Зарождение учений о политике и праве на Древнем Востоке
Одними из первых политические и правовые учения появились на Древнем Востоке (в Египте, Месопотамии, Индии, Китае). Именно здесь впервые появился ранний тип общества, который пришел на смену первобытному. В экономической сфере данный строй характеризуется:
- господством патриархального натурального хозяйства;
- государственной формой собственности на землю, общинного землевладения;
- медленным развитием индивидуальной, частной собственности.
В Египте государство появилось в V в. до н. э. Происходит выделение родовой знати: появляется рабство, роль вождей и старейшин становится более значимой. В IV тысячелетии до н. э. складывается целостное государство во главе с фараоном, который считался богом, его власть передавалась по наследству.
Земледелие и скотоводство были основными занятиями древних египтян. Жрецы, чиновники, военная знать составляли правящий класс (аристократию) египетского общества. Жрецы занимали почетное положение в обществе и занимали важные должности в административной системе. Большим влиянием в обществе пользовалась и аристократия, которую составляли потомки родоплеменной знати и высшие военные и гражданские чины Египта. Особую роль играли в Египте писцы, которые представляли собой высшее чиновничество.
Рабство появилось в Египте задолго до появления централизованного государства в результате войн и пленения воинов чужеземцев.
Среди политико-правовых доктрин Древнего Востока можно выделить следующие основные их характеристики:
- прикладной характер. Содержание правовых и политических учений сводилось к описанию механизма функционирования власти не на теоретическом, обобщенном уровне, а на практическом, представлявшем власть во всех ее проявлениях как механизм;
- отождествление власти императора (царя, фараона) с государственной властью. Вследствие этого появилась такая форма государственного правления, как деспотизм, которая характерна для всех древневосточных государств;
- тесная связь политико-правовых концепций с моралью (результатом был ярко выраженный этический подтекст данных учений).
Формирование и дальнейшее развитие политико-правовых учений проходило под влиянием мифологически-религиозных представлений, и все трудные вопросы решались с помощью мифологических или религиозных принципов.
Взгляды на политику и общество Древнего Востока характеризуются как:
- идеологические;
- этические;
- прикладные;
- религиозно-догматические.
Они были направлены на укрепление существующего строя, отражали интересы верхушки социальной иерархии восточных деспотий.