Cтоглав 1551 г. Cемейно-брачное право
Стоглав 1551 г. – это источник церковного права.
Он принят в мае 1551 г. на церковном Соборе в Москве, на котором председательствовал Иван IV.
Стоглав включает в себя 100 глав. Его редакции делятся на: пространную, среднюю и краткую.
Источники «Стоглава»:
- Библия;
- Церковный устав;
- другие богослужебные книги;
- различные канонические сборники;
- исторические и нравоучительные сборники.
Стоглав 1551 г. имел 2 основные части:
- посвященную регулированию церковных дел;
- посвященную семейному праву.
В Стоглаве в отношении церкви и ее имущества закреплялись:
- неприкосновенность церковного имущества;
- исключительная подсудность духовных лиц церковному суду;
- унификацировались церковные обряды и пошлины;
- нормы внутрицерковной жизни.
В области регулирования семейных отношений Стоглав 1551 г. основывался на нормах обычного права. По Стоглаву юридические последствия имел только церковный брак. Для заключения брака требовалось согласие родителей или опекунов, за исключением случаев, когда эти лица находились в плену, были невменяемыми или пропали без вести; возраст вступления в брак устанавливался 15 лет для мужчин и 12 лет для женщин.
При заключении брака должен был быть составлен договор сторон (сговор, свод). Его форма – нотариальная, а его несоблюдение влекло судебную ответственность нарушителя и уплату неустойки.
Законными считались для одного лица только 3 брака. При этом церковное венчание было возможно только во время первого брака, а второй и третий благословлялись.
Помимо согласия родителей на брак, требовалась «венечная память», т. е. разрешение на брак епархиального архиерея.
Венчание проводилось приходским священником.
Развод допускался в исключительных случаях. Ранее установленные поводы к разводу значительно сокращены.
По Стоглаву прекращение брака возможно в случаях:
- физической смерти;
- прелюбодеяния – главного повода для развода, он мог быть применен только мужем по отношению к жене;
- длительного отсутствия одного из супругов;
- неспособность мужа к супружеской жизни или бесплодие жены;
- длительной и тяжелой болезни супруга;
- пострижения одного из супругов в монахи.
Осуждение за преступление не прекращало брака. Жена и дети в этом случае несли ответственность совместно с мужем.
Главный принцип семейных отношений по Стоглаву – безраздельная власть мужа над женой и родителей над детьми.
Жена всегда следовала судьбе мужа: муж был вправе «закладывать» ее и отдавать по служилой кабале в «работу на прокорм». Муж имел право наказывать жену, если эти наказания не превращались в членовредительство.
Родители были вправе распоряжаться брачной судьбой своих детей, решать вопрос об их пострижении в монахи, передаче в холопство.
Особенности имела опека над малолетними детьми. Опекунами могли быть только родственники мужа, поэтому мать-вдова, остающаяся с детьми, не могла быть опекуншей. Власть опекуна над детьми продолжалась до их совершеннолетия.
Имущественные права супругов были равными, но муж не мог распоряжаться приданым жены без ее согласия. Супруги по долгам отвечали не только общим имуществом, но и в случае смерти одного из них – собственным.