Преобразования государства и права зарубежных стран в XX веке, общая характеристика
XX в. стал продолжением Нового времени. Начавшись с революций в Англии и Франции, войн Кромвеля и Наполеона, войной за независимость североамериканских колоний Англии, Новое время продолжилось в XX в. не только раскрепощением личности, колоссальными успехами научно-технического прогресса, материального производства, значительным увеличением населения земного шара, но также и мировыми войнами, «холодной войной» с разделением мира на враждующие блоки, наконец, подвело человечество к грани экологического кризиса.
Новая идеология, обоснованная французскими просветителями, утверждая веру в человека и безграничные возможности разума, породила и идейные течения XX в. «Свобода, равенство, братство», оттесняя традиционные религии, не только вызволяли человека из пут Средневековья, но и подвели к гильотине и якобинскому террору, газовым камерам и концлагерям. Представления о построении государства и мирового сообщества на началах общественного договора, международного права и справедливого порядка начинают подменяться идеей свободы без нравственных устоев и Бога, т. е. правом силы.
В своем развитии новая идеология получила воплощение в марксистской теории освобождения народов от эксплуатации, в фашистских идеях о высшей расе.
В западных либеральных теориях приоритет стал отдаваться правам и свободам отдельного человека, демократии; утверждались идеи «открытого общества» с устарелостью государственных суверенитетов. Однако, случалось, что человеческое, гуманистическое содержание новой идеологии в практической деятельности государств до неузнаваемости искажалось. И либеральная демократия зачастую оборачивалась проявлениями крайнего индивидуализма, свободой порнографии, «мягких» наркотиков, «регулируемой демократией», подчиняемой власти капитала, а то и «отрицанием всякой идеологии» с утверждением идеологии вседозволенности, культом силы, безграничного обогащения и максимального потребления.
Революции (надлом – «переломный возраст») при переходе к более высокому состоянию со сменой ценностных ориентиров сопровождались непомерным преувеличением сил и возможностей «раскрепощенного разума», его способности построить идеальное общество и изменить мир, а также кризисом и смутой, особенно прискорбными человеческими и материальными потерями.
Мировые войны. Новое и более высокое, рожденное революциями, еще со времен войн Кромвеля и Наполеона стремилось утвердиться на всем обозримом пространстве. В XX в. это новое в крайностях вульгарного рационализма, при расширении связей и взаимозависимости народов, усиленное достижениями техники вооружений, дважды подводило мир к неисчислимым человеческим жертвам и разрушениям.
Но и в мирное время при сближении цивилизаций и более резком проявлении этнических, возрастных различий народов, подчас игнорируя эти различия, такое новое стремилось к утверждению своего превосходства не только угрозой применения и применением новейших вооружений в локальных войнах, но, прежде всего, экономическим давлением, силой денег; установлением контроля над средствами массовой информации, а в идеологической сфере – отстаиванием идеи глобализма, единой человеческой цивилизации. Последнее преследовало определенные политические цели, но «тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического кругозора».