Гроций о праве и происхождении государства
Голландский юрист Гуго Гроций (де Грот) (1583-1645) под воздействием буржуазной революции в Нидерландах написал свои знаменитые труды «Свободное море» (1609), «О праве войны и мира в 3 книгах» (1625). В учении Г. Гроция видны истоки нарождающегося юридического мировоззрения, кроме того, его считают во многом основателем современной доктрины международного права.
По Г. Гроцию, государство должно обеспечивать общую пользу, являясь союзом свободных людей. Государство – сознательная деятельность людей, результат общественного договора, что противопоставлялось Г. Гроцием теологической концепции богоустановленности государства. Государство – основа длящихся отношений власти и подчинения. Верховная государственная власть, обладающая государственным суверенитетом, издает законы, осуществляет правосудие, назначает должностных лиц и руководит ими, взимает налоги, решает вопросы войны и мира, заключает международные договоры. Государство обязано признавать и охранять частную собственность своих граждан.
Г. Гроций осуждал агрессивные захватнические войны. Во время войны Г. Гроций требовал щадить женщин, стариков, военнопленных. В международных отношениях все решает не сила, а договор, считал Г. Гроций.
Г. Гроций не был согласен с концепцией народного суверенитета, считая более важной волю государства, нежели граждан. Носителем государственного суверенитета могут являться либо одно лицо (монарх), либо несколько лиц (парламент). Без согласия правителей народ не может изменить форму правления.
Г. Гроций первым из западноевропейских политических и правовых мыслителей раннего Нового времени изложил концепцию естественного права. По Г. Гроцию, право основано прежде всего не на воле Бога, а на природе человека. У людей есть стремление к мирному общению (здесь Г. Гроций рассуждает в духе Аристотеля), которое организовано согласно разуму. Это стремление к общению и есть источник права, независимый от положительного (позитивного) права, выводил Г. Гроций. Право стремится к самой природе человека и не зависит от законов, установленных у различных народов.
- Не трогать чужого добра.
- Возвращать то, что нам не принадлежит.
- Исполнять обещания.
- Вознаграждать за причиненный вред.
- Воздаяние людям заслуженного наказания.
В любом случае право соответствует природе общественно разумных существ, т.е. людей, писал Г. Гроций.
Что касается установленного (позитивного) права, не являющегося естественным, то тут Г. Гроций выделяет Божественное и человеческое право. Источником позитивного (человеческого) права является воля людей. Человеческое право Г. Гроций подразделяет на внутригосударственное и международное (jus gentium). Но выше всего в иерархии остается, конечно, естественное право, которое никем не может быть нарушено или изменено.