История государства и права зарубежных стран (Руденко Т.А., 2005)

Особенности становления и развития мусульманского права

Правовой системе стран Востока присуще много общих черт, и тем не менее каждая из них уникальна. Следует отметить прежде всего консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, совершенстве постулатов морали, скрепленной религиозными нормами.

В принятом отношении членов восточного общества к традиционным нормам обычного права и религиозной морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу и механизмы экономического регулирования. Так, определенный вид производящей деятельности был присущ отдельному общественному слою. Достаточно вспомнить кастовую систему Древней Индии.

Дхарма в Индии, санкционируемая религиозными нормами, была одновременно нормой права, выполнение которой освящалось авторитетом царской власти. Аналогом индийской дхармы в религиозной системе Японии были гири, предписывающие индивидам нормы поведения на все случаи жизни.

Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Своеобразие мусульманского права выражается, в частности, в правиле, согласно которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора (если купленная вещь с изъяном, если покупатель, совершив сделку, не видя вещи, сочтет, что она ему не подходит, и пр.). В области семейных отношений признавалась и повсеместно декларировалась патриархальная власть главы семейства.

Специфической чертой мусульманского наследственного права является то, что к наследникам переходят только права, но не обязательства наследодателя, только то имущество, которое остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам умершего. Идеологической основой шариата, имеющей особое значение для его уголовно-правовой части, является учение о покорности судьбе, о недопустимости сопротивления существующему строю, поскольку он освящен Богом и Мухаммедом, о греховности чувства зависти к богатым и т. д.

Судебные функции в странах Халифата исполнялись кадиями. Они назначались халифом или его представителями на местах из лиц, отвечавших необходимым условиям, обычным для классового общества. Помимо судебных функций, им поручались и другие функции.

Процессуального права в строгом смысле слова шариат не знает. Кадий не был связан никаким сколько-нибудь определенным порядком судопроизводства. Прокурора и адвоката в мусульманском процессе нет. В мусульманском процессе не существовало и писаного делопроизводства. Религиозно-правовым основам мусульманского общества соответствовала социальная структура, характеризующаяся определенной обезличенностью господствующего класса, отсутствием системы титулов и привилегий, передаваемых по наследству избранности.

Теоретически ислам исключал законодательные полномочия правителей, которые могли лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских богословов. «Неизменяемым» считалось и основанное на «священных Ведах» право дхарма-шастр у индусов.