Законник Стефана Душана. Распад Сербии
Самым значительным памятником сербского права являлся Законник Стефана Душана, который был принят в 1349 г.
В данном случае необходимо отметить, что кодификация Душана служила делу закрепления феодальных отношении. Данный сборник норм старинного сербского права способствовал преодолению языческой старины. Этот сборник законов не являлся детально регламентирующим все стороны общественной и государственной жизни. Его дополняли некоторые византийские своды законов. Хотя следует отметить, что во многих отношениях Законник относится к византийскому праву критически (например, запрещая залоги), а старые обычаи стремится либо устранить, либо реформировать.
Законник претерпевал значительные изменения. Так, в 1354 г. в него были внесены дополнения:
- запрещалось увеличение крестьянских повинностей;
- допускалась судебная защита крестьян (включая крепостных);
- усиливались наказания за сопротивление государству и помещикам.
Следует остановиться на регламентации Законником области уголовных правоотношений – около трети всех статей. Составители кодекса позаботились прежде всего о защите христианской религии против еще не изжитого язычества. Возвращение к последнему или переход в другую веру наказывается смертью. Среди государственных преступлений на первом месте измена и разбой. В борьбе с ними санкционируется наказание непричастных лиц, т. е. объективное вменение. В делах о государственной измене отвечают «брат за брата, отец за сына, родственник за родственника», т. е. все те, кто жил одним хозяйством с преступником. Сам же изменник наказывается смертью и конфискацией имущества. Круговой ответственностью связывает Законник членов задруги. Они должны или выдать виновного, или отвечать все вместе. И это относилось не только к разбою, но и к воровству, а также к другим преступлениям, например, к подделке монет. Широко применялись членовредительные наказания и штрафы, заимствованные из византийского права. Неуплата штрафа влекла за собой смертную казнь. Членовредительством распространялось на свободных крестьян – если они соберутся почему-либо без разрешения властей. Инициатива в уголовном преследовании за государственные и религиозные преступления принадлежит государству. В церковных судах Сербии царят инквизиционные формы судопроизводства. Государство воспринимает их при расследовании политических преступлений. Вместе с тем широко применяются старые формы ордалия. И вор, и разбойник должны «пройти через железо». Обвиняемый должен был вынуть из огня раскаленное железо и нести его в руках от церковных ворот до самого алтаря. Широко применяются свидетельские показания. Верили только самым первым показаниям, последующие не принимались во внимание. Рассмотрение дел велось, как правило, устно и гласно. Но при этом писался протокол, и судебное решение фиксировалось на бумаге.
Незадолго после смерти Стефана Душана Сербия стала быстро распадаться на уделы. Этим обстоятельством не замедлили воспользоваться нетерпеливо ждавшие своего часа турки-сельджуки. В сражении на Коссовом поле в 1389 г. сербы после героического сопротивления были разбиты турками. Захваченные земли были поделены на служебные наделы и розданы турецкому воинству. Управление Сербией было отдано в руки фанатичных и жестоких чиновников-мусульман. Население, презрительно именуемое стадом, должно было нести гнет налогов, а помимо того каждые пять лет отдавать завоевателям определенное число мальчиков. Турки воспитывали из них отборную часть своей гвардии – янычар. С покорением Сербии и Болгарии прекратилось на длительное время их самостоятельное государственное существование.