Реформы основных мыслителей Древней Греции: Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла
Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные.
Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством.
Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие - феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд.
По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. В Собрании каждый имел право высказаться и каждый вопрос тщательно обсуждался. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя - суд присяжных.
Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. В народном собрании участвовали все разряды свободного населения.
В 509 г. до н. э. аристократ Клисфен инициирует реформы, которыми были ликвидированы старые племена. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) - городскую, прибрежную и земледельческую.
Клисфену принадлежит изобретение остракизма (изгнание из государства как мера превентивного наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане).
В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан-ремесленников, купцов. Землевладельческая «равнина» была оттеснена на второй план. Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы - емы. Их было около ста.
Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой новой филы.
В 462 г. до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций. Ареопаг становится чисто судебным органом.
К середине V в. до н. э. уходят в прошлое разряды, введенные Солоном. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию (за некоторым исключением).
Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого и отец, и мать были природными и полноправными гражданами Афин.