История государства и права зарубежных стран (Руденко Т.А., 2005)

Основные черты государства средневекового Китая. Специфика правовой системы и армия Китая

Развитие феодальных отношений началось в Китае до нашей эры. Процесс этот был заторможен существованием так называемой надельной системы. Законом о государственных наделах, изданным во второй половине III в. н. э., вся земля была объявлена государственной. Крестьянам предоставлялось два надела: один обрабатывался ими для себя, другой - для государства.

Государственность конфуцианского Китая осталась примером долголетия и устойчивости государственной модели. Средневековому Китаю свойственна система тотального контроля государства.

Рабство в Китае просуществовало до революции, ликвидированное в это время законодательным путем.

Сильная централизованная государственная власть в Китае имела прочные традиции. Ее важнейшая ее черта - право верховной собственности на землю. «Земледелие, торговля и управления - три основные функции государства». В Китае сформировался государственный феодализм.

Правительство делало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты налогов.

Надельная система способствовала распространению фактического прикрепления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответственностью перед государственной казной.

Существование надельной системы сдерживало, но не могло остановить развития частного феодального землевладения. Законами 763 и 780 гг. она была отменена. Земельные приобретения феодалов фактически легализованы.

Китайское феодальное право было устойчивым. Его основные нормы сохранялись в течение веков. Огромную роль в формировании и применении китайского права сыграло учение Конфуция, ставшее официальным мировоззрением китайского народа. Отступление от конфуцианских правил признавалось преступлением. В соединении с культом предков, привязывавшим крестьянина к земле, учение Конфуция закрепляло наличные общественные отношения.

В Китае не раз предпринимались большие работы по кодификации права (среди них можно выделить большой свод законов Танской империи (VII в.)).

В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но основой самого указа являлась конфуцианская традиция.

Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, регламентируя людей во всех сферах общественной жизни.

Во времена правления династии Тан военнообязанными мужчины считались до достижения 60 лет. С VIII в. императоры все чаще стали прибегать к услугам наемной армии.

В Минской империи сохранялась старая система «войск округов» и пограничных гарнизонов, основной состав которых формировался из поселенцев-военных, имевших надел, несущих службу до глубокой старости.

Постоянного главнокомандующего в армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников, назначался генералом или даже генералиссимусом.

Местные командующие войсками в минском Китае контролировались чиновниками, назначаемыми на определенный срок из центра. В XV в. была создана должность «главного военного координатора», осуществляющего контроль над всеми местными тактическими военными службами.