Социалистические, коммунистические и социал-демократические концепции государства и права XIX в.
1820–1830 гг. во Франции были временем активного развития политико-правовой мысли социалистического и коммунистического направления. Основными представителями этого периода являются Клод Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, в Англии – Роберт Оуэн.
Для теорий социалистов характерны резкая критика капиталистического общества и попытки разработать альтернативные социальные проекты.
Сен-Симон говорил, что революция не ведет ни к чему положительному, кроме хаоса и анархии. Он выделял три стадии развития общества:
- «теологическую», которая заключается в переходе от первобытного идолопоклонства к политеизму; данной стадии соответствует рабовладельческий строй;
- «метафизическую», основанную на единобожии и феодальном способе ведения хозяйства;
- «позитивную», при которой веру в Бога заменит научное мировоззрение, обществом будут управлять ученые.
Роберт Оуэн считал, что индустриализация поможет создать новое общество по принципу коммун. Он осознавал всю утопичность предлагаемых проектов, поэтому стремился не воплотить их в жизнь, а повлиять на общественное мнение.
Шарль Фурье считал, что в обществе существует фундаментальное противостояние капитала и труда. Поэтому общество должно исключить возможность подобных противоречий. Фурье видел возможность участия капитала в создании так называемых фаланг (производственно-потребительских объединений). Конечным результатом развития общества будет уничтожение государственных и правовых институтов, ведь в идеальном обществе отсутствует необходимость в насилии и принуждении.
Этьен Кабе (1788–1856) не представлял коммунизма без развитой демократии. Равенство граждан основано на всеобщем избирательном праве. Переход к коммунистическому обществу лежит через диктатуру временного правительства. Оно должно быть образовано и одобрено народом.
Французский социалист Луи Блан (1811–1882) считал, что построение справедливого государства возможно только благодаря введению всеобщего избирательного права. Рабочие при помощи справедливо избранной власти улучшат эксплуататорскую систему труда.
Главным идеологом социал-демократов середины XIX в. был Фердинанд Лассаль (1825–1864). Задачу государства он видел именно в освобождении человечества. Порочность капиталистического общества Лассаль видел в подчинении государства интересам буржуазии. Лассаль призывает государство создавать производственные объединения рабочих. Первой ступенью к социалистическому государству, по Лассалю, будет организованная борьба всех сословий за всеобщее избирательное право.