Возникновение Древней Индии и формирование сословно-варнового деления
Самые первые центры с явными чертами урбанистической культуры и ранние протогосударственные образования в Северной Индии, в первую очередь в долине реки Инд, возникли в III тысячелетии до н. э.
Первые памятники развитой городской культуры датируются археологами XXIV в. до н. э. по раскопкам в Хараппе и Махенджо-Даро.
Благодаря историко-религиозному памятнику культуры - Ведам - можно понять, что племенам, решившим переселиться на территорию Древней Индии, пришлось вести борьбу с коренным населением.
Устройство городских поселений говорит о высокоразвитой материальной культуре, о высокой степени организации административного управления. Появившись на территории Индии, индоарии постепенно осваивали малозаселенные долины реки Ганг. Будучи изначально по характеру своей деятельности кочевниками-скотоводами, расселившись по этой территории, они постепенно перенимают и совершенствуют технику земледелия.
Племена индоариев в ранних ведических текстах предстают коллективами, с одной стороны, единым целым, но с другой - уже знакомыми с имущественным и социальным расслоением. Завоевательная политика этих племен привела к тому, что весьма быстро начинает происходить обогащение и усиление роли в обществе родовой и военной знати.
Из среды рядовых общинников выделялись две влиятельные прослойки. Первая - жрецы-брахманы (они были хранителями ритуально-культовой \У практики племени), вторая - правители-военачальники, или, как их еще можно назвать, аристократы-кшатрии. Со временем должность раджи становится наследственным институтом власти.
Правитель являлся главой аппарата администрации, функционирование которого обеспечивалось за счет распределения избыточного продукта в виде ренты-налога, собираемого с простого населения.
Остальная (большая) часть общества была представлена свободным, но незнатным населением. В основной своей массе это были ремесленники и крестьяне, рабы и представители завоеванного и практически бесправного населения. Значение в обществе советов и собраний старейшин и представителей знати было весьма велико. Так, постепенно возникает троичное противостояние элементов общества. Первый элемент был представлен жрецами-брахманами, власть которых состояла в монополии на ритуально-культовую практику общества и ее хранение. Вторыми являлись аристократы-кшатрии, непосредственные руководители общества. Третьим элементом становятся общинники-производители. Все это приводит к формированию кастового общественного устройства. Постепенно начинает окончательно оформляться такое понятие, как «варна», что можно трактовать как «вид» или «разряд». Благодаря Ригведе, основному источнику для изучения первичных государств индоариев, известно, что на тот момент в Индии оформились четыре основные варны.
Из уст Пуруши-первочеловека, по преданию, возникла варна жрецов-брахманов, из его рук - варна кшатриев, из бедер - варна простых земледельцев и скотоводов, или рядовых членов общины вайшья, и наконец из ступней первочеловека возникает четвертая варна неимущих и неполноценных членов общества - варна шудр.