Рабовладельческая демократия в Афинах
Афины были главным городом Аттики - области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно соединялось вокруг Афин. Эта область была богата природными ископаемыми. Земледелием можно было заниматься лишь на небольших и немногочисленных долинах.
Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь-базилевс. Американский историк Л. Г. Морган назвал этот строй военной демократией.
Главным источником силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. У Афин был самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.
Афины - небольшое государство. Это то, что принято называть «полисом» - городом-государством. Граждане полиса представляли собой общину, основанную на совместном праве пользования и распоряжения землей, совместном управлении общими делами.
Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н. э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан совет, управлявший делами всех четырех племен.
Политическая жизнь полиса развивалась по пути к демократизации через острую борьбу с родовой знатью. Знатные образовали сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники - демиургов. Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание (ареонлаг), никем не выбираемое и никем не контролируемое.
Ареопаг осуществлял высший суд, наблюдал за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоявший из 9 старейшин - архонтов. Они избираются ареопагом сроком на год.
Начиная с VI в. до н. э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включались общинники. Некоторые из них стали заниматься ремеслом. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII—VI вв. до н. э., и особенно благоприятные природные условия самой Аттики способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения.
Мелкие собственники в решающий момент могли объединиться и сообща отстоять свои интересы, не подчиняясь давлению аристократов. На рубеже VII— VI вв. до н. э. перед полисом стояла серьезная проблема, которая реально угрожала его дальнейшему существованию. Свободные общинники не всегда справлялись с трудами крестьянина и часто попадали в долговую кабалу к аристократам. Если не получалось отработать долг, то крестьянин становился рабом. Из пут долгового рабства выбраться было практически невозможно. Новый хозяин мог продать своего земляка куда угодно, получив за него деньги. В перспективе наиболее слабой части полиса угрожала перспектива быть проданными. Полис пожирал своих граждан.