, могут охраняться любые передачи организаций вещания, если они передаются с территории страны.
Сфера действия исключительных прав производителей баз данных.
В соответствии с Директивой Европейского союза «О правовой охране баз данных» права на инвестиционные базы данных распространяются на их производителей, которые являются гражданами страны Союза и имеют постоянное местожительство на ее территории.
Это право распространяется и на компании и фирмы, созданные и зарегистрированные в соответствии с законами страны Союза.
Аналогичные положения установлены в ст. 1336 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доступ к материалам электронной базы данных может осуществляться различным образом, поэтому сфера действия прав может также различаться.
Если база данных воплощена на материальном носителе, то сфера действия прав производителя базы данных должна соответствовать принципам действия прав на произведения литературы, науки и искусства (см. § 2.9).
Если база данных размещена в компьютерной сети, то для применения Принципа национального режима на производителя базы данных она должна быть размещена на серверах, расположенных на территории соответствующей страны.
Это требование не всегда легко выполнить и установить, поскольку граждане страны могут воспользоваться услугами «хостинга» (размещением сайта) в иных странах.
Сфера действия исключительных прав публикаторов.
Соответствующая сфера очерчена в ст. 1341 Гражданского кодекса Российской Федерации и фактически совпадает со сферой действия исключительного права на произведения, установленные Бернской конвенцией (см. § 2.9).
Служебные исполнения
В раннем законодательстве Российской Федерации об авторском праве и смежных правах отсутствовало понятие «служебный объект смежных прав», хотя такие объекты широко распространены.
В ст. 1320 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены положения о служебных исполнениях отсылкой на ст. 1295 в отношении служебных произведений (см. § 2.10).
Из всех субъектов смежных прав личное неимущественное право признано за исполнителем, поэтому служебными могут быть лишь исполнения, поэтому определением понятия «служебный объект смежных прав» может быть следующее.
Служебный объект смежных прав — это исполнение, которое создано исполнителем или исполнителями в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или задания работодателя.
Существует множество исполнений, в создании которых участвуют ?Члены труппы, сценического или театрального коллектива.
К служебным исполнениям обычно применяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения о служебных произведениях (литературы, науки и искусства (так сделано и в ст. 1320 Гражданского кодекса Российской Федерации):
1. Личное неимущественное право на служебное исполнение принадлежит исполнителю (исполнителям).
2. Исключительные права на служебное исполнение принадлежат работодателю, если договором с исполнителем (исполнителями) не предусмотрено иное.
3. Исполнитель (исполнители) служебного исполнения имеет право на дополнительное вознаграждение. Данное положение может действовать только в том случае, если исключительное право принадлежит работодателю и не передано исполнителю (исполнителям).
Кроме того, право на дополнительное вознаграждение возникает только в том случае, если служебное исполнение используется каким-либо лицом, которое и выплачивает это вознаграждение.
4. Исполнитель (исполнители) служебного исполнения не вправе препятствовать его обнародованию работодателем.
Совместные объекты смежных прав
Несмотря на то что многие исполнения создаются одним исполнителем, существует множество совместных исполнений, созданных многими исполнителями.
Подобно совместным произведениям, существуют совместные делимые и неделимые исполнения.
Неделимое совместное исполнение — это исполнение, которое представляет собой одно неразрывное целое.
В неделимом совместном участвуют все исполнители.
Например, при выступлении на концерте члены группы выступают с общим номером, который и является совместным исполнением.
Делимое совместное исполнение — это исполнение, которое представляет собой совокупность нескольких частей, имеющих самостоятельное значение.
Например, весь концерт, состоящий из отдельных номеров, может рассматриваться как совместное делимое исполнение.
К правовому режиму совместных исполнений обычно применяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения о совместных произведениях (так сделано и в ст. 1320 Гражданского кодекса Российской Федерации), если они не являются служебными:
1. Личное неимущественное и исключительное право на совместное исполнение принадлежат исполнителям.
2. Каждый из исполнителей совместного делимого исполнения вправе использовать созданную им часть по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
3. Право на использование исполнения в целом принадлежит исполнителям совместно, а их взаимоотношения определяются соглашением между ними.
4. Для неразрывных совместных исполнений ни один из исполнителей не вправе без достаточных на то оснований запретить использование исполнения.
5. Признаются исполнителями лица, внесшие творческий вклад в создание исполнения.
И ст. 1313 Гражданского кодекса Российской Федерации такими лица-признаются режиссер — постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного зрелищного представления) и дирижер.
6. Не признаются исполнителями лица, не внесшие творческого вклада создание исполнения, а оказавшие исполнителям только материальную, организационную, техническую и иную помощь и содействие.
Данное положение иногда прямо не формулируется в законодательстве, поскольку исполнителем может быть только лицо, творческим трудом которого создано исполнение (или его часть).
Составные объекты смежных прав
Подобно составным произведениям, существует множество составных объектов смежных прав.
Составной объект смежных прав — это объект, включающий другие объекты смежных прав или их части.
Многие объекты смежных прав изначально являются составными, например, фонограммы включают записи исполнений, передачи вещательных организаций могут включать совокупности записей исполнений, иограмм, аудиовизуальных исполнений и т. д.
Инвестиционные базы также являются составными объектами, которые могут включать не только объекты смежных прав, но и объекты авторского права.
К правовому режиму составных объектов смежных прав обычно причисляют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения совместных произведениях.
В законодательстве лицо, которое создает подобные объекты, обычно называется производителем соответствующего объекта, поскольку только в результате производства соответствующих торов, в которых воплощены объекты смежных прав, последние становятся доступными публике.
В этой связи использование термина «изготовитель», как, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации, представляется неточным, поскольку изготавливать и производить — это совершенно разные действия.
Изготовить можно несколько экземпляров которого объекта, а массовое изготовление — это производство.
Поэтому речь должна идти о производителях товаров, в которых воплощены соответствующие объекты, а не об изготовителях.
Производитель составного объекта может обладать исключительным правом при соблюдении прав лиц на объекты, включенные в составной объект.
Это положение соответствует одному из условий охраноспособности объектов смежных прав (см. § 3.5).
Другими словами, исключительное раво может распространяться на составной объект только в том случае, если производитель обладает разрешениями правообладателей всех объектов или частей из них, включаемых в составной объект.
2. Правообладатели объектов, включенных в составной объект, вправе использовать свои объекты независимо от их включения в составной объект, если иное не предусмотрено договором.
3. Исключительное право производителя составного объекта не препятствует другим лицам использовать те же объекты для создания иных составных объектов смежных прав.
4. Составные объекты смежных прав охраняются исключительным правом независимо от того, являются охраняемыми или нет объекты, которые они включают.
Производные объекты смежных прав
Подобно производным произведениям, существует множество производных объектов смежных прав.
Производный объект смежных прав — это объект, который создан в результате переработки других объектов смежных прав.
Долгое время, когда объекты смежных прав существовали только в аналоговой форме, их изменение и переработка технически были очень сложными.
С появлением цифровой формы объектов смежных прав их изменение оказывается в большинстве случае технически весьма простым и доступным широкому кругу лиц.
Для таких изменений существует множество компьютерных программ, которые позволяют осуществлять почти любые изменения.
Очень часто такие изменения объектов осуществляются без учета исключительных прав лиц, создавших объекты смежных прав.
При рассмотрении правовых норм в отношении производных объектов смежных прав обычно применяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) условия правовой охраны производных произведений, рассмотренных в § 3.5:
1. Исключительное право на производный объект смежных прав может возникнуть только при правомерном использовании перерабатываемого объекта. Другими словами, перерабатывать охраняемый объект можно только в том случае, если на это получено разрешение правообладателя.
2. Исключительное право на производный объект смежных прав существует независимо от того, являются перерабатываемый объект охраняемым или нет.
Если перерабатываемый объект является охраняемым, переработчик обязан получить разрешение правообладателя на переработку.
Если перерабатываемый объект является неохраняемым, переработчик не нуждается и получении разрешения на переработку.
3. Переработчик не вправе препятствовать иным лицам осуществлять переработки тех же объектов смежных прав.
Любые лица могут перерабатывать одни и те же объекты смежных прав при том же обязательном условии - получении разрешения от правообладателя на переработку соответствующего объекта.