Право Древней Индии
При характеристике права Древней Индии особое внимание уделяется дхармашастрам и артхашастрам. Дхармашастры (Законы Ману, Дхармашастра Яджна-валькьи, Дхармашастра Нарады и др.) составлялись брахманами для своих учеников. Постепенно эта религиозно-философская литература приобретает значение источников права, устанавливающих общеобязательные правила поведения. Артхашастры (Артхашастра Каутильи и др.) - это сочинения царских чиновников (кшатриев) на политико-правовые темы.
Правовое положение населения. Индийское общество делилось на 4 группы (варны): брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр. Наилучшими среди людей считались брахманы. Они занимались изучением Веды (священных книг), приносили жертвоприношения; кшатрии - охраной подданных и управлением государства; вайшии - скотоводством, земледелием, ремеслом, торговлей; шудры служили высшим варнам. В Древней Индии существовало рабовладение. В некоторых случаях шудры отождествляются с рабами. Помимо варн общество дробилось на более мелкие группы - касты и подкасты. На низшей ступеньке социальной лестницы находились касты «неприкасаемых».
Правовое регулирование имущественных отношений. Праву Древней Индии известны понятия владения и права собственности, движимого и недвижимого имущества, недействительность сделок. Земля могла находиться в государственной собственности, во владении общины или семьи. Преимущественным правом покупки земли, находящейся в частном владении, пользовались родственники, соседи и кредиторы продавца. Способами обеспечения исполнения обязательств являлись штраф, залог, заклад родственников и самозаклад за долги, поручительство.
Семья и наследование. Женщины вступали в брак с 12 лет, а мужчины с 16. Браки представителей разных варн не приветствовались, они допускались лишь в том случае, если жених обладал более высоким статусом, чем невеста. Древнеиндийская семья носила патриархальный характер, женщина в ней занимала подчиненное положение. Дхармашастры предусматривают множество случаев, когда мужчина мог оставить свою жену или взять в дом другую. Развод по инициативе женщины не допускался дхармашастрами, но упоминался в артхашастрах. Наследство скончавшегося отца делилось поровну между его сыновьями. Не имели права на долю в наследстве отца дочери, сыновья «дважды рожденного» и шудрянки, калеки и слабоумные. Жена, хранящая верность умершему мужу, могла пользоваться стридханой, которая состояла из средств к существованию и личных украшений женщины.
Преступления и наказания. Древнеиндийскому праву известны некоторые институты общей части уголовного права: необходимая оборона, как обстоятельство, исключающее преступность деяния; соучастие в преступлении; рецидив, как обстоятельство, отягчающее наказание. Преступникам из высших варн назначалось более мягкое наказание, чем представителям низших варн за те же преступления. Но из этого правила было исключение: наказание за кражу было более строгим для представителей высших варн. Кара, предусмотренная в дхрмашастрах за какое-либо деяние, зачастую отличалась от установленного в артх. наказания за то же преступление.
Серьезные преступления против государственной власти и религии (посягательство на государственную власть, проникновение в царский дворец, мятеж, похищение «имущества богов» и др.) наказывались смертной казнью. За убийство также назначалась смертная казнь. Наказывалось нанесение ран оружием, прикосновение нечистыми руками к нижней части тела другого человека, обливание другого человека нечистотами и т. д. При этом если потерпевший и преступник принадлежали к одной касте или статус потерпевшего был ниже положения преступника, то виновный присуждался к уплате штрафа. Если же шудра посягал на личность человека из высшей касты, то действовало следующее правило: «тот член, каким человек низший ударит высшего... у него должен быть отрезан». Мужчины при прелюбодеянии с женщиной той же варны наказывались высшим штрафом, в порядке расположения варн - средним, против порядка варн - смертной казнью; у женщины отрезался нос. Виновному в изнасиловании отрезали два пальца.
Судебный процесс. Процессуальные правила по гражданским и уголовным делам совпадали. Первой давала показания сторона, возбудившая дело. Ответчик (обвиняемый), как правило, не имел права выдвинуть встречный иск (обвинение). Участник спора, в показаниях которого выявлялись существенные противоречия, признавший собственную вину или совершивший побег из-под стражи, считался проигравшим дело. Стороны самостоятельно вызывали свидетелей в суд. По общему правилу не могли свидетельствовать лица, заинтересованные в исходе дела, родственники, калеки. «При отсутствии надлежащих свидетелей, - гласят дхармашастры, - показание должно быть дано ребенком, стариком, рабом или слугой». Доказательства могли быть получены с помощью ордалий, которые заключались в испытаниях участвующих в деле лиц «весами, огнем, водой, ядом».