Общая характеристика средневекового государства в странах Востока
Восток не представлял собой единого целого: огромная пропасть разделяла кочевые племена и оседлые культуры, различны были исторические пути древних цивилизаций (индийской и китайской) и более молодых, появившихся к VI-VIII вв. н. э. (арабской и японской). Их неповторимое своеобразие складывалось под влиянием множества факторов.
Эти общества относились к подтипу восточной деспотии. Данный тип отличается государственной собственностью на землю, которая сочеталась с другой формой собственности - общинной. Государственная собственность в ее узком понимании включала лишь обширное землевладение государственной казны. В широком смысле она не сводилась к собственности монарха, а охватывала и земельные пожалования, проистекающие из государственного фонда, лицам, приближенным к власти, обладающим правом сбора и присвоения ренты-налога с определенной территории. Частная собственность на землю не была так распространена, как государственная.
Во всех средневековых обществах Востока государство охраняло государственную собственность на землю с присущей ей традиционной системой эксплуатации податных крестьян.
Сочетание различных форм собственности на землю как на средство производства, особая контрольно-регулирующая роль государства в экономике находили выражение в особой структуре господствующего класса, во всех восточных средневековых обществах.
Господствующим классом в странах Востока являлось само государство.
Отсутствие хозяйства и барщины привело к тому, что здесь крестьяне не были прикреплены к земле отдельных феодалов. Зависимое положение крестьян определялось их связанностью налоговым бременем, поддерживаемым с помощью государственного аппарата, чиновничества. Эта зависимость скреплялась правом, религией, общинными порядками и системой обычного права. Восточный средневековый город жил за счет перераспределения ренты-налога, ибо прибавочный продукт, концентрирующийся в руках отдельных социальных групп, не становился капиталом, не включался в производство. Ремесленная продукция шла не на рынок, а на удовлетворение потребностей правящих, в том числе и военных, кругов. Купеческий капитал выполнял функции своеобразного агента между ними и ремесленниками-производителями.
Для восточных обществ не была характерна бурная политическая жизнь с революционными всплесками.
В восточных обществах быстро сложилась абсолютная монархия, в которой отсутствовали институционные формы ограничения власти правителя. Различными были уровень централизации в этих государствах, степень применения военно-деспотических средств и методов осуществления государственной власти. Они менялись на отдельных этапах развития конкретных восточных средневековых государств.
Специфику социально-политической структуре восточного общества придавала господствующая в том или ином обществе религиозная идеология, само отношение членов общества к религии и власти. Религия была инструментом правящих кругов для наведения порядка в обществе и укрепления власти. Право и религия практически сливались воедино, особенно в первый период. Основными источниками права были религиозные писания.