Источники права Франции. Сборник права Кутюмы Бовези
На юге Франции постепенно важнейшим источником права становилось римское право.
Французские юристы комментировали памятники римского права.
Отношение королевской власти к римскому праву во Франции было двойственным. С одной стороны, для укрепления своей власти короли ссылались на многие формулы римского публичного права, с другой - принятие римского права могло быть понято как признание верховенства римско-германского императора.
Королевская власть (с 1312 г. при Филиппе Красивом) признала римское право как своего рода вид «писаного обычая».
Постепенно на Юге местные правовые обычаи приходили в упадок, а римское право признавалось в качестве общего права и проникало в судебную практику. В XIV—XV вв. этот процесс затронул и страну неписаного права. Хотя здесь римское право рассматривалось лишь в качестве древнего кодекса и дополнительного источника права, оно оказывало заметное влияние на кутюмы входе их редактирования и записи.
К числу важных источников права относились нормы канонического права.
Королевский ордонанс 1539 г. запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся светских лиц. К этому времени утверждается положение, согласно которому король один осуществляет власть в королевстве, а поэтому декреталии римских пап и постановления церковных соборов не являются обязательными для французов. В число королевских полномочий было включено придание обязательной силы нормам канонического права.
В отношении старого канонического права, выработанного в период Средневековья и включенного в Свод канонического права, действовала презумпция, согласно которой оно молчаливо признается королевской властью. Все более важное место среди других источников права занимают законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с XIV в. все большее значение приобретают такие источники права, как закон, королевское распоряжение, решения высших судов. Ордонансы кодифицируют правовые нормы в области уголовного права и процесса, торгового и морского права, завещаний и т. д.
В качестве дополнительного и сравнительно менее значимого источника французского средневекового права выступала судебная практика парламентов.
Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев - Кутюмы Бовези (около 1283 г.). Его автором был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права (организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и т. д.). Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев. За Кутюмами Бовези последовал ряд других подобных сборников.