История политических и правовых учений (Баталина В.В., 2008)

Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси

Формирование политических и правовых представлений в Древней Руси связано с монахами-летописцами.

В XI в. на Руси появляются первые литературные произведения. Они посвящены проблемам устройства общества, власти, политике и праву. Ярким произведением того периода является произведение митрополита киевского Иллариона «Слово о законе и благодати». Он поднимает проблемы взаимоотношения светской и духовной власти и др.

Илларион делит библейскую историю на два периода – период правления закона (описан в Ветхом Завете; базируется на идее богоизбранности еврейского народа) и период благодати (описан в Новом Завете; характеризуется распространением христианства). В последний включается и принятие христианской религии русским народом. Он подчеркивает религиозно-духовную и политическую автономию Руси от Византии. Илларион выступает как сторонник сильной княжеской власти.

Автор «Повести временных лет» монах Нестор (начало XII в.) отвергает мнение о влиянии Византии на Русь. Русские для установления порядка пригласили к себе варягов под предводительством Рюрика. Именно Рюрику принадлежит заслуга создания Русского государства.

Нестор призывает знать сплотиться перед внешней угрозой в лице кочевых племен вокруг киевского князя. Его он называет старшим братом для всех русских князей.

Все больше политический раскол на Руси находит свое выражения и в писаниях политических деятелей. Киевский князь Владимир Мономах в «Поучении» своим сыновьям пишет о необходимости укрепления государственной власти. Он говорит о необходимости четко выстраивать взаимоотношения с другими князьями, заботиться о своих подданных. Княжеские добродетели – это храбрость в бою, забота об обездоленных, справедливость в судебных делах.

В «Слове о полку Игореве» описывается неудачный военный поход князя Игоря Святославовича на кочевников-половцев.

В «Слове» проводятся идеи:

  1. о единстве интересов всех русских княжеств;
  2. о необходимости сплотиться перед лицом внешнего врага.

Главной причиной бедственного положения Руси были междоусобные войны князей. Всем князьям нужно забыть о корыстных интересах и совместными усилиями победить общего врага. В этом заключается подлинное предназначение княжеской власти.

Идеи «Слова о полку Игореве» получают свое дальнейшее развитие в «Молении Даниила Заточника». Автор призывает князя обратить свой взор на бедственное положение подданных, на произвол княжеской администрации. Автор «Моления» поддерживает идею о необходимости сильной княжеской власти. Он видит опору общества в сильной власти князя. В «Молении» идеализируется власть князя.